Экологическая тропа
методическая разработка по окружающему миру (средняя, старшая группа)

Зезюлина Ирина Васильевна

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебновоспитательного процесса на тропе.

 Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл pasport_ekologicheskaya_tropa.docx33.18 КБ

Предварительный просмотр:

муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение города Калининграда детский сад №12 городского округа «Город Калининград»

Проект «Экологическая тропа на участке детского сада»

Паспорт

Информационно-методический материал.

Составила воспитатель

МАДОУ д/с №12

Зезюлина Ирина Васильевна

г.Калининград

Содержание:

1.Пояснительная записка…………………………………………………………. 4

2.Основные характеристики экологической  тропы………………………………5

Цели

Задачи

Принципы организации экологической тропы…………………………………… 6

Методические рекомендации по организации работы на экологической тропе

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:………………………………………………………………………………..    8

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе…………………      9  

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе …………..      10

Объекты экологической тропы…………………………………………………    11

Список источников:……………………………………………………………..    16

Анотация

Экологическая тропа - это маршрут на местности, специально оборудованный для целей экологического образования и воспитания. Во время движения по экологической тропе воспитанники получают информацию об экологических системах, природных объектах, процессах и явлениях. Экскурсия по экологической тропе сочетает в себе познание, отдых и наслаждение красотой природы, благодаря чему эффект восприятия информации усиливается мощным зарядом положительных эмоций. Воспитанники экологических троп имеют возможность непосредственного общения с природой и наблюдения за животным и растительным миром в естественных условиях.

Пояснительная записка.

Создание экологической тропы на территории ДОУ способствует повышению научного уровня дошкольного образования. Знания, полученные детьми во время занятий на экологической тропе, служат важным дополнением к знаниям, полученным на занятиях. Главное состоит в том, что дети овладевают умением применять на практике разные знания в комплексе. На экологической тропе обучение и воспитание объединяются в единый взаимосвязанный процесс. Помимо приобретения знаний о природной среде, дошкольники знакомятся здесь с этическими и правовыми нормами, связанными с природопользованием. На экологической тропе создаются условия для сочетания мысли, чувства и действия, что необходимо для воспитания убеждений личности, ее мировоззрения. Работа на тропе способствует воспитанию у детей трудолюбия и уважения к труду, укрепляет связь обучения с жизнью, с трудом людей. Дошкольники расширяют свои естественнонаучные знания, а также получают представление об отношении человека к окружающей среде в процессе труда и отдыха. Они развивают в себе способность комплексно оценивать результаты труда, делать прогнозы касательно экологических последствий деятельности человека. Но самым важным проявлением связи обучения с жизнью является участие детей в деятельности по улучшению общего состояния природы в зоне экологической тропы. Таким образом, создание экологической тропы помогает гуманизировать образование. Все знания, умения, навыки, убеждения, чувства, формируемые в ходе занятий на экологической тропе, направлены на решение главной задачи нашего времени – формирование экологической культуры человека. Это обусловливает содержание, методы и формы организации учебновоспитательного процесса на тропе.

 Основными видами деятельности детей во время прогулок на тропе являются игра, эксперимент, наблюдение. Через данную деятельность дети приобретают навыки ориентирования в пространстве и времени, у них развиваются память, речь, мышление. Осмысленное созерцание и наблюдение способствуют формированию чувства прекрасного, воспитывается любовь к природе, желание ее беречь и сохранять.

Цель создания экологической тропы: развитие экологического сознания дошкольников.

Задачи создания экологической тропы: 

1) Развить познавательный интерес ребенка к миру природы, привить чувство ответственности за ее сохранность, сформировать его самоидентификацию в качестве части природы.

2) Сформировать познавательную активность дошкольников в процессе деятельности в зоне экологической тропы.

 3) Привлекать детей к участию в деятельности по уходу за растениями и животными, по охране и защите природы.

 4) Оздоровить дошкольников при помощи создания тропы здоровья.

