методическая разработка "Альбом на липучках"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Альбом «Зимушка - зима» разработан в помощь воспитателям, родителям, способствует совершенствованию знаний детей о зимнем времени года, активизирует словарь по теме «зима», развивает мелкую моторику рук, связную речь, память, мышление. Помогает усваивать новую информацию и закрепить изученную тему в занимательно-игровой форме. В альбоме есть задания на логику, память, сообразительность, внимание, размышление и рассуждение. Расширяет и закрепляет знания детей не только по экологическому воспитанию, а также из других разделов программы. Дидактическое пособие Альбом «Зимушка - зима» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если его содержание пополнять и усложнять.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
методическая разработка "Альбом на липучках" | 960.12 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 117»
Дидактическое пособие
АЛЬБОМ НА ЛИПУЧКАХ «ЗИМУШКА – ЗИМА»
Автор - составитель: воспитатель
Алфёрова Елена Михайловна
Краснодар, 2023
СОДЕРЖАНИЕ
АННОТАЦИЯ | 3 |
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА | 3 |
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ | 4 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ | 7 |
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ | 8 |
ПРИЛОЖЕНИЕ | 9 |
Приложение 1 - Стихотворения о зиме | 9 |
Приложение 2 - Пословицы и поговорки о зиме | 12 |
Приложение 3 - Загадки | 13 |
Приложение 4 - Пальчиковые игры по теме «Зима» | 15 |
Приложение 5 - Интересные факты о зиме | 17 |
Приложение 6 – Дидактические игры | 22 |
Приложение 7 Материал для рассказывания по картинам | 28 |
Приложение 8 - Что можно рассказать детям о зиме | 32 |
Приложение 9 – Раскраски о зиме 34
АЛЬБОМ НА ЛИПУЧКАХ «ЗИМУШКА – ЗИМА»
АННОТАЦИЯ
Альбом «Зимушка - зима» разработан в помощь воспитателям, родителям, способствует совершенствованию знаний детей о зимнем времени года, активизирует словарь по теме «зима», развивает мелкую моторику рук, связную речь, память, мышление. Помогает усваивать новую информацию и закрепить изученную тему в занимательно-игровой форме. В альбоме есть задания на логику, память, сообразительность, внимание, размышление и рассуждение. Расширяет и закрепляет знания детей не только по экологическому воспитанию, а также из других разделов программы. Дидактическое пособие Альбом «Зимушка - зима» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если его содержание пополнять и усложнять.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. В наше время дети очень любознательны, но при всём при этом предметно – деятельностный подход остается приоритетным в их возрасте.
Использование данного альбома поможет быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это дидактическое пособие имеют яркое оформление, четкую структуру, где систематизирован материал, касающийся изучения данного времени года.
В совместной деятельности с детьми не раз будем обращаться к теме зимы в различных видах деятельности, наблюдая, играя, общаясь по увиденному и прочитанному на зимнюю тематику. Поэтому, собранный в альбоме «Зимушка – зима» материал будет как нельзя кстати.
Альбом «Зимушка – зима» – это самодельная книжка, выполненная из картона, цветной бумаги. На каждой странице альбома собран материал по теме зима; информация располагается на всем листе формата А-4, разного размера и конфигурации, что дополнительно повышает интерес ребенка к данному альбому.
Данный материал поможет ребенку понять, запомнить и повторить материал по теме «зима» в любое удобное время, самостоятельно либо в совместной непринужденной деятельности со взрослым или со сверстниками в группе в процессе свободного общения. Структура и содержание пособия «Зимушка – зима» доступны детям дошкольного возраста; он информативен, обладает дидактическими свойствами, обеспечивает исследовательскую, игровую, познавательную, и творческую активность воспитанников.
Цель: обобщение и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о зиме посредством использования альбома «Зимушка-зима».
