«Коренные народы Сибири»
план-конспект занятия по окружающему миру
Формирование представлений о Сибири как многонациональном крае, о коренных народах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
3_korennye_narody_sibiri.docx | 25.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по теме «Коренные народы Сибири»
Подготовила: Кадникова Надежда Петровна,
воспитатель МБДОУ г. Иркутска детский сад № 44
Цель: формирование представлений о Сибири как многонациональном крае, о коренных народах.
Задачи:
- Познакомить детей с культурой и бытом коренных народов, населяющих Сибирь: буряты, эвенки, тофалары.
- Воспитывать любовь к родному краю, интерес к его прошлому.
- Развивать познавательный интерес.
Материалы к занятию: слайды с изображением людей по национальности, изображение жилища: бурятская юрта, чум эвенков, чум тофаларов; запись бурятской национальной мелодии «Ёхор». Слайды с изображением детенышей оленя, лошади, лося, лисы, волка, белки, соболя.
Предварительная работа: беседы об Иркутске, Иркутской области, Сибири. Чтение сказок коренных жителей Сибири.
Ход занятия:
Эмоциональный настрой:
Встали детки все в кружок,
Улыбнись-ка мне дружок,
Крепко за руки возьмитесь,
И друг другу улыбнитесь!
Художественное слово: (читает ребенок)
Я шагаю по нашему краю, а где край у него не знаю!
Полнедели берёзы белели, полнедели чернели ели,
Дальше кедры закрыли свет, выше кедров сибирских нет!
Ну, а снег здесь почти до вершины, до вершины вот этой осины…..
Вот какая у нас тайга, вот какие в тайге снега!
Воспитатель: Дети, сегодня мы отправляемся в путешествие по родному краю. В этом году очень многоснега. На чем можно путешествовать по снегу? ( на лыжах, санях… ). Ой, какой большой мороз, щиплет щёки, щиплет нос, мчимся быстро мы на лыжах, ой, ребята, что я вижу? (обратить внимание на карту)
Воспитатель: Ребята, как называется город, в котором мы живём? (г. Иркутск, показ на карте)
Как называется область, в которой находится город Иркутск? (Иркутская область)
Почему она так называется?
Что больше по площади, Иркутская область или город Иркутск? Почему?
Что больше Сибирь или Иркутская область? Сибирь или город Иркутск?
Как можно показать размеры Сибири? Иркутской области? Города Иркутска? (без карты).
Дидактическая игра «Подбери рифму»
Сибирь – богатырь, ширь, имбирь.
Город – холод, молод, голод.
Дом – ком, сом, том, ром, лом.
Воспитатель: Ребята, скажите, люди каких коренных национальностей живут в нашей области? (буряты, эвенки, тофалары)
Воспитатель: Раньше люди бурятской национальности не любили долго жить на одном месте, они кочевали по берегам реки Ангары. Жили буряты в юртах. Главным их занятием было скотоводство, они разводили лошадей, овец, коз. Лошадь давала мясо, молоко, крепкий волос, служила средством передвижения. Они охотились на диких животных, на рысь, лису, соболя, белку. Оружием им служили лук и стрелы. Буряты занимались кузнечным ремеслом, кузнецы ковали острые наконечники для стрел и копий, делали сёдла для лошадей. Жили они в улусах – небольших селениях. Их женщины из шкур животных шили обувь, унты, готовили пищу на огне, садились вокруг огня, подгибая ноги и ели пищу.
Игра «Назови детенышей тайги».
Олень – олененок;
лошадь – жеребенок;
лось – лосенок;
лиса – лисенок;
волк – волчонок;
белка – бельчонок;
соболь – соболенок;
Воспитатель: Древнейшими жителями Сибири считают эвенков. Они занимались охотой, рыболовством. Эвенки разводили оленей, использовали их для перевозки грузов. Олени давали им молоко, мясо, шкуры, из которых они шили себе теплую одежду. Пищу, одежду, строительные материалы давала им тайга. Жили они в чумах покрытых шкурой оленя.
Физкультминутка
У оленя дом большой,
Он глядит в свое окошко.
Зайчик по лесу бежит
И в окно стучит:
«Тук-тук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой».
«Зайка, зайка, забегай,
Лапу мне давай».
Воспитатель: Еще одними из коренных жителей Сибири, являются полукочевой народ – тофалары. Их традиционными занятиями были и остаются охота и кочевое оленеводство. Тофалары искусные охотники на таежных зверей: лося, косулю, морала, соболя, лисицу. Жили они в чумах. Искусство лечить любые болезни травами отличает тофаларов от других народов Прибайкалья, как и их привычка круглый год пить посоленный зеленый чай.
Рефлексия: Ребята, что вам было интересно в путешествии? Что вы узнали нового? С людьми каких национальностей познакомились?
Занятие заканчивается игрой – пляской «Бурятский Ехор» (под музыку проводится с детьми)
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированная совместная деятельность в подготовительной группе на тему "Коренные народы Сибири"
Статья опубликована на фестивале "Открытый урок". Конспект познавательно-исследовательской напрвленности по ознакомлению детей старшего возраста с историей родного края....
Методическая разработка. Интегрированная образовательная деятельность по позновательному развитию с использованием здоровьезберегающих технологий " Жизнь коренных народов Сибири."
Оздоровительные задачи;1 Закрепить умение правильно выполнять упражнения для глаз.2 Закрепить умение выполнять дыхательные упражнения.3 Формирование навыков выполнен...
Методическая разработка. Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Жизнь коренных народов Сибири»
Методическая разработка.Интегрированная образовательная деятельность по познавательному развитию с использованием здоровьесберегающих технологий «Жизнь коренных народов Сибири» (подготовительная групп...
Картотека загадок коренных народов Сибири и Дальнего Востока
Для реализации проекта по самообразованию собрана картотека загадок коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....
Картотека пословиц, поговорок и примет коренных народов Сибири и Дальнего Востока
Для реализации проекта самообразования собрана картотека пословиц, примет и поговорок коренного населения Сибири, Севера и Дальнего Востока...
Картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири и Дальнего Востока
Для реализации темы самообразования была собрана картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока...
Познавательно-творческий проект «Путешествие в мир культуры и традиций коренных народов Сибири»
В нашей группе реализуется познавательно-творческий проект "Путешествие в мир традиций и культуры коренных народов Сибири". Цель: систематизировать знания детей о коренных народах Сибир...