Ужасно интересно, всё то, что неизвестно.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Всё, что мыхотим рассказать детям, не всегда воспринимается ими. Почему? Потому что не интересно, зачем это знать. Вот пойду в школу, тогда и начну зпоминать, узнавать, изучать. Согласитес, эти мысли приходят ко многим детям, и приходили к нам. когда мы были детьми.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
uzhasno_interesno.docx | 21.1 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребенка - детский сад № 158 города Тюмени
(МАДОУ д/с № 158 города Тюмени)
Ужасно интересно, все то, что неизвестно…»
Мясникова Е.А.
Тюмень 2024
Знание только тогда знание, когда оно обретено
усилиями своей мысли, а не памятью.
Л. Н. Толстой
Всем мы знаем, что самый эффективный способ ускорить развитие ребёнка - это поддержать искренний интерес к миру, который его окружает, желание с удовольствием, чему - то учиться. Но дошкольники не могут познавать или придумывать по требованию, они запомнят, поймут, усвоят только то, в чем испытывают практическую необходимость на данный момент. Л.С Выготский писал: «Все образы воображения, как бы причудливы они не были, основываются на впечатлениях и представлениях, которые мы получаем в реальной жизни». И значит наша задача - наполнить опыт ребёнка более яркими впечатлениями и представлениями.
Всё, о чём мы хотим рассказать детям, воспринимается ими не всегда с желанием и с интересом. «Дети, надо беречь природу, - говорим мы. И, наверняка, наш рассказ о бережном отношении ко всему живому далее будут слушать только стены или трое детей из всех присутствующих двадцати пяти. А если мы спросим: «Почему исчез саблезубый тигр? или Почему тень ходит за нами?» То к вопросу прислушаются уже больше пяти человек, а это создаст уже обстановку живого общения и коллективного мышления и тем самым присоединятся ещё несколько детей. Одним из эффективных методов и результативных методов познания для дошкольников является экспериментирование или исследование. Когда знания не даются готовыми, а их надо добыть самим, сделать вывод и записать, тогда они усваиваются и запоминаются.
Для того, чтобы знания у детей накапливались постепенно, проще усваивались, мы решили все наблюдения, исследования выстроить в систему и переходить од оного объекта к другому после логического завершения. Но в разное время года возвращаться к некоторым для сравнения, поскольку это объекты природные.
Следует отметить. Намеченные нами объекты и методы мы проводим одновременно в двух группах: в разновозрастной, дети 3-7 лет и коррекционной 5–6 лет. Тем самым, тоже экспериментируем, выявляя, как и на сколько продуктивно усваиваются детьми разного возраста добытые знания.
Первый объект
Солнце и всё что связано с ним: его свет, тепло, отражение в зеркале. Лето, прекрасное время для экспериментов и изучения именно солнечного тепла и света. Обычная прогулка, подвижная игра и мы с детьми замечаем длинные тени. Они бегут за нами и исчезают только под укрытием. Почему? Почему у Вани тень такая, а Вари другой формы. Давайте померим, у кого тень длиннее? Как узнать? И, вообще, это возможно, измерить тень? Дети по предложению воспитателя пытаются применить разные способы: и палочками и лопатами, и проводить черту. После некоторых попыток мы приходим к выводу, что у воспитателя тень длиннее всех, потому что она выше. И тогда проверяем на других предметах разной высоты. Вот так, казалось всё просто, но эмоции и споры, желание дойти до истины бурлили среди ребят и привлекали других.
Важно в этот момент поддерживать любознательность, чтобы число вопросов росло, но они не оставались открытыми.
В процессе исследований мы предположили, что солнце движется и тень тоже поворачивается и убедиться в этом нам помогли солнечные часы. Это было уже следующим этапом и на другой прогулке. Почему? Потому что сначала мы решили изготовить солнечные часы, привлекая папу воспитанника. Потом вместе с детьми наклеивали циферблат, как у настоящих. Дети участвовали и в создании часов и в эксперименте с ними.
