Экскурсия в мини- музей
материал по окружающему миру (старшая группа)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
ekskursiya_v_muzey.docx | 29.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД « КОЛОСОК» СЕЛА МИРОНОВКА ПИТЕРСКОГО РАЙОНА САРАТОВСКОЙ ОБЛАСТИ
Экскурсия в мини- музей в ДОУ.
«В русской избе, светлой горенке».
Составитель: воспитатель
Самсонова Любовь Анатольевна
2024 год.
С. Мироновка
Тема. В русской избе, светлой горенке
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие»
Возрастная группа: разновозрастная 4-6 лет
Место проведения: мини-музей
Цель: Формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о русской народной культуре посредством экскурсий в мини-музей «Русская изба»
Задачи:
Образовательные:
- Открыть ребенку доступ к культуре своего народа, знакомя его с особенностями повседневного быта, предметами обихода, русской народной музыкой, играми.
- Познакомить детей с избой – жилищем крестьянской семьи, русской печью. Обогатить словарь детей народными пословицами, поговорками, новыми словами (ухват, лапти, рушник, люлька, колыбель и т. Д.).
Воспитательные:
- Вызвать у детей интерес к русской старине и положительно воздействовать на их эмоции, развивать их фантазию, любознательность , формировать способность взаимодействовать друг с другом в игровых ситуациях.
- Вызвать у детей эмоциональную отзывчивость к русской народной музыке, воспитывать культуру слушания и зрительного восприятия.
- Воспитывать бережное отношение к старинным вещам, народным традициям, обычаям гостеприимства, интерес к русскому фольклору.
Развивающие: развить связную монологическую речь и коммуникативные умения при помощи социо-игровых подходов и народных игр.
Форма совместной деятельности: экскурсия в мини-музей «Русская изба»
Форма организации: групповая
Словарная работа: изба, печь, ухват, чугун, люлька, колыбель.
Предварительная работа: разучивание и инсценировка русских народных песен, колыбельных, игр.
Приемы: рассказ, загадки, вопросы.
Методы: игровые, словесные, наглядные, практические.
Оборудование: «Русская изба», оснащённая предметами русского быта, запись русской народная мелодии «Пряха», русский народный костюм для ведущего (воспитателя) и детей.
Ход экскурсии.
Ведущий.( детям) Проходите, гости дорогие, гости званные, гости желанные, в горницу светлую. Посмотрите, как жили люди в стародавние времена. В народе говорят: « Каков хозяин-таков и дом». А в моём доме все в порядке, все вещи на своих местах лежат. Хотя некоторым из них место только в музее.
Всё я в доме прибрала,
Ведь гостей к себе ждала.
Целый день я убирала
И воды в дом натаскала.
А помогло мне в этом коромысло- деревянная дуга. Ну- ка, Милана, примерь на себя коромысло, а ты, Егор, помоги ведра повесить на него.
Песня « С речки Аннушка идет». ( инсценировка).
- С речки Аннушка идет,
Ведра полные несет.
Ой, люли, ой, люли.
Ведра полные несет.
- А навстречу ей Демьян,
Словно яблочко румян.
Ой, люли, ой, люли.
Словно яблочко румян.
- Балалаечкой звенит,
Речь такую говорит.
Ой, люли, ой люли.
Речь такую говорит.
- « Утомилась ты в пути,
Дай мне ведра донести.
Ой, люли, ой люли.
Дай мне ведра донести.
- « Вот, спасибо, что помог.
Ты хороший паренек.
Ой, люли, ой люли.
Ты хороший паренек».
- С речки Аннушка идет,
Балалаечку несет.
Ой, люли, ой, люли.
Балалаечку несет.
Ведущий. Ребята, как вы думаете, может быть было бы лучше без коромысла воду носить….нет, народ не зря придумал такое коромысло- дугу. Если носить ведра на коромысле, то они поднимаются зимой высоко над сугробами, а летом -над травой. Да и рукам все же не так тяжело.
Ведущий. Смотрю я на вас, вы тоже принарядились, в гости собравшись. Одежду старинную надели. Как называется ваша одежда, во что вы одеты?...
Сарафаны и рубахи шили свободным, широким кроем и подпоясывались поясом- кушаком, на который, нередко подвешивали расчески, кошельки и другие мелкие предметы- ведь карманов в старину не было. Мужская рубаха называлась косоворотка, потому что разрез к воротнику делали не посередине, а сбоку, то есть наискосок. Праздничную одежду украшали лентами и вышивкой.
Вышивкой украшали не только одежду, но и скатерти, рушники. Что такое рушник?. Рушником в старину называла полотенце. А мой рушник украшен не только вышивкой, но и кружевом.
Игра « Поцелуйная»
Ведущий. Наш рушник немного помялся во время игры. Что же нам делать?
Ведущий. Вы видите здесь утюг? В моем доме есть старинные утюги, и сейчас я вам о них расскажу. Мои утюги отличаются от современных. Первый утюг похож на кастрюлю с крышкой и ручкой , и с острым носом. Внутрь утюга клали горячие березовые угольки из печи. По бокам утюга есть дырочки для доступа кислорода, чтобы угольки в утюге подольше горели. Второй утюг нагревался в печи. Нередко такие утюги портили одежду- угольки из утюга могли « выпрыгнуть» и прожечь ткань.
