Конспект открытого занятия "Зимушка-зима" раздел "Познаем мир"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Галкина Ирина Владимировна

Конспект открытого занятия на тему "Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zimushka-zima_otkrytoe_zanyatie.docx25.35 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия для детей на тему «Зимушка — зима»

Цель: расширение и систематизация знаний детей о зиме.

Задачи:

- расширять и активизировать словарь по теме «Зима»;

- обобщить знания детей о зимних природных явлениях, взаимосвязи их с жизнью человека;

- развивать умение поддерживать беседу, строить предложения на заданную тему, отвечать на вопросы развернутым предложением;

- воспитывать любовь и бережное отношение к природе, чувство доброты, сопереживания ко всему живому и прекрасному;

- развивать у детей эмоциональное восприятие, творческое воображение, создание у детей радостного настроения, вызвать желание участвовать в играх, радоваться зиме, зимним играм;

- развивать навыки общения детей со сверстниками.

Программное содержание:

- расширить и конкретизировать представление о зиме, явлениях живой и неживой природы.

- совершенствовать грамматический строй речи.

- развивать речевую деятельность детей, речевой слух, зрительное восприятие, внимание,

- воспитывать нравственно-эстетические чувства в общении с природой; положительную установку на участие в занятии.

Предварительная работа: наблюдение на прогулках, беседы о приметах зимы; рассматривание зимних пейзажей, картинок с изображением зверей и птиц; отгадывание загадок, чтение стихов, рассказов и сказок на зимнюю тематику.

Ход ЗАНЯТИЯ

1. Приветствие.

Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами начнем занятие, встав в круг и взявшись за руки. Давайте поздороваемся друг с другом, но не словами, а с помощью рук. Закройте глаза. Сейчас я дотронусь до того, кто стоит справа от меня, он примет моё приветствие и точно таким же образом дотронется до своего соседа, передавая привет ему, и так далее, пока моё приветствие ко мне не вернётся по кругу.

Вы пришли сюда с разным настроением. Я предлагаю вам улыбнуться и передать свою улыбку товарищу. Изменилось ли ваше настроение? Какое у вас настроение?

2. Вступление

Воспитатель: Дети, сейчас я вам загадаю загадку, а вы ее внимательно послушайте и скажите, о каком времени года эта загадка.

Запорошила дорожки,

Разукрасила окошки,

Радость детям подарила

И на санках прокатила. (зима)

(Дети угадывают загадку)

Воспитатель: Правильно. Молодцы! Послушайте стихотворение о зиме.

Зимушка-зима

В ледяной карете мчится зимушка-зима

Ветер крыльями стучится в сонные дома.

Расцветают скверы, парки снежной белизной.

И мороз возводит арки над тропой лесной. (Татьяна Бокова)

Зима

Белый снег, пушистый в воздухе кружится

И на землю тихо падает, ложится.

И под утро снегом поле побелело,

Точно пеленою все его одело.

Темный лес что шапкой принакрылся чудной

И заснул под нею крепко, непробудно…

Божьи дни коротки, солнце светит мало,

Вот пришли морозцы - и зима настала. (Иван Суриков)

Воспитатель: Как можно назвать зиму ласково? (Зимушка).

Сегодня мы с вами будем продолжать говорить о зиме и зимних забавах.

- А кто знает, сколько зимних месяцев? (три зимних месяца)

- А вы сможете назвать зимние месяцы? (декабрь, январь, февраль)

- Молодцы, а теперь мне назовите самый первый зимний месяц.

Про него еще говорят: году конец, а зиме – начало? (декабрь)

- А второй зимний месяц называется.. .. . (январь)

- И третий, самый последний и холодный месяц? февраль)

- Ребята, а вы знаете какой сейчас месяц? (дети называют месяц)

Воспитатель: Зима шагает по земле и хочет знать, знаете ли вы ее приметы.

Вот сейчас мы с вами поиграем дидактическую игру «Исправь ошибку».

- «Первый зимний месяц называется сентябрь. Как наступает зима, так начинаются холода, и люди сразу одевают теплую одежду: шубы, сапоги, варежки, шапки, шортики, шарфы.

