Детское экспериментирование. Опыты с воздухом и водой.
опыты и эксперименты по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Экспериментирование – это истинно детская деятельность, которая является ведущей на протяжении всего дошкольного возраста.
Особенно важно экспериментирование при формировании основ естественно – научных и экологических понятий. Ведь знания, почерпнутые не из книг, а добытые самостоятельно, всегда являются осознанными и более прочными: “Что я услышу – я забуду, что увижу – то запомню, что я сделаю – я пойму”. Это выражение отражает сущность восприятия окружающего мира дошкольником.
Детям нравится вместе со взрослыми совершать свои первые открытия, объяснять и доказывать. Они с удовольствием рассказывают о своих открытиях, повторяют опыты, учатся выдвигать новые задачи и самостоятельно решать их.
Ребенка нужно терпеливо обучать навыкам экспериментирования. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а так же индивидуальными способностями. Экспериментирование дает возможность дошкольнику прийти в школу адаптированным к социальному миру.
Дошкольников знакомят с доступными для данного возраста явлениями неживой природы, учат самостоятельно рассматривать различные явления и производить с ними простые преобразования.
Удовлетворяя свою любознательность в процессе активной познавательно-исследовательской деятельности, ребенок с одной стороны, расширяет свои представления о мире, с другой – начинает овладевать основополагающими культурными формами познания, позволяющими связывать отдельные представления в целостную картину мира. Кроме того, познавательно-исследовательская деятельность развивает у него внимание, мышление, речь, пробуждает интерес к окружающему миру, формирует умение делать открытия и удивляться им, а также совершенствует такие необходимые качества, как наблюдательность, прилежание, аккуратность.
Истоки познавательно-исследовательской деятельности обнаруживаются в свойственном дошкольнику свободном экспериментировании с предметами и явлениями, в поисковой активности, отвечающей на вопросы: почему? зачем? как устроен мир? для чего нужно бережно относиться к окружающему миру? и т. п.
Начальные знания о свойствах воздуха и воды ребенок получает в раннем и среднем дошкольном возрасте. В старшем дошкольном возрасте продолжается закрепление знаний о физических свойствах предметов. Детям даются представления о некоторых факторах окружающей среды (свет, температура воздуха и ее изменчивость; вода и ее переход в различные состояния – жидкое, твердое).
Опираясь на повседневный опыт детей их можно знакомить с:
1) тепловыми явлениями;
2) превращениями твердых тел в жидкие, жидких в парообразные, и наоборот;
3) воздух и его простейшие свойства.
Данные эксперименты решают важные педагогические задачи:
- развивают познавательную активность детей, инициативность;
- развивают способность устанавливать причинно-следственные связи на основе элементарного эксперимента и делать выводы;
- уточняют понятия детей о том, что воздух – это не «невидимка», а реально существующий газ;
- расширяют представления детей о значимости воздуха в жизни человека;
- совершенствуют опыт детей в соблюдении правил безопасности при проведении экспериментов.
В процессе опытов идет обогащение речевого запаса ребенка, накопление умственных приемов и операций, которые рассматриваются как умственные умения.
ОПЫТЫ С ВОЗДУХОМ.
В старшем возрасте рекомендуется обращать внимание детей на воздух и его свойства, объяснять, что ветер – это движение воздуха, что человек и животные дышат воздухом, воздух необходим для всего живого на земле.
Воздух – это вещество, но газообразное. Ознакомление со свойствами воздуха связано с рядом трудностей, и главная из них – ребенок не видит воздуха, не может потрогать его руками, не может с ним манипулировать.
Опыт 1. Воздух нам необходим, чтобы дышать. Мы вдыхаем и выдыхаем воздух. Берем стакан с водой, ставим соломинку и выдыхаем воздух – в стакане появляются пузырьки.
Опыт 2. Сделайте маленький парашют. Покажите, что когда парашют спускается, воздух под ним расширяет купол, поддерживает его, поэтому снижение происходит плавно.
