Волкова Н.А. Март 4 неделя. Весна-красна. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Волкова Нина Александровна

Тема недели «Весна шагает по планете».

Скачать:


Предварительный просмотр:

Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».

Волкова Н.А.  Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.

Совместная деятельность воспитателя с детьми.

Весна. Март, 4 неделя.

Тема недели «Весна шагает по планете».

Природоведческая тема «Весна-красна».

Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.

Константин Паустовский

Направление «Познавательное развитие».

Образовательная область «Познание».

Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.

Задачи.

  • Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года.
  • Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
  • Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
  • Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
  • Формировать реалистические представления детей о птицах.
  • Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период.
  • Воспитывать бережное отношение детей к птицам.
  • Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
  • Развивать познавательную активность детей.

Фенологический календарь природы.

Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.

Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).

Март, 4 неделя.  

Тема «Весна-красна».

День недели

Дневная прогулка

Дополнительно

Понедельник

Наблюдение за сезонными

 изменениями в природе.

Наблюдение «Весна – красна».

Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года.

Подвижная игра

 «Матушка Весна».

Напомнить детям название весенних месяцев

Вторник

Наблюдение за сезонными

изменениями в природе.

Исследование «Снеготаяние».

Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.

Среда

Наблюдение за сезонными

изменениями в природе.

Целевая прогулка

по участку детского сада.

Исследование «Проталины».

Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.

Четверг

Наблюдение за сезонными

изменениями в природе.

Целевая прогулка

по участку детского сада.

Исследование «Сосульки».

Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.

 

Пятница

Наблюдения за птицами.

Исследование

 «Что изменилось

в поведение птиц весной?»

Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период.  

Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.

Наблюдение «Весна – красна».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Развивать познавательный интерес детей, память, координацию речи с движениями.

Беседа.

— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.

Дети, какой сейчас месяц? (ответы детей).

В марте зима кончается, весна начинается. С давних времён народ весну звал, закликал

Весна, ВеснаКрасна!

Приди, Весна, с милостью.

С солнцем горячим,

С дождём обильным.

Приди скорей,

Согрей детей!

Приди к нам с радостью!

С великой милостью!

— Дети, весну приглашаем, закличку вместо повторяем.

Педагог вместе с детьми повторяет закличку.

— Дети, посмотрите внимательно вокруг себя, к нам пришла весна? (ответы детей).

Педагог перечисляет приметы весны, названные детьми и те, что не заметили дети.

— Дети, как вы думаете, почему говорят «Весна-красна»? (предположения детей).

ВеснаКрасна, Весна красная, Весна красивая. Красный цвет – цвет красоты. Недаром на Руси всё красивое называли красным: красная девица, Красная площадь. Дети, по-вашему мнения, в чём красота Весны? (ответы детей).

 — В марте красота весны в ярком солнышке, в голубом небе, в первых проталинах, в весёлых ручьях. Как бы зимушка не злилась, а все-таки с весной смирилась. Дети, что мы узнали о весне? (ответы детей).

Вывод. Мы узнали, что весна – красна, весна красива.

Весёлые упражнения «Золотые ключи весны».

— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.

Дети стоят по кругу. Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Птицы в небо летите,

Весну приведите.

Ай, люли-люли,

Весну приведите.

Руки вверх, плавно в стороны.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Принесёт весна

Золотые ключи.

Ай, люли-люли,

Золотые ключи.

Пружинка с поворотом туловища вправо и влево, руки на поясе.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Замкнёт весна

Зиму лютую.

Ай, люли-люли,

Зиму лютую.

Медленно идём к центру круга, держась за руки.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Отомкнёт весна

Лето красное,

Ай, люли-люли,

Лето красное.

Медленно отходим назад от центра круга, держась за руки.

Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте.

Подвижная игра «Матушка Весна».

Задачи. Напомнить детям название весенних месяцев. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в ходьбе друг за другом, не изменяя темпа движения. Развивать ловкость детей, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.

Игра.                            

Закличка.

Раз, два, три, четыре, пять,

Я зову вас поиграть.

В игры играем,

Весну закликаем.

— Дети, весну мы долго ждали, по ней скучали. С давних времён народ весну закликает, в игры играет. Вот и мы с вами в игру играем, весну зазываем. Игра называется «Матушка Весна». Построим мы с вами ворота. Двое детей, держатся за руки, поднимают руки вверх. В ворота потечёт ручеёк. Ручеёк – это остальные дети, они держатся за руки, как в хороводе. Ручеёк течёт, все закличку поют.

Идёт матушка-весна,

Отворяй-ка воротά.

Первый март пришёл,

Белый снег сошёл.

Второй шагает апрель

Подарит нам капель.

Третий месяц май,

Вся Земля расцветай!

Сколько хочешь гуляй,

Но смотри, не зевай!

— Дети, пока слова заклички звучат, ворота открытые стоят. Закличку завершаем, ворота закрываем. С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами».  Они встают рядом и берутся за руки, удлиняя ворота.

         Педагог не участвует в игре, а наблюдает со стороны, произносит закличку. Если количество пойманных не чётное, временно встаёт в ворота.

— Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы.  Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.

Правила игры:  

  • слова игры все дружно повторяем, Весну зазываем;
  • ручеёк плавно в ворота протекает, движение не ускоряет;
  • ворота не закрываем, пока весну зазываем.

Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.

Золотые ворота

Исследование «Снеготаяние».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

Педагог читает стихотворение, выделяя нужные слова голосом.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают 

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

             Ирина Токмакова

— Дети, исследования начинаем, приметы весны замечаем. Первая примета весны – снеготаяние. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, и скажите – снеготаяние наступила или нет? (ответы детей).