- Зимой дети катаются на санках, лыжах, велосипеде, лепят снежную бабу, купаются в море, скользят по льду, загорают, строят снежную крепость и готовятся к празднику – Маминому дню.

- Есть такие спортсмены, которые занимаются зимними видами спорта: хоккеисты клюшками забивают шайбу в ворота; фигуристы танцуют на лыжах; лыжники съезжают с горки на санках; конькобежцы бегают на лыжах.

- Чтобы не простудиться, нужно каждое утро съедать по одной сосульке. (Дети исправляют ошибки).

Воспитатель: Молодцы! Вы были очень внимательными.

3. Работа по картинно-графическому плану.

-Солнце (светит, но не греет, оно прохладное).

-Облака (какие? белые, серые, большие, маленькие, снежные, низкие, красивые, пушистые).

- Ветер (сильный, холодный, леденящий, слабый, северный, теплый).

- Птицы (уже улетели в теплые края, остались зимовать зимующие птицы : снегирь, щегол, клест, синица, сорока, ворона, воробей, голубь, дятел, поползень).

- День становится чуть длиннее, а ночь – короче. Ночью небо чистое, темное, звездное, красивое.

- Животные (медведь, еж – спят в укромных, теплых норках и берлоге. Чем сильнее мороз, тем крепче спит медведь. Заяц бегает в белой шубке. Он меняет шкурку для того, чтобы его не было видно на белом снегу. По лесу ходит голодный волк и лиса. Они очень злые. Белочка сидит на ветке и грызет орешки и сухие ягоды и грибы).

- Люди надели теплую одежду (теплые шапки, сапоги, варежки, шарфы, шубки, дети катаются на лыжах, санках, коньках.

- День зимой (морозный, снежный, солнечный, короткий, ветреный, ясный).

- Снег (белый, пушистый, грязный, холодный, рассыпчатый, мягкий, хрустящий, липкий, блестящий).

- Сугробы (снежные, глубокие, высокие).

Воспитатель: Ребята кто любит зиму? За что? Свои высказывания начнё м со слов:

— Я люблю зиму, потому что….

Какая у нас получилась Зима — просто чудесное время года!

Воспитатель: Сейчас я начну предложение, а вы закончите.

- Зимой все покрыто …. снегом.

Воспитатель: Правильно! Зимой все покрыто белым пушистым снегом. Выпал снег во дворе. Ребята давайте с вами выйдем во двор и слепим снежок (дети встают в кружок и начинают выполнять пальчиковую гимнастику).

4. Пальчиковая гимнастика (координация речи с движением, развитие воображения)

СНЕЖОК

Раз, два, три, четыре Загибают пальчики, начиная с большого пальца.

Мы с тобой снежок слепили «Лепят», меняя положение ладоней.

Круглый, крепкий, очень Показывают круг, сжимают ладони вместе,

гладкий гладят одной ладонью другую.

И совсем-совсем не сладкий Грозят пальчиком.

Раз – подбросим Смотрят вверх, подбрасывают воображаемый снежок.

Два – поймаем Приседают, ловят воображаемый снежок.

Три – уроним Встают, роняют воображаемый снежок.

И.. .. . сломаем! Топчат воображаемый снежок ногами.

Воспитатель: Какой мы с вами снежок слепили. Давайте представим, что мы этот снежок взяли в ручки. Какой этот снежок на ощупь?

(снежок мягкий, гладкий, холодный, липкий, белый, хрустящий, твердый, пушистый)

Воспитатель: Ребята, а что будет, если нам на ладошку снежинка упадет? (Она растает и превратится в капельку воды).

Воспитатель: Правильно. А как вы думаете, почему снежинка превратится в капельку воды? (потому что снежинка состоит из воды. Когда на улице морозно, вода замерзает и превращается в снежинку, а попадая на теплую ладошку она тает).

5. Эксперимент

Воспитатель: А теперь превратимся в волшебников и поэкспериментируем со снегом.

Снег — это вода.