Характеристика тропы

Вид тропы: экологическая

Местонахождение: г. Калининград ул Дзержинского д 103 МАДОУ д/с №12

 Режим пользования: познавательные экскурсии, исследования

Назначение экологической тропы: познавательная, развивающая Экологическая тропа располагается на территории детского сада.

Правила поведения на экологической тропе

 Я сорвал цветок – И он увял.

 Я поймал мотылька –

И он умер у меня на ладони.

И тогда я понял,

 Что прикоснуться к красоте

 можно только сердцем.

   П.Гвездослав    

1. Поздоровайтесь с хозяином тропы!

2. Не мешайте жить обитателям тропы – проходите без лишнего шума.

3. Шум не помощник в познании природы. Наслаждайся пением птиц и другими звуками природы.

 4. Запрещается срывать растения, ломать ветки, ловить насекомых, бросать мусор.

5. На тропе разрешается рассматривать, любоваться, размышлять.

6. С тропы нельзя выносить сувениры природы: красивые камни и т.п.

7. С тропы можно «выносить» только знания, впечатления и хорошее настроение!

Принципы организации экологической тропы:

 1. Принцип интеграции: на экологической тропинке расположены не только природные объекты, но и спортивный участок, летняя лаборатория, тропа здоровья, места для творчества юный художников.

2. Принцип эстетичности: объекты подобраны так, что вызывают у детей эмоциональный отклик, желание рассмотреть и полюбоваться.

3. Принцип разнообразия: объекты отличаются друг от друга по составу, внешнему виду и способам исследования.

4. Принцип доступности: все объекты доступны для посещения; содержание деятельности, организованной на тропинке, понятно, доступно детям.

 5. Принцип научности: при составлении методического материала учитывались психолого-физические особенности дошкольников. Вся информация является достоверной, научной, адаптированной к конкретному возрасту.

 6. Принцип последовательности: знания даются детям от простого к сложному

Методические рекомендации по организации работы на экологической тропе 

1. Методика работы на тропе избирается воспитателем самостоятельно в зависимости от задач, которые стоят перед ним в каждом конкретном случае. 2. При одном посещении тропы не имеет смысла рассматривать много объектов. Дети, в силу возрастных особенностей, не способны воспринимать большой объем материала, поэтому на тропе нужно работать систематически, при каждом посещении знакомится с одним – двумя объектами. Не стоит давать детям сразу всю информацию по объекту, это делается поэтапно - информация добавляется с каждым посещением тропы. 3. Все мероприятия на тропе проводятся с участием Хозяина тропы мудрого ворона и его друзей, которые предлагают решить какую - то проблемную ситуацию, тогда дети с удовольствием принимают игровую задачу.

4. Каждый воспитатель выбирает любые формы работы, которые обеспечивают активизацию познавательной деятельности детей.

 5. Важно: материал должен быть доступен пониманию детей, дети должны быть участниками процесса. Только тогда экологические знания будут усвоены детьми.

Общие рекомендации по работе с детьми на экологической тропинке детского сада:

 1. Использовать прогулки для общения детей с природой ближайшего окружения и оздоровления детей на свежем воздухе.

2. Использовать наблюдения за живой природой для развития сенсорных качеств каждого ребенка.

3. Познакомить с разными объектами живой природы и показать их взаимосвязь с окружающим миром.

4. Сделать общение ребенка с природой безопасным для ребенка и самой природы.

5. Формировать чувства близости к природе и сопереживанию всему живому, заботы и бережного отношения к природе.

6. Формировать умение передавать свои впечатления от общения с природой в рисунках, поделках, рассказах и других творческих работах.

7. Проводить на тропинке наблюдения в разные времена года, игры, экскурсии, исследования, театрализованные занятия и другие виды деятельности.

