Проектно - исследовательская работа «Тайны снега и льда» для детей 5-7 лет
проект по окружающему миру (старшая группа)
Практическое значение: Материалы исследования могут быть использованы в экспериментально-познавательной и игровой деятельности, а также в непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_tayny_snega_i_lda.doc | 59.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект дошкольника «Я – исследователь»
ТАЙНЫ СНЕГА И ЛЬДА
1.Введение. Постановка и актуальность выбранной темы. Сейчас зима, а снег и лёд – самые яркие признаки зимы. Снег на деревьях, полях, крышах домов. Лёд сковал реки, озера, пруды. Меня заинтересовал вопрос, какими же свойствами обладают снег и лед? Я решил выяснить, чем они похожи и чем отличаются. Так родился мой проект «Тайны снега и льда».
Цель исследования: изучить сходство и различие снега и льда.
Задачи:
- Обнаружить свойства снега.
- Выявить свойства льда.
- Сравнить свойства снега и льда.
Объект исследования: снег и лёд.
Предмет исследования: свойства снега и льда.
Гипотеза: предположим, что снег и лед имеют общие свойства
Методы исследования:
1 Изучение книг и информации в интернете о значении снега и льда в жизни живой природы и человека.
2. Экспериментирование
- опыты на выявление свойств снега и льда таять под действием тепла.
-опыты на обнаружение свойства снега и льда быть легче воды.
- опыты на выявление отличительных свойств снега и льда.
Время проведения: сентябрь 2023 - январь 2024 г.
Место проведения: ДОУ
План проекта.
Этап 1. Подготовительный: подготовка к исследовательскому мероприятию: формулирование и выбор темы исследования (сентябрь 2023 г)
Этап 2. Планирование: создание плана работы; ознакомление с используемой литературой и ресурсами интернета (октябрь 2023 г.)
Этап 3. Исследование: самостоятельная работа, подготовка к защите презентации (ноябрь 2023 г. –январь 2024 г.)
Этап 4. Заключительный: защита своей работы, формирование представления об итоговом отчете, об итоге проделанной работы (февраль 2024 г.).
Практическое значение: Материалы исследования могут быть использованы в экспериментально-познавательной и игровой деятельности, а также в непосредственно-образовательной деятельности по формированию целостной картины мира.
Новизна проекта состоит в практической направленности исследования: изучив данный проект, воспитанники смогут с небольшой помощью взрослого проводить опыты и наблюдать свойства снега льда.
2 часть. Основная. Реализация проекта.
2.1.Теоретическое обоснование проблемы.
А зачем нужны снег и лед? Оказалось, что снег и лёд имеют огромное значение в жизни живой природы и человека. Снег нужен для защиты посевов от холода. В суровые морозные зимы в снег прячутся многие птицы и мыши, залегают в спячку медведь и барсук. В снегу укрывается в непогоду заяц. На дне глубоких водоемов в зимнее время спокойно зимуют водные обитатели - ледяная крыша надёжно защищает от стужи.
Я понял, что снег и лёд сохраняют тепло, а, значит, имеют огромное значение для жизни растений и животных.
2.2. Практическая часть. Описание проекта.
Затем я решил исследовать свойства снега и льда и провел опыты. Вначале я решил узнать, действительно ли снег и лед похожи по своим свойствам?
Опыт № 1 «Почему снег и лед тают? »
Цель: опытным путем обнаружить причину таяния снега и льда.
Оборудование:2 стакана, снег, лед, салфетка.
Проведение: Я взял снег и кусочек льда, принес их в детский сад и поместил в стаканы.
Результат: Через некоторое время в стаканах появилась вода.
Вывод: Я убедился, что снег и лёд тают под действием тепла, причем снег тает быстрее, чем лёд.
Опыт № 2 «Тонет – не тонет»
Цель: опытным путем обнаружить, что снег и лёд легче воды.
Оборудование: миска с водой, снег, лед, салфетка.
Проведение: Я бросил снег и лёд в емкости с водой.
Результат: Я увидел, что снег и лёд не тонут.
Вывод: Значит снег и лёд легче воды. Так я понял, почему лед образуется только на поверхности водоемов.
