Проект по экспериментированию "Чудо - картошка"
проект по окружающему миру (средняя группа)

Нурудинова Мадина Алиевна

    Исторически сложилось так, что современный человек, несмотря на развитие технического прогресса, не может существовать без природы и земли. Земля в любые времена выступала в качестве главного «кормильца» всего человечества. Сегодня большая часть населения планеты живет в городах, в отрыве от настоящей природы, предпочтя блага цивилизации естественному образу жизни. Взаимосвязь с природой стала слабее. Именно по этой причине, уже на стадии обучения детей в детском саду, необходимо формировать развивающую среду, в которой дети  находились бы с раннего детства. В такой среде ребенок не просто живет, он наблюдает за различными явлениями природы и окружающего мира.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chudo-kartoshka.docx78.72 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»

ПРОЕКТ

«Чудо – картошка»

http://storage.commerage.ru/source/3/hT_rw7N4ZBDG8zok3M4HOBU-VjJorlsx.jpg

                                                                                            Автор: Нурудинова М.А.,

                                                                                        воспитатель МАДОУ «Золушка»,

                                                                                           г. Когалым

Когалым, 2019-2020 год.

Информационная карта проекта

                                                                                     «Самое лучшее открытие –

                                                                                то, которое ребенок делает сам»

                                                                                                           Ральф У. Эмерсон    

Название проекта: «Чудо – картошка».

Автор проекта: Нурудинова Мадина Алиевна, воспитатель МАДОУ «Золушка,  г. Когалым, 2019-2020 год.

Тип проекта: творческо-исследовательский.

Срок реализации: среднесрочный (октябрь).

Участники проекта: воспитатели и  дети средней группы №6, родители.

Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)

Образовательная область: познавательное развитие.

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.

Актуальность проекта:

    Исторически сложилось так, что современный человек, несмотря на развитие технического прогресса, не может существовать без природы и земли. Земля в любые времена выступала в качестве главного «кормильца» всего человечества. Сегодня большая часть населения планеты живет в городах, в отрыве от настоящей природы, предпочтя блага цивилизации естественному образу жизни. Взаимосвязь с природой стала слабее. Именно по этой причине, уже на стадии обучения детей в детском саду, необходимо формировать развивающую среду, в которой дети  находились бы с раннего детства. В такой среде ребенок не просто живет, он наблюдает за различными явлениями природы и окружающего мира.

    Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, развивает собственный ум, творческие качества, чувства и переживания. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.   

Постановка проблемы:    

Развитие познавательной активности детей, вовлечение их в активное освоение окружающего мира, помощь в овладении способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.

Проблема: отсутствие у детей представлений о том, откуда берется картофель,  о его пользе и о его значении в жизни человека.

Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Задачи проекта:

  Образовательные:

  • Уточнить и расширить представления детей о картофеле. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
  • Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов, размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
  • Создать условия для реализации исследовательского проекта.
  • Привлечь родителей к активному участию в проекте с целью повышения  интереса к развитию экологического сознания детей.

Развивающие:

  • Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир. Обогащать активный словарь детей.
  • Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.

Воспитательные:

  • Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, умение действовать коллективно. Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов. Поощрять стремление договариваться между собой. Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.

Задачи для педагогов:

  • Создание информационной базы
  • Создание условий для исследовательской деятельности

 Задачи для родителей:

  • Активизировать роль родителей в развитии исследовательских навыков у детей.

Ожидаемый  результат

Реализация данного проекта предполагает:

для детей:

  • активизация познавательной деятельности;
  • формирования желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
  • формирования задатков  экологического мышления, которое проявляется в умении экспериментировать, анализировать, сравнивать, делать выводы.

для родителей:

  • повышение педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания детей посредством информационной и  дидактической поддержки семьи;
  • активизация систематического участия родителей в жизни и образовательной деятельности группы.

для педагогов:

  • реализация личностно – профессионального уровня педагогов;
  • позитивные преобразования предметно – развивающей среды группы.

В соответствии с ФГОС ДО  проект опирается на научные принципы его построения:

                                                                                                               

Механизмы реализации проекта:

  • Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности:  игровой, познавательно-речевой, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной и в ходе режимных моментов.
  • Самостоятельная деятельность детей.
  • Взаимодействие с родителями.

Продукт проектной деятельности:

Выставка рисунков,  поделок из пластилина, поделок из картофеля, изготовленных совместно с родителями.

