Зима
методическая разработка по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад №5 «Звездочка»
Викторина «Зима»
для детей старшей группы
Подготовила:
воспитатель высшей категории МБДОУ
детский сад № 5 «Звездочка»
Острейковская Елена Владимировна
г. Осташков
2024 г.
Цель: обобщение представлений о зиме.
Задачи:
обобщать и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы, зимних развлечениях;
расширять и активизировать словарный запас по лексической теме Зима»;
развивать смекалку и сообразительность детей, их эрудицию;
развивать умение работать в коллективе, принимать коллективное решение;
воспитывать познавательный интерес, чувство товарищества, уважение к партнерам и соперникам по игре.
Оборудование: картинки с изображением снеговиков и снежинок для жеребьёвки, два дерева, снежинки - очки; картинки с изображением перелётных и зимующих птиц, презентация «Назови сказку»; фонограмма для игры «У оленя дом большой»; детали снеговика из картона в двойном экземпляре; призы для награждения детей (шоколадные медальки).
Ход:
Ведущий. Здравствуйте, ребята! Я предлагаю вам поучаствовать в интересной викторине. О чём будут задания? Отгадайте.
Она пришла такая снежная.
Укрыла белыми одеждами
Леса, поля, дома и улицы.
Она – художница прилежная,
Всё разрисует в царство снежное,
Развесит кружева из инея,
Такая сказочно красивая…
О чём это? (о зиме)
Ведущий. Сейчас мы разделимся на команды. Каждый из вас достаёт из этого волшебного мешочка маленькую бумажку, на которой нарисован символ команды: Снеговик или снежинка. Дети, у которых в руках рисунок со снеговиком садятся на стульчики слева от меня, дети, на рисунках которых снежинки, садятся справа…
Итак, у нас 2 команды: «Снеговики» и «Снежинки». За каждое правильно выполненное задание команда получает снежинку и может украсить ею своё зимнее дерево. Победит команда, которая заработает больше снежинок.
А сейчас команды должны выбрать себе капитанов.
1 тур: Разминка капитанов «Кто больше назовёт «зимних» слов»
Капитаны по очереди называют слова, относящиеся к теме «Зима». Кто ответит последний, зарабатывает снежинку.
2 тур: Загадки командам.
Каждой команде задаётся вопрос или загадка на зимнюю тему. Если команда не может ответить, слово передаётся соперникам. Побеждает тот, у кого больше правильных ответов. Ответы- выкрики без условного сигнала не засчитываются.
• Самый главный дед на новогоднем празднике. (Мороз)
• Хранилище подарков Деда Мороза. (Мешок)
• Внучка Деда Мороза. (Снегурочка)
• За чем, зима наступает (за осенью)
• Какой месяц, согласно народной мудрости, «год кончает, а зиму начинает»?
• Какой месяц, согласно народной пословице, «году начало, а зиме середина»?
• Чем ёж на медведя зимой похож?
• Что называют в народе «белыми мухами»?
• Как называют птиц, которые остались с нами зимовать? (зимующие)
• Кто зимой холодной, бродит злой, голодный? (волк).
• Быстрый маленький зверек, по деревьям скок, да скок. (белка)
• Угадайте что за птица, света белого боится
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова, как зовут ее? (сова)
• Летом гуляет, зимой отдыхает (медведь)
• По лесу ходит, на своей голове дерево носит (лось)
• Посмотрите-ка какая, вся горит как золотая
Ходит в шубке дорогой, хвост пушистый и большой
На увертки мастерица, как зовут ее? (лисица)
3 тур: Игра «Перелётные и зимующие птицы».
Ведущий: Мы знаем, что зимой с нами остаются на все птицы, некоторые улетели в тёплые края. Как мы их называем? (перелётные) А как называются те, которые остались? (зимующие) Я предлагаю проверить, как вы знаете перелётных и зимующих птиц.
Одна команда отбирает картинки с изображением перелётных птиц и прикрепляет их на магнитной доске под солнышком, а другая команда, выбирает картинки с изображением зимующих птиц и располагает под снежинкой. Игроки подходят к столу с картинками по очереди.
Динамическая пауза «У оленя дом большой»
У оленя дом большой
Смотрит он в своё окошко,
Заяц по полю бежал, в двери постучал:
«Тук, тук, дверь открой,
там, в лесу, охотник злой»
«Заяц, заяц, заходи,
Лапу мне давай»
Проводится 3-4 раза с ускоряющимся темпом.
4 тур: «Зимние сказки»
Ведущий. Вы все очень любите сказки. Следующее моё задание такое: назовите сказки, в которых упоминается о зиме и зимних явлениях природы. А чтобы вам было легче вспомнить такие сказки – смотрим на экран. Не забывайте, что команды отвечают по очереди.
Дети должны назвать сказки:
«Снежная королева»
«Лиса и заяц»
«Волк и лиса»
«Зимовье зверей»
«Снегурочка»
«Серая шейка»
«Снеговик-почтовик»
«Двенадцать месяцев»
«Морозко»
5 тур: Игра «Слепи снеговика»
Ведущий. А сейчас мы проверим, насколько вы дружны и внимательны. Следующее задание можно выполнять только всей дружной командой сразу. Под музыку вы отправляетесь катать воображаемые комья снега. По команде «Раз, два, три - снеговика слепи!», каждый из участников находит одну из деталей и соединяет в общую фигуру. Кто быстрее и дружнее. Обратите внимание - снежные комья двух цветов: розовые для команды «Снежинки» и голубые для команды «Снеговики».
6 тур: «Что я делаю зимой?»
Ведущий: Зима – время весёлых игр на улице, и вы знаете много зимних забав. Я предлагаю командам по очереди показывать друг другу действия – зимние забавы, но без слов. Одна команда показывает движения, а другая отгадывает. Затем меняются.
За каждый правильный ответ команда получает снежинку.
Подведение итогов.
Ведущий: вот и закончились у меня задания. И ваши зимние деревья украшены резными снежинками. Давайте посчитаем снежинки на деревьях и узнаем, какая команда сегодня была внимательнее, сообразительнее. Мы поздравляем команду-победительницу!
Я всех хочу наградить сладкими призами!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....