Применение STEM-технологний в опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
проект по окружающему миру (старшая группа)
Использование
STEM-технологии
в экспериментальной деятельности в доуВ современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Использование
STEM-технологии
в экспериментальной деятельности в доу
Актуальность проблемы
СЛАЙД1
В современном мире очень актуальна проблема становления творческой личности, способной самостоятельно пополнять знания, извлекать полезное, реализовывать собственные ценности в жизни. Этого можно достичь посредством познавательно-исследовательской деятельности, так как потребность ребенка в новых впечатлениях лежит в основе возникновения и развития исследовательской активности, направленной на познание окружающего мира.
СЛАЙД2
Образовательный модуль экспериментирование с живой и неживой природой позволяет организовать знакомство детей со свойствами воды, воздуха, объектов живой и неживой природы, оптическими явлениями.
Дошкольники любят экспериментировать – эта деятельность отвечает возрастным особенностям их мышления: наглядно-образного и наглядно-действенного. Экспериментирование в дошкольном возрасте сходно с игрой, а так же с манипулированием предметами, которые являются основным способом познания окружающего мира.
Благодаря протяженным во времени экспериментам развивается память, в связи с необходимостью проводить операции сравнения, классификации и обобщения активизируются мыслительные процессы. Желание рассказать об увиденном, обсудить выводы развивает речь. . Ученые отмечают положительное влияние экспериментов на эмоциональную сферу ребенка , развитие творческих способностей и познавательного интереса к окружающему.
В области экологического воспитания метод экспериментирования особенно важен. Одной из задач экологического воспитания дошкольников является ознакомление детей со взаимосвязями, существующими в природе. Именно осознание единства природы, тесной связи всего со всем позволит ребёнку в дальнейшем строить свое отношение к природе. Изучая свойства воды, воздуха, песка, глины, почвы, камней, живых существ , их взаимодействие друг с другом и окружающей средой, дети опытным путем получают неоценимые знания. Такие знания остаются на всю жизнь, так как ребенок не просто слушал рассказы взрослых, а сам лично наблюдал процесс, участвовал в нем, строил предположения, видел результат.
СЛАЙД3 Правильно оборудованная исследовательская лаборатория, при грамотном ее использовании в педагогическом процессе, предоставляет педагогам возможность насытить знания по ознакомлению с окружающим миром,
Целью функционирования лаборатории является формирование и расширение представлений у детей об объектах живой и неживой природы через практическое самостоятельное познание.
Детское экспериментирование во многом похоже на научное, дети испытывают положительные эмоции от ощущения важности проделанной работы, получения видимых результатов, новой информации.
Наша лаборатория представлена следующим материально- техническим обеспечением:
Экспериментирование с живой и неживой природой
1. | Stem-набор «Исследователи магнитов»
В комплект входит все необходимое: магнитная палочка, столбик, два магнитных кольца, стержневой магнит, два магнитных шара, магнит-подкова, шнурок, 30 цветных фишек. | |
3. | «Маленькие ручки. Набор. Песок и вода» С этим набором из четырех предметов ребенок будет крутить, зачерпывать, сжимать предметы. С помощью набора малыш сможет лучше овладеть навыками мелкой моторики, которые необходимы для того, чтобы научиться пользоваться ножницами и писать. Что может быть веселей и полезней для мелкой моторики, чем игры с водой, да еще с таким инструментарием!
Игра подходит как для самостоятельных, так и групповых занятий. | |
4. | " Смешивание цвета" Смешайте цвет для следующего научного эксперимента! | |
5. | Набор "Моя первая лаборатория. Колбы с подставкой. 6шт." Настоящая лаборатория - это просто! Еще больший простор для фантазии и экспериментов с набором больших пластиковых колб. - Созданные специально для детей, эти удлиненные пробирки помогут маленьким исследователям изучать серьезную науку с максимальной безопасностью. - Пластик, из которого сделаны пробирки, выдерживает серьезные научные эксперименты — пластмассовые колбы безопасны при температурах от -12° до 93°С и имеют отметки 25, 50, 75 и 100 мл. - Удобная подставка удерживает пробирки на месте во время игры и исследований. В наборе: - 6 прозрачных пробирок с разноцветными крышками - Подставка. Высота каждой пробирки 15,2см, диаметр 3,8см. | |
6. | Набор «Пинцеты-ложки». 6шт. Эти пинцеты отлично подойдут для самых маленьких. Как правило, малышам сложно с ходу понять принцип фиксации предмета с помощью обычного пинцета. Когда малыш берет в руку "Пинцеты-ложки", он рефлекторно сжимает их в ладошке, и пинцет захлопывается! Моментальный эффект - это как раз то, что так нравится маленьким исследователям! Пинцеты идеально подходят для фигурок для сортировки. | |
7. | "Гидропонная лаборатория" Идеально подходит для научных проектов, этот набор из трех пробирок отличный способ изучения гидропоники с водой или любыми грунтами. Гидропонная лаборатория предназначена для проведения практических научных исследований и экспериментов. Обеспечивает потрясающий вид выращивания рассады, благодаря уникальной, баночке для семян и прозрачной колбе, которая показывает, как растение растет как вверх, так и вниз. Для выявления скрытой магии корней растений - грунт не требуется! Создает удивительный вид как вода в небьющихся пластмассовых пробирках увеличивает корни. | |
8. | Наборы для экспериментирования Позволяет проводить интересные опыты с магнитами и растениями | |
В работе по экспериментированию с дошкольниками необходимо учитываются следующие моменты:
- Все предлагаемые мероприятия должны быть эмоционально окрашены, вызвать у детей положительные эмоции и желание действовать.
