Волкова Н.А. Март 4 неделя. Весна-красна. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Весна шагает по планете».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._30._mart_4_nedelya._vesna-krasna._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 720.55 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Весна. Март, 4 неделя.
Тема недели «Весна шагает по планете».
Природоведческая тема «Весна-красна».
“Я не знаю ничего более прекрасного, чем наша Земля”.
Константин Паустовский
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года.
- Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
- Формировать реалистические представления детей о птицах.
- Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период.
- Воспитывать бережное отношение детей к птицам.
- Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
- Развивать познавательную активность детей.
Фенологический календарь природы.
Весна: снеготаяние, оживление весны, разгар весны, предлетье.
Снеготаяние (примерно с 18 марта по 15 апреля) — продолжается от первых проталин в поле до зацветания серой ольхи и орешника (лещины).
Март, 4 неделя.
Тема «Весна-красна».
День недели | Дневная прогулка | Дополнительно |
Понедельник | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Весна – красна». Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года. | Подвижная игра «Матушка Весна». Напомнить детям название весенних месяцев |
Вторник | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Исследование «Снеготаяние». Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. | |
Среда | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Проталины». Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. | |
Четверг | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Целевая прогулка по участку детского сада. Исследование «Сосульки». Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям.
| |
Пятница | Наблюдения за птицами. Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?» Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. |
Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.
Наблюдение «Весна – красна».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей об изменениях в природе в связи со сменой времени года. Поддерживать интерес детей к народному фольклору. Развивать познавательный интерес детей, память, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя. Полюбуйтесь чудесным днём. Что вы видите, что вы чувствуйте? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, какой сейчас месяц? (ответы детей).
— В марте зима кончается, весна начинается. С давних времён народ весну звал, закликал
Весна, Весна–Красна! Приди, Весна, с милостью. С солнцем горячим, С дождём обильным. | Приди скорей, Согрей детей! Приди к нам с радостью! С великой милостью! |
— Дети, весну приглашаем, закличку вместо повторяем.
Педагог вместе с детьми повторяет закличку.
— Дети, посмотрите внимательно вокруг себя, к нам пришла весна? (ответы детей).
Педагог перечисляет приметы весны, названные детьми и те, что не заметили дети.
— Дети, как вы думаете, почему говорят «Весна-красна»? (предположения детей).
— Весна–Красна, Весна красная, Весна красивая. Красный цвет – цвет красоты. Недаром на Руси всё красивое называли красным: красная девица, Красная площадь. Дети, по-вашему мнения, в чём красота Весны? (ответы детей).
— В марте красота весны в ярком солнышке, в голубом небе, в первых проталинах, в весёлых ручьях. Как бы зимушка не злилась, а все-таки с весной смирилась. Дети, что мы узнали о весне? (ответы детей).
Вывод. Мы узнали, что весна – красна, весна красива.
Весёлые упражнения «Золотые ключи весны».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Дети стоят по кругу. Педагог выразительно читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Птицы в небо летите, Весну приведите. Ай, люли-люли, Весну приведите. | Руки вверх, плавно в стороны. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Принесёт весна Золотые ключи. Ай, люли-люли, Золотые ключи. | Пружинка с поворотом туловища вправо и влево, руки на поясе. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Замкнёт весна Зиму лютую. Ай, люли-люли, Зиму лютую. | Медленно идём к центру круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Отомкнёт весна Лето красное, Ай, люли-люли, Лето красное. | Медленно отходим назад от центра круга, держась за руки. Руки вверх, «фонарики», кружимся на месте. |
Подвижная игра «Матушка Весна».
Задачи. Напомнить детям название весенних месяцев. Поддерживать интерес детей к народным подвижным играм. Упражнять детей в ходьбе друг за другом, не изменяя темпа движения. Развивать ловкость детей, быстроту реакции, смекалку. Закреплять умение детей действовать по сигналу. Поощрять ответственное отношение детей к выполнению ведущей роли в игре. Формировать умение детей осознанно относиться к выполнению правил игры. Воспитывать в детях честность, справедливость в играх со сверстниками. Поддерживать интерес детей к народному фольклору.
Игра.
Закличка.
Раз, два, три, четыре, пять,
Я зову вас поиграть.
