методическая разработка "Альбом на липучках"
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)

Алферова Елена Михайловна

Альбом «Зимушка - зима» разработан в помощь воспитателям, родителям, способствует совершенствованию знаний детей о зимнем времени года, активизирует словарь по теме «зима», развивает мелкую моторику рук, связную речь, память, мышление. Помогает усваивать новую информацию и закрепить изученную тему в занимательно-игровой форме. В альбоме есть задания на логику, память, сообразительность, внимание, размышление и рассуждение. Расширяет и закрепляет знания детей не только по экологическому воспитанию, а также из других разделов программы. Дидактическое пособие Альбом «Зимушка - зима» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если его содержание пополнять и усложнять.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования г. Краснодар «Детский сад № 117»

Дидактическое пособие

АЛЬБОМ НА ЛИПУЧКАХ «ЗИМУШКА – ЗИМА»

Автор - составитель: воспитатель

           Алфёрова Елена Михайловна

Краснодар, 2023

СОДЕРЖАНИЕ

АННОТАЦИЯ

3

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

3

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

4

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

7

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

8

ПРИЛОЖЕНИЕ

9

Приложение 1 - Стихотворения о зиме                                                        

9

Приложение 2 - Пословицы и поговорки о зиме                                      

12

Приложение 3 - Загадки

13

Приложение 4 - Пальчиковые игры по теме «Зима»

15

Приложение 5 - Интересные факты о зиме

17

Приложение 6 – Дидактические игры

22

Приложение 7 Материал для рассказывания по картинам

28

Приложение 8 - Что можно рассказать детям о зиме

   32

Приложение 9 – Раскраски о зиме                                                                   34

АЛЬБОМ НА ЛИПУЧКАХ «ЗИМУШКА – ЗИМА»

 АННОТАЦИЯ

Альбом «Зимушка - зима» разработан в помощь воспитателям, родителям, способствует совершенствованию знаний детей о зимнем времени года, активизирует словарь по теме «зима», развивает мелкую моторику рук, связную речь, память, мышление. Помогает усваивать новую информацию и закрепить изученную тему в занимательно-игровой форме. В альбоме есть задания на логику, память, сообразительность, внимание, размышление и рассуждение. Расширяет и закрепляет знания детей не только по экологическому воспитанию, а также из других разделов программы. Дидактическое пособие Альбом «Зимушка - зима» предназначено для детей среднего и старшего дошкольного возраста, если его содержание пополнять и усложнять.

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

В связи с внедрением ФГОС дошкольного образования каждый педагог ищет новые подходы, идеи в своей педагогической деятельности. В наше время дети очень любознательны, но при всём при этом предметно – деятельностный подход остается приоритетным в их возрасте.

     Использование данного альбома поможет быстро и эффективно усвоить новую информацию и закрепить изученное в занимательно-игровой форме. Это дидактическое пособие имеют яркое оформление, четкую структуру, где систематизирован материал, касающийся изучения данного времени года.

В совместной деятельности с детьми не раз будем обращаться к теме зимы в различных видах деятельности, наблюдая, играя, общаясь по увиденному и прочитанному на зимнюю тематику. Поэтому, собранный в альбоме «Зимушка – зима» материал будет как нельзя кстати.

Альбом «Зимушка – зима» – это самодельная книжка, выполненная из картона, цветной бумаги. На каждой странице альбома собран материал по теме зима; информация располагается на всем листе формата А-4, разного размера и конфигурации, что дополнительно повышает интерес ребенка к данному альбому.

     Данный материал поможет ребенку понять, запомнить и повторить материал по теме «зима» в любое удобное время, самостоятельно либо в совместной непринужденной деятельности со взрослым или со сверстниками в группе в процессе свободного общения. Структура и содержание пособия «Зимушка – зима» доступны детям дошкольного возраста; он информативен, обладает дидактическими свойствами, обеспечивает исследовательскую, игровую, познавательную, и творческую активность воспитанников.

Цель: обобщение и расширение знаний детей старшего дошкольного возраста о зиме посредством использования альбома «Зимушка-зима».

Задачи:

Образовательные:

- систематизировать знания детей о зиме: приметах и явлениях зимы, зимних забавах;

- закреплять знания детей о птицах в зимний период;

- формировать умение рассматривать и составлять рассказы по картинам с зимней тематикой, поддерживать диалог;

- закреплять знания по математическому развитию дошкольников (количественный счет, геометрические фигуры).

- умение составлять рассказы по картинкам, формирование связной, объяснительной и доказательной речи, умения строить предложения.

