Юнные экологи
календарно-тематическое планирование по окружающему миру (подготовительная группа)
Кружок «Юнные экологи» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_yunye_ekologi.doc | 190 КБ |
Предварительный просмотр:
Утверждаю Заведующий МБДОУ Детский сад №5 «Лесной» _______________|А.А.Каненя| | Принято на Педагогическом совете МБДОУ Детский сад №5 « » _______________ 2023г. |
Образовательная программа
экологического кружка
для подготовительной группы
«Юные экологи»
Воспитатель:
Маймага Наталья Романовна
п. Тура
2023 г.
Пояснительная записка.
Дошкольный возраст – важный этап в развитии экологической культуры человека. В этот период закладываются основы личности, в том числе позитивное отношение к природе, окружающему миру. В этом возрасте ребенок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности, которые проявляются во взаимодействиях ребенка с природой, в осознании неразрывности с ней. Благодаря этому возможны формирование у детей экологических знаний, норм и правил взаимодействия с природой, воспитание сопереживания к ней, активность в решении некоторых экологических проблем.
Детский сад является первым звеном системы непрерывного экологического образования, поэтому не случайно перед педагогами встает задача формирования у дошкольников основ культуры рационального природопользования. Воспитание заботливого отношения к окружающей природной среде у детей раннего возраста закладывается в семье и продолжает формироваться в дошкольные годы в детском саду.
Целью экологического воспитания является, развитие гуманного отношения к природе и предполагает участие детей в посильном труде по уходу за растениями и животными, а также освоение ими норм поведения в природном окружении и навыков защиты окружающей среды.
Программа выдвигает три важные задачи:
- Познакомить детей с элементарными знаниями о природе и помощь в формировании на этой основе у них ряда конкретных и обобщенных представлений о явлениях живой и неживой природы.
- Развивать умение бережно относиться к растениям и животным.
- Воспитывать у детей чувство любви к родной природе, способности воспринимать и глубоко чувствовать ее красоту, хрупкость.
Экологическое воспитание осуществляется в детском саду через весь педагогический процесс - в повседневной жизни и на занятиях. В реализации задач экологического воспитания большое значение имеет природное окружение в детском саду. Это уголки природы во всех группах, комната природы, зимний сад, правильно оформленный и возделанный участок, дающие возможность постоянного непосредственного общения с природой; организация систематических наблюдений за природными явлениями и объектами.
Тематическое планирование.
Месяц | Тема занятия | Название игр, упражнений. Постановка опытов. |
Сентябрь | Санаторно-гигиеническая обработка помещения, подготовка рабочего места. Анализ методической литературы, пополнение и систематизация картотеки игр и заданий для кружковой работы. | |
Поведение диагностики экологических знаний (см. прил. №1) | ||
Октябрь | Занятие 1. Экскурсия по территории детского сада «Растения готовятся к зиме» Цель – формировать у детей точные представления о состоянии растений осенью, о плодах и семенах определенных деревьев, кустарников, травянистых растениях, показать способы распространения семян. Задачи: - развивать у детей умение устанавливать связи между состоянием растений и условиями среды; - выявить причины произошедших изменений; - дать знание о плодах и семенах деревьев, кустарников, травянистых растений и о способах распространения семян; - ознакомленить детей с трудом взрослых осенью в парке по уходу за растениями. | Сбор листьев для гербария; Сбор семян и плодов деревьев, кустарников и трав; Конкурс загадок «Лучший знаток осеннего леса» |
«Унылая пора! Очей очарование!..» Цель – сформировать представление детей о «золотом периоде» осени. Задачи: - установление связи между изменениями в не живой природе и изменениями в жизни растений и животных; - развивать умение видеть поэтическую красоту осени. | Прослушивание стихотворений Е. Трутневой «Стало вдруг светлее…», А. Пушкина «Уж небо осенью дышало»; Ритмопластика « Игра с листочками». Решение кроссворда. | |
