Исследовательский проект «Эта удивительная соль».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Шапошникова Светлана Анатольевна

Цель: изучить свойства соли, влияние её на различные вещества и предметы, выяснить - действительно ли соль необходима людям, и проверить некоторые свойства соли практическим путем.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МКДОУ Рождественский детский сад

Герасимов Иван, подготовительная группа, 6 лет

Руководитель проекта: воспитатель Шапошникова Светлана Анатольевна

Исследовательский проект «Эта удивительная соль».

1. Введение

Актуальность проекта заключается в том, чтобы узнавать и находить интересное и необычное рядом, казалось бы, очень знакомых, доступных и простых для изучения предметах.  Однажды я заболел, мама долго меня лечила и, доктор Ирина Петровна, посоветовала нам пойти на процедуры в соляную комнату. Я удивился, в какую такую соляную комнату? Когда мы пришли, мне было интересно, как там все оборудовано. С каждым посещением мне становилось легче дышать, мой кашель уменьшился. И тут я задумался, что же это за соль такая чудесная, без которой не обойтись в нашей жизни? Мне захотелось узнать, как можно больше о соли, у меня появилось другие вопросы, связанные с ее свойствами. Я обратился к своему воспитателю, Светлане Анатольевне, с этим вопросом.  

Цель: изучить свойства соли, влияние её на различные вещества и предметы, выяснить - действительно ли соль необходима людям, и проверить некоторые свойства соли практическим путем.

Задачи:

1.Узнать историю происхождения и добычи поваренной соли.

2.Узнать полезные свойства соли и способы применения её в нашей жизни.

3. Провести наблюдения за влиянием соли на различные вещества и тела.

4.Опытным путём определить некоторые свойства соли.

5. Найти различные и интересные способы практического применения соли.

6. Провести анализ полученных результатов, сделать выводы по теме исследования.

Методы исследования:

  1. сбор и анализ информации по данной теме;
  2. интервью с медсестрой;
  3.  наблюдение;
  4. сравнение;
  5.  эксперимент;
  6.  изучение и обобщение сведений и результатов;

2. Теоретическая часть

В давние времена соль ценилась дороже золота. Из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения, а иногда нехватка соли вызывала «соляные бунты». В прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы.

 Соль подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.

Восемь тысяч лет люди используют соль в пище. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль.

 Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.

В медицинском кабинете мы встретились с медсестрой нашего детского сада.  Она рассказала о том, что человек не может прожить без соли, точнее без натрия, из которого она состоит примерно на 40%. Натрий помогает поддерживать нормальное кровяное давление, работу нервной системы и мышц, а также регулирует баланс жидкости в организме. При его низком уровне в крови может возникнуть гипонатриемия — опасное состояние, которое вызывает отек мозга, кому и смерть. Но и повышенный уровень может угрожать здоровью. Соль ускоряет заживление ран, ожогов, помогает избежать простудных заболеваний и ускоряет лечение, предохраняет организм от вирусных инфекций.  

   

3. Практическая часть.

А какими же еще свойствами обладает соль?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе мы провели цикл опытов.

Опыт №1 «Соль хрустит»

Я насыпал в блюдечко соль и стал надавливать на неё сухой ложкой, после чего   услышал хрустящие звуки. Они очень похожи с ходьбой по снегу в морозный день.

Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.

Опыт №2 «Соль растворяется в воде»

Для опыта я взял прозрачный стакан с водой, насыпал соль в воду и стал наблюдать.

Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется

Опыт №3. «Влияние соли на плавучесть тел»

 Для проведения опыта я взял сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.

1. Положил сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустилось на дно стакана.

2. Добавил в воду несколько ложек соли.

3. Опустил яйцо в стакан с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды.

4. Если соединить жидкость этих двух стаканов, то яйцо окажется в середине стакана.

Вывод: Почему же так происходит? Светлана Анатольевна объяснила, что соль повышает плотность воды (плотность воды равна 1г/мл, а раствора соли от 1,0018 до 1,1972г/мл при 200С). Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Вот почему в солёной воде легче плавать.