Развивающие: 

- способствовать развитию памяти, внимания, мышления через игры, загадки и упражнения;

- развивать у детей наблюдательность и познавательную активность;

- обогащать словарь детей, развивать у них связную речь.

Воспитательные:

- воспитывать доброжелательные отношения у детей в совместном общении;

- воспитывать у детей интерес и бережное отношение к живой и неживой природе в зимний период.  

Новизна пособия: заключается в интеграции образовательных областей при обобщении и расширении знаний детей старшего дошкольного возраста о зиме посредством использования альбома «Зимушка-зима».

Одной из особенностей оригинального пособия являются разные форматы работы с материалами.

ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ

К старшему дошкольному возрасту познавательно-исследовательская

деятельность входит в особую деятельность ребенка со своими познавательными мотивами, осознанным намерением понять, как устроены  вещи, узнать новое о мире, упорядочить свои представления о какой-либо сфере жизни.

Создание Альбома, как разновидности лепбука – целенаправленная деятельность для решения поисковых, исследовательских, практических задач по определенной теме.

Алгоритм создания Альбома схож с этапами проектной деятельности:

целеполагание, планирование, практическая часть, подведение итогов.

Соответственно и реализация проходит в определенной последовательности:

1. Выбор темы и составление плана поиска новой информации. Информация, собранная в Альбоме, должна соответствовать определенной теме.

2. Изучение темы, подбор материалов, поиск информации, можно поискать в

Интернете.

3. Проработка макета альбома, сюда же входит и выбор оформления отдельных частей.

4. Оформление (изготовление) Альбома.

Весь материал, который ребенок может усвоить по определенной теме,

подается в виде рисунков, небольших текстов, схем, стихов, игр.

Рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы, которые выбираются исходя из потребностей и интересов детей. Альбом получается ярким, красочным, а главное очень интересным. Такой альбом можно пересматривать многократно и всегда это будет увлекательно. Альбом создается не за один раз, а собирается в течение изучения целой темы. Это отличное средство для закрепления пройденного материала. Его можно использовать для любых образовательных занятий, так как дает детям возможность синтезировать полученные знания, развивать творческие способности и коммуникативные навыки.

Работа с Альбомом отвечает основным тезисам организации  партнерской деятельности взрослого с детьми, включенность воспитателя в

деятельность наравне с детьми, добровольное присоединение дошкольников

к деятельности, свободное общение и перемещение детей во время деятельности, открытый временной конец деятельности (каждый работает в

своем темпе).

Также любые дидактические средства обучения играют важную роль

в формировании образовательной среды — совокупности условий, в которых

происходит воспитание, обучение и развитие человека.

Если рассматривать данный Альбом как способ насыщения предметно-пространственной среды, то приходим к выводу что он соответствует требованиям ФГОС ДО к предметно-пространственной среде:

- информативен (в одной папке - альбоме можно разместить достаточно много информации по определенной теме, а не подбирать различный дидактический материал);

- полифункционален (способствует развитию творчества, воображения, используется одновременно группой детей);

- обладает дидактическими свойствами;

- является средством художественно-эстетического развития;

- вариативен (есть несколько вариантов использования каждой его  части);

- его структура и содержания доступно детям дошкольного возраста;

- обеспечивает игровую, познавательную, исследовательскую и  творческую активность всех воспитанников.

По своей структуре и содержанию он доступен детям дошкольного возраста. Это игра, познание, повторение и закрепление изученного, систематизация знаний и просто интересный вид деятельности ребенка.

От постоянного контакта с альбомом ребенок усваивает материал просто великолепно и без всяких усилий. Причем, без усилий, как со стороны ребенка, так и со стороны педагога или родителя – все происходит само-собой.

Альбом – итоговый результат по той или иной теме. Его изготовлению предшествуют тематические занятия и игры, обсуждение сложных вопросов, выполнение заданий.  Главное правило Альбомов: они не должны пылиться на полках «для красоты», их назначение – служить развитию детей, быть рядом и радовать своими возможностями.

Содержание альбома по теме «Зимушка - зима» 

Для развивающих занятий с детьми дошкольного возраста при решении задач образовательной области «Познавательное развитие» предположила, что данную тему можно интересно раскрыть при сочетании образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие» и «Физическое развитие».

Изготовленное дидактическое пособие Альбом «Зимушка - зима» представляет собой интерактивную папку формата А-4, в которой собрана информация по данной теме.

