Проект "Птицы зимой"
проект по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ДЕТСКИЙ САД №3 «ДЮЙМОВОЧКА» ОБЩЕРАЗВИВАЮЩЕГО ВИДА
С ПРИОРИТЕТНЫМ ОСУЩЕСТВЛЕНИЕМ ФИЗИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ВОСПИТАННИКОВ ГОРОДА ФУРМАНОВА
Экологический проект «ПТИЦЫ ЗИМОЙ»
Составила: воспитатель Шакир И.В.
ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ «ЗИМУЮЩИЕ ПТИЦЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ ДЕТСКОГО САДА.
Тема проекта: «Зимующие птицы»
Воспитатель: Шакир Ирина Владимировна
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну!
Александр Яшин
Срок реализации: Январь 2021 года (2-3 неделя)
Тип проекта: познавательно-исследовательский, групповой, краткосрочный (2 недели)
Участники проекта: дети старшей группы, воспитатель, родители.
Актуальность: Ну вот и наступили холода! Перелетные птицы улетели в теплые края, на юг - к солнышку. А те, кто остался зимовать вместе с нами, не выживет без помощи человека. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм.
Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.
Определение предмета исследования: В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Выдвижение гипотезы: Если привлечь внимание детей к проблемам зимующих птиц через организацию практической деятельности, то это будет способствовать развитию их познавательно-исследовательских способностей.
Проверка гипотезы.
Цель проекта: Расширение представлений детей о зимующих птицах родного края, их образе жизни, о связи с окружающей средой, роли человека в жизни птиц.
Задачи проекта: Расширить кругозор детей: какие птицы остаются у нас зимовать, чем питаются птицы зимой;
Закрепить знания детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни зимующих птиц;
Оценить предпочтения разного типа корма птицами, прилетающими на кормушку, и разного размера кормушек;
Воспитывать желание наблюдать за окружающей нас природой, вызвать интерес помогать птицам в трудное для них время.
Изготовить кормушки, организовать птичью столовую на территории детского сада и около своего дома;
Пополнить развивающую среду по теме данного проекта.
Активное участие детей и родителей в изготовлении кормушек.
Предполагаемые итоги реализации проекта:
Расширение кругозора детей о зимующих птицах.
Практическая деятельность детей совместно с родителями в оказании помощи птицам в зимний период (изготовление кормушек, подкормка птиц зимой)
Развитие у детей любознательности, творческих способностей, познавательной активности, активной жизненной позиции, коммуникативных навыков.
Формирование у детей сочувствия, сопереживания, желания помочь.
Улучшение предметно-развивающей среды.
Этапы:
1 этап – подготовительный
- обсуждение целей и задач воспитателями, детьми, родителями;
- составление плана проведения проекта;
- создание необходимых условий для реализации проекта;
- подготовка цикла бесед, рассказов, видеоматериала и презентаций о зимующих птицах;
- рекомендации-памятки для родителей о том, как правильно вызвать интерес и желание у ребенка помогать птицам;
- перспективное планирование проекта.
2 этап – основной (практический)
- внедрение в воспитательно-образовательный процесс методов и приёмов на расширение знаний детей о зимующих птицах;
- продуктивная деятельность детей и родителей.
