Картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири и Дальнего Востока
картотека (средняя, старшая, подготовительная группа) на тему

Аверченко Анастасия Игоревна

Для реализации темы самообразования была собрана картотека дидактических игр по теме коренные народы Сибири, Севера и Дальнего Востока

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл didakticheskie_igry_po_teme_narody_severa.docx46.04 КБ

Предварительный просмотр:

  муниципальное казенное дошкольное

образовательное учреждение                                                                                                                                                                                                                                                         города Новосибирска

«Детский сад № 238 комбинированного вида»

г. Новосибирск – 136, ул. Киевская 7/1, тел./факс 340-22-30

ИНН 5404154277 КПП 540401001 ОГРН 1025401486604

Картотека дидактических игр по теме

«Коренные народы

Сибири и Дальнего Востока»

Подготовила:        воспитатель Аверченко А.И.

Гр. №6 «Мечтатели»

                                                     

Новосибирск  2017

1  «Прочитай узор пальцами»

Цель: .Закрепить знания детей о саамском узоре, используемом в вышивке бисером.
Учить узнавать на ощупь элементы геометрического узора, вышитого на полосе (перевязь, упряжь, пояс), узор из полукругов, треугольников, ломанных и волнистых линий.
Материал: образцы узоров, вышитых на драпе, сукне красного цвета (на одном образце – узор из одинаковых элементов), коробка из картона, с боков округлые отверстия для рук.
Внутри коробки – образцы вышивки. Ребенок на ощупь берет один, «читает» пальцами, называет; достает образец, убеждается в правильности.


2. «Узнай по вкусу» 
Цель:  Закрепить знания детей о северных ягодах. Учить различать по вкусу и запаху ягоды: брусника, черника, морошка, клюква. Дать представления о питательной ценности этих ягод, их использовании в питании.
Материал: 
Поднос, керамические непрозрачные вазы с ягодами, чайные ложки по количеству детей.

3. «Ветвистые рога»
Цель:  Закрепить знания детей об особенностях оленьих рогов. Развивать внимание, усидчивость. Совершенствовать навыки счета.
Материал: Фланелеграф, силуэты оленьих рогов (2-4 шт.)рога с разным количеством веток-отростков обозначены цифрами.
Дети считают количество отростков на рогах с места. Кто быстрее назовет самые ветвистые рога. Победивший подходит к фланелеграфу и проверяет правильность ответа.

4. «Кто скорее соберет».

Цель. Учить детей группировать грибы, ягоды, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку (Модели — луг, тундра, горы, дисциплинированность).

Игровое правило. Собирать грибы и ягоды только в соответствии с пометкой — значком на корзине (на одной приклеена картинка «гриб», на другой — «ягода»). Выигрывает та команда, которая быстрее соберет все предметы в корзинку и при этом не ошибется.

5. "Веришь - не веришь".

Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.

ОПИСАНИЕ. Воспитатель задаёт вопросы, а дети отвечают да или нет. - Верите ли вы, что зима наступит после осени?

- Верите ли вы, что пингвины живут на Севере?

- Верите ли вы, что красное море спелое?

- Верите ли вы, что у нас 6 океанов?

- Верите ли вы, что айсберги находятся в Северном Ледовитом океане?

- Верите ли вы, что бурые медведи живут на Севере?

- Верите ли вы, что белые медведи питаются мхом?

6. "Спасатели".

Цель: развитие фантазии и воображения ребенка.

Проблемная ситуация: спасите северных животных. (Поместить животных в благоприятные условия: далекие холодные планеты, смена теплой шубы на более легкую, создание оазисов, аналогичных северным условиям, наделение северного животного особенностями животных жарких стран)

7. Игровое упражнение «Почтальон принес посылку».

Цель. Развивать умение описывать предметы и узнавать их по описанию.

Игровое действие. Составление загадок о цветах, ягодах и грибах.

Материал. Воспитатель вкладывает картинки с изображением цветов, ягод, грибов по одному в бумажные пакеты, а затем помещает их в коробку.

    Воспитатель приносит в группу коробку и говорит, что почтальон принес посылку. В посылке разные цветы, ягоды и грибы. Дети достают пакеты из коробки, заглядывают в них и описывают то, что им принес почтальон. Остальные дети отгадывают.