  • картинки — иллюстрации без текста (можно использовать для иллюстрации рассказов по теме, или в качестве основы при составлении детьми устных сочинений-описаний);
  • дидактические игры и упражнения (материал для игр на липучках);
  • пословицы, поговорки (представленные в приложении );
  • шаблоны раскрасок;
  • стихи детям о зиме (представленные в приложении ), которые используются в ходе проведения игр и как элемент привлечения внимания детей к игре;
  • лабиринты  и «дорожки»;
  • физминутки;
  • загадки, которые можно использовать в ходе игровой деятельности.
  • Материал для составления рассказов по картинкам.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Реализация данного дидактического пособия способствовало расширению кругозора детей, закреплению и обобщению знаний по теме «Зима». Дети с удовольствием читают наизусть стихи о зиме, рассуждают над смыслом поговорок и пословиц, придумывают самостоятельно загадки.

Работа с Альбомом позволила разнообразить виды детской деятельности и повысила познавательный интерес у детей. Таким образом Альбом для детей – яркая, красочная, «загадочная» книжка, хранящая в себе множество секретов и тайн, которую хочется рассматривать и изучать,  возвращаться вновь и вновь к её содержимому, побуждающая к активному  речевому и коммуникативному взаимодействию со взрослым и ровесниками.

Данное пособие можно давать родителям для работы с детьми и закрепления пройденных тем и возможность полезно и увлекательно провести время со своим ребенком, организовать активное общение, возможность узнать интересы и потенциал ребёнка, проявить творчество, поучаствовать в жизни детского сада.

Альбом для воспитателей – интерактивное обучающее средство, позволяющее организовать активную речевую, коммуникативную, познавательную деятельность воспитанников, осуществляя дифференцированный подход; отличный способ преподнесения и последующего закрепления материала, предмет для выстраивания коммуникативных связей с детьми и родителями, возможность раскрыть свои

организаторские и творческие способности.

Таким образом, «Альбом» при обучении дошкольников по теме «Зима»

– это средство индивидуализации дошкольного образования, сотрудничества детей и взрослых, признания ребенка полноценным участником образовательных отношений, поддержки инициативы детей в различных видах деятельности.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Гатовская Д. А. Лэпбук, как средство обучения в условиях ФГОС // Проблемы и перспективы развития образования: материалы VI Международная научная конференция - Пермь: Меркурий, 2015.- с. 162-164.

2. Консультация для педагогов: «Что такое лэпбук?». [Электронный ресурс] /

Режим доступа: http://nsportal.ru/detskiysad/raznoe/2015/10/04/konsultatsiya-dlya-pedagogov-chto-takoe-lepbuk

3. Лэпбук, как новейший способ систематизации знаний. [Электронный

ресурс] / Режим доступа: http://active-mama.com/lepbuk-kak-novejshijsposob-sistematizacii-znanij.html

4. Лэпбук, как часть предметно-пространственной развивающей среды в

детском саду. [Электронный ресурс] / Режим доступа: http://www.maam.ru/detskijsad/lyepbuk-kak-chast-predmetnoprostranstvenoi-razvivayuschei-sredy-v-detskom-sadu.html

5. Носова Е. Ю., Федорова Т. В. Использование тематической папки (лэпбук) в организации образовательной деятельности детей дошкольного возраста // Молодой ученый. - 2017. - №15 - с. 136-138.

6. Пироженко Т. «Лэпбук – «наколенная книга», Журнал «Дошкольное  образование» - № 11 2014г. - № 5 2015 г.

Приложение 1  

СТИХОТВОРЕНИЯ О ЗИМЕ

ИВАН НИКИТИН

ВСТРЕЧА ЗИМЫ

Здравствуй, гостья-зима!

Просим милости к нам

Песни севера петь

По лесам и степям.

Есть раздолье у нас -

Где угодно гуляй;

Строй мосты по рекам

И ковры расстилай.

Нам не стать привыкать -

Пусть мороз твой трещит:

Наша русская кровь

На морозе горит!

АЛЕКСАНДР ПУШКИН

Вот север, тучи нагоняя,

Дохнул, завыл, - и вот сама

Идёт волшебница зима!

Пришла, рассыпалась; клоками

Повисла на суках дубов,

Легла волнистыми коврами

Среди полей, вокруг холмов,

Брега с недвижною рекою

Сровняла пухлой пеленою.

Блеснул мороз. И рады мы

Проказам матушки зимы.

НИКОЛАЙ НЕКРАСОВ

МОРОЗ-ВОЕВОДА

(Отрывок)

Не ветер бушует над бором,

Не с гор побежали ручьи,

Мороз-воевода дозором

Обходит владенья свои.