Занятие опытно-экспериментальное «Воздух и его свойства». Цель – ознакомление детей со свойствами воздуха. Задачи: - показать способы и приемы обнаружения воздуха; - объяснить значение воздуха в жизни человека; - формировать у детей любознательность и навыки исследовательской деятельности. | Проведение серии опытов, которые знакомят детей с его свойствами (прозрачность, плотность и т.д.) | |
«Как и для чего дышит человек» Цель – познакомить детей с дыхательной системой человека. Задачи: - ознакомить детей с процессом дыхания человека; - ознакомить с важностью правильного дыхания - воспитывать познавательный интерес к человеку. | Рассказ о дыхании с демонстрацией схемы с изображением дыхательной системы человека. Беседа о правильном дыхании. | |
Ноябрь | «Рассматривание и сравнивание комнатных растений» Цель - сформировать у детей знания о комнатных растениях. Задачи: - познакомить детей со строением растений; -научить сравнивать растения находить общее и различия; - сформировать знание об уходе за комнатными растениями. | Рассказ о строении растений с использованием моделей (корень стебель лист цветок; сенсорные модели: форма листа, его поверхность, размер, цвет расположение на стебле). Демонстрация ухода за комнатными растениями. |
«Для чего растениям семена» Цель – закрепить представления детей о том, что семя - конечная стадия роста растения, оно необходимо для начала жизни нового растения. Задачи: - дать знание о строении семени (семенная кожура, семядоли, зародыш); - формировать у детей знание о способах распространения семян растениями. | Рассказ о строении семени с использованием иллюстраций и семян растений. Игра «С какой ветки детки?» Рассказ о способах распространения семян (ветер, животные и т.д.) | |
Занятие опытно-экспериментальное «Путешествие капельки». Цель – формировать представлений о круговороте воды в природе. Задачи: - познакомить детей со свойствами (температура, плотность, соленость, объем) и с агрегатными состояниями воды (лед, жидкость и пар); - объяснить значение воды в жизни человека; - формировать у детей любознательность и навыки исследовательской деятельности. | Проведение ряда экспериментов:
| |
«Зачем человеку желудок» Цель – познакомить детей с пищеварительной системой человека. Задачи: - сформировать представление об органах пищеварения человека; - раскрыть функции и значение желудка; - воспитать бережное отношение к своему здоровью. | Рассказ о желудке с демонстрацией схемы с изображением пищеварительной системы человека. Беседа о правильном питании. | |
Декабрь | Экологическая викторина «Знатоки природы» Цель – закрепить знание детей о природе. Задачи: - выработать быстро находить правильный ответ; - воспитать любовь к природе и бережное отношение к ней. | Дети делятся на 2 команды. С помощью юлы со стрелкой выбирается конверт с заданием: -подбери слова, - загадки, - нарисовать закрытыми глазами верблюда или лошадь, - изобразить движения животных, - ответь на вопросы. |
«Путешествие мамонтенка». Цель – научить детей классифицировать животных. Задачи: - развивать умственные операции: анализ, сравнение, обобщение; - закрепить умение видеть четкие признаки животных с помощью моделей каждого класса; - формировать познавательный интерес к животным. | Знакомство детей с 4 классами животных: насекомые, птицы, звери и рыбы. Затем проводятся дидактические игры : «найди себе пару», «чего не хватает». | |
Занятие опытно-экспериментальное «Снег». Цель – формирование знаний о снеге, как об одном из агрегатный состояний воды. Задачи: - ознакомить с процессом формирования снежинок; - показать взаимосвязь температуры воздуха и состояние снега; - объяснить значение снега для растений; - формировать у детей любознательность и навыки исследовательской деятельности. | Рассказ об образовании снежинок с сопровождением фотографий. Проведение опыта: «А где же снег?». Беседа о пользе снега для растений. | |
