Проект по экспериментированию "Чудо - картошка"
проект по окружающему миру (средняя группа)
Исторически сложилось так, что современный человек, несмотря на развитие технического прогресса, не может существовать без природы и земли. Земля в любые времена выступала в качестве главного «кормильца» всего человечества. Сегодня большая часть населения планеты живет в городах, в отрыве от настоящей природы, предпочтя блага цивилизации естественному образу жизни. Взаимосвязь с природой стала слабее. Именно по этой причине, уже на стадии обучения детей в детском саду, необходимо формировать развивающую среду, в которой дети находились бы с раннего детства. В такой среде ребенок не просто живет, он наблюдает за различными явлениями природы и окружающего мира.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
chudo-kartoshka.docx | 78.72 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Золушка»
ПРОЕКТ
«Чудо – картошка»
Автор: Нурудинова М.А.,
воспитатель МАДОУ «Золушка»,
г. Когалым
Когалым, 2019-2020 год.
Информационная карта проекта
«Самое лучшее открытие –
то, которое ребенок делает сам»
Ральф У. Эмерсон
Название проекта: «Чудо – картошка».
Автор проекта: Нурудинова Мадина Алиевна, воспитатель МАДОУ «Золушка, г. Когалым, 2019-2020 год.
Тип проекта: творческо-исследовательский.
Срок реализации: среднесрочный (октябрь).
Участники проекта: воспитатели и дети средней группы №6, родители.
Возрастная группа: средний дошкольный возраст (4-5 лет)
Образовательная область: познавательное развитие.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие.
Актуальность проекта:
Исторически сложилось так, что современный человек, несмотря на развитие технического прогресса, не может существовать без природы и земли. Земля в любые времена выступала в качестве главного «кормильца» всего человечества. Сегодня большая часть населения планеты живет в городах, в отрыве от настоящей природы, предпочтя блага цивилизации естественному образу жизни. Взаимосвязь с природой стала слабее. Именно по этой причине, уже на стадии обучения детей в детском саду, необходимо формировать развивающую среду, в которой дети находились бы с раннего детства. В такой среде ребенок не просто живет, он наблюдает за различными явлениями природы и окружающего мира.
Знакомство с бесконечными, постоянно изменяющимися явлениями начинается с первых лет жизни малыша. Явления и объекты природы привлекают детей красотой, яркостью красок, разнообразием. Наблюдая за ними, ребенок обогащает свой чувственный опыт, развивает собственный ум, творческие качества, чувства и переживания. Чем глубже ребенок познает таинства окружающего мира, тем больше у него возникает вопросов. Основная задача взрослого состоит в том, чтобы помочь ребенку самостоятельно найти ответы на эти вопросы.
Постановка проблемы:
Развитие познавательной активности детей, вовлечение их в активное освоение окружающего мира, помощь в овладении способами познания связей между предметами и явлениями. Развитие любознательности в процессе активной познавательно – исследовательской деятельности.
Проблема: отсутствие у детей представлений о том, откуда берется картофель, о его пользе и о его значении в жизни человека.
Цель: способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению.
Задачи проекта:
Образовательные:
- Уточнить и расширить представления детей о картофеле. Стимулировать интерес детей к экспериментированию, самостоятельному пониманию происходящих процессов.
- Учить устанавливать причинно-следственные связи, добиваться результатов, размышлять, сравнивать, обобщать, делать выводы.
- Создать условия для реализации исследовательского проекта.
- Привлечь родителей к активному участию в проекте с целью повышения интереса к развитию экологического сознания детей.
Развивающие:
- Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир. Обогащать активный словарь детей.
- Развивать коммуникативные навыки: действовать в команде, развивать умение отвечать полным предложением, доказывать своё мнение, составлять описательный рассказ своих действий, вступать в диалог, говорить по очереди, выслушивать мнения других, не перебивая, согласовывать свои действия.
Воспитательные:
- Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, умение действовать коллективно. Побуждать к коммуникативному деловому общению на основе общих интересов. Поощрять стремление договариваться между собой. Поощрять проявления доброты, дружелюбия, внимания и уважения к сверстнику, взрослому, взаимопомощи и дружеской поддержки.
Задачи для педагогов:
- Создание информационной базы
- Создание условий для исследовательской деятельности
Задачи для родителей:
- Активизировать роль родителей в развитии исследовательских навыков у детей.