Глядит - хорошо ли метели

Лесные тропы занесли

И нет ли где трещины, щели,

И нет ли где голой земли?

АФАНАСИЙ ФЕТ

Чудная картина,

Как ты мне родна:

Белая равнина,

Полная луна,

Свет небес высоких,

И блестящий снег,

И саней далёких

Одинокий бег.

АФАНАСИЙ ФЕТ

Мама! глянь-ка из окошка –

Знать, вчера недаром кошка

Умывала нос:

Грязи нет, весь двор одело,

Посветлело, побелело –

Видно, есть мороз.

Не колючий, светло-синий

По ветвям развешен иней –

Погляди хоть ты!

Словно кто-то тороватый

Свежей, белой, пухлой ватой

Все убрал кусты.

Уж теперь не будет спору:

За салазки да и в гору

Весело бежать!

Правда, мама? Не откажешь,

А сама, наверно, скажешь:

“Ну, скорей гулять!”

АЛЕКСАНДР БЛОК

ВЕТХАЯ ИЗБУШКА

Ветхая избушка

Вся в снегу стоит.

Бабушка-старушка

Из окна глядит.

Внукам-шалунишкам

По колено снег.

Весел ребятишкам

Быстрых санок бег ...

Бегают, смеются,

Лепят снежный дом,

Звонко раздаются

Голоса кругом ...

В снежном доме будет

Резвая игра.

Пальчики застудят,

По домам пора!

Завтра выпьют чаю,

Глянут из окна,Ан

уж дом растаял,

На дворе - весна!

И. СУРИКОВ

ЗИМА

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

А. ПРОКОФЬЕВ

СНЕГИРИ

Выбегай поскорей

Посмотреть на снегирей.

Прилетели, прилетели,

Стайку встретили метели!

А Мороз-Красный Нос

Им рябинки принес.

Хорошо подсластил.

Зимним вечером поздним

Ярко-алые грозди.

В. ЕГОРОВ

СНЕГОВИК

Давай, дружок, смелей, дружок

Кати по снегу свой снежок.

Он превратится в снежный ком,

И станет ком снеговиком.

Его улыбка так светла!

Два глаза, шляпа, нос, метла.

Но солнце припечет слегка –

Увы! – и нет снеговика.

И. Мельничук

ПЕРВЫЙ СНЕГ

На деревья, на аллеи

Снег летит муки белее,

Легкий-легкий, чистый-чистый,

Мягкий, хрупкий и пушистый.

Снег в руке сжимаем

И снежки кидаем.

Первый снег – светлый снег,

Как же радует он всех.

***

Забралась зима повыше,

Снега захватив мешок

И теперь снежинки сыплет

Словно белый порошок.

Забросала крышу дома,

Пересыпала дворы,

Горки снежные слепила

Для соседской детворы.

Все украсила, все бело

Под ногами снег скрипит,

А Зима, закончив дело,

Безмятежно в сквере спит.

***

Пушистые сугробы

Насыпала зима,

Скрывая нрав суровый,

Ребячится она.

Резвится и смеется

На горке детвора.

Ох, подожди, начнется

Морозная пора!

        ***

Волнуется Зимушка,

Шепчет в тревоге:

«Я здесь. Я пришла.

Я уже на пороге.

Стою, в белоснежные

Кутаясь шали.

Надеюсь, меня

С нетерпением ждали».

        ***

Рукодельница зима

Серебристой пряжей

Ледяные кружева

Из сосулек вяжет.

Из снежинок нити вьёт.

А под шубой снежной

Для красавицы весны

Шьёт наряд подснежный!

        САМУИЛ МАРШАК

КРУГЛЫЙ ГОД. ЯНВАРЬ

Открываем календарь -

Начинается январь.

В январе, в январе

Много снегу во дворе.

Снег – на крыше, на крылечке.

Солнце в небе голубом.

В нашем доме топят печки,

В небо дым идет столбом.

ВЬЮГА-ЗАВИРУХА

Всё белым-бело от пуха!

Нет порядка во дворе.

Крутит вьюга-завируха

Белым снегом в декабре.

Крутит, мутит, завывает,

Стонет, охает, поёт!

Снег в сугробы навивает,

Погулять нам не даёт!

И. ВАСИЛЕВСКИЙ

СНЕГОПАД

Снегопад, снегопад!

Засыпает снегом сад,

И болота, и луга,

И речные берега,

И тропинки горные,

И поля просторные.

