Исследовательский проект «Эта удивительная соль».
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Цель: изучить свойства соли, влияние её на различные вещества и предметы, выяснить - действительно ли соль необходима людям, и проверить некоторые свойства соли практическим путем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rabota_mkdou_rozhdestvenskiy_detskiy_sad_nominatsiya_1_gerasimov_ivan.docx | 23.26 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ Рождественский детский сад
Герасимов Иван, подготовительная группа, 6 лет
Руководитель проекта: воспитатель Шапошникова Светлана Анатольевна
Исследовательский проект «Эта удивительная соль».
1. Введение
Актуальность проекта заключается в том, чтобы узнавать и находить интересное и необычное рядом, казалось бы, очень знакомых, доступных и простых для изучения предметах. Однажды я заболел, мама долго меня лечила и, доктор Ирина Петровна, посоветовала нам пойти на процедуры в соляную комнату. Я удивился, в какую такую соляную комнату? Когда мы пришли, мне было интересно, как там все оборудовано. С каждым посещением мне становилось легче дышать, мой кашель уменьшился. И тут я задумался, что же это за соль такая чудесная, без которой не обойтись в нашей жизни? Мне захотелось узнать, как можно больше о соли, у меня появилось другие вопросы, связанные с ее свойствами. Я обратился к своему воспитателю, Светлане Анатольевне, с этим вопросом.
Цель: изучить свойства соли, влияние её на различные вещества и предметы, выяснить - действительно ли соль необходима людям, и проверить некоторые свойства соли практическим путем.
Задачи:
1.Узнать историю происхождения и добычи поваренной соли.
2.Узнать полезные свойства соли и способы применения её в нашей жизни.
3. Провести наблюдения за влиянием соли на различные вещества и тела.
4.Опытным путём определить некоторые свойства соли.
5. Найти различные и интересные способы практического применения соли.
6. Провести анализ полученных результатов, сделать выводы по теме исследования.
Методы исследования:
- сбор и анализ информации по данной теме;
- интервью с медсестрой;
- наблюдение;
- сравнение;
- эксперимент;
- изучение и обобщение сведений и результатов;
2. Теоретическая часть
В давние времена соль ценилась дороже золота. Из-за месторождений каменной соли происходили военные столкновения, а иногда нехватка соли вызывала «соляные бунты». В прошлом во многих странах соль служила существенным источником пополнения казны, была предметом торговли. В некоторых странах соль выполняла даже роль денежной единицы.
Соль подавали на стол в дорогих солонках, её берегли, экономили, хвастались ею: наличие соли на столе было признаком достатка и благополучия. Солью запасались на случай бедствий и ею расплачивались вместо денег.
Восемь тысяч лет люди используют соль в пище. В далёкие времена соль считалась драгоценностью и ценилась, как золото. Её хранили в особых ларцах, меняли на товары, даже на землю. По старинному славянскому обычаю, который сохранился и поныне, при встрече дорогих гостей торжественно подносят хлеб и обязательно соль.
Происхождение слова соль связано с Солнцем: старинное славянское название Солнца – Солонь. Соль – это символ дружбы. «Делить хлеб и соль» – значит дружить. Старая русская пословица «Без соли не проживёшь» справедлива и в наши дни. Соль есть на каждом столе, в каждом доме. Соль нужна для производства лекарств, бумаги, ткани, мыла, стекла и ещё многого другого. Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу, без многих удаётся обойтись, а без соли – нет.
В медицинском кабинете мы встретились с медсестрой нашего детского сада. Она рассказала о том, что человек не может прожить без соли, точнее без натрия, из которого она состоит примерно на 40%. Натрий помогает поддерживать нормальное кровяное давление, работу нервной системы и мышц, а также регулирует баланс жидкости в организме. При его низком уровне в крови может возникнуть гипонатриемия — опасное состояние, которое вызывает отек мозга, кому и смерть. Но и повышенный уровень может угрожать здоровью. Соль ускоряет заживление ран, ожогов, помогает избежать простудных заболеваний и ускоряет лечение, предохраняет организм от вирусных инфекций.
3. Практическая часть.
А какими же еще свойствами обладает соль?
Для того, чтобы разобраться в этом вопросе мы провели цикл опытов.