А что же обували люди в далекие времена?....Это , ребята, лапти. Их
плели из лыка. Лыко- это тонкий слой коры дерева. Для того, чтобы сделать одну пару лаптей, нужно было ободрать кору с 3- 4 деревьев. Одно лыко порой достигало 2 метров. У меня есть двухметровая веревка. Давайте растянем её и посмотрим, какой длины было одно лыко. Зимой внутрь лаптей настилали солому для тепла. Одни лапти носились всего 10- 15 дней.
Ведущий. Да, что ж я вас все разговорами то кормлю!?
вы, наверное, замерзли, пока сюда шли? Зима морозами замучила, никак весне место не уступит. А около моей печки согреться можно. Но печка не только тепло дает. Она еще была и лекарем, и пекарем. Что значит « печка- лекарь», как печка может лечить?....
Ведущий. Издревле люди лечили больную спину и простуду лежа
на печи. Ведь печь долгое время ( после того, как ее истопят) оставалась теплой. Еще в печи готовили еду: пекли блины, варили картошку, щи, кашу). Щи, да каша- пища наша.
А в чем готовили еду хозяйка дома? Еду готовили вот в этой посуде,
Называется она чугунок. Посмотрите, какое узкое дно у чугунка, а верх широкий. В такой посуде в печке еда прогревалась сразу со всех сторон.
Как же вынуть чугунок из печи и не обжечься? Полотенце может
загореться в печи, и чугунок очень горячий.? Для этого придумали ухват.
Вот какие рога у нашего ухвата. Давайте попробуем поднять ухватом чугунок и поставить его на стол. ( дети помогают ведущему). Вот еще почему у нашего чугунка узкое дно и широкий верх. Такую посуду легко взять нашим ухватом, и он не упадет, так как его широкий верх будет держаться на нашем рогатом ухвате.
Чугунок на столе, а чем же есть то будем?...
Конечно ложками, да не простыми, а деревянными, под хохлому расписанными. Ложки использовали не только для еды, но и как музыкальный инструмент. Давайте и мы с вами сыграем на ложках.
Подходите, разбирайте,
Игру на ложках начинайте.
Как у нашего Данилы
Разыгралася скотина:
Овцы в донцы,
Тараканы в барабаны,
А мы в ложки!
Игра на ложках ( под р.н. песню «Русские ложки»)
Ведущий. В гостях в русской избе, в светлой горенке вы побывали-
пора и честь знать. Но прежде я хочу узнать, запомнили ли вы о чем, о каких предметах я вам сегодня рассказала. А помогут мне в этом загадки, спрятанные в этом маленьком сундучке. Если вы не сможете вспомнить название предмета из загадки, то можно на него просто показать, а название мы вместе вспомним.
Загадки.
- Концами над водой висит,
Середкой на плече сидит. ( коромысло)
Гибкий лес на плечи влез. ( коромысло)
- В них ходили раньше люди
И плели из лыка.
А чтоб ножки не спадали,
Их веревкой привязали. ( лапти)
- Рубахе без меня никак.
Подпоясали…( кушак.)
- Несите рубашку, несите платок.
Их быстро разгладит
Мой славный каток. (утюг)
- Не бычок, а рогат,
Чугунок в рогах зажат.
Еду из печки вынимает
И на стол к нам доставляет. ( ухват)
- К низу узок, верх -широк,
Не кастрюля-( чугунок).
- Деревянные подружки
Звонко бьются друг о дружку.
Расписные, как матрешки.
Угадали? Это…( ложки).
Ведущий. Вот и пришло время дитя укачивать. А где же мне его спать то положить?...
Ведущий. Вот она – зыбка или люлька- подвесная колыбель. Давайте положим дитё в колыбель и покачаем его.
Колыбельная.
Баю-бай, баю-бай,
Ты, собаченька, не лай.
Белолапа, не скули,
Мою детку не буди.
Баю, баю, баиньки,
Купим сыну валенки,
Наденем на ноженьки,
Пустим по дороженьки.
Будет наш сынок ходить,
Новы валенки носить.
Ведущий. Уснул! Давайте уйдем потихоньку- пусть поспит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"День здоровья" в детском саду. "ЗДОРОВЬЮ ЦЕНЫ НЕТ" Экскурсия в мини-музее "Русская изба"
Востребованы и популярны стали "Дни здоровья" не только в школах, но и в детских садах. В нашем саду он проводится уже несколько лет подряд. Предлагаемый материал экскурсии в мини-музее детского сада ...
Экскурсия в мини - музей русской старины
Экскурсия в мини-музей Русской старины (для детей старшего дошкольного возраста) Задачи: Познакомить детей с содержанием мини-музея. Расширить представления детей о жизни русского народа. Спо...
экскурсия в мини- музей русской старины
Экскурсия в мини – музей русской старины (для детей средней группы №7) Материал подготовлен воспитателем группы ...
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"
Учебно методическое пособие "Экскурсия в мини-музей ложки"...
конспекты экскурсий по мини-музею книги
Представлены конспекты занятий, знакомящие детей с разными видами бумаги, с буквами разных народов, с разнообразными письменными принадлежностями....
Конспект экскурсии в мини-музей "Театральная кукла"
Обзорная интерактивная экскурсияв мини-музей«Театральная кукла»Старший дошкольный возраст Цель: Дать знания об истории возникновении театра, познакомить с различными видами театральных кукол (мар...
Экскурсия в мини – музей «Транспорт» Тема экскурсии: «Знакомство с видами специального транспорта: пожарная машина, скорая помощь, полицейская машина»
Тема «Транспорт на страже жизни и здоровья человека» Группа: средняя, 4 экскурсовода, гости из другой группы среднего возраста. Цель экскурсии: создать условия для обогащения представлений детей о мир...