Все кругом белым-бело,

Все дороги замело.

В белых ватниках дубки,

Ели в белых платьицах.

Рады зайцы-беляки:

Легче будет прятаться.

Н. ГОНЧАРОВ

СНЕЖИНКИ

Белые снежинки,

Легкие пушинки,

Словно искорки горят

На ладонях у ребят.

И мгновенно тают,

Но не улетают.

А. ЛИПЕЦКИЙ

СНЕЖИНКИ

Снежинки пуховые,

Веселые, живые!

Вы кружитесь, мерцаете

В молчании лесном

И землю устилаете

Блестящим серебром.

Приложение 2  

ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЗИМЕ

Декабрь - год кончает, зиму начинает.

Солнце в декабре светит, да не греет.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

Декабрь – шапка зимы

Январь - году начало, зиме – середина.

Январь – макушка зимы.

Месяц январь – зимы государь.

С января солнце на лето поворачивает, а зима на мороз.

Февраль – месяц снегопадов, злых вьюг и первого тёплого солнца

В феврале два друга – мороз да вьюга.

В феврале зима с весной встретятся впервой.

Февраль месяц лютый, спрашивает, как обутый.

Зима лето пугает, да всё равно тает.

Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

Январь — году начало, зиме середина.

Мороз и метели под февраль налетели.

Мороз не велик, да стоять не велит.

Мороз ленивого за нос хватает, а перед проворным шапку снимает.

Как мороз ни скрипуч, да не больно жгуч.

Береги нос в большой мороз.

В зимний холод всякий молод.

Два друга — мороз да вьюга.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Первая пороша — не санный путь.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Снега надует - хлеба прибудет.

Не страшен мороз, когда укрыт тепло нос.

Не будет снега, не будет следа.

На печке не храбрись, а в поле не трусь.

В январе и горшок в печи замерзает.

В январе морозы злее, а налим живее.

В январе растет день - растет и холод.

Снег земле-кормилице - что теплый кожух

Приложение 3

ЗАГАДКИ

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц

Кружит снег она вдоль улиц,

Словно перья белых куриц.

Зимушки-зимы подруга,

Северная гостья...

(вьюга) Метель и вьюга - 61 фото

Змейкой вьются по земле,

Воют жалостно в трубе,

Засыпают снегом ели.

Это — зимние...

(метели)

Снежная буря акварель

В зимний день на пруд легло

Очень скользкое стекло.

Нас в хоккей играть зовет

Синий крепкий гладкий...

(лед) Картинки Осторожно тонкий лед для детей в доу (39 шт.) - #9063

Снежный шарик сделать можно,

Это ведь совсем не сложно!

Лепим мы не пирожки: 

Для игры нужны... 

(снежки) Мальчик играет в снежки Зима и зимние снежные дни Мальчик ...

Зацепилась за карниз,

Головой свисает вниз

Акробатка-крохотулька,

Зимний леденец...

(сосулька) Врачи рассказали, почему опасно сосать сосульки

Мы его слепили ловко.

Глазки есть и нос-морковка.

Чуть тепло — заплачет вмиг

И растает...

(снеговик) Снеговики — раскраски для детей скачать онлайн бесплатно

Мы в морозный день с друзьями

Снег из шланга поливали.

Как появится ледок,

Значит, все — готов...

(каток) 

Как лебёдушка кружится,

По дорожке стелется,

След собою заметает

Снежная ...

(Метелица)

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит

Белым пледом лес укрыт,

И медведь в берлоге спит.

Снег, как белая кайма.

Кто хозяйничал?

(зима)

Во дворе замерзли лужи,

Целый день поземка кружит,

Стали белыми дома.

Это к нам пришла...

(Зима)

Вот какие чудеса:

Стали белыми леса,

Берега озер и рек.

Что случилось? Выпал...

(снег)

Что за чудо-покрывало?

Ночью все вдруг белым стало.

Не видать дорог и рек —

Их укрыл пушистый...

(снег)

С неба звездочки летят

И на солнышке блестят.

Точно в танце балеринки,

Кружатся зимой...

(снежинки)

Кто-то тучу, как перину,

Разорвал наполовину

Вниз посыпались пушинки —

Серебристые...

(снежинки)

Разукрасил чародей

Окна все в домах людей.

Чьи узоры? — Вот вопрос.

Их нарисовал...

(мороз)

Подышал он на окно —

Вмиг покрылось льдом оно.

Даже веточки берез

Инеем укрыл...