Таким образом, я убедился, что у снега и льда есть общие свойства. Мне захотелось проверить, а чем же отличаются снег и лед?
Опыт № 3 «Белый – бесцветный»
Цель: опытным путем обнаружить цвет снега и льда.
Оборудование: листы белой и цветной бумаги, снег, лед, салфетка.
Проведение: Я взял лист белой бумаги и поднес к нему снег.
Результат: Цвет одинаковый.
Проведение: Я взял кусочек льда и листы цветной бумаги, поместил листы за лёд и менял бумагу.
Результат: Цвет льда менялся в зависимости от цвета бумаги.
Вывод: Оказывается, снег не может пропустить через себя весь солнечный луч и отражает чистейший цвет белого солнечного луча. А лёд пропускает солнечный луч и остается бесцветным.
Опыт № 4 «Прозрачный или непрозрачный?»
Цель: Опытным путем обнаружить прозрачность-непрозрачность снега и льда.
Оборудование: Рисунок снежинки, снег, лед, салфетка.
Проведение: Я взял рисунок снежинки, поместил его за ком снега.
Результат: Ничего не было видно
Проведение: Я приготовил пластинку льда и поместил за неё ту же снежинку.
Результат: Хорошо просматривались цвет и форма снежинки.
Вывод: Снег непрозрачный, а лёд прозрачный.
Опыт № 5 «Рыхлый или плотный?»
Цель: опытным путем обнаружить рыхлость-плотность и хрупкость снега и льда.
Оборудование: Снег, лед, ледяная дорожка, металлический предмет.
Проведение: После обильного снегопада я прошелся по снегу.
Результат: На снегу отчетливо были видны следы.
Проведение: Я прошелся по ледяной дорожке.
Результат: Следы на льду отсутствовали.
Проведение: Я взял кусочек льда и ударил по нему.
Результат: Лед раскололся.
Вывод: Снег рыхлый, а лед плотный, но хрупкий.
Знакомство детей группы с исследованием. И, наконец, я познакомил детей группы с результатами наших исследований. Им стало интересно, и мы тоже провели опыты со снегом и льдом.
3 часть. Заключение. Анализ результатов работы: Проведя опыты, я узнал много нового и интересного. В ходе исследования моя гипотеза подтвердилась частично: я убедился, что снег и лед имеют как общие, так и отличительные свойства.
Результаты работы. Реализуя проект, я выяснил, что
1. Снег и лед тают под действием тепла и не тонут в воде.
2. Снег белый, непрозрачный, рыхлый.
3. Сед бесцветный, прозрачный, плотный, хрупкий.
Вывод. Итак, проведя исследование, я убедился, что снег и лед – это замерзшая вода и их родство доказано физическими свойствами.
Мне очень понравилось экспериментировать и узнавать новое. Поэтому я решил в дальнейшем исследовать свойства ветра. Я совершенно уверен, что буду и дальше проводить опыты и узнавать новое.
Список использованных источников
1. Андруаз Д, Найтон. К. 100 научных экспериментов.- М., РОСМЭН, 2007
2. Дыбина О.В., Рахманова Н.П. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников.- М.: ТЦ Сфера, 2005.
3. http://ru.wikipedia.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект НОД по познавательному развитию "Тайны снега и льда"
Конспект для детей подготовительной группы....
экспериментально-исследовательская работа "свойства снега и льда"
знакомство со свойствами снега и льда, выявление сходств и различий....
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему: «Тайны снега и льда»
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной к школе группе на тему:«Тайны снега и льда»...
Проектно-исследовательская работа на тему: «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста в процессе проектной деятельности»
Развитие познавательной активности к различным областям знаний и видам деятельности является одной из составных успешности обучения детей в школе. Интерес дошкольника к окружающему миру, желание позна...
Конспект по познавательно - исследовательской деятельности в подготовительной группе по познавательно-исследовательской деятельности на тему: «Тайны снега и льда».
Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом и льдом....
Проектно-исследовательская работа «Тайны конфетного фантика»
Цель: Приобрести новые знания о конфетном фантике.Узнать историю появления и развития фантиков.Изучить групповую коллекцию фантиков.Придумать разные способы использования конфетной обёртки.Подели...