Опыт 3. Воздух невидим, не имеет определенной формы, распространяется во всех направлениях и не имеет собственного запаха. Возьмите корки апельсинов и предложите почувствовать запахи, распространяющиеся в помещении.
Опыт 4. Воздух имеет вес. Положите на чаши весов надутый шарик и не надутый: чаша с надутым шариком перевесит.
Опыт 5. Поставьте открытую пластмассовую бутылку в холодильник. Когда она достаточно охладится, наденьте на горлышко ненадутый шарик. Затем поставьте бутылку в миску с горячей водой. Понаблюдайте за тем, как шарик сам станет надуваться. Это происходит потому, что воздух при нагревании расширяется. Теперь опять поставьте бутылку в холодильник. Шарик сдуется, т.к. воздух при охлаждении сжимается.
ОПЫТЫ С ВОДОЙ.
Основная задача – сформировать у детей представление всеобщности этих явлений: все твердые тела можно превратить в жидкость, все жидкости могут быть превращены в пар. Ознакомление проводится через занятия, наблюдения, опыты.
Вода – источник жизни на Земле, часть неживой природы. Это жидкость без вкуса, запаха, цвета. Вода содержится в реках, озёрах, болотах, морях и океанах, а также глубоко под землёй. Облака, капли дождя, снег, град, туман и роса — это тоже вода.
Опыт 1. Вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в которой налита. Вспомните, где и как разливаются лужи.
Опыт 2. Вода не имеет вкуса. Сначала дети пробуют простую кипяченую воду. Затем положить в один стакан соль, в другой – сахар. Какой вкус теперь приобрела вода?
Опыт 3. Вода не имеет запаха. Предложить понюхать простую воду. Затем капнуть в один из стаканов пахучий раствор. Чем теперь пахнет вода? Заварка воды чаем, мятой.
Опыт 4. Вода не имеет цвета (подкрашивание воды).
Опыт 5. Животворные силы воды. Поставить в воду срезанные ветки. Понаблюдать, как появятся корешки. Одно из важных свойств вода – давать жизнь всему живому. Рассказать о засухе.
Опыт 6. Испарение. Вскипятить воду, накрыть воду крышкой и показать, как сконденсированный пар превращается снова в воду, и эти капли падают вниз.
Опыт 7. Защитные свойства снега (воду в 3-х бутылках закрыть на разную глубину в снеге).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект деятельности в центре экспериментирования на тему « Воздух и вода»
В игровой форме ребята знакомятся со свойствами воды и воздуха.Цель: развивать познавательную активность в процессе экспериментирования; ...
Обобщение опыта. Конспект «Воздух да вода наши лучшие друзья»
Конспект занятия по экологическому воспитанию с использованием художественной литературы(обобщение опыта по теме: «Формирование экологических знаний детей старшего дошкольного возраста средствам...
Консультация для родителей «Волшебница-вода» Детское экспериментирование. Опыты с водой.
Консультация для родителей "Волшебница - вода". Детское экспеременирование, старший дошкольный возраст. Опыты с водой....
Семинар для воспитателей на тему "Детское экспериментирование.Опыты с водой"
Детское экспериментирование.Опыты с водой...
Экспериментирование "Опыты с воздухом"
Экспериментирование создает условия для развития интереса детей к опытно-экспериментальной деятельности....
Консультация для родителей. Детское экспериментирование. Опыты с водой.
Для оформления информационного стенда.PS: предварительный просмотр может отображать расположение картинок некорректно. Серия консультаций:Значение поисково-исследовательской деятельности в развит...
Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки». Экспериментирование, опыты с воздухом и игры с водой
Тема недели: «Неделя капельки и воздуха-невидимки». Экспериментирование, опыты с воздухом и игры с водойЦель недели: сформировать у детей знания о значении воды и воздуха в жизни человека ...