Задачи:
Образовательные:
- систематизировать знания детей о зиме: приметах и явлениях зимы, зимних забавах;
- закреплять знания детей о птицах в зимний период;
- формировать умение рассматривать и составлять рассказы по картинам с зимней тематикой, поддерживать диалог;
- закреплять знания по математическому развитию дошкольников (количественный счет, геометрические фигуры).
- умение составлять рассказы по картинкам, формирование связной, объяснительной и доказательной речи, умения строить предложения.
Развивающие:
- способствовать развитию памяти, внимания, мышления через игры, загадки и упражнения;
- развивать у детей наблюдательность и познавательную активность;
- обогащать словарь детей, развивать у них связную речь.
Воспитательные:
- воспитывать доброжелательные отношения у детей в совместном общении;
- воспитывать у детей интерес и бережное отношение к живой и неживой природе в зимний период.
Новизна пособия: заключается в интеграции образовательных областей при обобщении и расширении знаний детей старшего дошкольного возраста о зиме посредством использования альбома «Зимушка-зима».
Одной из особенностей оригинального пособия являются разные форматы работы с материалами.
ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская
деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.
Создание Альбома, как разновидности лепбука – целенаправленная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач по определенной теме.
Алгоритм создания Альбома схож с этапами проектной деятельности:
целеполагание, планирование, практическая часть, подведение итогов.
Соответственно и реализация проходит в определенной последовательности:
1. Выбор темы и составление плана поиска новой информации. Информация, собранная в Альбоме, должна соответствовать определенной теме.
2. Изучение темы, подбор материалов, поиск информации, можно поискать в
Интернете.
3. Проработка макета альбома, сюда же входит и выбор оформления отдельных частей.
4. Оформление (изготовление) Альбома.
Весь материал, который ребенок может усвоить по определенной теме,
подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, стихов, игр.
Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Альбом получается ярким, красочным, а главное очень интересным. Такой альбом можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно. Альбом создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий, так как дает детям возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.
Работа с Альбомом отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя в
деятельность наравне с детьми, добровольное присоединение дошкольников
к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в
своем темпе).
Также любые дидактические средства обучения играют важную роль
в формировании образовательной среды — совокупности условий, в которых
происходит воспитание, обучение и развитие человека.
Если рассматривать данный Альбом как способ насыщения предметно-пространственной среды, то приходим к выводу что он соответствует требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде:
- информативен (в одной папке - альбоме можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);
- полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, используется одновременно группой детей);
- обладает дидактическими свойствами;
- является средством художественно-эстетического развития;
- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его части);
- его структура и содержания доступно детям дошкольного возраста;
- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех воспитанников.
По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста. Это игра, познание, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности ребенка.
От постоянного контакта с альбомом ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога или родителя – все происходит само-собой.
Альбом – итоговый результат по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий. Главное правило Альбомов: они не должны пылиться на полках «для красоты», их назначение – служить развитию детей, быть рядом и радовать своими возможностями.
Содержание альбома по теме «Зимушка - зима»
Для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста при решении задач образовательной области «Познавательное развитие» предположила, что данную тему можно интересно раскрыть при сочетании образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».
Изготовленное дидактическое пособие Альбом «Зимушка - зима» представляет собой интерактивную папку формата А-4, в которой собрана информация по данной теме.
- картинки — иллюстрации без текста (можно использовать для иллюстрации рассказов по теме, или в качестве основы при составлении детьми устных сочинений-описаний);
- дидактические игры и упражнения (материал для игр на липучках);
- пословицы, поговорки (представленные в приложении );
- шаблоны раскрасок;
- стихи детям о зиме (представленные в приложении ), которые используются в ходе проведения игр и как элемент привлечения внимания детей к игре;
- лабиринты и «дорожки»;
- физминутки;
- загадки, которые можно использовать в ходе игровой деятельности.
- Материал для составления рассказов по картинкам.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Реализация данного дидактического пособия способствовало расширению кругозора детей, закреплению и обобщению знаний по теме «Зима». Дети с удовольствием читают наизусть стихи о зиме, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, придумывают самостоятельно загадки.