В игры играем,
Весну закликаем.
— Дети, весну мы долго ждали, по ней скучали. С давних времён народ весну закликает, в игры играет. Вот и мы с вами в игру играем, весну зазываем. Игра называется «Матушка Весна». Построим мы с вами ворота. Двое детей, держатся за руки, поднимают руки вверх. В ворота потечёт ручеёк. Ручеёк – это остальные дети, они держатся за руки, как в хороводе. Ручеёк течёт, все закличку поют.
Идёт матушка-весна,
Отворяй-ка воротά.
Первый март пришёл,
Белый снег сошёл.
Второй шагает апрель
Подарит нам капель.
Третий месяц май,
Вся Земля расцветай!
Сколько хочешь гуляй,
Но смотри, не зевай!
— Дети, пока слова заклички звучат, ворота открытые стоят. Закличку завершаем, ворота закрываем. С последним словом «ворота» опускают руки, «захлопываются» и ловят тех детей, которые оказались в это время под «воротами». Пойманные тоже становятся «воротами». Они встают рядом и берутся за руки, удлиняя ворота.
Педагог не участвует в игре, а наблюдает со стороны, произносит закличку. Если количество пойманных не чётное, временно встаёт в ворота.
— Игра продолжается, пока все дети не будут пойманы. Дети, правила игры запоминаем, правила не нарушаем.
Правила игры:
- слова игры все дружно повторяем, Весну зазываем;
- ручеёк плавно в ворота протекает, движение не ускоряет;
- ворота не закрываем, пока весну зазываем.
Игра продолжается, пока дети поддерживают к ней интерес.
Исследование «Снеготаяние».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
Педагог читает стихотворение, выделяя нужные слова голосом.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Ирина Токмакова
— Дети, исследования начинаем, приметы весны замечаем. Первая примета весны – снеготаяние. Посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, и скажите – снеготаяние наступила или нет? (ответы детей).
— Снеготаяние – это когда снег тает. Дети, как вы думаете, почему снег тает? (ответы детей).
— Снег тает, когда тепло. Дети, как вы считаете, когда на улице тепло? (ответы детей).
— Солнце пригревает, снег на солнце тает. Дети, какой снег в марте? (ответы детей).
— Снег в марте – рыхлый, талый, тёмный, серый, грязный, липкий. Дети, что мы узнали о приметах весны? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что первая примета весны – снеготаяние. Солнце пригревает, снег на солнце тает.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Проталины».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, приметы весны замечаем.
К нам весна шагает
Быстрыми шагами.
И сугробы тают
Под её ногами.
Чёрные проталины
На полях видны.
Видно очень тёплые
Ноги у весны.
Ирина Токмакова
— Дети, как вы думаете, что такое проталины? (предположения детей).
— Проталины — это место, где снег протаял, растаял и открылась земля. Дети, цель нашего исследования: определить, появились ли проталины на участке нашего детского сада. Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Если дети найдут проталины, педагог останавливает детей и предлагает внимательно рассмотреть проталины.
— Дети, как вы считаете, почему здесь появились проталины? (предположения детей).
— Проталины появляются там, где солнце долго нагревает землю. С этой стороны здания солнце сильнее нагревает землю, поэтому здесь много проталин. Дети, напомните мне, пожалуйста, приметы начала весны. (Ответы детей).
— Первые приметы весны: снеготаяние и проталины.
— Дети, что мы узнали о проталинах? (Ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что проталины – это место, где стаял снег и открылась земля. Проталины появляются там, где сильнее пригревает солнце.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
Целевая прогулка по участку детского сада.
Исследование «Сосульки».
Задачи. Расширять и обогащать знания детей о весенних изменениях в природе. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Формировать осторожное и осмотрительное отношение детей к потенциально опасным для человека ситуациям. Развивать познавательный интерес детей, память, общую моторику, координацию речи с движениями.
Исследование.
— Дети, исследования начинаем, приметы весны замечаем.
На дворе сосульки плакали,
Под лучами солнца таяли,
Голубые слёзки капали
И проталинку оставили.
И. Вахрушева
— Дети, как вы думаете, откуда появились на крыше сосульки? (предположения детей).