Январь | «Как живут наши пернатые друзья зимой» Цель – закрепить знания детей о птицах и их поведении зимой. Задачи: - обобщить знания о птицах; - установить связь между формой клюва и питанием птиц; - отметить взаимоотношение птиц во время зимовки; - вызвать желание помочь птицам. | Рассказ о жизни птиц зимой. Выполнение заданий «Зимующие - перелетные», «Кто на кормушку прилетел» |
«Север царство льда и снега». Цель - формировать у детей представление о климатических условиях Крайнего Севера и тундры. Задачи: - закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; - развивать умение устанавливать зависимость между температурой воздуха и состоянием воды и почвы; - закрепить представление о приспособлении растений и животных к условиям северного климата; - развивать умственную операцию и сравнения и доказательную речь. | Рассказ о климатических условиях северного климата, о видовом составе животных и растений. Дидактическая игра: «Как я приспособился?» | |
Февраль | «Лес как экологическая система». Цель – формировать понятие о лесных ярусах. Задачи: - выявить взаимосвязи между растениями и местом обитания, питание животных; - развивать у детей элементы экологического сознания: «Мы нужны друг другу на земле». | Прослушивание рассказа О. Дмитриева «Что такое лес». Игра «Узнай дерево по листику и плоду», затем подвижная игра «Лесорубы». |
«Знакомство с животными жарких и холодных стран». Цель – углубление знаний детей о диких животных. Задачи: - систематизировать представления детей об умении животных приспосабливаться к среде обитания; - учить детей по внешнему виду животного определять место проживания; - активизация словаря детей; - расширять кругозор детей, воспитывать любознательность. | Занятие проходит в игровой форме «Путешествие на самолете». | |
«Как животные приспособились к зиме» Цель – расширить и уточнить представления детей о приспособлении животных разных классов к зимним условиям существования. Задачи: - дать знания о том, что животные могут выжить только в том случае, если приспособятся к тяжелым зимним условиям; - учить устанавливать связи между особенностями поведения и условиями среды обитания; - воспитать стремление помогать птицам, зверям зимой. | Занятие проходит в игровой форме «Чей хвост?», после чего проводится беседа о приспособлениях животных с использованием демонстрационных материалов. | |
«Если хочешь быть здоров». Цель – сформировать представление детей о приспособляемости человека к зимним условиям. Задачи: - познакомить детей с использованием факторов природной среды для укрепления здоровья человека; - дать детям знания об использовании средств народной медицины при простудных заболеваниях; - познакомить детей с правилами поведения при простудном заболевании. | На занятии детям предлагается выполнить ряд заданий, после чего физкультминутка по профилактике ангины. | |
Март | Практическое занятие «Уход за растениями весной». Цель – научить пересаживать за комнатные растения. Цель – закрепить знания детей об условиях, необходимых для роста растений, об уходе за ними. Задачи: - сообщить детям, что с наступлением весны растения начинают активный рост; - воспитать у детей интерес и пробудить желание ухаживать за растениями. | Обсуждение процесса пересадки (черенкования) по моделям. Пересадка растений. |
«Загадки природы». Цель – обобщить представление детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). Задачи: - развить умение самостоятельно устанавливать взаимосвязи в экосистемах; - закрепить знание детей о правилах поведения в экосистемах. | Занятие проходит в форме путешествия по разным экосистемам «терпящим бедствие» (лес, луг, река, пустыня). В каждой экосистеме дети «наводят порядок» и помогают восстановиться природе. | |
«Как растет человек». Цель – научить различать возрастные и половые особенности по внешнему виду человека. Задачи: - закрепить представления детей о семейных отношениях и о семье; - показать значение семьи в жизни человека. | На занятии рассказывается и показывается на моделях возраста людей (младенец, ребенок, дошкольник, школьник и т.д.). В конце занятие детям предлагается построить свое семейное древо. | |