Работа с Альбомом позволила разнообразить виды детской деятельности и повысила познавательный интерес у детей. Таким образом Альбом для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать, возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками.
Данное пособие можно давать родителям для работы с детьми и закрепления пройденных тем и возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада.
Альбом для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои
организаторские и творческие способности.
Таким образом, «Альбом» при обучении дошкольников по теме «Зима»
– это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Гатовская Д. А. Лэпбук, как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международная научная конференция - Пермь: Меркурий, 2015.- с. 162-164.
2. Консультация для педагогов: «Что такое лэпбук?». [Электронный ресурс] /
Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk
3. Лэпбук, как новейший способ систематизации знаний. [Электронный
ресурс] / Режим доступа: http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshijsposob-sistematizacii-znanij.html
4. Лэпбук, как часть предметно-пространственной развивающей среды в
детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetnoprostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html
5. Носова Е. Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №15 - с. 136-138.
6. Пироженко Т. «Лэпбук – «наколенная книга», Журнал «Дошкольное образование» - № 11 2014г. - № 5 2015 г.
Приложение 1
СТИХОТВОРЕНИЯ О ЗИМЕ
ИВАН НИКИТИН ВСТРЕЧА ЗИМЫ Здравствуй, гостья-зима! Просим милости к нам Песни севера петь По лесам и степям. Есть раздолье у нас - Где угодно гуляй; Строй мосты по рекам И ковры расстилай. Нам не стать привыкать - Пусть мороз твой трещит: Наша русская кровь На морозе горит! | АЛЕКСАНДР ПУШКИН Вот север, тучи нагоняя, Дохнул, завыл, - и вот сама Идёт волшебница зима! Пришла, рассыпалась; клоками Повисла на суках дубов, Легла волнистыми коврами Среди полей, вокруг холмов, Брега с недвижною рекою Сровняла пухлой пеленою. Блеснул мороз. И рады мы Проказам матушки зимы. |
НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ МОРОЗ-ВОЕВОДА (Отрывок) Не ветер бушует над бором, Не с гор побежали ручьи, Мороз-воевода дозором Обходит владенья свои. Глядит - хорошо ли метели Лесные тропы занесли И нет ли где трещины, щели, И нет ли где голой земли? | АФАНАСИЙ ФЕТ Чудная картина, Как ты мне родна: Белая равнина, Полная луна, Свет небес высоких, И блестящий снег, И саней далёких Одинокий бег. |
АФАНАСИЙ ФЕТ Мама! глянь-ка из окошка – Знать, вчера недаром кошка Умывала нос: Грязи нет, весь двор одело, Посветлело, побелело – Видно, есть мороз. Не колючий, светло-синий По ветвям развешен иней – Погляди хоть ты! Словно кто-то тороватый Свежей, белой, пухлой ватой Все убрал кусты. Уж теперь не будет спору: За салазки да и в гору Весело бежать! Правда, мама? Не откажешь, А сама, наверно, скажешь: “Ну, скорей гулять!” | АЛЕКСАНДР БЛОК ВЕТХАЯ ИЗБУШКА Ветхая избушка Вся в снегу стоит. Бабушка-старушка Из окна глядит. Внукам-шалунишкам По колено снег. Весел ребятишкам Быстрых санок бег ... Бегают, смеются, Лепят снежный дом, Звонко раздаются Голоса кругом ... В снежном доме будет Резвая игра. Пальчики застудят, По домам пора! Завтра выпьют чаю, Глянут из окна,Ан уж дом растаял, На дворе - весна! |