Ресурсное обеспечение:

Материально – техническое:

  • предметно-развивающая среда группы;
  • набор для экспериментирования: пластиковые стаканы, блюдца, пипетка, йод, соль, лупы;
  • материал для продуктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования;
  • мультимедиа

Информационное:

  • методическая литература;
  • энциклопедии  для детей;
  • картотека стихов, загадок, дидактических игр;
  • картотека сюжетно-ролевых игр.

Нормативно – правовое:

  • Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный  стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. №1155;
  • Основная общеобразовательная программа  МАДОУ «Золушка»

г. Когалым.

Этапы реализации проекта:

1 этап – подготовительный (1 неделя октября)

      Отправным моментом нашего исследования послужили вопросы, задаваемые детьми в ходе режимных моментов.

      У нас в детском саду на обед и на ужин часто дают блюда из картофеля: супы, картофельное пюре, запеканки. И дети их очень любят. Однажды Артем спросил: «А откуда берется картофель?». В процессе беседы с детьми возникли и другие вопросы:

-Как картофель оказался на нашем столе?

-Какими полезными качествами обладает этот удивительный овощ?

               Беседа с детьми строилась на модели двух вопросов:

Что мы знаем?

Что мы хотим узнать?

Картофель – это овощ

Растет в огороде

Из картофеля готовят разные блюда

Его жарят, варят, пекут.

Из чего состоит картофель?

Как его выращивают?

В чем его польза?

      Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, был разработан проект «Чудо-картошка», который направлен на наблюдения, эксперименты, продуктивную деятельность детей. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, были создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, определены цели и задачи, определены формы организации, методы и приемы взаимодействия с участниками проектной деятельности, разработан план мероприятий.

                                                                                                         

№ п/п

Содержание

Цели

Формы работы

Подготовительный этап

1.

2.

3.

4.

Подбор литературы о картошке, видеоматериалов, разработка бесед, конспектов образовательной деятельности.

 Подбор иллюстраций,  загадок, стихов, пословиц о картофеле, дидактических игр. Подготовка необходимого оборудования для экспериментирования.

Индивидуальные беседы, консультации с родителями по теме проекта.

Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.

Стимулировать интерес к экспериментированию.

Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир.

Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, умение действовать коллективно.

Привлечь родителей к проекту.

Беседа с детьми и родителями.

Показ и объяснение.

Просмотр презентаций.

Рассматривание иллюстраций.

Работа с родителями.

Составление картотеки игр, загадок.

Работа с интернет – ресурсами.

2 этап – основной (2-3 недели октября)

       На этом этапе проводилась реализация плана образовательной работы: НОД, опыты и эксперименты, продуктивная деятельность, рассматривание картин, просмотр мультфильмов, разучивание загадок, пословиц, песен. А также   привлечение к участию в проекте родителей, узких специалистов (музыкального руководителя).

№ п/п

Образовательная деятельность

Тема

Цель

Форма работы

1.

Познавательное развитие

Знакомство с историей картошки на Руси.

1.Расширять знания детей о картофеле.

2.На примере фольклора изучить пословицы, поговорки и загадки о картошке.

3.Учить детей составлять связный текст по опорным картинкам.

4.Развивать речь, внимание, память детей.

5.Воспитывать уважение к сельскохозяйственным работам, вызывать желание помогать родителям.

Образовательная деятельность. Просмотр презентации. Рассматривание картинок на тему «Картофель. Сбор урожая».

Беседа.

Игры.

2.

Познавательное развитие

Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Картошка».

1.Закреплять знания детей о картофеле.

2.Создавать в группе положительный эмоциональный настрой.

3.Развивать умение вести беседу.

4.Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу.

Беседа

Просмотр

3.

Художественное творчество (аппликация).

«Мешок картошки»

Вызвать у детей желание «собрать урожай картофеля»  на зиму. Совершенствовать у детей умение правильно держать ножницы, продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы. Продолжать совершенствовать  умение детей рассматривать работы аппликации, радоваться достигнутому результату.

Беседа.

Рассматривание иллюстраций.

Мастерская по изготовлению продуктов детской деятельности.

Загадывание загадок.

Дидактическая игра «Чудесный мешочек».

4.

Художественное творчество (лепка)

«Веселая ярмарка»

Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки лепки способом раскатывания пластилина  между ладонями круговыми и прямыми движениями рук. Развивать творческое мышление и воображение, воспитывать интерес к труду взрослых; доброжелательные отношения между детьми.

Образовательная деятельность.

Чтение пословиц, поговорок.

Мастерская по изготовлению детской деятельности.

Беседа.

Игры.

5.