(мороз)

Снег на полях,

Лёд на реках,

Вьюга гуляет.

Когда это бывает?

(Зимой)

Растёт она вниз головою,

Не летом растёт, а зимою.

Но солнце её припечёт —

Заплачет она и умрёт.

(Сосулька)

Тройка, тройка прилетела.

Скакуны в той тройке белы.

А в санях сидит царица —

Белокоса, белолица.

Как махнула рукавом —

Всё покрылось серебром.

(Зимние месяцы).

Лес укрыла одеялом,
Льдом озера заковала,
Застудила все дома,
Это к нам пришла…

 (Зима)

По двум полоскам на снегу
На деревяшках я бегу.
С горы стремительно скользят,
Ух, тормозить-то не хотят!

(Лыжи)

Белая скатерть всё поле укрыла (Снег)

Лепили дети во дворе
Ни куличи, не пирожки.
А прям из снега на горе
Холодные …

(Снежки)

Лошадки со шнурками
Зимою тут как тут.
Серебряными стрелами
Меня по льду несут.

(Коньки)

Он пришёл – никто не видел,
Треснул он – никто не слышал.
Дунул в окна и исчез,
А на окнах вырос лес.

(Мороз)

Приложение 4

ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ ПО ТЕМЕ «ЗИМА»

Снежок Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Снежок

Раз, два, три, четыре, (Загибаем пальчики по одному)

Мы с тобой снежок лепили, («Лепим» двумя руками)

Круглый, крепкий, (Чертим руками круг)

Очень гладкий, (Одной рукой гладим другую)

И совсем, совсем не сладкий. (Грозим пальчиком)

МАЛЕНЬКИЙ ЕГОРКА

Маленький Егорка (Средним и указательным

Топает по горке, пальцами правой руки

«шагаем» по левой от кисти до

плеча)

Взял саночки, (Кулачек правой руки кладем на плечо)

Вжи-и-и-ик, поехал к мамочке! (скатываемся вниз как с горки)

СНЕГОВИК

Мы слепили снежный ком (Лепим двумя руками комок)

Шляпу сделали на нем (Соединяем руки в кольцо и кладем на голову)

Нос приделали и вмиг (Приставляем

кулачки к носу)

Получился снеговик (Обрисовываем

двумя руками фигуру снеговика)

ПРИШЛА ЗИМА

Пришла зима. (Развести руки в стороны, показывая

вокруг себя)

Стало холодно. (Обхватить руками себя за плечи и

поежиться)

Ударили морозы. (Стукнуть правым кулаком по левой

ладони)

Реки покрылись льдом. (Вытянуть руки перед грудью и

развести их в разные стороны)

Пошел снег. (Руки поднять вверх, а затем плавными

опускать их вниз) Он падал белыми пушистыми хлопьями на землю,

(Изобразить сугробы)

На дома, (Соединить руки у себя над головой )

На деревья, (Изображаем руками деревья)

На людей. (Положить руки себе на голову )

СНЕГ ПУШИСТЫЙ ЛЕГ НА ВЕТКИ

Снег пушистый лег на ветки. (Изображаем руками деревья)

И гулять бегут все детки.

(Указательный и средний пальцы обеих рук «бегут» по столу, как ножки)

Лепят бабу под окном,

(Делаем «колечки» правой и левой рукой и устанавливаем их одно над другим)

Дружно катят снежный ком.

(Соединяем кончики пальцев рук так, чтобы получились «шарики»)

Лыжи,

(Скользить по столу ладонями вперед-назад)

Санки

(Ладони положить на стол вплотную друг к другу и совершать синхронные движения вперед-назад)

И коньки

(Ладони поставить на ребро и скользить ими вперед-назад по столу в противофазе)

Мчатся наперегонки.

Строитель

Копаю, копаю лопаткой снежок,                              Имитируем движения

Построю из снега домок-теремок.                        Над головой из ладошек делаем крышу

И окна, и двери я вырублю в нем,                             Ребром ладоней "вырубаем"

Почищу дорожки, посыплю песком.                            Имитируем движения

А зайке скажу: «Приходи ко мне жить!                  Одной рукой изображаем зайчика

Мы будем, зайчишка, с тобою дружить!»                    Пожимаем свои руки

Ветер

Ветер тучу-мельницу

Крутит во весь дух,                              Крутим ручками, словно мельница 

И на землю стелется

Белый-белый пух.                                           Встряхиваем ладошки 

Приложение 5

Данная информация может быть использована как педагогами, так и родителями в работе с дошкольниками по расширению и закреплению знаний о зиме. 