Опыт №1 «Соль хрустит»
Я насыпал в блюдечко соль и стал надавливать на неё сухой ложкой, после чего услышал хрустящие звуки. Они очень похожи с ходьбой по снегу в морозный день.
Вывод: Соль, как и снег состоит из кристаллов. Поэтому при надавливании ложкой на соль её кристаллы трутся друг о друга, и мы слышим хруст.
Опыт №2 «Соль растворяется в воде»
Для опыта я взял прозрачный стакан с водой, насыпал соль в воду и стал наблюдать.
Вывод: При взаимодействии с водой соль растворяется
Опыт №3. «Влияние соли на плавучесть тел»
Для проведения опыта я взял сырое яйцо, стакан с водой, несколько столовых ложек соли.
1. Положил сырое яйцо в стакан с чистой водопроводной водой - яйцо опустилось на дно стакана.
2. Добавил в воду несколько ложек соли.
3. Опустил яйцо в стакан с солёной водой - яйцо осталось плавать на поверхности воды.
4. Если соединить жидкость этих двух стаканов, то яйцо окажется в середине стакана.
Вывод: Почему же так происходит? Светлана Анатольевна объяснила, что соль повышает плотность воды (плотность воды равна 1г/мл, а раствора соли от 1,0018 до 1,1972г/мл при 200С). Чем больше соли в воде, тем сложнее в ней утонуть. В знаменитом Мертвом море вода настолько соленая, что человек без всяких усилий может лежать на ее поверхности, не боясь утонуть. Вот почему в солёной воде легче плавать.
Опыт №4. «Лёд и соль»
Всем известно, что лёд образуется при температуре 00 С. А если к нему добавить соль? Я взял чашку с водой, поставил её в морозильную камеру. Когда вода замерзла, я посыпал лёд солью. Лед стал таять!
Вывод: Лёд от соли тает, поэтому в состав веществ, которыми зимой обрабатывают дороги, входит соль и, растаявший с солью лёд понижает температуру, и это творит чудеса. Светлана Анатольевна помогла выяснить следующее: посыпая лед солью, получается пограничный слой, в котором смесь льда и соли начинает плавиться, потому что температура замерзания этого слоя ниже. В результате образуется пленка из водного раствора соли, что увеличивает площадь соприкосновения соли со льдом, пока весь лед не растопится, отобрав энергию у воздуха. По этой же причине (отбирания тепла на растопление) стоять на солевой каше холоднее, чем просто на льду.
Опыт №5. «Металл и соль»
Для опыта понадобились гвоздь, стакан, вода и соль.
1. Приготовил соляной раствор.
2. Опустил гвоздь в соляной раствор, затем достал, не вытирая воду. После того, как вода высохла, на гвозде стали заметны белые пятна, которые через сутки превратились в следы ржавчины, а она и разрушает металл.
Вывод: соль оставляет следы на металле, вызывая появление ржавчины, которая служит началом коррозии металлических поверхностей.
Опыт №6 «Выращивание кристаллов»
Кристалл - это твердая порода, состоящая из меленьких трехмерных фигур. Для опыта нам понадобились стакан соленой воды, нить, привязанная к карандашу. Поместили нить в стакан и стали наблюдать. Через 5 дней образовались кристаллы соли на нитке и карандаше. А что произойдет, если к одной нити привязать скрепку, а к другой – деревянную щепку?
Вывод: На нитке, к которой была привязана щепка, кристаллов образовалось больше. Это говорит о том, что чем более шероховатая поверхность, тем лучше на ней будут удерживаться, а значит и быстрее образовываться кристаллы
Опыт №7 «Лавовая лампа»
Нужны: Соль, вода, стакан растительного масла, для наглядности можно добавить пищевой краситель, большой прозрачный стакан или стеклянная банка. Опыт: Стакан на 2/3 наполнить водой, вылить в воду растительное масло. Масло будет плавать по поверхности. Добавить пищевой краситель к воде и маслу. Потом медленно всыпать 1 чайную ложку соли. Объяснение: Масло легче воды, поэтому плавает по поверхности, но соль тяжелее масла, поэтому, когда добавляете соль в стакан, масло вместе с солью начинает опускаться на дно. Когда соль распадается, она отпускает частицы масла и те поднимаются на поверхность.