Мероприятие | Задачи |
ФЦКМ «Знакомые незнакомцы», чтение Б. Брехт «Зимний разговор через форточку». | Воспитывать заботливое отношение к птицам; закрепить знания о приспособленности птиц к зимнему периоду; учить устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями и жизнью птиц. |
Наблюдение за воробьями. Чтение С. Есенин «Поёт зима – аукает». | Уточнить представления детей о повадках воробьёв, отметить, в какое время года они прилетают к кормушке, какой корм предпочитают, как долго находятся на кормушке; предложить детям проверить правильность народной приметы «Если воробей нахохлился – к морозу, перышки приглажены – к теплу»; обсудить с детьми, почему в морозы воробей сидит, нахохлившись. |
Беседа «Птичья столовая»; «Зимние гости». Рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах. | Поговорить с детьми о важности их работы по подкормке птиц; учить чувствовать себя причастным ко всему живому; расширять представления детей о зимующих птицах; воспитывать бережное отношение к птицам, ответственность; поощрять стремление приносить пользу, помогать птицам зимой; |
Трудовая деятельность: подкормка птиц. Изготовление и вывешивание кормушек. Очистка кормушек от снега | Предложить желающим взять на себя ответственность за очистку и наполнение кормушки, учить подбирать корм с учётом того, какие птицы прилетают на участок; предложить пояснить, почему особенно важно подкармливать птиц после сильного снегопада и гололёда; поощрять стремление заботиться о птицах. |
Лепка:«Птицы на ветках» | Расширять представление детей о зимующих птицах, о роли человека в жизни птиц. Учить передавать свои наблюдения за живой природой в художественно-изобразительной деятельности, создавать картины из тонких пластилиновых жгутиков. Научить изображать снегиря и синицу, передавать особенности внешнего облика. Развивать композиционные навыки. |
Коллективная аппликация «Зимующие птицы нашего края» | Воспитывать любовь к живой природе и желание заботиться о птицах; уточнять и расширять знания детей о зимующих птицах, их внешнем виде и частях тела; формировать заботливое отношение к птицам. |
Конструирование: «Голуби» (оригами) | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам; закреплять знания детей о птицах, прилетающих на участок; вызвать желание сделать голубя в технике – оригами; закреплять умение детей работать с бумагой, складывать лист в разных направлениях. |
Чтение и обсуждение худ. литературы: В. Бианки «Птичий год: зима», М. Н. Богданова «Домашний воробей», «Почему плачет синичка?» В. Сухомлинский; «Зимние гости» Ю. Никонова, «Берегите птиц» Т. Евдошенко.Заучивание стихотворений: «Воробей» Н. Рубцов; | Знакомить детей с новыми литературными произведениями, продолжать формировать умение поддерживать беседу по содержанию прочитанного, воспитывать у детей любовь к окружающему, желание помочь птицам; уточнить представления о зимующих птицах; активизировать словарный запас детей. |
Рисование «Как мы кормили птиц», «Птицы на нашем участке». | Воспитывать у детей заботливое отношение к птицам; закреплять знания о приспособленности птиц к зимним условиям; развивать самостоятельность в выборе изобразительных средств (цветные карандаши, краски, восковые карандаши); развивать композиционные умения. |
Настольные игры: «Зимующие птицы», «Собери картинку», лото «Кто что ест?», «Что есть у птицы?», «Четвертый лишний», «Назови ласково», «Один-много», «У кого кто?». | Закреплять представление о зимующих птицах, их внешнем виде; учить детей описывать птиц по их характерным признакам. |
Подвижные игры: «Воробьи и кошка», «Перелёт птиц», «Птички в гнёздышках» | Формировать представление о птицах и их повадках; упражнять в прыжках на двух ногах; развивать координацию движений, умение ориентироваться на площадке. |
Дидактическая игра «Что хорошо, что плохо? | Воспитывать у детей бережное отношение к птицам, желание заботиться о них, помогать им. |
Презентации: «Зимующие птицы нашего края»; «Покормите птиц зимой». | Закрепить и уточнить представления детей о зимующих птицах; воспитывать любовь к птицам, желание помогать им; уточнить знания детей о роли человека в жизни зимующих птиц; прививать любовь к природе и воспитывать гуманность, рассказать о пользе птиц, об их охране; практическое изготовление кормушек; привлечь родителей и детей в оказании помощи птицам. |
Прослушивание цикла песен, музыкальных произведений о птицах. | Расширять знания детей о птицах нашего края, их питании; закреплять умение различать птиц по голосам; воспитывать заботливое и доброжелательное отношение к птицам. |
Разучивание пословиц, поговорок, отгадывание загадок. | Развивать память о образное мышление; привлекать внимание детей к красоте, мудрости народного слова, обогащать словарный запас. |
Конкурс – викторина: «Что за птица, отгадай» | Расширять знания о птицах; систематизировать знания о жизнедеятельности птиц, их взаимоотношениях с окружающей средой, о роли их в жизни человека. |
Работа с родителями:
Выпуск памяток: «Как правильно кормить птиц»
Взаимодействие с родителями: акция «Покормите птиц зимой», изготовление кормушек.