В помещение вносится снег. Дети кладут на ладошки снег и смотрят, что с ним происходит. Сегодня мы поговорим о снеге и о его свойствах. Что такое снег? Выслушав ответы детей, говорит, что снег — это ледяные кристаллики в виде шестиугольных пластинок или звёздочек-снежинок. Показывает снежинки, вырезанные из салфеток и наклеенные на лист бумаги голубого цвета. Снежинки – это застывшие капельки воды. Можно лепить из снега в морозную, сухую погоду? (нет, снег рассыпается, он сухой, не липкий). А в тёплую погоду снег, какой? (мокрый, липкий, сырой, тяжёлый) Его можно скатать в комочки, из него можно лепить снежную бабу и другие фигурки. А как падает снег в тёплую погоду? В морозную? (в тёплую хлопьями, которые состоят из множества слипшихся снежинок, а в сухую, морозную погоду отдельными снежинками, они сухие, не слипаются друг с другом). Где быстрее растает снег на варежке или на ладони? Почему? Что будет со снегом в тёплом помещении? Вот мы сейчас это и проверим.

Воспитатель: Ребята, представьте себе, что мы вышли на улицу и начали топтаться по снегу, когда мы топчемся по снегу он хрустит. А вы хотите знать, почему снег хрустит под ногами? (Ответы детей)

Воспитатель: Волшебница Зима приглашает нас в лабораторию «Снеговичок»

6. Опыт «Почему снег хрустит?»

Воспитатель: Возьмем крупную соль. Её кристаллики очень напоминают снежинки. Насыпаем соль в тарелку.

Берем столовую ложку (железную) и надавливаем ею на соль (несколько раз).

Результат. Слышен скрипящий или хрустящий звук (ломаются кристаллики соли). Такой же звук слышен, когда мы идём по снегу в морозный день.

Вывод: Снег состоит из, снежинок. Хотя эти кристаллики очень маленькие, когда они ломаются, слышен треск. Конечно, когда ломается одна снежинка звук услышать невозможно, но когда вы в морозный день идёте по заснеженной улице, под вашими ногами ломаются сотни тысяч снежинок. Тогда вы и замечаете, что снег скрипит.

Воспитатель: А если падает много снежинок - что происходит? (снегопад)

Как приятно смотреть на падающие снежинки. Каждая будто свой танец исполняет, кружась в воздухе. Вот и я вам сейчас предлагаю на время превратиться в снежинок.

Воспитатель: Вы все большие молодцы. Ребята, скажите мне зима какая? (снежная, холодная, веселая, метельная, вьюжная, морозная, белоснежная, суровая, серебристая, красивая, любимая и т. д.). Столько замечательных слов сказали об этом замечательном времени года. А вы любите отгадывать загадки? Сейчас хочу предложить вам отгадать загадки.

Явилась вслед за осенью

Я по календарю.

Я самый лучший праздник вам

На радость подарю!

А землю белым снегом я

Укутала сама.

Ребята, отгадайте-ка,

Ну, кто же я? (Зима).

Бел, да не сахар.

Ног нет, а идёт.

На всех садится,

Никого не боится… (снег).

В белом бархате деревья –

И заборы и деревья.

А как ветер нападет,

Этот бархат опадет … (иней).

Все его зимой боятся –

Больно может он кусаться.

Прячьте уши, щёки, нос,

Ведь на улице. (мороз)

Не сосите, сорванцы,

Ледяные леденцы!

Сам глотаю я пилюльки,

Потому что ел. (сосульки)

Он из снега одного,

Из морковки нос его.

Чуть тепло, заплачет вмиг

И растает. (снеговик)

Под ногами у меня

Деревянные друзья.

Я на них лечу стрелой,

Но не летом, а зимой (лыжи)

Он когда-то был водой,

Но сменил вдруг облик свой.

И теперь под Новый год

На реке мы видим (лед)

Он и добрый, он и строгий,

Бородой до глаз зарос,

Красноносый, краснощекий,

Наш любимый. (Дед Мороз)

Воспитатель: Молодцы! Все загадки отгадали.

