Тематический день «День леса»
проект по окружающему миру (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа)

Зайналова Раисаханум Гасановна

Цель: формирование у детей экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Задачи: знакомить детей с природой родного края, с экосистемой «лес», обогащать словарь, развивать речь детей, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Литература:

1. Ю.В. Новиков «Природа и человек» - М.: Просвещение, 2010.

2.С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания» - М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2012

3. Интернет ресурсы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tem.den_.lesa_.docx34.4 КБ

Предварительный просмотр:

Тематический день  «День леса»

«У страны есть богатства немалые,

        Недр земных не учесть чудеса,

Но важней очень многих, пожалуй

  Для дыхания земли – леса!»

В. Бианки

Цель: формирование у детей экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Задачи: знакомить детей с природой родного края, с экосистемой «лес», обогащать словарь, развивать речь детей, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Литература:

1. Ю.В. Новиков «Природа и человек» - М.: Просвещение, 2010.

2.С.Н. Николаева «Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания» - М.: ООО Фирма Издательство АСТ, 2012

3. Интернет ресурсы.

                                                                                                               

Продолжительность проекта: краткосрочный.

Участники проекта: дети, воспитатели групп, родители.

Цель: формирование у детей экологических представлений, являющихся основой экологических знаний о природной среде и бережном к ней отношении.

Задачи: знакомить детей с природой родного края, с экосистемой «лес», обогащать словарь, развивать речь детей, прививать любовь к природе, бережное отношение к ней.

Актуальность: 21 марта - международный день лесов.

Самая актуальная проблема нашего времени - проблема взаимодействия человека с природой. Это чрезвычайно важный аспект экологии не может остаться в стороне от участия педагогов.

            Дошкольное детство - начальный этап формирования личности ребенка, его экологической культуры и экологического сознания.

            Лес, как большая экологическая система, представляет для этого огромные возможности. Общеизвестно, что в последнее время значительно ухудшилось состояние лесов, этому способствуют лесные пожары, вырубки, выпас скота, загрязнение атмосферы, истощение ресурсов, захламление лесов и т.д. Для того, чтобы лес был здоровым и красивым нужно гарантировать ему защиту.

Гипотеза. Для сохранения лесов необходимо постоянно проводить работы улучающие состояние леса. Это подкормка животных, санитарная вырубка, очистка леса от упавших веток и стволов деревьев.Ценность леса заключается в том, что в лесу находится много ягод, грибов, лекарственных растений, животных, птиц. Это все необходимо для жизни человека.

Предварительная работа:

- Подбор иллюстративного материала по теме.

- Подбор литературы по теме.

- Подбор дидактических игр по экологии.

- Наблюдения в природе на прогулке.

- Беседы, чтение художественной литературы.

- Продуктивная деятельность.

Предполагаемые результаты:

- Знание детьми название деревьев и их характерных особенностей. - Бережное отношение детей к природе.-Сформировавшиеся элементарные экологические представления о лесе.- Осознанное отношение к природе ХМАО.- Сформировавшиеся представления о том, что сохранность природных объектов – обязанность человека.

- Активное участие родителей в реализации проекта. Понимание родителями важности бережного отношения к лесу.

Работа с родителями:

- Консультация «Экологическое воспитание детей в семье»

-Консультация для родителей «Экологические игры с детьми на прогулке»

Цель: привлечь родителей к проблеме воспитания у детей любви к природе.

-Памятка «Правила поведения в лесу»

Цель: закрепить знания о правилах поведения в лесу.

- Акция «Берегите природу» (рисование плакатов, рисунков совместно с детьми).

Мероприятия

группы

Утро, первая половина дня

Прогулка

Вечер, вторая половина дня

-Беседа «Лес – наше богатство»

Цель:  познакомить детей с понятием «лес»; развивать у детей представление о значении леса в жизни человека.

