Тема «Всем-всем нужен дом»
план-конспект занятия по окружающему миру

Зубкова Наталия Егоровна

познавательное развитие

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon dom.doc37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема «Всем-всем нужен дом»

Старшая группа

Характеристики занятия : интегрированное, итоговое, учебно-познавательное.

Цель: дать представление о жилье, его отличное и общее в построении у людей и животных. Сформировать у детей понимание роли жилья в жизни людей, животных, насекомых. Расширить знание о том, что уют жилья создают его жители: присматривают за ним, украшают его, приумножают благосостояние. Учить оперировать экраном морфологической картины (по методике ТРИЗ) при создании фантастического жилья. Развивать умение складывать общий рассказ, используя прием фантазирования, сопровождающего вещания. Развивать фантазию детей, побуждая их выражать собственные мнения о событии.

Словарь: жилье, дом, жилище, хоромы, пылать, сооружение, хата, логово, общежитие, муравейник, улей, жить, проживать, жилище, помещение, строить, заботиться, оберегать, уютный, теплый, просторный, кирпичный, каменный.

Материал: логическая схема интегрированного занятия за идеей умственных карт-схем Тона Бьюзена, рисунок к стихотворению Владимира Орлова «Кто где живет»?, иллюстрации с изображением разных видов домов, жилищ для животных, насекомых, предметные картинки с изображением материалов, инструментов, предметов быта и обихода, морфологическая таблица в виде дома, раздаточные картинки для игры «Дорога домой».

Ход занятия

Дети, вы любите сюрпризы? Вот и у меня для вас сюрприз. Но он вместился в моей ладошке.

Как вы думаете, что у меня в руке? (после предположений детей воспитатель загадывает загадку):

У каждого человека, конечно, он есть.

Человек строит его и живет.

У него есть стены, есть двери и окна

Есть этаж один, а бывает и несколько

Внутри — уютно, тепло, хорошо

Потому что там убирает чистенько хозяйка... (Дом)(Воспитатель показывает дом-сюрприз, который прятала в ладонях).

Дети, вы хотите послушать историю вот этого дома? (Воспитатель читает стих Владимира Орлова «Кто в хате живет»?).

 

Кто-то утром

Сказал у ворот:

— В этом доме

Никто не живет!

Целый год

В нем никто не живет.

Он пустует уже

Целый год!

— Что вы! —

Кто-то чирикнул

На крыше.

— Что за чушь! —

Зашушукались мыши.

— Это свинство! —

Добавил сверчок.

— И нахальство! —

Сказал паучок.

— Как не стыдно! —

Раздался в кадушке

Голосок возмущенной

Лягушки. —

Если в доме

Никто не грохочет,

И кричать

И ругаться не хочет,

То выходит,

Уже целый год

В этом доме

Никто не живет?? (никто не жил)

 

Сколько жителей построили себе жилье около дома? (5)

— А кто?

В тексте вспоминается слово жилье. (Воспитатель зачитывает предложение из стиха:... Целый год В нем никто не живет. Он пустует уже, Целый год...)

Что такое жилье? (Воспитатель использует полилог. При этом напоминает детям правило: чужую мысль не повторять).

Как бы ты объяснил, что такое жилье? Как ты думаешь? Как ты понимаешь, что такое жилье?

Для чего нужное жилье? (ответы детей).

(Воспитатель обращает внимание на схему с ключевым словом жилье, спрашивая у детей, или сможет кто-то прочитать написанное слово. Следующие логические предметы временно закрыты карточками).

Слово воспитателя: Жилье — это помещение, жилище, дом, здание, жилище, которое предназначено для жизни людей, животных, насекомых. Жилье защищает от холода, мороза, ветра, дождя, солнца, от врагов и недобрых людей. В нем можно жить со своими родными, играться, отдыхать, не мешать другим, можно воспитывать и растить малышей.

— Поэтому для чего нужное жилье? (Дети называют, а воспитатель открывает каждый следующий шаг логической схемы, где изображен схематически человек, животное, птичка, насекомое).

— Я вас приглашаю в путешествие к жилью, жилищу, помещению, жилищу, дому, где живут люди. Может вы мне подскажете, где живут люди? (в домах) (Воспитатель показывает рисунки, где изображены разные дома).

