Проектно - исследовательская работа «Тайны снега и льда» для детей 5-7 лет
проект по окружающему миру (старшая группа)

Щербакова Валентина Алексеевна

Практическое значение: Материалы исследования могут быть  использованы  в экспериментально-познавательной и игровой деятельности, а также  в  непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon proekt_tayny_snega_i_lda.doc59.5 КБ

Предварительный просмотр:

Проект дошкольника «Я – исследователь»

ТАЙНЫ СНЕГА И ЛЬДА

                                                                   

1.Введение. Постановка и актуальность выбранной темы. Сейчас зима, а снег и лёд – самые яркие признаки зимы. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Лёд сковал реки, озера, пруды. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед? Я решил выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Так родился            мой проект «Тайны снега и льда».

Цель исследования: изучить сходство и различие снега и льда.

Задачи:

  1. Обнаружить свойства снега.
  2. Выявить свойства льда.
  3. Сравнить свойства снега и льда.

      Объект исследования: снег и лёд.

Предмет исследования: свойства снега и льда.

            Гипотеза: предположим, что  снег и лед имеют общие свойства

Методы исследования:

1 Изучение книг и информации в интернете о значении снега и льда в жизни живой природы и человека.

2. Экспериментирование

- опыты на выявление свойств снега и льда  таять под действием тепла.

-опыты на обнаружение свойства  снега и льда быть легче воды.

- опыты на выявление отличительных свойств снега и льда.

Время проведения: сентябрь 2023 - январь 2024 г.

Место проведения: ДОУ

План проекта.

Этап 1. Подготовительный: подготовка к исследовательскому мероприятию: формулирование и выбор темы исследования (сентябрь 2023 г)

Этап 2. Планирование: создание плана работы; ознакомление                                                      с используемой литературой и  ресурсами интернета (октябрь 2023 г.)

Этап 3. Исследование: самостоятельная работа, подготовка к защите презентации (ноябрь 2023 г. –январь 2024 г.)

 Этап 4. Заключительный: защита  своей работы, формирование представления об итоговом отчете, об итоге проделанной работы (февраль 2024 г.).

Практическое значение: Материалы исследования могут быть  использованы  в экспериментально-познавательной и игровой деятельности, а также  в  непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.

Новизна проекта состоит в  практической  направленности исследования: изучив данный проект, воспитанники смогут с небольшой помощью взрослого проводить опыты  и наблюдать свойства снега  льда.

           2 часть. Основная. Реализация проекта.

           2.1.Теоретическое обоснование проблемы.

           А зачем нужны снег и лед? Оказалось, что  снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы и  мыши, залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время спокойно зимуют водные обитатели - ледяная крыша надёжно защищает от стужи.

            Я понял, что снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.

2.2. Практическая часть. Описание проекта.

           Затем я решил исследовать свойства снега и льда и провел опыты. Вначале я решил узнать, действительно ли снег и лед похожи по своим свойствам?

            Опыт № 1  «Почему снег и лед тают? »

            Цель: опытным путем обнаружить причину таяния снега и льда.

Оборудование:2 стакана, снег, лед, салфетка.

Проведение: Я взял снег и кусочек льда, принес их в детский сад и  поместил в стаканы.

 Результат: Через некоторое время в стаканах появилась вода. 

 Вывод: Я убедился, что снег и лёд тают под действием тепла, причем снег тает быстрее, чем лёд.

Опыт № 2 «Тонет – не тонет»

     Цель: опытным путем обнаружить, что снег и  лёд легче воды.

     Оборудование: миска с водой, снег, лед, салфетка.

     Проведение: Я  бросил снег и лёд в емкости с водой.

           Результат: Я увидел, что снег и лёд не тонут.

            Вывод: Значит  снег и лёд легче воды. Так я понял, почему лед образуется только на поверхности водоемов.

            Таким образом, я убедился, что у снега и льда есть общие свойства. Мне захотелось проверить, а чем же  отличаются снег и лед?

             Опыт № 3  «Белый – бесцветный»

             Цель: опытным путем обнаружить цвет снега и льда.

             Оборудование: листы белой и цветной бумаги, снег, лед, салфетка.

             Проведение: Я взял лист белой бумаги и  поднес к нему снег.

             Результат: Цвет одинаковый.

       Проведение: Я взял кусочек льда и листы цветной бумаги, поместил листы за лёд и менял бумагу.

      Результат: Цвет льда менялся в зависимости от цвета бумаги.

            Вывод: Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.

             Опыт № 4  «Прозрачный или непрозрачный?»

      Цель: Опытным путем обнаружить прозрачность-непрозрачность снега и льда.

      Оборудование: Рисунок снежинки, снег, лед, салфетка.

      Проведение: Я взял рисунок снежинки, поместил его за ком снега.

      Результат: Ничего не было видно

      Проведение: Я приготовил пластинку льда и поместил за неё ту же снежинку.

      Результат: Хорошо просматривались цвет и форма снежинки.
     Вывод:
Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.

      Опыт № 5  «Рыхлый или плотный?»

      Цель: опытным путем обнаружить рыхлость-плотность и хрупкость снега и льда.

      Оборудование: Снег, лед, ледяная дорожка, металлический предмет.

      Проведение: После обильного снегопада я  прошелся по снегу.

      Результат: На снегу отчетливо   были видны следы.

      Проведение: Я прошелся по ледяной дорожке.

      Результат: Следы на льду отсутствовали.

      Проведение: Я взял кусочек льда и ударил по нему.

      Результат:  Лед раскололся.
     
Вывод: Снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.

    Знакомство детей группы с исследованием. И, наконец, я познакомил детей группы с результатами наших исследований. Им стало интересно, и мы тоже провели опыты со снегом и льдом.

           3 часть. Заключение. Анализ результатов работы: Проведя опыты, я узнал много нового и интересного. В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась частично: я убедился, что снег и лед имеют как общие, так и отличительные  свойства.

Результаты работы. Реализуя проект, я выяснил, что
1. Снег и лед тают под действием тепла и не тонут в воде.
2. Снег белый, непрозрачный, рыхлый.
3. Сед бесцветный, прозрачный, плотный, хрупкий.

Вывод. Итак, проведя исследование, я убедился, что снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами.

Мне очень понравилось экспериментировать и узнавать новое. Поэтому я решил в дальнейшем  исследовать свойства ветра. Я совершенно уверен, что буду и дальше проводить опыты и узнавать новое.

            Список использованных источников

    1.  Андруаз Д, Найтон. К. 100 научных экспериментов.- М., РОСМЭН, 2007

    2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.  

    3. http://ru.wikipedia.

   

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект НОД по познавательному развитию "Тайны снега и льда"

Конспект для детей подготовительной группы....

экспериментально-исследовательская работа "свойства снега и льда"

знакомство со свойствами снега и льда, выявление сходств и различий....

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: «Тайны снега и льда»

Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему:«Тайны снега и льда»...

Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»

Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...

Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».

Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....

Проектно-исследовательская работа «Тайны конфетного фантика»

Цель: Приобрести новые знания о конфетном фантике.Узнать историю появления и развития фантиков.Изучить групповую коллекцию фантиков.Придумать разные способы использования конфетной обёртки.Подели...