ИНТЕРЕСНЫЕ ФАКТЫ О ЗИМЕ

Зима — это не только красивое время года, но еще и очень необычное. Она как большая загадка, которую только предстоит разгадать. Например:

снег представляет собой настоящее произведение искусства и в мире нет двух одинаковых снежинок.

Снежинки на 95 % состоят их воздуха, поэтому они так медленно опускаются на землю.

В Антарктиде можно встретить снег фиолетового, розового или красного цвета.

В разных странах и частях света лед имеет разную температуру. Например, самый холодный лед находится в антарктических ледниках и достигает -60 градусов по Цельсию, а самый теплый (0 градусов) — на вершинах Скандинавских гор и Альп.

Больше половины жителей Земли вообще никогда не видели настоящего снега.

18 февраля 1979 года в пустыне Сахара было зарегистрировано выпадение снега, а ведь это одно из самых жарких мест на планете.

Насладиться самой теплой зимой можно в Северном Судане. Там в это время года температура редко опускается ниже +40 градусов.

Одним из наиболее холодных и непригодных для жизни мест является Антарктида. Зимой температура воздуха там в среднем составляет -70 градусов. А на станции Восток, которая расположена на Антарктиде, была зарегистрирована температура -89.2 градуса.

Зима — это прекрасное и сказочное время года, когда несмотря на короткий день и морозный воздух жизнь не замирает, а наполняется новым светом и звучанием. Бесконечно радуют глаз белоснежное покрывало снега и искрящиеся на солнце снежинки, неповторимые узоры на стекле и ледяная корка, сковывающая реки и озера. Колючий мороз, любовно треплющий за щеки, напоминает о том, сколько игр на свежем воздухе таит это время года и заставляет замереть в предвкушении новогодних праздников.

ЧТО ТАКОЕ ЗИМА?

Когда заканчивают осыпаться последние разноцветные листья и окутывают землю своим пестрым ковром, а серые дождевые капли уступают место зябкому холоду и первым искрящимся снежинкам, в свои права вступает зима. Она царствует целых три месяца: робкий морозный декабрь, снежный и праздничный январь и, конечно, знаменитый своими суровыми холодами февраль. Зимой природа сладко спит, укутанная снежным покрывалом и успокоенная нестройным, но мелодичным напевом вьюги. Однако, это захватывающее время года заявляет о себе не только пышной шапкой белоснежных сугробов и свисающими с крыш домов прозрачными сосульками, но и температурой, не поднимающейся выше нуля градусов по Цельсию, и, заставляющей зябко кутаться в теплые одежды.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРИРОДЕ ЗИМОЙ

ДЕКАБРЬ

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ

Декабрь, знаменующий собой приход зимы, в отличие он мягкого осеннего ноября, уже очень редко балует природу своими оттепелями. Он бережно и постепенно готовит к наступлению холодов и морозов, понижая температурный столбик на градуснике и укутывая все вокруг теплым снежным покрывалом. Благодаря такой заботе, многие мелкие животные и растения могут пережить грядущие холода, ведь под снегом теплее, чем снаружи. Искрящиеся сугробы часто достигают 30 см и уже не сдаются на милость робким солнечным лучам. Чем ниже температура воздуха, тем жёстче снег и тем звучнее становится его мелодичный хруст.

Постепенно день начинает сдавать свои позиции, а холодные декабрьские ночи становятся все длиннее. Уже начинают показывать свой суровый характер непродолжительные морозы и тонкая корка льда сковывает движение извилистых рек. Иногда декабрь балует небольшими оттепелями и приятным повышением температуры, но может напомнить о себе резкими заморозками, а арктические ветры постепенно приносят все больше холода и свежести.        

В северном полушарии ночь на 22 декабря – самая длинная в году, а день 22 декабря - самый короткий в году. В день зимнего солнцестояния 22 декабря солнце поднимается на наименьшую высоту над горизонтом за весь год.

С наступлением декабря связно много народных примет о погоде. Вот некоторые из них:

Если в декабре небо пасмурное и тучи висят низко, значит, стоит ждать в следующем году большого урожая.

Если в этом месяце часто гремит гром, то в январе будут очень сильные морозы.

Отсутствие дождей, говорит о том, что весна и лето тоже будут сухими.

Много снега, инея и промерзшая земля знаменуют хороший урожай осенью.

Если снегири прилетели в этом месяце, то зима будет с морозами.

На Руси в начале декабря уже начинали пробивать санные дорожки и устраивали катания на тройках. С 9 декабря в вечернее время стоило держаться поближе к домам, так как волки начинали подходить ближе к деревне.