— Одинаковые дома ли? (разные)

— Что объединяет все дома? (они предназначены для людей)

 Поэтому вспомните, как можно назвать эти здания? (дом, жилище, дом, хоромы, сооружение, пылать, хата).

— А еще люди живут в домах, где проживают очень многие семьи, люди, где каждая семья имеет лишь одну комнату, или в одной комнате может проживать несколько неродных людей. Такой дом называется общежитие.

— Из чего можно построить дом (из кирпича, из дерева, из веток, бамбуковых листьев, из жердей, покрытых кожами оленей, из снежных глыб...)

(Воспитатель обращает внимание детей на стол, на котором лежат предметные картинки).

— Посмотрите и отберите те, которые нужны, чтобы построить дом для людей. (Дети берут предметные картинки и располагают их около домов).

— Что нужно, чтобы создать уют в жилище для людей? (ответы детей)

— Рассмотрите картинки, которые остались, и отберите, какие нужны для того, чтоб создать уют в жилище. (Дети берут предметные картинки и кладут их в кармашек дома).

— Что было бы, если бы дома были на колесах...?

— Есть ли жилье на колесах?

— Умеют ли дома летать?

— Следовательно, человеку нужен дом, и она заботится о своем жилье, присматривает, украшает, создает уют.

— Переходим к другой тропинке. Из схемы видно, что жилье нужно для кого? (для животных)

Вот послушайте внимательно стих, а потом скажете мне, как называется жилье у животных. (Ребенок читает стих)

Птичка проживает в гнезде

Белочка живет в дупле.

Хитрая лиса — в норе

А медведь — в берлоги.

Имеет волк-серенький

«Спальное» логово. Ёжик -

Дом из листьев и веточек

Где-то не при дороге,

А где же маленький зайка

Зайчик-побегайчик,

Себе жилье мостит

Чтобы не мок хвостик?

Зайка домика не имеет

Длинные уши он прячет

Под елкой, кустом

Поэтому и мокнет под дождем.

 

— Поэтому, как называется жилье у животных? (нора, берлога, дупло, логово, хата) (Воспитатель демонстрирует иллюстрацию, на которой изображено жилье животных).

Физкультминутка:

Для животного хороший дом

Построим мы все :

Вот такой высокий.

вот такой широкий

Двери, чтобы узенькие

А порог низенек.

Раз, два, три -

Работу начали.

(К детям пожаловал гость. Воспитатель показывает мягкую игрушку).

— Кто это? — Давайте дадим ему название. — А почему он грустен? (он не имеет своего жилья) (На доске расположена морфологическая таблица в виде дома).

На каждой строке изложенные картинки в определенной последовательности сверху вниз:

1 ряд — где бывает жилье;

2. ряд — из чего бывает;

3. ряд — какая подстилка;

4. ряд — какой вход;

5. ряд — способ строительства.

(Сначала дети вспоминают, а потом выбирают из каждого горизонтального ряда картинку и рассказывают, какое жилье будет у этого животного — где, из чего, что внутри, какой вход, как построено. Дети сообща с воспитателем используют прием фантазирования, который сопровождает словами). Например: ёж построил себе жилье в лесу на земле. Оно было сплетено из веток. Середину своего жилья вымостил листьями, травой. Входит в свое жилье через отверстие. Назовем это жилье — буд— когил.

— Вот и наше необычное животное будет иметь собственное жилье, потому что все звери имеют свой дом.

— Дети, пользуясь схемой, переходим к другой тропинке. Эта тропинка ведет нас к кому? (к птицам)

— Догадались, почему? (потому что и у птиц есть собственное жилье)

— Как называется жилье у птиц? (гнездо)

(Показ иллюстраций, где изображенные гнезда: большое и маленькое)

— Одинаковые гнезда ли, например, у аиста и у иволги? Чем они разные?

Слово воспитателя: Но не все птицы живут в гнездах. Скворцы живут в скворечниках; дятлы, синицы и совы — в дуплах. Дятлы устраивают гнезда в дуплах, но не приносят в них ни былиночку, птенцы ползают по голому дну. А вот если в дупле поселится синица, то она обязательно позаботится об уюте и нанесет мягкого пуху, травы, и дом ее станет теплым и добротным. (Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций). Следовательно, и птицы имеют собственное жилье и беспокоятся о нем.

— Следующая тропинка приведет нас... К кому? Вы узнаете, если послушаете стих.

Жук маленький и мохнатый

Всю жизнь прожил без домика.