Программы и методики

Рекомендации Рыжовой Н.А., программу Николаевой С.Н. "Юный эколог», Николаевой С.Н. «Юный эколог» (система работы в старшей группе детского сада», «система работы в средней группе детского сада», «система работы в младшей группе детского сада»), Веретенникова С.А. «Ознакомление дошкольников с природой»

Интеграция содержания экологической тропы 

Образовательные области

Интегрированное содержание

 ОБЖ Техника безопасности при проведении прогулок, экскурсий, трудовых действий. Понятие об экологической безопасности.

Социально-коммуникативное Воспитание грамотного, гуманного отношения к окружающей природе. Развитие умений общаться, составлять рассказы об увиденном, проведенных экспериментах.

 Художественная литература Чтения произведений о растениях, животных и природных явлениях, разучивание пословиц, загадок, логоритмических упражнений.

Художественное творчество Продуктивная деятельность – рисование с натуры, изготовление поделок из природного материала.

 Музыка Разучивание песен, музыкально-ритмических движений и танцев для экологических праздников.

Физическая культура Развитие выносливости во время маршрутов и экскурсий, повышение двигательной активности на объекте «Спортивный участок»

Формы и методы работы с детьми на экологической тропе 

• Экологические беседы;

 • Наблюдения;

• Элементарные опыты;

• Экскурсии;

 • Целевые прогулки;

 • Экологические конкурсы, викторины;

• Решение экологических ситуативных задач;

• Чтение художественной литературы;

 • Обсуждение и проигрывание ситуаций;

• Трудовой десант;

• Труд в природе;

• «Красная книга природы»;

 • Коллекционирование;

• Экологические досуги, развлечения, праздники;

 • Экологические игры (имитационные, дидактические, соревновательные, сюжетно-ролевые игры, игры-путешествия, подвижные);

• Театрализации, инсценировки.

Формы и методы работы с родителями на экологической тропе 

• Взросло-детские проекты;

• Изготовление рисунков, поделок;

• Субботники по облагораживанию территории ДОУ;

 • Участие в конкурсах

 • Участие в совместных экологических развлечениях, праздниках, досугах; • Фотовыставки;

 • Изготовление книжек-малышек (экологические сказки).

Таким образом, экологическая тропинка состоит из объектов. Они специально созданы нами на территории ДОУ. Путешествуя от одной точки к другой, дети выполняют задание педагога.