Однако, декабрь знаменует собой не только начало зимы, но и нетерпеливое ожидание наступления Нового года. Этот праздник, отмечаемый в ночь с 31 декабря на 1 января, является одним из самых замечательных дней, ведь он символизирует не только начало нового года, но и время обретения новых надежд и стремлений, веру в положительные изменения и волшебные события. Каждый человек в этот праздник становится ребенком и с нетерпением ждет наступления завораживающей сказки и осуществления всех мечтаний. Запах сосновых иголок и неповторимый вкус мандаринов будят теплые воспоминания и заставляет сердце биться чаще в предвкушении наступления чудес.

ЯНВАРЬ

ЗИМНИЕ МЕСЯЦЫ. ЗИМНИЕ ЯВЛЕНИЯ ПРИРОДЫ. ЗИМНИЕ ПРИМЕТЫ О ПОГОДЕ

В январе зима полноправно вступает в свои права. Она безмятежно властвует в природе и продолжает свое снежное и морозное шествие. Крещенские холода и неповторимые кристаллики снега творят волшебную зимнюю сказку из затейливых узоров на окнах, поют о ней, кружась в водовороте метели, и смело смотрят в безоблачное голубое небо. Трескучий мороз дает о себе знать клубами пара изо рта и приятным пощипыванием щек и носа. Все это волшебство поддерживает уже установившаяся в пределах -10-30 градусов Цельсия температура. Дни постепенно становятся длиннее, и непроглядная темнота морозных ночей постепенно сдает свои позиции. Однако, пронзительный свет яркого солнца не успевает согревать землю, поэтому упрямый холод еще крепче заявляет свои права и делает воздух пронзительно морозным. Благодаря этому, ночью можно любоваться чистым небом и искрящимися бриллиантами звезд. Ветер не имеет такой силы, как в декабре и не треплет наряженные в снег деревья, а лишь любовно гладит их верхушки.

Январь знаменит не только своей завораживающей красотой, но и наступлением самого важного события в жизни христиан — Рождества Христова. Этот светлый праздник, отмечаемый 7 января, торжественно отмечается всеми верующими, а их поздравления друг другу сливаются вместе под колокольные перезвон.

Дни с 7 по 19 января называются Святками. Они озарены светом Рождества Христова и прекрасно подходят для различных игр, гаданий и колядок. Чаще всего гадали в ночь с 13 по 14 января. Молодые девушки хотели узнать, кто будет их суженым, а замужние женщины стремились выяснить какая будет погода летом и стоит ли ждать большого урожая. Святки также являлись периодом шумных свадеб. На Руси в эти дни устраивали катания на санях и всевозможные снежные забавы.

Святки

Согласно народным приметам о погоде:

если 21 января будет дуть южный ветер, то лето будет ненастным, а если 23 числа на стогах будет иней, то лето будет прохладным и дождливым.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Учебно-методическое пособие для детей старшей группы « Крестики-нолики» ( на липучках)

Учебно-методическое пособие для детей старшей  группы« Крестики-нолики» ( на липучках) Цель создания игры:Продолжать развивать у детей  логическое мышлениеПриучать детей игр...

Методическая разработка: « Книжки - липучки».

Методическая разработка: « Книжки - липучки».Автор: Кривогина Мария Олеговна (21 ноября 2021)Организация: ГБОУ СОШ № 1 детск.ий сад «Умка»  г. Нефтегорск..«Без игры ...

Методическая разработка " Игры на липучках".

Данная разработка предназначена для разных возрастных категорий.Пособие может быть использовано как в индивидуальной работе так и на занятиях по развитию речи....

Методическое пособие «Дидактическое пособие на липучках» для детей раннего возраста

В комплекс входит набор сказок с игровыми полями, на фоне которых будут разыгрываться сказки  и съёмными элементами (персонажами), которые крепятся с помощью липучек. Игры представляют собой мини...

Методическая разроботка.Дидактическая игра на липучках по экологии "Бережем планету"

Дидактическая игра на липучках по экологии "Бережем планету"Проблемы экологии  побудили начать экологическое воспитание с первых образовательных ступеней, начиная с детского сада. Этот ...

Методическая разработка «Дидактические игры на липучках как форма обучения детей дошкольного возраста».

Развивающие «Игры на липучках» -  дидактическое пособие для познавательного развития дошкольников.Задачи данного пособия:1. Развивать познавательную деятельность детей.2. Развивать зр...