НОД по экспериментированию с водой в средней группе
план-конспект занятия по окружающему миру (средняя группа)
Цель: знакомить детей с некоторыми свойствами воды
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
eksperiment_s_vodoy_v_sredney_gruppe.docx | 27.79 КБ |
Предварительный просмотр:
НОД (познание) по экспериментированию в средней группе.
«К волшебнице Воде отправимся мы в гости»
Автор: Кудрякова Е. Ф.
Ознакомление с природой.
Цель занятия: развивать познавательную активность в процессе ознакомления с окружающим.
3адачи: Образовательные: Знакомить с приемами элементарного экспериментирования, знакомить детей с некоторыми свойствами воды, обратить их внимание на то, что даже такой привычный объект, как вода, таит в себе много неизвестного, уточнить значение воды для всего живого. Развивающие: Развивать исследовательские способности у воспитанников, развивать любознательность, мышление и речь детей; Воспитательные: Воспитывать бережное отношение к воде, желание сотрудничать друг с другом при выполнении совместных действий, воспитывать любознательность
Методы и приемы: - словесные: рассказ воспитателя, вопросы, ответы детей;
- наглядные: предварительное рассматривание иллюстраций по теме «вода».
- практические: дидактическое упражнение на слуховое восприятие - звук воды; опыты с водой.
Активизация словаря: вода, жидкость, безвкусная, без запаха, прозрачная, .
Методы и приемы: моделирование игровой ситуации с целью постановки проблемы и создания мотивации, вопросы к воспитанникам, использование наглядного материала, физкультминутки, пальчиковой гимнастики,
Детская деятельность. Формы и методы организации совместной деятельности:
Двигательная: Проведение физкультминутки «Дождик», пальчиковая гимнастика «Дождик»
Игровая: Игровая ситуация «Превращение в исследователей».
Познавательно-исследовательская: Экспериментирование с водой.
Коммуникативная: Беседы, вопросы.
Материалы и оборудование: прозрачные стаканчики с кипяченой водой, сахарный песок, соль, речной песок, чайные ложки, салфетки, по количеству детей, кукла -капелька, баночки с водой, музыкальные произведения.
Ход занятия.
- Давайте поздороваемся с гостями, возьмемся за руки и
подарим тепло друг другу. Улыбнемся друзьям,
Улыбнемся гостям,
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется.
Звучит аудиозапись журчания ручья.
Воспитатель: Ребята, послушайте, что это за звуки.
Действительно, это журчит ручеек. (Это звуки воды)
II. Основная часть.
Воспитатель: К нам в гости пришла Капелька. Эта Капелька путешествует по всему свету, много видела, много интересного знает о воде.
А вы слыхали о воде?
Говорят она везде!
Воспитатель А где можно встретить воду? (Ответы детей)
Дети, давайте вспомним, для чего нам нужна вода? (Ответы детей)
- Люди пьют воду;
— варят еду;
— моют грязные фрукты и овощи;
— каждый день моют руки и лицо;
— поливают растения, чтобы не засохли;
— вода нужна рыбам и другим обитателям рек, озёр, морей и океанов;
— люди смывают грязь с мебели, моют посуду, стирают одежду.
Воспитатель: А может ли человек прожить без воды? (Дети отвечают).
Конечно же, вода необходима всему живому, без воды не было бы жизни на нашей Земле.
Воспитатель: А теперь, Капелька приглашает нас отправиться в путешествие в лабораторию Волшебницы Воды. Что такое лаборатория? (Это место ,где проводят опыты.) .А добраться туда мы можем на лодке.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Делать волнообразные движения руками - "лодочка плывёт")
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Паруса подниму,
(Продолжить волнообразные движения руками - "лодочкой")
Синим морем поплыву.
(Полностью соединить друг с другом две ладошки для имитации рыбок и снова волнообразные движения - "рыбки плывут")
А по бурным волнам
Плывут рыбки тут и там.
Вот мы и на месте
III. Экспериментальная деятельность
Воспитатель: Добро пожаловать. Ты, Капелька, садись поудобней, а мы займемся делом.
Ребята, даже в сказочной лаборатории, чтобы всё получилось нужно соблюдать правила поведения, вспомните какие:
1. Внимательно слушать объяснение и только после этого приступать к эксперименту.
2.Брать только нужные материалы.
3.Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу.
4.Не забывать после каждого опыта сделать вывод.
Воспитатель: Как и в каждой лаборатории нужна четкость и точность, поэтому порядок проведения опытов нам укажут стрелочки
Опыты проводятся около столов. Сейчас мы подойдем к первому столу.
1 опыт: «На определение вкуса воды»
Давайте узнаем, есть ли вкус у воды?
Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Дети: Вкусный, сладкий.
В: Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус? (даю попробовать воду на вкус). Есть у неё вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. Нет. А какая вода?
Д: Вода безвкусная!
Вывод : Вода- не имеет вкуса А чтобы не забыть это свойство изобразим его с помощью символа (на капле воды нарисовать символ)
Итак, 1 опыт закончен. Переходим к следующему
2 опыт: «Вода – прозрачная»
Воспитатель: Ребята, посмотрите внимательно, а какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Сейчас мы это проверим.
На столе у воспитателя стакан с молоком и стакан с водой. В стакане с водой лежат камушки
Воспитатель: Какого цвета молоко? (белого). А можно сказать про воду, что она белого цвета? (Ответы детей).
А какого? (Никакого. она прозрачная)
Воспитатель: Ребята, закройте глаза, я покажу вам фокус! (Дети закрывают глаза, в это время воспитатель кладет по одному кубику в стакан с молоком и в стакан с водой). Открывайте глаза! А теперь угадайте, что я положила в стакан с водой?
Посмотрите у вас на столе 2 стакана: с водой и с молоком .
Что вы видите в стакане с водой ? (Ответы детей).
А почему мы увидели камушки? (Вода прозрачная)
А как вы думаете есть что-нибудь в стакане с молоком? (Ответы детей).
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, почему же мы не увидели этот предмет?
(Ответы детей).
Воспитатель: Да, это произошло потому, что молоко имеет цвет, оно не прозрачное, а вода прозрачная и любой предмет, который находится в чистой воде, мы сможем увидеть.
Вывод: вода прозрачная
3 опыт: В воде одни вещества растворяются, другие – нет”.
Перед нами стаканчики с водой
-Ваня, положи в один стакан соль и попробуй размешать ее ложкой.
-Что получается? Соль исчезла из воды.
Дема, возьми другой стаканчик и насыпь в него ложечку сахара, размешай.
Что произошло? Вода растворила сахар, и он стал невидимым, но остался в воде.
Возьмите стаканчик и положите в воду песок.
Что произошло?
Он исчез из воды? (нет)
Почему? Песок – это мелкие камешки, которые вода растворить не может. В воде одни вещества растворяются, другие – нет”.
Вывод: В воде одни вещества растворяются, другие – нет”
Ребята, давайте с вами прервемся и немного разомнемся. Мы на минуту превратимся в маленьких капелек .
Физминутка «Дождик»
Дождик песенку поет: (руки поднять над головой)
Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)
Только кто ее поймет (руки развести в стороны)
Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши)
Не поймем ни я, ни ты, (руки к груди, вперед)
Но зато поймут цветы. (руки сложить в бутон)
И весенняя листва, (покачиваем руками над головой)
И зеленая трава. (наклон вниз покачиваем руками)
Лучше всех поймет зерно - (присесть)
Прорастать начнет оно: (поднимаемся, руки поднять вверх)
Кап, кап, кап. (хлопаем в ладоши).
4 опыт: «Вода меняет свой цвет»
Воспитатель: А вы знаете, что вода может окрашиваться в различные цвета. Хотите узнать как?
Я для вас приготовила волшебные баночки, и если сказать волшебные слова, и как следует встряхнем баночки, с водой что-то произойдет. Попробуем?
Воспитатель: Повторяйте за мной:
Ты вода-водица,
Волшебная девица.
Стань вода не светлой,
А разноцветной!
Воспитатель: Подуйте теперь на баночки.
Дети говорят слова, дуют…
Воспитатель:: А теперь мы стряхнем хорошенько баночку. Что мы видим?
Дети: Водичка окрасилась.
Воспитатель:: В какой цвет превратилась?
Дети называют цвета (красный, зелёный, жёлтый).
Волшебница: Правильно. Значит, вода может еще, и окрашиваться в разные цвета. Вот это вода-Волшебница!
Волшебница: А я хочу раскрыть вам один секрет. На крышке банки жила маленькая капелька краски, и когда мы сильно взболтали воду, она попала в воду и окрасила водичку в свой цвет.
Вывод: Это значит, что вода может менять цвет в зависимости от того, что в нее добавили. Чтобы не забыть-символ на доску
Посмотри Капелька как много интересного мы узнали о воде, я думаю тебе было интересно с нами .
V. Возвращение на лодочке в детский сад.
Назад домой мы опять поплывем на лодочке
VI. Подведение итогов.
Воспитатель: А в завершение Данила прочитает вам стихотворение о воде:
«Мы привыкли, что вода –
Наша спутница всегда!
Без неё нам не умыться,
Не наесться, не напиться.
Смею вам я доложить
Без воды нам не прожить!»