Ожидаемый результат
Реализация данного проекта предполагает:
для детей:
- активизация познавательной деятельности;
- формирования желания общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;
- формирования задатков экологического мышления, которое проявляется в умении экспериментировать, анализировать, сравнивать, делать выводы.
для родителей:
- повышение педагогической компетенции родителей в вопросах экологического воспитания детей посредством информационной и дидактической поддержки семьи;
- активизация систематического участия родителей в жизни и образовательной деятельности группы.
для педагогов:
- реализация личностно – профессионального уровня педагогов;
- позитивные преобразования предметно – развивающей среды группы.
В соответствии с ФГОС ДО проект опирается на научные принципы его построения:
Механизмы реализации проекта:
- Совместная образовательная деятельность педагога с детьми в процессе организации различных видов детской деятельности: игровой, познавательно-речевой, трудовой, продуктивной, музыкально-художественной и в ходе режимных моментов.
- Самостоятельная деятельность детей.
- Взаимодействие с родителями.
Продукт проектной деятельности:
Выставка рисунков, поделок из пластилина, поделок из картофеля, изготовленных совместно с родителями.
Ресурсное обеспечение:
Материально – техническое:
- предметно-развивающая среда группы;
- набор для экспериментирования: пластиковые стаканы, блюдца, пипетка, йод, соль, лупы;
- материал для продуктивной деятельности: лепки, аппликации, рисования;
- мультимедиа
Информационное:
- методическая литература;
- энциклопедии для детей;
- картотека стихов, загадок, дидактических игр;
- картотека сюжетно-ролевых игр.
Нормативно – правовое:
- Федеральный закон от 29.12.2012г. №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования от 17.10.2013г. №1155;
- Основная общеобразовательная программа МАДОУ «Золушка»
г. Когалым.
Этапы реализации проекта:
1 этап – подготовительный (1 неделя октября)
Отправным моментом нашего исследования послужили вопросы, задаваемые детьми в ходе режимных моментов.
У нас в детском саду на обед и на ужин часто дают блюда из картофеля: супы, картофельное пюре, запеканки. И дети их очень любят. Однажды Артем спросил: «А откуда берется картофель?». В процессе беседы с детьми возникли и другие вопросы:
-Как картофель оказался на нашем столе?
-Какими полезными качествами обладает этот удивительный овощ?
Беседа с детьми строилась на модели двух вопросов:
Что мы знаем? | Что мы хотим узнать? |
Картофель – это овощ Растет в огороде Из картофеля готовят разные блюда Его жарят, варят, пекут. | Из чего состоит картофель? Как его выращивают? В чем его польза? |
Заинтересовавшись проблемой организации исследовательской деятельности дошкольников и, изучив детский интерес детей нашей группы, был разработан проект «Чудо-картошка», который направлен на наблюдения, эксперименты, продуктивную деятельность детей. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, были создали условия для поисково-исследовательской деятельности детей, определены цели и задачи, определены формы организации, методы и приемы взаимодействия с участниками проектной деятельности, разработан план мероприятий.
№ п/п | Содержание | Цели | Формы работы |
Подготовительный этап | |||
1. 2. 3. 4. | Подбор литературы о картошке, видеоматериалов, разработка бесед, конспектов образовательной деятельности. Подбор иллюстраций, загадок, стихов, пословиц о картофеле, дидактических игр. Подготовка необходимого оборудования для экспериментирования. Индивидуальные беседы, консультации с родителями по теме проекта. | Способствовать развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и размышлению. Стимулировать интерес к экспериментированию. Развивать познавательный интерес, стремление исследовать окружающий мир. Воспитывать трудолюбие, целеустремленность, умение действовать коллективно. Привлечь родителей к проекту. | Беседа с детьми и родителями. Показ и объяснение. Просмотр презентаций. Рассматривание иллюстраций. Работа с родителями. Составление картотеки игр, загадок. Работа с интернет – ресурсами. |
2 этап – основной (2-3 недели октября)
На этом этапе проводилась реализация плана образовательной работы: НОД, опыты и эксперименты, продуктивная деятельность, рассматривание картин, просмотр мультфильмов, разучивание загадок, пословиц, песен. А также привлечение к участию в проекте родителей, узких специалистов (музыкального руководителя).