— Днём солнце пригревает, снег на крышах тает. Снег тает, в воду превращается, по крыше вода стекает, вниз улетает. Ночью холодно, вода замерзает, сосулькой свисает. Дети, цель нашего исследования: определить, есть ли сосульки на территории нашего детского сада. Дети вместе с педагогом идут вокруг здания детского сада. Сосульки могут быть на деревьях, на крышах здания или веранд. Если дети замечают сосульки, педагог останавливает детей и предлагает внимательно их рассмотреть.
— Дети, как вы думаете, что происходит с сосулькой днём? (Ответы детей).
— Сосулька от солнечного тепла тает, капельки-слёзки сосульки падают вниз. Там, где много капелек упадёт, там появится проталинка. Дети, как вы считаете, можно ли подходить близко к крыше, где висят сосульки? (предположения детей).
— Сосульки – это лёд. Лёд очень твёрдый. Если сосулька упадёт на человека, то может его сильно поранить или убить. Дети, сосулька такая прозрачная, гладкая. Как вы считает, можно сосульки брать в рот, сосать? Почему? (Ответы детей).
— Снег впитывает в себя всю грязь, которая есть в городе. А сосулька – это талый снег, который превратился в лёд. Сосульки – грязные, в рот брать их нельзя. Дети, вспомним приметы начала весны. (Ответы детей).
— Первые приметы весны: снеготаяние, проталины, сосульки. Дети, напомните мне, пожалуйста, что такое сосулька? (Ответы детей).
Вывод. Дети, сосульки – это лёд, в который превратился растаявший снег под воздействием тепла днём и холода ночью.
Исследование «Что изменилось в поведение птиц весной?»
Задачи. Формировать реалистические представления детей о птицах. Уточнять и расширять знания детей о жизни птиц в весенний период. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательную активность детей, общую моторику, координацию речи с движением.
Исследование.
— Птицы заботливые родители. Весной самцы ищут для своей семьи место для гнезда, и пением привлекают самок. Птицы вместе строят гнёзда. Гнездо – это птичий домик. Разные птицы строят гнёзда по-своему, но чаще всего гнездо напоминает чашу, сплетённую из веток и травы. Внутри гнездо выстлано свежей травой и пухом. Одни птицы строят гнёзда на ветках деревьев, чтобы спрятать его среди листвы, другие на земле прячут гнёзда в траве. Юные орнитологи, исследование начинаем, жизнь птиц изучаем.
Что весна птицам подарила?
Что в их жизни изменила?
Тайны птиц мы разгадаем,
Что-то новое узнаем.
— Задание: понаблюдать за птицами. Выяснить: как ведут себя птицы весной. Задание понятно? (ответы детей).
— Дети, вспомним тайну орнитологов. (Ответы детей).
Педагог обобщает ответы детей.
Тайна орнитологов.
- Птицы очень пугливы, поэтому нужно вести себя очень тихо и не шуметь.
- Не нужно подбегать к птицам, мешать им отдыхать или кушать.
- Нельзя кидать в птиц камнями, палками, они живые, им больно.
— Орнитологи приступайте, пожалуйста, к исследованиям.
В конце прогулки предложить детям рассказать о своих наблюдениях. Поблагодарить детей, которые заметили что-то необычное, интересное.
— Дети, как вы думаете, что изменилось в поведение птиц весной? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что весной птицы радуются теплу, поют песни, строят гнёзда.
Весёлые упражнения «Весна».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Снег теперь уже не тот – Потемнел он в поле, | Руки в стороны, ладонями вверх. Наклон вперёд, руки вперёд плавно в стороны. |
На озёрах треснул лёд, Будто раскололи. | Встаём прямо. Руки на пояс. Притопы на каждый слог в словах. |
Облака бегут быстрей, Небо стало выше, | Бег на месте, руки полусогнуты в локтях. Встаём прямо, руки вверх. |
Зачирикал воробей Веселей на крыше. Самуил Маршак | Руки на пояс, прыжки на месте. |
По желанию детей упражнения повторяются.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Картотека познавательных прогулок...
Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Лесные гости»....
Волкова Н.А. Декабрь, 1 неделя. Зимушка–зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимушка–зима»....