Воспитатель: Молодцы! Вижу, вы много знаете о воде.
Воспитатель: Ну вот, Капелька, мы тебе показали и рассказали какими свойствами обладает вода Давайте напомним Капельке, что мы узнали о ней.
Перечислите:
1. Вода прозрачная
2. Вода не имеет вкуса.
3. Не все вещества растворяются в воде.
4.Вода может менять свой цвет
Воспитатель: Смотрите, какая Капелька веселая и радостная стала! На память о себе она хочет подарить вам волшебные бусинки
Воспитатель: Скажем Капельке «спасибо» и попрощаемся с ней.
Открываем коробочку, а там, бусины в кубике льда) (рассматриваем)
Но что же с ними случилось? (На улице сильный мороз, бусинки замерзли в воде).
Вода во что превратилась? ( В лед)
Как же теперь нам достать наши бусинки? Как же быть? Как их освободить?
Обсуждаем, что нужно сделать (целеполагание) – растопить лед.
Дети трогают лед, рассуждают, каким образом это можно сделать (выдвижение гипотез):
- согреть руками;
- «отковырять» бусинки;
- растопить на батарее;
- подождать, когда лед растает;
Обсуждаем каждый способ: согреть – замерзнут руки, можно заболеть; «отковырять» - небезопасно; ждать, когда лед растает на батарее – долго.
А если мы их оставим так и посмотрим, что же с ними произойдет?
Дети: До свидания!
Воспитатель: А я предлагаю вам, ребята, присесть на стульчики, закрыть глаза и насладиться песенкой воды. (Слушание звуков воды) (Музыкальное сопровождение «Звуки воды»).
Воспитатель: Открываем глазки. Вам понравилось наше путешествие в волшебную лабораторию? А мне понравилось, как вы сегодня работали, молодцы!
Список используемой литературы.
1.Методические рекомендации Н.Е.Веракса, О.Р.Галимов Познавательно- исследовательская деятельность дошкольников (для занятий с детьми 4-7лет) 2.Программа "От рождения до школы" под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М.А.Васильевой.- Москва-Синтез 2018
3.Дыбина, Н. П. Рахманова, В. В. Щетинина. Неизведанное рядом. Опыты и эксперименты для дошкольников / О. В.. – М.: Наука, 2010.
4 Н. А. Рыжова. Волшебница –вода. – М.: Линка-Пресс, 1997 .
5.Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей.. - 2015
6.Детское экспериментирование, старший дошкольный возраст Авторы: Куликовская И.Э., Совгир Н.Н
7.Методические рекомендации. — 3—е издание, исправленное и дополненное. — АРКТИ, 2008. — 64 с. — (Развитие и воспитание дошкольника).
8. Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет: практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: Издательство «Учитель», 2002. – 159 с.
9.Воз и маленькая тележка чудес. Опыты и эксперименты для детей от 3 до 7 лет. Автор-составитель: Зубкова Н. М. – С-Пб.: Речь, 2006 г
10. Гризик Т. Познаю мир. – М.: Издательский дом «Воспитание дошкольника». – 2004 г. – 128 с.
11.Иванова А.И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. – М.: ТЦ «Сфера», 2003 г.
12.Чехонина О. Экспериментирование как основной вид поисковой деятельности // Дошкольное воспитание, 2007
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого занятия экспериментирование с водой в средней группе
Очень интересная информация про воду и будет полезна вашему просмотру....
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе "Вернём воду золотой рыбке"
Конспект занятия по эксперементированию с водой в средней группе "Вернём воду золтой рыбке"...
Конспект НОД по экспериментированию с водой в средней группе
Интеграция областей: познание, коммуникация, художественное творчество, социализация.Задача: развитие познавательно-исследовательской активности детей, формирование навыков экспериментирования с ...
Экспериментирование с водой в средней группе
Материал поможет сформировать элементарные представления детей о свойствах воды.Предложенные опыты могут проводить как воспитатели, так и родители с детьми.Материал предназначен для детей 4-5 лет....
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе «Свойства воды»
Цель: сформировать представления о свойствах водыРазвитие речи: -развивать связную речь - активизировать речь детей (жидкость, не имеет формы, не имеет ...
Конспект занятия по экспериментированию с водой в средней группе компенсирующей направленности «Свойства воды»
Обобщить, уточнить знания детей о воде, ее свойствах....
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА»
КОНСПЕКТ НОД ПО ЭКСПЕРИМЕНТИРОВАНИЮ С ВОДОЙ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ «ВОЛШЕБНАЯ ВОДА» Интеграция областей: познавательная, социально-коммуникативная, речевая.Цель: Развивать желани...