«Наши умные помощники органы чувств». Цель – сформировать у детей представление о различных средствах и способах познания окружающего мира. Задачи: - определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира; - работать над развитием зрительного, слухового, вкусового, тактильно – двигательного восприятия; - закрепить у детей знания о необходимости тщательного ухода за органами чувств, о соблюдении правил гигиены; - развивать умение детей анализировать мимику человека, называть эмоциональное состояние человека. | На занятии дети прослушивают рассказ педагога об органах чувств и их функциях, после чего дети играют в дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Какой орган чувств нам помогает узнать об этом», «Подбери ключ», «Что художник неправильно нарисовал», «Найди исправный светофор», «Какой инструмент звучит», «Угадай на вкус» и «Узнай по запаху». | |
Апрель | «Кто такой человек». Цель – уточнить знания детей о человеке в сравнении с животным и растительным миром, выделяя их существенные признаки. Задачи: - показать, что человек ближе всего относиться у группе зверей; - рассказать о том, как человек использует богатства природы и как он их охраняет; - воспитывать отношение к человеку как к естественному объекту природы; - воспитать любовь, бережное отношение к природе. | Занятие проходит в форме беседы, в ходе которой выявляются схожие и различные признаки между человеком и животными разных классов. |
Опытно - экспериментальное занятие «Почему земля кормит». Цель – ознакомить детей с компонентами почвы. Задачи: - ознакомиться с составом почвы; - воспитать познавательный интерес и развивать навыки экспериментальной деятельности. | Проведение серии опытов, которые показывают состав почвы (воздух, вода, соли и т. Д.) | |
Итоговое занятие. «Весенняя прогулка по территории детского сада». Цель – сформировать представления детей о парке как о сообществе, в котором живут вместе растения и животные. Задачи: - учить устанавливать простейшие причинно-следственные связи, раскрывающие необходимость совместного проживания растений и животных; - наблюдение за изменениями в природе весной, набуханием почек, цветением мать –и- мачехи. | На прогулке ведутся наблюдения об активности роста растений, поведением птиц. Обсуждается увеличение долготы светового дня. | |
Май | Проведение диагностики. | |
Написание самоанализа. |
Методические рекомендации.
Программа экологического кружка рассчитана на детей подготовительной группы. Занятия проводятся один раз в неделю, во второй половине дня, после полдника. Посещение кружка проводится небольшими группами по 8-10 человек. Изучение материала идет по принципу “от простого к сложному”. Занятия проводятся в игровой форме, с демонстрацией опытов, таблиц и т. д. Возможны проведения открытых занятий и экологических праздников.
Перед началом работы с детьми, проводится диагностика их знаний и экологических представлений.
Для определения уровня экологической воспитанности подобран диагностический материал и оборудование для проведения диагностики.
Экологическое воспитание детей дошкольного возраста предполагает:
- во-первых, формирование осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам;
- во-вторых, ознакомление детей с природой, в основе которого должен лежать экологический подход, т.е. опора на основополагающие идеи и понятия экологии.
Эти два направления неразрывны: чтобы научить детей правильно относится к миру природы, необходимо дать им определенные знания о живой и неживой природе.
Отсюда следует, что диагностику экологической воспитанности дошкольников необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям: формирование экологических знаний и экологически правильного отношения к природным явлениям и объектам .
Критерии сформированности экологических знаний:
1) знания о мире животных;
2) знания о растительном мире;
3) знания о неживой природе;
4) знания о временах года.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников (см в приложении 1).
Циклограмма.
Объявление темы занятия. Постановка цели и задач. | |
Ход занятия. | |
Формулировка выводов. |
Перспективный план работы по формированию у старших дошкольников экологических представлений.