Воспитатель: Что делают дети на прогулке зимой? (Играют в снежки, в хоккей, катаются на лыжах, санках, лепят снеговиков). Давайте и мы сейчас слепим снеговика.

Воспитатель: Я вас на коврик приглашаю,

Забаву зимнюю начинаю.

Воспитатель: Ребята, а Вы любите лепить снеговиков? Хотите сделать снеговика не из снега, чтобы но никогда не растаял? ( Дети отвечают: да, хотим)

Тогда давайте пройдем на свои места и поиграем в игру «Кто быстрее».

(Дети проходят и садятся на свои места)

7. Складывание снеговика. Игра «Кто быстрее?» (развитие зрительного внимания, мышления, мелкой моторики)

Воспитатель: Ребята, давайте вместе посчитаем:

Раз, два, три – начало игры!

(Дети под музыку начинают собирать снеговика из частей. Кто первый собрал снеговика, поднимает руку. Воспитатель помогает ребенку, который немного затрудняется и подбадривает остальных.)

Воспитатель: Какие у вас красивые снеговики получились. Посмотрите них. Какого цвета туловище снеговиков? (Туловище у них белое)

- А ведерки какого цвета? (Ведерки зеленого цвета).

- Посмотрите на его глазки, какого они цвета? (Глазки у снеговика черные)

- А на что похожи они? (Глазки похожи на угольки)

Воспитатель: Такие снеговики точно никогда не растают. Вам понравилось собирать снеговиков? (Дети отвечают)

-Ребята, скажите какое у вас настроение после нашего путешествия? (Хорошее).

-Положите на ладошки немного настроение и давайте поделимся нашим настроением друг с другом (Дети дуют на ладошки).

8. Итог занятия :

Воспитатель: О каком времени года мы говорили?

- В какие мы игры играли? Так что же нового вы узнали о свойствах снега?

Какими словами можно сказать о зиме, какая она?

9. Сюрпризный момент:

Воспитатель: Молодцы! Все старались, отвечали. Ребята а у меня для вас сюрприз! Как вы думаете, от кого оно? (от Зимушки-Зимы).

Воспитатель: Правильно, она благодарит вас за помощь и угощает вас сладкими снежными комочками! (дарит рафаэлло). Наше занятие окончено.

                    Муниципальное бюджетное учреждение

                              дополнительного образования-

Дом детского творчества города Аркадака Саратовской области

 

                                               КОНСПЕКТ

открытого занятия в объединении «Школа дошкольника»

                         На тему «ЗИМУШКА-ЗИМА»

                                                                                            Подготовила:

                                                            педагог дополнительного образования

                                                                   Галкина Ирина Владимировна

                                               Аркадак 2023


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект открытого занятия в подготовительной к школе группе Конспект занятия в подготовительной группы педагога-психолога со слабослышащими детьми

Дата проведения:  21  февраля  2012  г. Участники:   дети подготовительной группыПроводит:  педагог-психолог Панова  М.М.Цель:способствовать формиров...

Конспект открытого мероприятия для родителей "День открытых дверей"

Цель:  Познакомить родителей с тем, какие по содержанию м объеиу знания, умения, должны усвоить их дети за данный период. Увидеть воочию своего ребенка в новой обстановке, сравнить с другими деть...

конспект открытого занятия Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа)

Конспект открытого занятия с элементами театрализации по развитию лексико – грамматической стороны речи у детей с ОНР (подготовительная группа) ТЕМА: «Почему медведь зимой спит» (по мотивам сказки В. ...

Конспект открытого фронтального логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности в рамках Дня открытых дверей. Тема: "Перелётные птицы"

Подробный конспкет комплексного логопедического занятия в старшей группе компенсирующей направленности с активным участием родителей. Будет интересен учителям - логопедам, воспитателям дошкольных обра...

Конспект открытого занятия по физической культуре в подготовительной группе ко дню открытых дверей на тему: «Туристы».

Данный материал будет полезен инструкторам по физической культуре и воспитателям....

Конспект открытого занятия на тему: «День открытых дверей» (1 младшая группа).

Конспект мероприятия на тему «День открытых дверей» в 1 младшей группе.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физич...