Снеготаяние – это когда снег тает. Дети, как вы думаете, почему снег тает? (ответы детей).

— Снег тает, когда тепло. Дети, как вы считаете, когда на улице тепло? (ответы детей).

Солнце пригревает, снег на солнце тает. Дети, какой снег в марте? (ответы детей).

Снег в марте – рыхлый, талый, тёмный, серый, грязный, липкий. Дети, что мы узнали о приметах весны? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что первая примета весны – снеготаяние. Солнце пригревает, снег на солнце тает.

Весёлые упражнения «Весна».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

Руки в стороны, ладонями вверх.

Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Встаём прямо. Руки на пояс.

Притопы на каждый слог в словах.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Бег на месте, руки полусогнуты в локтях.

Встаём прямо, руки вверх.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Самуил Маршак

Руки на пояс, прыжки на месте.

Целевая прогулка по участку детского сада.

Исследование «Проталины».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову.  Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Дети, исследования начинаем, приметы весны замечаем.

К нам весна шагает

Быстрыми шагами.

И сугробы тают 

Под её ногами.

Чёрные проталины

На полях видны.

Видно очень тёплые

Ноги у весны.

             Ирина Токмакова         

— Дети, как вы думаете, что такое проталины? (предположения детей).

Проталины — это место, где снег протаял, растаял и открылась земля. Дети, цель нашего исследования: определить, появились ли проталины на участке нашего детского сада.         Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети найдут проталины, педагог останавливает детей и предлагает внимательно рассмотреть проталины.

— Дети, как вы считаете, почему здесь появились проталины? (предположения детей).

Проталины появляются там, где солнце долго нагревает землю. С этой стороны здания солнце сильнее нагревает землю, поэтому здесь много проталин. Дети, напомните мне, пожалуйста, приметы начала весны. (Ответы детей).

 Первые приметы весны: снеготаяние и проталины.

— Дети, что мы узнали о проталинах? (Ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что проталины – это место, где стаял снег и открылась земля. Проталины появляются там, где сильнее пригревает солнце.

Весёлые упражнения «Весна».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

Руки в стороны, ладонями вверх.

Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Встаём прямо. Руки на пояс.

Притопы на каждый слог в словах.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Бег на месте, руки полусогнуты в локтях.

Встаём прямо, руки вверх.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Самуил Маршак

Руки на пояс, прыжки на месте.

Целевая прогулка по участку детского сада.

Исследование «Сосульки».

Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.

Исследование.

— Дети, исследования начинаем, приметы весны замечаем.

На дворе сосульки плакали,

Под лучами солнца таяли,

Голубые слёзки капали

И проталинку оставили.

                          И. Вахрушева            

— Дети, как вы думаете, откуда появились на крыше сосульки? (предположения детей).

— Днём солнце пригревает, снег на крышах тает. Снег тает, в воду превращается, по крыше вода стекает, вниз улетает.  Ночью холодно, вода замерзает, сосулькой свисает.  Дети, цель нашего исследования: определить, есть ли сосульки на территории нашего детского сада. Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Сосульки могут быть на деревьях, на крышах здания или веранд. Если дети замечают сосульки, педагог останавливает детей и предлагает внимательно их рассмотреть.

— Дети, как вы думаете, что происходит с сосулькой днём? (Ответы детей).

Сосулька от солнечного тепла тает, капельки-слёзки сосульки падают вниз. Там, где много капелек упадёт, там появится проталинка. Дети, как вы считаете, можно ли подходить близко к крыше, где висят сосульки? (предположения детей).

Сосульки – это лёд. Лёд очень твёрдый. Если сосулька упадёт на человека, то может его сильно поранить или убить. Дети, сосулька такая прозрачная, гладкая. Как вы считает, можно сосульки брать в рот, сосать? Почему? (Ответы детей).

— Снег впитывает в себя всю грязь, которая есть в городе. А сосулька – это талый снег, который превратился в лёд. Сосульки – грязные, в рот брать их нельзя. Дети, вспомним приметы начала весны. (Ответы детей).

 Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое сосулька? (Ответы детей).

Вывод. Дети, сосульки – это лёд, в который превратился растаявший снег под воздействием тепла днём и холода ночью.

Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»

Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период.  Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательную активность детей, общую моторику, координацию речи с движением.

Исследование.

Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо – это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве. Юные орнитологи, исследование начинаем, жизнь птиц изучаем.

Что весна птицам подарила?

Что в их жизни изменила?

Тайны птиц мы разгадаем,

Что-то новое узнаем.

— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как ведут себя птицы весной. Задание понятно? (ответы детей).

Дети, вспомним тайну орнитологов. (Ответы детей).

Педагог обобщает ответы детей.

Тайна орнитологов.

  • Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
  • Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
  • Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.

— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.

В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.

— Дети, как вы думаете, что изменилось в поведение птиц весной? (ответы детей).

Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.

Весёлые упражнения «Весна».

Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.

     Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.

Снег теперь уже не тот –

Потемнел он в поле,

Руки в стороны, ладонями вверх.

Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны.

На озёрах треснул лёд,

Будто раскололи.

Встаём прямо. Руки на пояс.

Притопы на каждый слог в словах.

Облака бегут быстрей,

Небо стало выше,

Бег на месте, руки полусогнуты в локтях.

Встаём прямо, руки вверх.

Зачирикал воробей

Веселей на крыше.

Самуил Маршак

Руки на пояс, прыжки на месте.

По желанию детей упражнения повторяются.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Мой дом».  Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....

Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.

Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....