Днем от холода дрожал

А ночью от страха млел.

Но, поднадоело мне жить

Под кустами и под ветром

Хоть маленький и мохнатый -

Хочу я своего домика!

 

Следовательно, почему эта тропинка ведет к насекомым? (у них тоже есть собственно жилье)

Слово воспитателя: Муравьи «разумно» планируют свое жилье, которое так и называется, — «муравейник». «Царице» они выделяют пространстве, большие апартаменты, строят кладовые и помещения для часовых. Пчелы старательно присматривают за ульем. Все щели в стенах замазывают прополисом или пчелиным клеем. (Свой рассказ воспитатель сопровождает показом иллюстраций).

— А еще такое жилье называется таким словом, как и жилье в людей — общежитием.

— Дети, такие общежития бывают и в природе не для людей. Пчелы, осы, муравьи строят дома на сотне и тысяче жителей.

Игра с мячом «Кто, где живет»

(Воспитатель бросает мяч ребенку, а ребенок должен назвать дом и того, кто в нем живет, и возвращает мяч воспитателю).

— Наше путешествие длится и ведет нас к загадочной тропинке.

— Как вы думаете, кому еще нужное жилье? (Воспитатель открывает последнюю картину-схему).

— Так для кого еще нужное жилье? (для сказочных героев)

— Вспомните и назовите жилье, которое случается в сказках(перчатка, дом, хата, теремок, замок).

— В сказках дома, теремки бывают ледяные, лубку, прянику, избушки на куриных ножках.

— Малыши, сказочным героям нужна ваша помощь.

Игра «Дорога домой»

(У каждого ребенка на столе лежит карта, на которой изображены дома и геометрические фигуры и отдельно, — сказочный герой со своими геометрическими фигурами. Задание: с помощью указателя из геометрических фигур провести сказочных героев к избушкам)

— Я приготовила вам некоторые вещи. Как вы думаете, или касаются они нашего разговора о доме? (На столе лежит яблоко, перчатка, коробка, футляр для очков, кошелек).

— Как вы считаете, эти вещи могут быть чьим-то домом? Чьим?

— Одинаковое жилье ли во всех? (разное)

— Как его можно назвать? (ответы детей)

— Что объединяет разное жилье? (оно оберегает, защищает, в нем можно воспитывать, растить малышей)

— Следовательно, дети, давайте сделаем вывод:

Всем -всем нужен дом.

У каждого человека, у каждого животного

У птички, букашки домик есть!

И все там знакомое

Все родное, свое...

Там есть что поесть

Там есть где поспать

И где отдохнуть

Гостей пригласить!

Спрячет дом нас в опасность

Плохую погоду и другое ненастье.

Лечимся в нем, когда мы болеем.

Когда мы далеко –

О нем скучаем.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по валеологии для старшего дошкольного возраста. Тема : «Зачем нам нужен язычок?»

Дать представление детям для чего нам нужен язык.Познакомить детей с правилами речевого этикета....

Конспект НОД на тему: «Зачем нам нужен воздух?»

Закрепить представление детей о роли воздуха через опыты. Закрепить представление  детей о  некоторых свойствах воздуха (невиден, необходим для дыхания, не имеет определенной формы; легче во...

Консультация для родителей на тему: "Для чего нужен театр детям"

Данная консультация предназначена для родителей. Ее главная задача - донести до родителей важность посещения детьми театров....

Презентация к непосредственно-образовательной деятельности на тему:"Зачем человеку нужен язык?"

Презентация на тему:"Зачем человеку нужен язык?"Цель: познакомить детей с языком- органом вкуса, его функциями.Слайд1: название презентацииСлайд2: ответ на загадку  о теме занятия ( Толстый, как ...

Конспект НОД познавательно-исследовательской с детьми средней группы. Тема: «Зачем нам нужен нос» (с использованием игровых, здоровье сберегающих технологий, ЭОР)

Задачи:1.     Развивать у детей познавательный интерес.2.     Закреплять знания детей о функциях носа (дышать, различать запахи, согревать воздух).3....

Интегрированное Занятие для второй младшей группы "Мамы всем, всем, всем - нужны..."

Интегрированное занятие по "Познавательному развитию" , тема "Мамы всем, всем, всем - нужны...." (вторая младшая группа)Задачи: Образовательные:- Формировать осознанное понимание значимости мамы ...