 Объекты экологической тропы

  1. Альпийская горка .Информация об объекте Альпинарий – ландшафтная композиция, как правило, высотная, которую устраивают на естественном или искусственном рельефе в сочетании с подпорными стенками, небольшими водными устройствами. Для альпинария присущ подбор растений горных ландшафтов. Созданный нами «альпинарий» представляет собой фрагмент горного пейзажа с искусственным водоемом, сухим ручьем и различными растениями. Дополняет ландшафтную композицию мостик, мельница, фигурки животных и птиц. Цель: формировать представления об «альпинарии», как разновидности цветника; дать детям знания о составляющих частях «альпинария» (сочетание объектов живой и неживой природы)
  2. Лесная опушка «У медведя во бору» Объекты для наблюдения: ель (характерные признаки, строение). Ствол у ели прямой, кора красновато-бурая. Крона похожа на конус ( треугольник). Ветки с густой хвоей начинаются у самой земли. У ели вместо листьев иголки, они сохраняются на зиму. Расположение веток : вверху молодые, короткие, внизу длинные, старые, широкие..У дерева очень приятный еловый запах. Ель хвойное дерево Цель: Уточнить представление детей о ели, её отличительные признаки На опушке леса меняется флора, фауна и состав почвы. Многие птицы и звери предпочитают опушку глубинному лесу, так как здесь им предоставляется укрытие и больше света. Светлые опушки предпочитают и некоторые грибы, например, маслёнок обыкновенный, опёнки и другие. На территории участка МАДОУ создан объект «Лесная опушка» имитирующий дикую природу. Помимо высаженных кустарников, размещены старые пеньки, покрытые мхом, лишайником; искусственный муравейник. Цель: зона для экологического познания дикой природы (знакомство с растениями, птицами, насекомыми)
  3. «Домик муравьишки» Объекты для наблюдений: муравейник Муравьиные холмики редко встречаются на территории детских садов, но в уголке «Лесная опушка» нашего детского сада есть муравьи, которые живут в земле. Дети очень любят наблюдать за жизнью и поведением муравьев. Цель: Расширять представления детей о насекомых – муравьях.
  4.  Сиреневый полисадник. Информация об объекте . Сирень (обыкновенная) – крупный кустарник с многочисленными стволиками до 6 м. высотой. Цветки сирени обыкновенной пурпурные с сладковатым запахом, распускаются в мае. Листья сирени обыкновенной сердцевидные, к вершине заострённые, плотные, зеленые. Сирень обыкновенная выдерживает полутень, морозо- и ветроустойчива. Растет сирень обыкновенная на любых почвах, но чувствительна к их уплотнению. Хорошо переносит стрижку.
  5. Графиня вишня  Объекты для наблюдений: 1. Вишни. Цель: Расширять и уточнять представления о растениях ближайшего окружения (дерево вишня)
  6. Липовая аллея Информация об объекте. Липа – дерево с сердцевидными мелкозубчатыми листьями, душистыми цветками и плодами-орешками. Высота до 30 метров. Цветёт в мае-июне. Липа издавна считалась полезным деревом. В Древней Руси люди широко использовали её в быту. Из мочалистой коры липы изготавливали лыко для плетения лаптей, изготовления рогож, мочалок. Мягкая липовая древесина также находила широкое применение — из неё делали скалки, ложки, веретена, миски и другую утварь Липа — растение медогон. В медицине используются кора, листья, цветы, почки. Липовый мёд полезно кушать при простуде.
  7.  Птичий городок Характеристика объекта На территории детского сада есть объект – «Птичий городок». На данном объекте экологической тропы размещены кормушки, скворечники для наблюдения за птицами во время прогулок с детьми. Объекты для наблюдений: голуби, сороки, вороны, воробьи, синички, снегири. Цель: формировать экологическую культуру детей; прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; знакомить детей с повадками, условиями жизни, пользе птиц на Земле; развивать познавательную способность дошкольников
  8. Тропа здоровья Характеристика объекта. Особое внимание в нашем детском саду уделяется здоровьесбережению воспитанников в период летней оздоровительной кампании, в которую вовлечены все участники образовательного процесса: педагоги, медицинский персонал, родители и сами дети. Для этого нами создана «Тропа здоровья». Она выполнена из естественных материалов в форме небольших отрезков, мощенных разнофактурным природным материалом. Это спилы деревьев, галька, сосновые шишки, песок. «Тропа здоровья» позволяет проводить профилактику и коррекцию здоровья детей в игровой форме. Упражнения с использованием природных материалов помогают детям развивать физическую силу, гибкость тела, координацию движений ребёнка
  9. Летняя лаборатория «Умная сова» – центр воды и песка. Информация об объекте. Центр воды и песка оборудован  песочницей,  формами и емкостями разных размеров и объемов. В жаркое время года здесь удобно проводить игры и опыты с водой, водные виды закаливания, игры с песком для детей старшего дошкольного возраста. Именно здесь проходит ежегодный, веселый детский праздник «День Нептуна». Для детей младшего возраста созданы специальная площадка для развития двигательной активности, а также центр воды и песка. Игры с песком позитивно влияют на эмоциональное самочувствие детей; снимают раздражительность, агрессивность, плаксивость, развивают фантазию. Игры с водой вызывают положительные эмоции; способствуют внутренней раскованности малыша; помогают снизить тонус и уменьшить напряжение пальцев и кистей рук; повысить их работоспособность; увеличить объем активных движений, что создает основу для новых возможностей в формировании необходимых умений и навыков манипулирования, действий с предметами
  10.  Розарий Характеристика объекта. Среди огромнейшего разнообразия красиво цветущих растений самой большой популярностью пользуются именно розы. На территории детского сада нами разбита клумба с различными розами, где дети получат первые трудовые навыки по уходу за ними, эстетическое воспитание.
  11.  « Грядки тётушки Редис» Информация об объекте На территории детского сада есть объект – «Огородик». Огород в детском саду способствует развитию наблюдательности и любознательности у детей, что помогает лучше ознакомится с растительным миром. Он способствует расширению представления детей о растениях как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития. Кроме того, «Огородик» развивает эстетические чувства у дошкольников, умение радоваться красоте выращиваемых растений и оценивать результаты своего труда. Цель: расширение и обобщение знаний детей о культурных огородных растениях (горохе, луке, морковке, редиске,  укропе, петрушке); обучение навыкам ухода за ними, формирование представления о значении овощей в жизни человека.
  12.  «Зелёная аптечка Календулы». Объекты для наблюдений:

Крапива  Одуванчик  Подорожник Мята перечная  Мать-и-мачеха  Календула  Щавель Ромашка аптечная Мелиса

 Цель: показать разнообразие лекарственных растений, их биологические особенности (лечебные свойства); учить распознавать части растений, исследовать форму, цвет, размер, запах листьев и цветков; проводить тактильные обследования (листья шершавые, гладкие, ворсистые и т.п.); проводить сенсорное обследование их частей и семян, с биологическими и лечебными свойствами, правилами сбора этих растений.

Список источников:

1. Алейникова, Е.Л. Экологическая тропа в МАДОУ №1 «Сказка» // Социальная сеть работников образования nsportal.ru – URL: http://nsportal.ru/detskiy-sad/okruzhayushchiy-mir/2013/09/29/ekologicheskayatropa-v-madou-no1-skazka.

2. Иванова, А. И. Методика организации экологических наблюдений и экспериментов в детском саду: Пособие для работников дошкольных учреждений. М.: ТЦ Сфера, 2004. – 56 с.

 3. Леонтьева, О.М. Экологическая тропа // Дошколёнок.ру – URL: http://dohcolonoc.ru/stati/7100-ekologicheskaya-tropa.html.

4. Николаева, С.Н. Юный эколог. Программа экологического воспитания в детском саду. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010. – 82 с. 5. Пенькова, Л.А.

Безгина Е.Н., Евфратова Т.Г, Ландшафтный дизайн детского сада. М.: Творческий центр, 2008 – 103 с.

5.Воронкевич О.Л. «Добро пожаловать в экологию» СПб «Детство-Пресс», 2003 г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН РАБОТЫ НА ЭКОЛОГИЧЕКОЙ ТРОПЕ: "ВСЕ ВРЕМЕНА ГОДА НА ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ ТРОПИНКЕ" (подготовительная группа)

ПЛАН работы на экологической тропе: «Все времена года на экологической тропинке» Возраст детей: подготовительная группа.Место проведения: экологическая тропинка на территори...

Мастер-класс "Путешествие в мир природы по экологической тропе" или "Знакомьтесь, экологическая тропа!"

Мастер-класс предназначен для педагогов детских садов. Цель: познакомить педагогов с организацией экологической тропы, оформлением паспорта объектов экологической тропы. Был опробирован на муниципальн...

МАСТЕР – КЛАСС «Путешествие в мир природы по экологической тропе» или «Знакомьтесь, экологическая тропа!»

Мастер- класс для воспитателей ДОУ «Путешествие в мир природы по экологической тропе» ...

Конспект занятия по экологическому воспитанию подготовительной группе. Наблюдение за деревьями на экологической тропе. Тема «Наблюдение за деревьями на экологической тропе детского сада»

Учить наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых закономерностях и взаимосвязях. Уточнить и систематизировать знания о характерных признаках весны (увеличивается день, с...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...

Квест-игра «Тропинка» по маршрутам экологической тропы с детьми старшего дошкольного возраста

Дети собираются на спортивной площадке.На площадку под музыку «влетает» Карлсон: «Здравствуйте девчонки и мальчишки!»Ответы детейКарлсон: «Что-то я вас совсем не слышу! А...