- Для детей дошкольного возраста актуален принцип повтора, поэтому ко многим мероприятиям можно и нужно возвращаться в процессе работы, даже вводить их в ранг традиционных.
Мы разработали квест-игру «В поисках чемоданчика знаний» в рамках долгосрочного проекта «Маленькая стем-академия» где происходит знакомство со стем-лабораторией. Цель этой игры: : , Создание условий для развития интереса воспитанников с ТНР к опытно-экспериментальной деятельности. Посредством использования STEM оборудования.
СЛАЙД4
Квест-играусловно разделена на 4 этапа . на первом этапе появляеся герой Гений Евгеньевич, который знакомит детей с лабораторией, правилами поведения при проведении опытов и экспериментов. и предлагает отыскать ключ от чемоданчика знаний. Дети должны пройти все станции на карте. После каждого задания дети фиксируют свои знания в днениках и получают кусочек пазла. По итогам всего прохождения квеста они получают картинку с изображением того места где расположен ключ. Чемоданчик открывается и детей ждет приятный сюрприз – магнитный конструктор для игр и экспериментов.
СЛАЙД5
2 этапом было проведение опытов с живой природой.
На втором этапе мы использовали гидропонную лабораторию, она идеально подходит для научных проектов, этот набор из трех пробирок отличный способ изучения гидропоники с водой или любыми грунтами.
Гидропонная лаборатория предназначена для проведения практических научных исследований и экспериментов.
Обеспечивает потрясающий вид выращивания рассады, благодаря уникальной, баночке для семян и прозрачной колбе, которая показывает, как растение растет как вверх, так и вниз. Для выявления скрытой магии корней растений - грунт не требуется! Создает удивительный вид как вода в небьющихся пластмассовых пробирках увеличивает корни.
СЛАЙД6
3 этап это опыты с неживой природой: воздух, вода, магниты
- можно ли услышать воздух,
- Имеет ли воздух вес,
- имеет ли воздух запах и т.д
- Имеет ли вода форму,
- агрегатные состояния воды
- Плотность воды и т.д.
СЛАЙД7
- Как устроен магнит,
- какие материалы притягивает,
- как магнит действует через препятсвие ит.д.
СЛАЙД8
4 этап – происходит знакомство с механикой, о котором нам расскажет Ирина Георгиевна.
Выступление Денисовой И.Г.
СЛАЙД 9
4 этап « Механика» На данном этапе мы знакомим дошкольников с основами механики. Это принципиально новое направление , способствующее развитию у детей основ научно-технического творчества и интеллектуальных способностей в условиях STEM- лаборатории. Мы продолжили игру в форме квеста с уже полюбившимся ребятам героем Гением Евгеньевичем. На занятиях мы использовали STEM наборы « Сила и движение» и «Простые механизмы». Они был специально разработаны, чтобы с юных лет заинтересовать детей инженерным STEM образованием. Наборы обеспечивают реальное STEM обучение дошкольников и позволяют дать первичное понимание ключевых понятий физики: гравитация, трение, инерция.
Набор «Сила и движение» включает в себя: Маятник с рамкой, Рампы, Два пластиковых трека с разными текстурами, Две миниатюрные машинки, 2 блока, Десять карточек с заданиями.
STEM набор «Простые механизмы» знакомит с такими механизмами как: шкив, рычаг, винт, клин, наклонная плоскость.
Опираясь на карточки из наборов, мы провели эксперименты: « Движение», «Упасть вниз», «Силовое поле», «Погром-это хорошо!», «Бочка», «Винт Архимеда», «Сила шкива».Так же ребята сами нашли другие способы, чтобы привести объекты из наборов в движение.
СЛАЙД 10 Фрагменты наших экспериментов вы можете увидеть на слайде.
СЛАЙД 11
В конце занятий ребята отмечали пройденную станцию квеста на карте и получали кусочек пазла. А в свободное время детям предлагалось в дневниках наблюдения запечатлеть, какие эксперименты им запомнились. По окончании проекта эти дневники дети оставят себе.
СЛАЙД 12 Сейчас мы предлагаем вам посмотреть видеоролик.
СЛАЙД 13
На данном этапе мы провели промежуточную диагностику. По ее результатам мы видим, что повысился уровень познавательного интереса , улучшились исследовательские умения и навыки детей, а также повысились личностные качества дошкольников.
Результатом нашей работы стало развитие интереса у детей опытно-исследовательской деятельности. Дети с нетерпением ждут встречи в лаборатории и завершение нашего квеста. У них формируются предпосылки к научно-техническому творчеству, первичное представление о химических опытах и механике.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста"
Из опыта работы "Организация опытно - экспериментальной деятельности детей старшего дошкольного возраста". Кружок детского экспериментирования "Почемучки"....
Опытно-экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста.
Познавательное развитие детей....
Создание условий для организации опытно-экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста
«Для ребёнка нет ничего естественнее,как развиваться, формироваться,становиться тем, что он есть в процессеисследовательской деятельности»С. Л. РубинштейнС самого рождения детей окружают различн...
Буклет. Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Организация опытно - экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста: значение, классификация и виды лабораторий....
Организация опытно – экспериментальной деятельности детей дошкольного возраста.
Буклет для воспитателей...
Перспективный план работы с детьми младшего, старшего дошкольного возраста по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"
Перспективный план работы с детьми по теме" Опытно- экспериментальная деятельность детей дошкольного возраста как средство познания окружающего мира"...
Консультация «Опытно-экспериментальная среда для детей дошкольного возраста»
Изучение окружения в детском саду и дома ребенком происходит через игру, общение и, конечно, эксперименты. Наглядный способ предоставления информации лучше запоминается и осваивается, вызы...