Не форсировать события, проявлять терпение к более медлительным и давать возможность всем проявить себя и высказаться. Приём коллективного прослушивания и рассуждения даётся не сразу, «выскочки» не ждут своей очереди, но тоже учатся слушать и слышать других.
Очень интересно, когда дети сами придумывают символы для записи результата. Предложений поступает очень много, и ведётся не один, а два и три журнала.
В процессе дети узнавали, что нагревается быстрее, белое или красное. Влияет цвет на скорость нагрева или нет. В каком сосуде быстрее нагревается вода? Отмечать графически результаты своих наблюдений стало уже проще. Мы сообща создали таблицу условных знаков, которую уже никто не оспаривал, а применял в записях.
Где быстрее высохнет водяной рисунок, на асфальте или на песке. Как вы думаете. Да, мы тоже думали, что на асфальте, но результат был другой. Он не давал мне покоя, я думала о том. Что, наверное, на песке ветер помог высушить рисунок. И тогда мы поместили наши рисунки в одинаковые условия. И результат оказался тем же самым. «Я думала, что асфальт высохнет быстрее, потому что он более гладкий, а песок рыхлый, - говорю я детям, - значит песок впитывает воду, и поэтому рисунок высыхает быстрее». С этим вопросом мы обратились к родителям. Некоторые родители на даче повторяли наши эксперименты и тоже были удивлены.
Наши наблюдения будут лежать до зимы. Мы проверим, на сколько быстрее на солнце тает снег и лёд. Сделаем фотокадры наблюдений с перерывом в 5-7 дней и поймём, почему у ствола у дерева тает снег быстрее и получается ложбинка. И обязательно записи в журнале наблюдений будут просматриваться детьми, а выводы и знания будут глубже.
Важно! Чтобы детская инициатива и желание рассуждать не гасла и исходила от детей. Стимулировать поддерживать инициативу, а как ты думаешь, молодец, что догадался, точно, вод это да, а интересно, почему? Нам на помощь пришёл метод Оскара Бренифье - принципы хорошего вопроса. Первый – простота вопроса, второй принцип – вы должны показывать и быть заинтересованы в том, что думает и что говорит собеседник.
Используемая литература:
1. Васильева А. И. Учите детей наблюдать природу. - М, 2009. - с. 56.
2. Зенина Т. Наблюдаем, познаем, любим // Дошкольное воспитание. - 2008. - N 7. - с. 31-34.
3. Зерщикова Т., Ярошевич Т. Экологическое развитие в процессе ознакомления с окружающим // Дошкольное воспитание. - 2010. - N 7. - с. 3-9
4. Иванова А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. - М.: ТЦ Сфера, 2003. - 56 с.
5. Иванова Г., Курашова В. Об организации работы по экологическому воспитанию // Дошкольное воспитание. - 2006. - N 3. - с. 10
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка "Ужасно интересно, все то, что неизвестно"
Цикл НОД по познавательному развитию...
Развлечение на тему: «Ужасно интересно, все то, что неизвестно»
развлечение для детей 5-7 лет. с путешествие, проведением опытов, отгадывание сказок и сказочных героев....
План воспитательно – образовательной работы в летний период. Тема «Ужасно интересно, все то, что неизвестно»
План воспитательно – образовательной работы в летний период. Тема _ «Ужасно интересно, все то, что неизвестно»_____...
«Ужасно интересно, все то, что неизвестно»
Создавать обстановку эмоционального благополучия у детей обеспечивая возможность отдохнуть и получить новые впечатления...
Развлечение для детей "Ужасно интересно, все то, что неизвестно"
Конспект развлечения...
Презентация "Ужасно интересно все то, что неизвестно"
Презентация...
"Ужасно интересно всё то, что неизвестно"
Занятие по познавательному развитию (с экспериментированием) в старшей группеЦель: Развивать у детей навыки экспериментальной деятельности, умение предлагать пути решения проблем.Задачи:Воспитывающие:...