-Д/и «Найди листочек»

Цель: различать и называть листья знакомых деревьев, вспоминать названия деревьев, развивать речь детей; воспитывать у них внимание и эстетические чувства.

Воспитатель раздает детям букеты, а один оставляет себе. Затем показывает какой-то листочек, например, кленовый и говорит:

«Раз, два, три - такой же листочек покажи!»

Дети поднимают руки и показывают кленовые листочки.

-Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развивать мелкую моторику.

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

-Чтение потешек, стихов, загадок.

-Наблюдение за деревьями.

Цель: при знакомстве с деревьями учить постепенно запоминать их, находить отличительные признаки, называть отдельные части.

-П/и «К дереву беги»

Цель:  упражнять детей в быстром беге.

-Рассматривание картинок «Удивительный лес»

Рассказы детей по картинкам с помощью наводящих вопросов воспитателя.

-Хоровод «Во поле березонька стояла»

Цель: поднять радостное настроение, воспитывать любовь к березке.

-Продуктивная деятельность. Рисование «Березка»

Цель: развивать творческие способности, интерес к рисованию.

-Слушание русской народной песенки «Я по лесу по зеленому иду»

Цель: воспитывать интерес к русскому фольклору, бережное отношение к деревьям.

Младший

дошкольный

 возраст

Мероприятия

группы

Утро, первая половина дня

Прогулка

Вечер, вторая половина дня

Звучит грамзапись «Голоса леса»

-Беседа «Лес и мы»

Цель: расширять знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края.

-Д/и «Сложи картину» (пейзажи леса)

Цель: учить собирать из частей целое изображение, воспитывать любовь к природе.

-Пальчиковая гимнастика «Деревья»

Цель: развивать мелкую моторику.

Всем в лесу на удивленье

(трут ладони друг о друга)

Разные растут деревья:

(открывают ладони и растопыривают пальцы)

Вот уперлась в небеса

Вся смолистая сосна.

(соединяют локти – «ствол», раскрывают ладони – «крона»)

Распустила ветви-косы

Белоствольная береза.

(«фонарики» с движением сверху вниз)

Дуб раскинул свои ветви,

И не страшен ему ветер.

(вытягивают руки вверх, растопыривают пальцы)

Липа цветом зацвела,

(собирают пальцы в щепотку – «бутон»)

-Д/и «Найди дерево по описанию»

Цель: умение учитывать названные признаки предмета; развивать наблюдательность.

-Наблюдение за березой и елью.

Цель: расширять представление детей о деревьях, воспитывать желание защищать и оберегать природу.

-П/и «Догони пару», «Кто быстрее добежит до березы, ели»

Цель: учить бегать не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя.

-Развивающая игра «Да!» «Нет!»

Цель: развивать внимание, закрепить правила поведения в природе.

Я пойду сейчас в лесок и сорву ромашку (Нет)

Съем я вкусный пирожок и выброшу букашку (Нет)

Лишний хлебушка кусок на пеньке оставлю. (Да)

Ветку ели подвяжу, колышек поставлю. (Да)

Разведу большой костер и тушить не буду. (Нет)

Сильно- сильно насорю и убрать забуду. (Нет)

Мусор весь я уберу, банку закопаю. (Да)

Я люблю свой край родной, лес оберегаю! (Да)

-Чтение В.Бианки «Лесная газета»

Цель: формировать чувство близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

Рисование «Белая береза»                                                               

 Цель: продолжать формировать интерес детей к родной природе, обобщать знания о березе; расширять представления детей об образе березы в поэзии, музыке, произведениях изобразительного искусства; воспитывать любовь к русской березке.

Средний

 дошкольный

возраст

Мероприятия

Группа

Утро, первая половина дня

Прогулка

Вечер, вторая половина дня

-Беседа «Лес и мы»

Цель: уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края.