№ п/п | Образовательная деятельность | Тема | Цель | Форма работы |
1. | Познавательное развитие | Знакомство с историей картошки на Руси. | 1.Расширять знания детей о картофеле. 2.На примере фольклора изучить пословицы, поговорки и загадки о картошке. 3.Учить детей составлять связный текст по опорным картинкам. 4.Развивать речь, внимание, память детей. 5.Воспитывать уважение к сельскохозяйственным работам, вызывать желание помогать родителям. | Образовательная деятельность. Просмотр презентации. Рассматривание картинок на тему «Картофель. Сбор урожая». Беседа. Игры. |
2. | Познавательное развитие | Просмотр мультфильма «Лунтик», серия «Картошка». | 1.Закреплять знания детей о картофеле. 2.Создавать в группе положительный эмоциональный настрой. 3.Развивать умение вести беседу. 4.Воспитывать трудолюбие, стремление помогать друг другу. | Беседа Просмотр |
3. | Художественное творчество (аппликация). | «Мешок картошки» | Вызвать у детей желание «собрать урожай картофеля» на зиму. Совершенствовать у детей умение правильно держать ножницы, продолжать отрабатывать умение вырезывать предметы круглой и овальной формы из квадратов и прямоугольников, срезая углы. Продолжать совершенствовать умение детей рассматривать работы аппликации, радоваться достигнутому результату. | Беседа. Рассматривание иллюстраций. Мастерская по изготовлению продуктов детской деятельности. Загадывание загадок. Дидактическая игра «Чудесный мешочек». |
4. | Художественное творчество (лепка) | «Веселая ярмарка» | Продолжать развивать интерес к лепке, закреплять навыки лепки способом раскатывания пластилина между ладонями круговыми и прямыми движениями рук. Развивать творческое мышление и воображение, воспитывать интерес к труду взрослых; доброжелательные отношения между детьми. | Образовательная деятельность. Чтение пословиц, поговорок. Мастерская по изготовлению детской деятельности. Беседа. Игры. |
5. | Художественное творчество (раскрашивание картинок) | «Чудо-картошка» | Продолжать учить правильно держать карандаш, проводить вертикальные, горизонтальные линии, замыкать их формы. Развивать мелкую моторику рук. Формировать представление о предметах и явлениях окружающей действительности. Воспитывать усидчивость, аккуратность | Беседа Продуктивная деятельность. |
6. | Исследовательская деятельность | «Вершки – корешки» | Показать детям процесс появления у картофеля ростков и корешков в определенных условиях. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитывать интерес к проведению опытов | Опыт Беседа |
7. | Исследовательская деятельность | «Сморщенный картофель» | Показать влияние соли на картофель. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитывать интерес к проведению опытов | Опыт Беседа |
8. | Исследовательская деятельность | «Тонет – не тонет» | Показать влияние соли на картофель. Развивать познавательно-исследовательскую деятельность детей. Воспитывать интерес к проведению опытов | Опыт Беседа |
9. | Исследовательская деятельность | «Добываем крахмал из картофеля» | Сформировать знания о том, как получают крахмал из картофеля; познакомить с его свойствами; развивать познавательный интерес к экспериментальной работе, умение рассуждать, сравнивать, анализировать; воспитывать устойчивое внимание | Опыт Беседа |
10. | Речевое развитие, физическое развитие, художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие | «Здравствуй, милая картошка» | Расширить представления детей о значении картофеля в жизни человека. Развивать познавательный интерес, мышление, творческие способности. Активизировать словарь. Вызывать у детей положительные эмоции. Формировать уважительное отношение к сельскохозяйственному труду. | Досуг |
Формы взаимодействия с родителями:
- Индивидуальные беседы с родителями;
- Помощь в подборке информации, дидактического материала;
- Консультация «Зеленый мир на окне»;
- Консультация «Магия овощей»;
- Выставки поделок из картофеля «Картофельные фантазии», изготовленных при помощи родителей;
- Выставки продуктивной деятельности детей (по лепке, аппликации);
- Фотоотчет о проделанной работе;
- Получение информации через сайт детского сада;
- Итоговое мероприятие с привлечением родителей «Здравствуй, милая картошка»
3 этап – заключительный (4 неделя)
Выводы:
Анализ проведённой совместной проектной деятельности позволил сделать следующие выводы:
- Участие в проектной деятельности стало для детей способом удовлетворения познавательной активности, средством выражения и развития творческих способностей.
