Конспект занятия в средней группе на тему :
«Обитатели морей и океанов» для детей средней группы
Цель: Расширять, углублять и закреплять знания детей об обитателях морей и океанов.
Задачи:
Продолжать знакомить детей с морскими животными, некоторыми представителями (кит, акула, дельфин, морская черепаха, краб, медуза, осьминог, морской конек) : их внешним видом, особенностями передвижения, приспособленностью к жизни в водной среде, особенностями питания, поведения; познакомить с некоторыми формами защиты морских обитателей.
Активизировать познавательную деятельность : воспитывать желание больше узнать о морских обитателях, развивать любознательность детей.
Развивать мелкую моторику рук.
Обогащать и активизировать словарь детей.
Воспитывать заботливое отношение к объектам живой природы.
Ход занятия:
Воспитатель: Сегодня мы будем говорить об обитателях морей и океанов. Каких морских обитателей вы знаете?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно. В морях живет множество животных, самых разнообразных. И они не совсем похожи на животных, живущих на земле. Есть здесь и морские коровы, и морские котики, и морские звезды, морские ежи, рыбка – игла, рыбки – бабочки, есть рыбы – клоуны. Есть безопасные для человека животные, есть и опасные. Давайте познакомимся с ними поближе?
Ну, тогда отправимся в путешествие! Будем знакомиться с морскими обитателями.
На чем мы отправимся в путешествие? (рассуждения детей). Отгадайте загадку:
По волнам дворец плывет,
На себе людей везет?
Ответы детей.
Воспитатель: Правильно, это корабль.
Мы сейчас сядем на наш корабль и отправимся в путь!
(Дети занимают места на импровизированном «корабле», составленном из стульчиков. Звучит мелодия «Вольный ветер»).
Уселись? Возьмите, пожалуйста, свои бинокли, чтобы было удобнее наблюдать за морскими просторами и его обитателями. Соедините большой палец с остальными пальцами ладони, сложенными вместе, и округлите их. Приставьте полученные «бублики» к глазам, словно смотрите в бинокль.
Что вы видите? Я вижу бескрайние просторы моря, оно голубого цвета – небо отражается в нем, вижу легкие волны.
Давайте изобразим море и волны. Согните руки в локтях перед собой, переплетая пальцы. Приподнимайте поочередно локти, совершая волнообразные движения.
Пока мы с вами изображали волны, на горизонте показался первый морской обитатель. Послушайте загадку и постарайтесь определить, кто это:
Остров с пальмой водяной,
Поздоровайся со мной!
Он обиженно пыхтит:
«Я не остров! Я же…»?
Дети: Кит!
Воспитатель: Правильно, ребята. Это кит. Почему его сравнили в загадке с островом?
Дети: Он огромный. Если покажется из воды его спина – будто кусок земли, остров.
Воспитатель: А что это за «пальма водяная» у него на спине?
Дети: Это фонтан.
Воспитатель: откуда этот фонтан? – (рассуждения детей).
Воспитатель: Это ноздри, которые находятся на вершине головы, и из них, когда животное дышит, выходит фонтан пара. Что вы еще можете сказать об этом замечательном морском обитателе? – (высказывания детей)
Воспитатель (уточняя и обобщая высказывания) : Все верно. Кит - самое крупное животное в мире. (Показывает иллюстрацию). Тело стройное, сильно вытянутое, закругленное, гладкое, вместо передних лап у него два плавника, а вместо задних – большой, похожий на рыбий хвост. Все это ему надо для того, чтобы легко перемещаться в воде. Окраска тела темно – серая с голубоватым оттенком.
Скажите, пожалуйста, а кит – это рыба или нет? – (высказывания детей).
Воспитатель: Киты - не рыба. Они, как и рыбы живут в воде, но дышат воздухом, всплывая на поверхность моря. Своих детенышей они кормят молоком. Есть такие огромные киты, что весят столько, сколько весят 25 слонов и больше. У одних китов есть зубы, у других – нет. У беззубых, вместо зубов – усы. Такие киты питаются мелкими рачками, крилем. Поедают их в большом количестве, так как они крупные – им требуется много пищи. Они заглатывают большое количество воды с разной мелкой живностью, затем вода просачивается через ус, как сквозь сито, а добыча остается во рту.
Вообще киты очень разнообразные: есть громадины, а есть сравнительно не большие.
А теперь возьмите снова свои бинокли и посмотрите, не появился ли на горизонте следующий обитатель моря?