4. Вывод
Проведя данную работу, я узнал, что: история соли насчитывает не одну тысячу лет. Установлено, что 70 % всех мировых запасов соли образовалось в те времена, когда климат на Земле был умеренно теплым. Другими словами, все известные на Земле запасы соли могли образоваться в результате выпаривания ее из Мирового океана. В ходе исследовательской работы я узнал много интересного и познавательного: соль является важным элементом, обеспечивающим жизнедеятельность человека и животного мира. А также узнал, что соль – не только вещество, необходимое человеку для жизнедеятельности, но и интересный материал для опытов, наблюдений и творчества.
Список используемых источников:
1) С. Николаева. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду: МОЗАИКА-СИНТЕЗ; Москва; 2010.
2) Дыбина О. В. «Неизведанное рядом: занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М-2004.
3) Энциклопедия «Все обо всем», М.: «Пресса», 1995.
4) Энциклопедия «Что такое? Кто такой?» Издательство «Педагогика», М. 2009.
5) Энциклопедия «Я узнаю мир», М.: АСТ «Астрем», 2009.
6) Соль: истории и факты. http:// infomed. bx/articie/ 492.html
7) Детская энциклопедия «Почемучка». - Москва, «Росмэн», 2005г.
Интернет-ресурсы:
Соль: история и факты- http://o-soli.ru/istoriya-soli/
Соль и виды соли - http://www.edka.ru/food/col-i-vidy-coli
10 видов соли - https://www.youtube.com/watch?v=UVu2T987XEQ
Соль – друг или враг - https://www.youtube.com/watch?v=unDhxeq_Nag
Лечим солью все болезни - https://www.youtube.com/watch?v=O1eYk1ZMLVM
Веракса Н.Е., Галилов О.Р. «Познавательно-исследовательская деятельность дошкольников» (ФГТ) М-2012г.
Дьяченко О., Агаева Е. «Чего на свете не бывает?» М-1991г.
Дыбина О.В. «Я узнаю мир»,-М-2010г
Куликовская И.Э., Совгир Н.Н. «Детское экспериментирование старшего дошкольного возраста» - М., Педагогическое общество России, 2003
Николаева С.Н. «Экологическое воспитание в детском саду», 2005
Пяткова Л.Н., Ушакова С.В. Инновационные процессы в современном дошкольном образовании: развитие интеллектуального потенциала и детской одаренности/ Издательство «Учитель», 2013
Пашкевич Т.Д. Таинства педагогического проектирования в ДОУ, Барнаул, 2009
Сикорук Л.Л. «Физика для малышей» Издательство «Кругозор»,Б.Н.П., 1996
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Исследовательский проект "Эта удивительная соль"
Исследовательская, поисковая деятельность - естественная детская деятельность, дети настроены на познание окружающего мира, они хотят его познать. Этот проект позволяет интегрировать сведения из...
исследовательский проект "Эта удивительная соль"
исследовательский проект "Эта удивительная соль" в старшей группе ДОУ...
Исследовательский проект «Эта удивительная соль»
Краткосрочный познавательно-исследовательский проект "Эта удивительная соль", для детей старшего дошкольного возраста....
Исследовательский проект "Эта удивительная соль"
С внедрением ФГОС дошкольного образования из важнейших задач становится формирование творческой личности. человек будущего должен быть созидателем, с активным творческим началом. Дети- пытливые исслед...
Исследовательский проект «Эта удивительная соль»
Большую роль в формировании общей направленности личности играет практическая деятельность. Ребенок по своей натуре – исследователь. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоян...
Исследовательский проект « Эта удивительная соль»
Дети – это маленькие почемучки, которые хотят все знать. Всё вокруг детей устроено удивительно и разнообразно. Каждый день дети получают новые знания о живой и неживой природе, их взаимосв...
Познавательно-исследовательский проект «Эта удивительная соль» для детей старшей группы «Непоседы
Ребёнок по своей натуре исследователь. Любознательность и стремление к экспериментированию с успехом проявляется в поисковой деятельности. Один из наиболее эффективных методов организации поисковой де...