3 этап – заключительный
- оформление результатов проекта в виде презентации;
- отчёт о проведении акции «Помоги птицам!».
Отчёт о проведении акции «Помоги птицам!»
В акции приняли участие: дети старшей группы, воспитатель Шакир И.В., родители.
На территории МДОУ было развешано 14 кормушек изготовленных родителями из различных материалов: деревянные кормушки-домики, кормушки из коробок, из пластиковых бутылок.
В период проведения акции проводилась следующая работа:
- Ежедневное кормление птиц;
- Наблюдение за их поведением;
- Использование разных кормов;
- Учет количества птиц, их видов.
Освоение кормушек первыми начали синички. Сначала они подлетали с опаской к кормушкам, долго оглядывались, но постепенно освоились и перестали бояться детей. Воробьи прилетали небольшой стайкой. На кормушке они дерутся, кричат, спорят из-за корма. Если к кормушке прилетали синицы – воробьи улетали, как бы уступая им место. Прилетали к кормушке снегири. Вели себя настороженно и при малейшем приближении детей улетали прочь. Сороки и вороны прилетали по одиночке, на кормушки не садились. Они собирали корм внизу, под кормушками. Прилетали стайкой голуби. Корм собирали под кормушками, иногда подходили к детям на расстояние до двух метров. Свиристели прилетали на участок в отсутствие детей, на кормушки не садились.
За время проведения акции к кормушкам прилетали:
- Синицы – 22;
- Снегири – 4;
- Воробьи – 36;
- Вороны – 17;
- Голуби – 14;
- Свиристели – 13;
- Сороки – 3.
В результате проведенной работы дети узнали:
- Какие виды птиц остаются зимовать в наших краях, а какие прилетают к нам на зиму;
- Как различить птиц по окраске;
- Какие корма предпочитают птицы.
Были сделаны следующие выводы:
- Птицы становятся заметными и более активными с приходом тепла, чем ярче светит солнце, тем больше птиц на улице, тем они активнее;
- В ветреные дни птицы не прилетают;
- Из кормов голуби и воробьи предпочитают семечки, а синицы – сало;
- Воробьи, голуби, свиристели прилетают стайками, синицы по 3 - 4, сороки, вороны – по одиночки;
- Кормушку посетили 7 видов птиц;
- За время действия проекта птицы привыкли получать корм, поэтому подкормку необходимо продолжить.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Непосредственная образовательная деятельность по образовательным областям: «Здоровье», «Познание». 3 год обучения. Лексическая тема: «Зима, зимующие птицы» Тема занятия: «Птицы зимой»
Непосредственная образовательная деятельность по формированию количественных предствлений у детей 5-6 лет....
Конспект занятия по познавательному развитию в коррекционной подготовительной к школе группе для детей с тяжелыми нарушениями речи Лексическая тема «Зима. Зимующие птицы» Тема: «Покормите птиц зимой»
Активизация и актуализация словаря по теме «Зима. Зимующие птицы». Формирование обобщенного представления о зимующих птицах....
Конспект занятия для детей 2 младшей группы "Ой, зима, зима, зима, на прогулку нам пора"!
В данном конспекте содержится материал по ознакомлению детей с алгоритмом одевания на прогулку зимой, а также художественно-эстетическая деятельность с детьми: аппликация "Оденем куклу на прогулку"....
Подвижные игры зимой. Стихи о зиме. Загадки о зиме.
Приложение к теме:Зима...
"Ах, зима, зима, зима, веселится детвора!"
Разработка плана проведения оздоровительных каникул как формы пропаганды здорового образа жизни в ДОО....
Календарный план образовательной работы по теме Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой
Тема недели: « Зима. Зимние месяцы. Зимующие птицы. Дикие животные зимой...
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" Загадки о зиме.
Презентация к НОД по лексической теме "Зима. Приметы зимы" . Загадки о зиме....