-Д/и «Лес многоэтажный дом»(расселение животных)

Цель: закрепить знание детей о лесе, как природном сообществе, сформровать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

-Физминутка

 А теперь мы в лес пойдем,(дети идут друг за другом)

В брод ручей мы перейдем, (идем высоко поднимая колени)

Небывалой высоты

У ручья растут цветы. (руки вверх, подняться на носочки)

Посмотри по сторонам,

Что же лес подарит нам? (повороты влево, вправо)

Наклонись, сорви малинку

И клади его в корзинку. (наклоны)

Крепкий беленький грибок

Мы положим в кузовок (приседания)

-Д\и «Как лес помогает человеку»

Цель: закрепить знание детей о том, как лес помогает человеку.

-Чтение художественной литературы:  Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет»

-Наблюдение за березой и елью.

Цель: расширять представление детей о деревьях, воспитывать желание защищать и оберегать природу.

-П/и «Догони пару», «Кто быстрее добежит до березы, ели»

Цель: учить бегать не наталкиваясь друг на друга; быстро действовать по сигналу воспитателя.

-П/и «Найди где спрятано»

Цель: учить ориентироваться в пространстве.

-Викторина «Мы – друзья леса»
Цель: развивать познавательный интерес к жизни леса и его обитателям, воспитывать экологическую культуру детей.

-Настольные игры: «Времена года». «Деревья. растения и животные», «Круглый год», «Экологическое лото»

Цель: формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков.

-Изобразительная деятельность «Деревья нашего детского сада»

Цель: создание творческого продукта изобразительной деятельности.

-Рассматривание сюжетных картинок «как вести себя в лесу».

Цель: изучить с детьми нормы и правила поведения в природе, побуждать детей к фантазии.

-Д/и «угадай. Какое дерево»

Цель: учить детей по характерным признакам угадывать деревья, уметь описывать.

 Старший дошкольный возраст

Мероприятия

Группа

Утро, первая половина дня

Прогулка

Вечер, вторая половина дня

- Беседа «Лес и мы»

Цель: уточнить знания детей о разных видах леса, воспитывать осознанно-бережное отношение к природе родного края.

-Развивающая игра «Заботимся о лесе»

Цель: развивать образное мышление, внимание, память; формировать основы положительного отношения к природе.

-Д/и «Лес многоэтажный дом»(расселение животных)

Цель: закрепить знание детей о лесе, как природном сообществе, сформровать представления об экологических нишах (этажах) смешанного леса и месте животных в них.

-Д\и «Как лес помогает человеку»

Цель: закрепить знание детей о том, как лес помогает человеку

Наблюдения за растениями и кустарниками на участке

Цель: закреплять представление о том, что любое дерево, кустарник — живое существо.

Проверить, как перезимовали деревья (много ли поломанных веток).

  • Какие еще произошли изменения?
  • Какое состояние кроны деревьев на участке?
  • Как страдают деревья от загрязнения воздуха? (Отмирают ветви по краям кроны.)

П/и  «Что растет в родном краю?».

Цель: закреплять названия деревьев.

 П/и «Извилистая тропинка».

Цель: учить двигаться в колонне за ведущим, повторяя его движения

-Творческое рассказывание: «Прогулка в лес».

 Цель: уточнить умение детей в рассказах отражать свое отношение к природе.

-Изобразительная деятельность: «После отдыха в лесу»                                                     

Цель: развивать умение отражать в рисунках свое отношение к миру природы.

-Настольные игры: «Времена года». «Деревья. растения и животные», «Круглый год», «Экологическое лото»

Цель: формирование представлений детей об окружающем мире, развитие коммуникативных навыков.

Чтение художественной литературы:  Ю. Дмитриев «Кто в лесу живет и что в лесу растет», Н.Некрасов «Зеленый шум»

Подготовительный дошкольный возраст

Консультация для родителей

«Экологическое воспитание детей в семье»

Экология - это наука, и произошла она от слова ойкас - дом, жилище, место обитания. Это всё живое, что нас окружает, мы дышим чем мы живём. Их дошкольной педагогике появлялось новое направление воспитания - экологическое воспитание.