И. СУРИКОВ ЗИМА Белый снег, пушистый в воздухе кружится И на землю тихо падает, ложится. И под утро снегом поле побелело, Точно пеленою все его одело. Темный лес что шапкой принакрылся чудной И заснул под нею крепко, непробудно… | А. ПРОКОФЬЕВ СНЕГИРИ Выбегай поскорей Посмотреть на снегирей. Прилетели, прилетели, Стайку встретили метели! А Мороз-Красный Нос Им рябинки принес. Хорошо подсластил. Зимним вечером поздним Ярко-алые грозди. |
В. ЕГОРОВ СНЕГОВИК Давай, дружок, смелей, дружок Кати по снегу свой снежок. Он превратится в снежный ком, И станет ком снеговиком. Его улыбка так светла! Два глаза, шляпа, нос, метла. Но солнце припечет слегка – Увы! – и нет снеговика. | И. Мельничук ПЕРВЫЙ СНЕГ На деревья, на аллеи Снег летит муки белее, Легкий-легкий, чистый-чистый, Мягкий, хрупкий и пушистый. Снег в руке сжимаем И снежки кидаем. Первый снег – светлый снег, Как же радует он всех. |
*** Забралась зима повыше, Снега захватив мешок И теперь снежинки сыплет Словно белый порошок. Забросала крышу дома, Пересыпала дворы, Горки снежные слепила Для соседской детворы. Все украсила, все бело Под ногами снег скрипит, А Зима, закончив дело, Безмятежно в сквере спит. | *** Пушистые сугробы Насыпала зима, Скрывая нрав суровый, Ребячится она. Резвится и смеется На горке детвора. Ох, подожди, начнется Морозная пора! |
*** Волнуется Зимушка, Шепчет в тревоге: «Я здесь. Я пришла. Я уже на пороге. Стою, в белоснежные Кутаясь шали. Надеюсь, меня С нетерпением ждали». | *** Рукодельница зима Серебристой пряжей Ледяные кружева Из сосулек вяжет. Из снежинок нити вьёт. А под шубой снежной Для красавицы весны Шьёт наряд подснежный! |
САМУИЛ МАРШАК КРУГЛЫЙ ГОД. ЯНВАРЬ Открываем календарь - Начинается январь. В январе, в январе Много снегу во дворе. Снег – на крыше, на крылечке. Солнце в небе голубом. В нашем доме топят печки, В небо дым идет столбом. | ВЬЮГА-ЗАВИРУХА Всё белым-бело от пуха! Нет порядка во дворе. Крутит вьюга-завируха Белым снегом в декабре. Крутит, мутит, завывает, Стонет, охает, поёт! Снег в сугробы навивает, Погулять нам не даёт! |
И. ВАСИЛЕВСКИЙ СНЕГОПАД Снегопад, снегопад! Засыпает снегом сад, И болота, и луга, И речные берега, И тропинки горные, И поля просторные. Все кругом белым-бело, Все дороги замело. В белых ватниках дубки, Ели в белых платьицах. Рады зайцы-беляки: Легче будет прятаться. | Н. ГОНЧАРОВ СНЕЖИНКИ Белые снежинки, Легкие пушинки, Словно искорки горят На ладонях у ребят. И мгновенно тают, Но не улетают. А. ЛИПЕЦКИЙ СНЕЖИНКИ Снежинки пуховые, Веселые, живые! Вы кружитесь, мерцаете В молчании лесном И землю устилаете Блестящим серебром. |
Приложение 2
ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗИМЕ
Декабрь - год кончает, зиму начинает.
Солнце в декабре светит, да не греет.
В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.
Декабрь – шапка зимы
Январь - году начало, зиме – середина.
Январь – макушка зимы.
Месяц январь – зимы государь.
С января солнце на лето поворачивает, а зима на мороз.
Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца
В феврале два друга – мороз да вьюга.
В феврале зима с весной встретятся впервой.
Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.
Зима лето пугает, да всё равно тает.
Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
Январь — году начало, зиме середина.
Мороз и метели под февраль налетели.
Мороз не велик, да стоять не велит.
Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.
Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.
Береги нос в большой мороз.
В зимний холод всякий молод.
Два друга — мороз да вьюга.
Хороший снежок урожай сбережёт.