8. Игровое упражнение «Закончи предложение»

(речевое упражнение с использованием предметных картинок).

Цель. Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера.

ОПИСАНИЕ. — Чьи рога показались над холмом? (Оленьи.)

— Это идет большой. (олень). За ним идет мама. (олениха) с маленьким. (олененком).

— В море плывет. (морж) с мамой. (моржихой) и маленьким. (моржонком).

— На нас смотрит огромный. (тюлень). Рядом с ним — мама. (тюлениха) с маленьким. (тюлененком).

9.  «Бывает ли это на Севере?»

Цель. Развитие речевого внимания, логического мышления.

 Дети стоят полукругом. Воспитатель задает вопрос и бросает ребенку мяч. Ребенок ловит мяч и, отвечая «да» или «нет», бросает назад воспитателю.

Вопросы:

На Севере шумят леса? (Нет.)

На Севере лежат снега? (Да.)

Ночь бывает полгода? (Да.)

День бывает полгода? (Да.)

Белки живут на Севере? (Нет.)

На Севере летом тает снег? (Нет.)

Летом на Севере много птиц? (Да.)

На Севере живут пингвины? (Нет.)

Летом люди на Севере купаются в океане? (Нет.)

Киты приплывают на Север растить детенышей? (Да.)

Белые медведи живут в берлоге? (Нет.)

10.  «Четвертый — лишний».

Цель: закрепление знаний детей о названии животных Севера.

 Детям предлагаются несколько наборов картинок с изображениями животных (например, песец, белый медведь, пингвин, тюлень) и предлагается исключить «лишнее» животное. Обоснование для исключения может быть различным.

• I вариант: лишний — пингвин. Он живет в Антарктиде, а не на Севере.

• II вариант: лишний — песец. Он не умеет плавать.

Другие наборы: чайка, морж, дятел, полярная сова; кит, морж, тюлень, акула.

11. «Кто знает — пусть продолжает».

Цель. Закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера и их питании.

   Воспитатель начинает предложение, например: «Белый медведь питается…», а ребенок продолжает: «Рыбой». И т. п. с животными Севера.

12.  «Путаница».

Цель: закрепление знаний детей об условиях жизни животных Севера.

Перед детьми — два ланландшафтных макета: «Север» и «Саванна и тропический лес». Злой волшебник сделал так, чтобы животные, родина которых — Север, оказались в саванне, а животные, которые должны жить в жарких странах, попали на Север. Нужно помочь зверюшкам вернуться к себе домой.

Когда дети справятся с заданием, им можно задать такие вопросы:

— Если белый медведь захочет поселиться в жаркой стране, сможет ли он там выжить? Почему не сможет? (Он перегреется — у него слишком теплая шкура и большой слой подкожного жира. Он не сможет охотиться — его отовсюду будет видно. Кроме того, в саванне нет животных, на которых он обычно охотится. И т. п.)

— Если льву захочется поселиться на Севере, сможет ли он там выжить? (Он замерзнет — его шкура не приспособлена к морозам. Лев не сможет охотиться — он заметен на белом снегу. И т. п.)

А зебра? А слон?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока. Региональный компонент.

Игры коренных народов Сибири и Дальнего Востока являются важнейшей частью национальной культуры. Они связаны с конкретными историческими событиями. Дети очень любят играть в них....

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ и ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА

ИГРЫ НАРОДОВ СИБИРИ и ДАЛЬНЕГО ВОСТОКА...

Картотека подвижных игр народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта самообразования была собрана картотека подвижных игр коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека загадок коренных народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта по самообразованию собрана картотека загадок коренных народов Сибири, Севера и Дальнего Востока....

Картотека пословиц, поговорок и примет коренных народов Сибири и Дальнего Востока

Для реализации проекта самообразования собрана картотека пословиц, примет и поговорок коренного населения Сибири, Севера и Дальнего Востока...

Картотека подвижных игр детей коренных народов Приамурья и Дальнего Востока

   Географическая природная среда территории Приамурья с разнообразием флоры и фауны, водными просторами бассейна реки Амура, во многом предопределило своеобразие исторического развит...