С первых лет жизни у детей формулируется начало экологической культуры. Дети видят дома, как мама ухаживает за цветами, кошкой или собакой. Они сами тянутся ко всему живому, им хочется погладить животное и полюбоваться красивыми цветами.

Подрастая, дети узнают, что каждое существо имеет свой «дом», в котором есть всё для его жизни. Экологическое воспитание - это и есть познание живого, которое окружает ребенка, в своей среде обитания, и наша главная задача, научить их охранять и беречь то, что они видят. Нужно доступно объяснить ребенку, что ломать ветку дерева нельзя, особенно зимой. Обратите внимание ребёнка на красоту, какие они красивые в инее. Зимой они спят и у них только мы защитники.

Нужно корни укрыть снегом, объясняя, что мы помогаем им выжить зимой. Бывая с детьми зимой в лесу, обратите внимание на тишину в лесу, её красоту и как хорошо дышится в лесу.

Весной природа преображается, и мы радуемся каждой новой травинке и новым листочком. Начинается работа на даче и дети помогают вам пусть совсем мало, но они тянутся к этому, видя, как этим занимаетесь вы. У дачных массивов есть лес, вы бываете там с детьми. Мы все тянемся к природе, чтобы отдохнуть, подышать свежим воздухом, послушать журчание ручейка. Мы взрослые собираем цветы и лекарственные травы, нарвите только столько, сколько вам нужно, и старайтесь не рвать с корнями.

Собирая в лесу грибы и ягоды, берите только те, которые вы знаете, а другие не трогайте. Они нужны животным, они ими питаются и лечатся. Как, например, гриб мухомор, он такой красивый, полюбуйтесь им, но не трогайте его, придёт лось и он ему пригодится для лечения. Чтобы грибы не исчезали у нашего леса, не нарушайте грибницу, объясните детям, что грибы нужно срезать ножиком, здесь вырастет новый гриб.

Дети часто поступают жестоко с природой и во всём этом виноваты мы взрослые. Не смогли научить видеть красивое и заботится о том, чтобы все, что окружает нас, только радовало.

Накормите птиц, повесьте кормушку за окном или на балконе. Ребёнок сам будет класть туда корм. Хотите порадовать ребёнка, заведите ему попугайчиков или щегла, черепаху или хомячка. Объясните и научите, как правильно за ними ухаживать и ребёнок будет счастлив. У многих детей есть мечта иметь друга рядом, это котёнок или щенок. И если вы завели себе животное дома, не выбрасывайте их на улицу, когда они подрастут, они ведь животные и доверяют людям. Пожелание вам воспитывать у детей чувство сострадания, учите видеть красоту окружающего мира и это не пройдёт даром. Если ребенок будет бережно относится ко всему и беречь этот «дом» -ваше воспитание не пройдёт даром. Они будут внимательны не только к окружающему миру, но и к вам взрослым.

Памятка для родителей

«Игры экологического содержания»

 

Игра «Цепочка». Вы  называете объект живой или неживой природы, а ребёнок называет один из  признаков данного объекта, далее вы называете признак, далее опять ребёнок так, чтобы не повториться.

Например, объект живой природы  «белка» – животное, дикое, лесное, рыжее, пушистое, грызёт орехи, прыгает с ветки на ветку и т.д.

Игра «Да» или «нет».   На все вопросы в игре можно отвечать только словами «да» или «нет». Ребёнок загадывает какое-либо животное (растение). Вы спрашиваете, где живёт это животное, какое оно, чем питается. Ребёнок должен отвечать только двумя словами «да» или «нет». После отгадыванияигроки меняются ролями в игре.

Игра «Ассоциации».В этой игре загадывается объект природы, животного и растительного мира. Взрослый и ребёнок по очереди называют слово, связанное какой-либо ассоциацией с заданным объектом, далее игрок, чья очередь говорит уже слово, которое ассоциируется у него с последним  словом, прозвучащим в игре.  Таким образом, в игре  выстраивается ассоциативная цепочка. Пример: муха-тепло-жара-солнце-лето-каникулы-зоопарк-слон.