Первая пороша — не санный путь.
Спасибо, мороз, что снегу нанёс.
Снега надует - хлеба прибудет.
Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.
Не будет снега, не будет следа.
На печке не храбрись, а в поле не трусь.
В январе и горшок в печи замерзает.
В январе морозы злее, а налим живее.
В январе растет день - растет и холод.
Снег земле-кормилице - что теплый кожух
Приложение 3
ЗАГАДКИ
Кружит снег она вдоль улиц, Словно перья белых куриц Кружит снег она вдоль улиц, Словно перья белых куриц. Зимушки-зимы подруга, Северная гостья... (вьюга) | Змейкой вьются по земле, Воют жалостно в трубе, Засыпают снегом ели. Это — зимние... (метели) |
В зимний день на пруд легло Очень скользкое стекло. Нас в хоккей играть зовет Синий крепкий гладкий... (лед) | Снежный шарик сделать можно, Это ведь совсем не сложно! Лепим мы не пирожки: Для игры нужны... (снежки) |
Зацепилась за карниз, Головой свисает вниз Акробатка-крохотулька, Зимний леденец... (сосулька) | Мы его слепили ловко. Глазки есть и нос-морковка. Чуть тепло — заплачет вмиг И растает... (снеговик) |
Мы в морозный день с друзьями Снег из шланга поливали. Как появится ледок, Значит, все — готов... (каток) | Как лебёдушка кружится, По дорожке стелется, След собою заметает Снежная ... (Метелица) |
Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит Белым пледом лес укрыт, И медведь в берлоге спит. Снег, как белая кайма. Кто хозяйничал? (зима) | Во дворе замерзли лужи, Целый день поземка кружит, Стали белыми дома. Это к нам пришла... (Зима) |
Вот какие чудеса: Стали белыми леса, Берега озер и рек. Что случилось? Выпал... (снег) | Что за чудо-покрывало? Ночью все вдруг белым стало. Не видать дорог и рек — Их укрыл пушистый... (снег) |
С неба звездочки летят И на солнышке блестят. Точно в танце балеринки, Кружатся зимой... (снежинки) | Кто-то тучу, как перину, Разорвал наполовину Вниз посыпались пушинки — Серебристые... (снежинки) |
Разукрасил чародей Окна все в домах людей. Чьи узоры? — Вот вопрос. Их нарисовал... (мороз) | Подышал он на окно — Вмиг покрылось льдом оно. Даже веточки берез Инеем укрыл... (мороз) |
Снег на полях, Лёд на реках, Вьюга гуляет. Когда это бывает? (Зимой) | Растёт она вниз головою, Не летом растёт, а зимою. Но солнце её припечёт — Заплачет она и умрёт. (Сосулька) |
Тройка, тройка прилетела. Скакуны в той тройке белы. А в санях сидит царица — Белокоса, белолица. Как махнула рукавом — Всё покрылось серебром. (Зимние месяцы). Лес укрыла одеялом, (Зима) По двум полоскам на снегу (Лыжи) | Белая скатерть всё поле укрыла (Снег) Лепили дети во дворе (Снежки) Лошадки со шнурками (Коньки) Он пришёл – никто не видел, (Мороз) |
Приложение 4
ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»
Снежок Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному) Снежок Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному) Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками) Круглый, крепкий, (Чертим руками круг) Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую) И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком) | МАЛЕНЬКИЙ ЕГОРКА Маленький Егорка (Средним и указательным Топает по горке, пальцами правой руки «шагаем» по левой от кисти до плеча) Взял саночки, (Кулачек правой руки кладем на плечо) Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке! (скатываемся вниз как с горки) |
СНЕГОВИК Мы слепили снежный ком (Лепим двумя руками комок) Шляпу сделали на нем (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову) Нос приделали и вмиг (Приставляем кулачки к носу) Получился снеговик (Обрисовываем двумя руками фигуру снеговика) | ПРИШЛА ЗИМА Пришла зима. (Развести руки в стороны, показывая вокруг себя) Стало холодно. (Обхватить руками себя за плечи и поежиться) Ударили морозы. (Стукнуть правым кулаком по левой ладони) Реки покрылись льдом. (Вытянуть руки перед грудью и развести их в разные стороны) Пошел снег. (Руки поднять вверх, а затем плавными опускать их вниз) Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю, (Изобразить сугробы) На дома, (Соединить руки у себя над головой ) На деревья, (Изображаем руками деревья) На людей. (Положить руки себе на голову ) |
СНЕГ ПУШИСТЫЙ ЛЕГ НА ВЕТКИ Снег пушистый лег на ветки. (Изображаем руками деревья) И гулять бегут все детки. (Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки) Лепят бабу под окном, (Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим) Дружно катят снежный ком. (Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики») Лыжи, (Скользить по столу ладонями вперед-назад) Санки (Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад) И коньки (Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе) Мчатся наперегонки. |