Опыт №4.  «Лёд и соль»

Всем известно, что лёд образуется при температуре 00 С. А если к нему добавить соль? Я взял чашку с водой, поставил её в морозильную камеру. Когда вода замерзла, я посыпал лёд солью. Лед стал таять!  

Вывод: Лёд от соли тает, поэтому в состав веществ, которыми зимой обрабатывают дороги, входит соль и, растаявший с солью лёд понижает температуру, и это творит чудеса. Светлана Анатольевна помогла выяснить следующее: посыпая лед солью, получается пограничный слой, в котором смесь льда и соли начинает плавиться, потому что температура замерзания этого слоя ниже. В результате образуется пленка из водного раствора соли, что увеличивает площадь соприкосновения соли со льдом, пока весь лед не растопится, отобрав энергию у воздуха. По этой же причине (отбирания тепла на растопление) стоять на солевой каше холоднее, чем просто на льду.

 Опыт №5. «Металл и соль»

Для опыта понадобились гвоздь, стакан, вода и соль.

1. Приготовил соляной раствор.

2. Опустил гвоздь в соляной раствор, затем достал, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.

Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.

Опыт №6 «Выращивание кристаллов»

Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур. Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать. Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше. А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?

Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы

Опыт №7 «Лавовая лампа»

Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, для наглядности можно добавить пищевой краситель, большой прозрачный стакан или стеклянная банка. Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли. Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.

4. Вывод

Проведя данную работу, я узнал, что: история соли насчитывает не одну тысячу лет. Установлено, что 70 % всех мировых запасов соли образовалось в те времена, когда климат на Земле был умеренно теплым. Другими словами, все известные на Земле запасы соли могли образоваться в результате выпаривания ее из Мирового океана. В ходе исследовательской работы я узнал много интересного и познавательного: соль является важным элементом, обеспечивающим жизнедеятельность человека и животного мира. А также узнал, что соль – не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.  

Список   используемых источников:

1)        С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.

2)        Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М-2004.

3)        Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.

4)        Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.

5)        Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.

6)        Соль: истории и факты. http:// infomed. bx/articie/ 492.html

7)        Детская энциклопедия «Почемучка». - Москва, «Росмэн», 2005г.

Интернет-ресурсы:

Соль: история и факты- http://o-soli.ru/istoriya-soli/

Соль и виды соли - http://www.edka.ru/food/col-i-vidy-coli

10 видов соли  - https://www.youtube.com/watch?v=UVu2T987XEQ

Соль – друг или враг  - https://www.youtube.com/watch?v=unDhxeq_Nag

Лечим солью все болезни - https://www.youtube.com/watch?v=O1eYk1ZMLVM

  Веракса Н.Е., Галилов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (ФГТ) М-2012г.

Дьяченко О., Агаева Е. «Чего на свете не бывает?» М-1991г.

Дыбина О.В. «Я узнаю мир»,-М-2010г

Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003

Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», 2005

Пяткова Л.Н., Ушакова С.В. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности/ Издательство «Учитель», 2013

Пашкевич Т.Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ, Барнаул, 2009

Сикорук Л.Л. «Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

Исследовательская, поисковая  деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...

исследовательский проект "Эта удивительная соль"

исследовательский проект "Эта удивительная соль" в старшей группе ДОУ...

Исследовательский проект «Эта удивительная соль»

Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль", для детей старшего дошкольного возраста....

Исследовательский проект "Эта удивительная соль"

С внедрением ФГОС дошкольного образования из важнейших задач становится формирование творческой личности. человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Дети- пытливые исслед...

Исследовательский проект «Эта удивительная соль»

Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоян...

Исследовательский проект « Эта удивительная соль»

Дети – это маленькие почемучки, которые хотят все знать. Всё вокруг детей устроено удивительно и разнообразно. Каждый день  дети получают новые знания о живой и неживой природе, их взаимосв...

Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы

Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...