- Дети получили необходимые умения и навыки в области исследовательской деятельности. Они научились искать, осуществлять сбор необходимой информации, анализировать, сравнивать, систематизировать и на основании этого делать необходимые заключения по исследуемой тематике. Дети также познакомились и освоили процесс взаимовыручки, оценили поддержку со стороны взрослых и своих товарищей. Все это способствовало увеличению интереса к окружающему миру и природе в целом.
- Совместная проектная деятельность помогла родителям освоить некоторые педагогические приёмы, необходимые в воспитании; объективно оценить возможности своих детей и сотрудничать с ними как с равноправными партнёрами.
Проект можно развивать, пополнять новыми проблемами и способами их решения, (участники - дети, родители, педагоги).
В старшей группе работа по данной тематике продолжится, с целью расширить знания о многочисленных природных явлениях и их последствиях, о безопасной жизнедеятельности и здоровом образе жизни во взаимосвязи с природой. Так же необходимо продолжить экспериментальную работу по изучению отдельных процессов.
Проект при желании педагогов можно воспроизвести в условиях любого детского сада. При реализации проекта, каждый педагог сможет выстроить или сконструировать свой воспитательно-образовательный процесс достаточно эффективно.
В завершении хотелось бы напомнить одну древнюю китайскую пословицу:
"Расскажи - и я забуду, покажи - и я запомню, дай попробовать - и я пойму". Только через действие ребёнок сможет познать многообразие окружающего мира и определить собственное место в нём.
Список литературы:
- Артемова Л. В. Окружающий мир в дидактических играх дошкольников. – М., 1992.
- Бондаренко А. К. Дидактические игры в детском саду – М., 1991.
3.Иванова А.И. «Экологические наблюдения и эксперименты в детском саду;
4.Крупенчук О. И. Тренируем пальчики – развиваем речь! –С-П., 2009.
5.Ломбина Т. Н. Рюкзачок с загадками / Т. Н. Ломбина, В. Г. Лукша. – Ростов н/Д: Феникс, 2006.
6.Машкова С.В. «Познавательно-исследовательские занятия с детьми 4-7 лет на экологической тропе»
7.Ни окон, ни дверей: Русские народные загадки. – М.: Дет. лит., 1989.
8.Рябцова И. Ю., Жданова Л. Ф. Сборник сценариев Приходите к нам на праздник. - Ярославль: “Академия развития”, 1999.
9.365 научных экспериментов. Энциклопедия для детей. 2010г.
10.Интернет-ресурсы:
- http://logoportal.ru/palchikovaya-gimnastika-po-teme-ovoshhi/.html
- Maam.ru
- http://educontest.net/
- http://nsportal.ru/ap/drugoe/library/issledovatelskaya-rabota-akh-kartoshka-obedene
- http://area7.ru/metodic-material.php?6935
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Проект «Ах, картошечка, картошка»
Карта проектаПроект: «Ах, картошечка, картошка»Цель проекта: Овощная культура «Картофель» и картошка – узнаем секреты. Коллективное сотворчество взрослых и детей в создании художественных образов.Осно...
Краткосрочный проект " Ах картошечка, картошка!"
Краткосрочный проект " Ах картошечка, картошка!"...
проект "Все о картошке"
проект познавательно-творческий, групповой, краткосрочный...
Презентация проекта "Интересное о картошке"
Мы изучали тему «Овощи» и пришли к выводу, что существенное место среди овощей занимает картофель.Обсудив с детьми подготовительной группы, мы убедилось, что они...
Исследовательский проект "Здравствуй, милая картошка"
Исследовательский проект с детьми подготовительной группы "Здравствуй, милая картошка"....
проект "Ах, картошечка, картошка!"
долгосрочный проект в средней группе детского сада. выращивание картофеля на подоконнике....
Исследовательско-творческий проект «Ах, картошечка, картошка!»
Вид проекта: исследовательско- творческий Тип проекта: краткосрочный, 2 неделиВремя проведения: апрель, 2021г.Участники проекта: дети старшего дошкольного возраста группы №08,воспи...