Игра «Четвёртый лишний».  Вы называете 4 объекта природы, ребёнку нужно найти лишний объект и обосновать свой выбор.

1.         заяц, ёж, лиса, шмель;

2.         дождь, снег, облако, роса;

3.         роза, одуванчик, гвоздика, тюльпан;

4.         корова, волк, овца, кролик;

5.         трясогузка, паук, скворец, сорока;

6.         бабочка, стрекоза, енот, пчела;

7.         ель, берёза, яблоня, осина;

8.         лиса, свинья, лось, кабан

9.         кузнечик, божья коровка, воробей, майский жук;

10.     лес, парк, роща, тайга.

Игра «Вершки-корешки». Вы называете овощи, ребёнок делает движения руками: если овощ растёт на земле, на грядке, он поднимает рук вверх. Если овощ растёт на земле – руки опускает вниз.

Игра «Береги природу». Родитель предлагает из нашего мира убрать что либо,  например, солнце, облака, реки, леса и т.д., а ребёнок должен рассказать (можно с Вашей помощью), что произойдёт с оставшимися живыми объектами, если на Земле не будет названного объекта.

Игра «Я знаю».Вы называете ребёнку класс объектов природы (звери, птицы, рыбы, растения, деревья, цветы). Ребёнок говорит: «Я знаю пять названий зверей:» и перечисляет (например, лось, лиса, волк, заяц, олень).  Аналогично называются другие классы объектов природы.

 

Игра «Птица, рыба, зверь». Вы бросаете мяч ребёнку и произносите слово «птица». Ребёнок, поймавший мяч, должен подобрать видовое понятие, например «воробей», и бросить мяч обратно. Аналогично проводится игра со словами «зверь» и «рыба».

Игра «Земля, вода, воздух».  Родитель бросает мяч ребёнку и называет объект природы, например, «срока». Ребёнок должен ответить «воздух» и бросить мяч обратно. В ответ на слово «дельфин» –  ребёнок отвечает «вода», на слово «волк» – «земля» и т.д. Возможен и другой вариант игры: родитель называет слово «воздух». Ребёнок, поймавший мяч, должен назвать птицу. В ответ на слово «земля» – животное, обитающее на земле: на слово «вода» – обитателя рек, морей, озёр и океанов.

Игра «Летает, плавает, бегает».  Родитель  называет детям объект живой природы. Ребёнок должны изобразить способ передвижения этого объекта.

 

Например: при слове «зайчик», ребёнок  прыгает; при слове «карась» – имитирует плывущую рыбу; при слове «воробей» – изображает полёт птицы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Игровой тематический день "День Здоровья: весело и важно" для детей старшей группы

Методическая разработка конспекта мероприятия для детей дошкольного возраста, посвященная Дню Здоровья....

тематический день День Зимы

В разработке представлено спортивное развлечение, которое можно провести в каникулярную неделю...

Тематический день «День воздуха»

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей дошкольного возраста.Задачи: поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в познавательно-поисковой и других видах деятельн...

Тематический день: "День сказки"

«ДЕНЬ СКАЗКИ»В МБДОУ детский сад «Василек» прошел день сказки. В стороне не осталась и первая младшая группа «Солнышко».Основные задачи: -Учить детей во время игр инсценировок повторять не сложные фра...

Тематический день "День воздуха"

Цель: развитие познавательно-исследовательской деятельности детей старшего дошкольного возраста.Задачи: поддерживать у детей инициативу, пытливость, активность в познавательно-поисковой и других видах...

Учебно-методическое пособие Календарно-тематическое планирование Тематической день "День цветов"

Тематический день " День цветов" полное планирование одного дня с конспектами занятий....

Тематический день "День леса".

Поддерживать комфортное пребывание детей в группе....