Художественное творчество (раскрашивание картинок)

«Чудо-картошка»

Продолжать учить правильно держать карандаш, проводить  вертикальные, горизонтальные линии, замыкать их  формы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Воспитывать усидчивость, аккуратность

Беседа

Продуктивная деятельность.

6.

Исследовательская деятельность

«Вершки – корешки»

Показать детям  процесс появления у картофеля ростков и корешков в определенных условиях.

Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитывать интерес к проведению опытов

Опыт

Беседа

7.

Исследовательская деятельность

«Сморщенный картофель»

Показать влияние соли  на картофель. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитывать интерес к проведению опытов

Опыт

Беседа

8.

Исследовательская деятельность

«Тонет – не тонет»

Показать влияние соли  на картофель. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитывать интерес к проведению опытов

Опыт

Беседа

9.

Исследовательская деятельность

«Добываем крахмал из картофеля»

Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля; познакомить с его свойствами; развивать познавательный интерес к экспериментальной работе, умение рассуждать, сравнивать, анализировать;

воспитывать устойчивое внимание

Опыт

Беседа

10.

Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие

«Здравствуй, милая картошка»

Расширить представления детей о значении картофеля в жизни человека.

Развивать познавательный интерес, мышление, творческие способности. Активизировать словарь.

Вызывать у детей  положительные эмоции.

Формировать уважительное отношение к сельскохозяйственному труду.

Досуг

Формы взаимодействия с родителями:

  • Индивидуальные беседы с родителями;
  • Помощь в подборке информации, дидактического материала;
  • Консультация «Зеленый мир на окне»;
  • Консультация «Магия овощей»;
  • Выставки поделок из картофеля «Картофельные фантазии»,   изготовленных при помощи родителей;
  • Выставки продуктивной деятельности детей (по лепке, аппликации);
  • Фотоотчет о проделанной работе;
  • Получение информации через сайт детского сада;
  • Итоговое мероприятие с привлечением родителей «Здравствуй, милая картошка»

3 этап – заключительный (4 неделя)

Выводы:

Анализ проведённой совместной проектной  деятельности  позволил сделать следующие выводы:

  • Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
  • Дети получили необходимые умения и навыки в области исследовательской деятельности. Они научились искать, осуществлять сбор необходимой информации, анализировать, сравнивать, систематизировать и на основании этого делать необходимые заключения по исследуемой тематике. Дети также познакомились и освоили процесс взаимовыручки, оценили поддержку со стороны взрослых и своих товарищей. Все это способствовало увеличению интереса к окружающему миру и природе в целом.
  • Совместная проектная деятельность помогла   родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в  воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.

Проект можно  развивать, пополнять новыми проблемами и способами их решения,  (участники - дети, родители, педагоги).

В старшей группе  работа по данной тематике продолжится, с целью расширить знания о многочисленных природных явлениях и их последствиях, о безопасной жизнедеятельности и здоровом образе жизни во взаимосвязи с природой. Так же необходимо продолжить экспериментальную работу по изучению отдельных процессов.

       Проект  при желании педагогов можно  воспроизвести в условиях любого детского сада. При реализации проекта, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс достаточно эффективно.

       В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:

"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.

Список литературы:

  1. Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
  2. Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.

3.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду;

4.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.

5.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.

6.Машкова С.В. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе»

7.Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки. – М.: Дет. лит., 1989.

8.Рябцова И. Ю., Жданова Л. Ф. Сборник сценариев Приходите к нам на праздник. - Ярославль: “Академия развития”, 1999.

9.365 научных экспериментов. Энциклопедия для детей. 2010г.

10.Интернет-ресурсы:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект «Ах, картошечка, картошка»

Карта проектаПроект: «Ах, картошечка, картошка»Цель проекта: Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты. Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов.Осно...

Краткосрочный проект " Ах картошечка, картошка!"

Краткосрочный проект " Ах картошечка, картошка!"...

проект "Все о картошке"

проект познавательно-творческий, групповой, краткосрочный...

Презентация проекта "Интересное о картошке"

Мы изучали тему «Овощи» и пришли к выводу, что существенное место среди овощей занимает картофель.Обсудив  с детьми подготовительной группы, мы убедилось, что они...

Исследовательский проект "Здравствуй, милая картошка"

Исследовательский проект с детьми подготовительной группы "Здравствуй, милая картошка"....

проект "Ах, картошечка, картошка!"

долгосрочный проект в средней группе детского сада. выращивание картофеля на подоконнике....

Исследовательско-творческий проект «Ах, картошечка, картошка!»

Вид проекта: исследовательско- творческий Тип проекта: краткосрочный, 2 неделиВремя проведения: апрель, 2021г.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы №08,воспи...