Строитель
Копаю, копаю лопаткой снежок, Имитируем движения
Построю из снега домок-теремок. Над головой из ладошек делаем крышу
И окна, и двери я вырублю в нем, Ребром ладоней "вырубаем"
Почищу дорожки, посыплю песком. Имитируем движения
А зайке скажу: «Приходи ко мне жить! Одной рукой изображаем зайчика
Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!» Пожимаем свои руки
Ветер
Ветер тучу-мельницу
Крутит во весь дух, Крутим ручками, словно мельница
И на землю стелется
Белый-белый пух. Встряхиваем ладошки
Приложение 5
Данная информация может быть использована как педагогами, так и родителями в работе с дошкольниками по расширению и закреплению знаний о зиме.
ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЗИМЕ
Зима — это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:
снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.
Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.
В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.
В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) — на вершинах Скандинавских гор и Альп.
Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.
18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.
Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.
Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.
Зима — это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников.
ЧТО ТАКОЕ ЗИМА?
Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.
ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ ЗИМОЙ
ДЕКАБРЬ
ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ
Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.
Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.
В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.
С наступлением декабря связно много народных примет о погоде. Вот некоторые из них:
Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.
Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.
Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.
Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.
Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.
На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.
Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.
ЯНВАРЬ
ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЗИМНИЕ ПРИМЕТЫ О ПОГОДЕ
В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.
Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан — Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.
Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы.
Святки
Согласно народным приметам о погоде:
если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка Развивающий альбом «Игры на липучках»
Развивающий альбом «Игры на липучках»...
Учебно-методическое пособие для детей старшей группы « Крестики-нолики» ( на липучках)
Учебно-методическое пособие для детей старшей группы« Крестики-нолики» ( на липучках) Цель создания игры:Продолжать развивать у детей логическое мышлениеПриучать детей игр...
Методическая разработка: « Книжки - липучки».
Методическая разработка: « Книжки - липучки».Автор: Кривогина Мария Олеговна (21 ноября 2021)Организация: ГБОУ СОШ № 1 детск.ий сад «Умка» г. Нефтегорск..«Без игры ...
Методическая разработка " Игры на липучках".
Данная разработка предназначена для разных возрастных категорий.Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе так и на занятиях по развитию речи....
Методическое пособие «Дидактическое пособие на липучках» для детей раннего возраста
В комплекс входит набор сказок с игровыми полями, на фоне которых будут разыгрываться сказки и съёмными элементами (персонажами), которые крепятся с помощью липучек. Игры представляют собой мини...
Методическая разроботка.Дидактическая игра на липучках по экологии "Бережем планету"
Дидактическая игра на липучках по экологии "Бережем планету"Проблемы экологии побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот ...
Методическая разработка «Дидактические игры на липучках как форма обучения детей дошкольного возраста».
Развивающие «Игры на липучках» - дидактическое пособие для познавательного развития дошкольников.Задачи данного пособия:1. Развивать познавательную деятельность детей.2. Развивать зр...