Месяц | Тема занятия | Название игр, упражнений. Постановка опытов. |
Сентябрь | Санаторно-гигиеническая обработка помещения, подготовка рабочего места. Анализ методической литературы, пополнение и систематизация картотеки игр и заданий для кружковой работы. | |
Поведение диагностики экологических знаний (см. прил. №1) | ||
Занятие 1. «Посещение кафе «Дары осени»» | Игровое занятие. | |
Октябрь | Занятие 1.«Растения готовятся к зиме». | Экскурсия по территории детского сада. |
Занятие ;Унылая пора! Очей очарование!..» | Теоретическое занятие. | |
Занятие 2.«Воздух и его свойства». | Опытно-экспериментальное занятие. | |
Занятие 3. «Как и для чего дышит человек» | Теоретическое занятие. | |
Ноябрь | Занятие #1056;ассматривание и сравнивание комнатных растений» | Практическое занятие. |
Занятие ;Для чего растениям семена» | Теоретическое занятие. | |
Занятие ;Путешествие капельки». | Опытно-экспериментальное занятие. | |
Занятие ;Зачем человеку желудок» | Теоретическое занятие. | |
Декабрь | Занятие ;Знатоки природы» | Экологическая викторина. |
Занятие ;Путешествие мамонтенка». | Теоретическое занятие. | |
Занятие 3. «Снег». | Опытно-экспериментальное занятие. | |
Январь | Занятие ;Как живут наши пернатые друзья зимой» | Теоретическое занятие. |
Занятие ;Север царство льда и снега». | Теоретическое занятие с проведением дидактических игр. | |
Февраль | Занятие ;Лес как экологическая система». | Теоретическое занятие с проведением подвижных игр. |
Занятие 2. «Знакомство с животными жарких и холодных стран». | Игровое занятие. | |
Занятие ;Как животные приспособились к зиме» | Игровое занятие. | |
Занятие ;Если хочешь быть здоров». | Занятие с выполнение заданий и проведением физкультминутки. | |
Март | Занятие ;Уход за растениями весной». | Практическое занятие. |
Занятие ;Загадки природы». | Игровое занятие. | |
Занятие ;Как растет человек». | Теоретическое занятие. | |
Занятие ;Наши умные помощники органы чувств». | Теоретическое занятие. | |
Апрель | Занятие ;Кто такой человек». | Беседа. |
Занятие 2 «Почему земля кормит». | Опытно-экспериментальное занятие. | |
Итоговое занятие. «Весенняя прогулка по территории детского сада». | Прогулка по территории детского сада. | |
Май | Проведение диагностики. | |
Написание самоанализа. |
Список литературы.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию!» Перспективный план работы по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО - ПРЕСС», 2011.
- Горбатенко О. Ф. Система экологического воспитания в дошкольных образовательных учреждениях. – Волгоград: изд. «Учитель», 2008.
- Николаева С. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве. – М., 1995
Приложение 1.
Контрольные задания для определения уровня сформированности экологических знаний дошкольников.
Задание 1. Определение характерных особенностей представителей мира животных (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей представителей мира животных.
Оборудование . Три большие карты: первая разделена на три части (хозяйственный двор, лес, пейзаж жарких стран); на второй карте изображены голубое небо, ветви деревьев и земля; на третьей карте изображены небо и луг. Фигурки животных: лошади, коровы, свиньи, козы, барана, собаки; волка, лисы, медведя, зайца, оленя, тигра, слона, жирафа, зебры. Фигурки птиц: голубя, синицы, воробья, дятла, сороки, вороны, снегиря, совы. Фигурки насекомых: бабочки, пчелы, божьей коровки, стрекозы, муравья, кузнечика, мухи, комара, паука.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает взять первую карту, из всех фигурок выбрать животных и разместить их на карте с учетом места их проживания.
Педагог предлагает взять вторую карту, из оставшихся фигурок выбрать птиц и разместить их на карте по своему усмотрению.
Педагог предлагает взять третью карту, из оставшихся картинок выбрать насекомых и разместить их на карте.
Если на столе остались какие-нибудь фигурки, можно предложить ребенку еще раз подумать и разместить их в соответствии с инструкцией. Спросить, по каким признакам он разместил животных на картах.
После того как ребенок справился с заданием, ему предлагается выбрать два изображения животных, три изображения птиц и три изображения насекомых и затем ответить на следующие вопросы в соответствии с выбранными картинками.
- Как называется животное (птица, насекомое)?
- Что ты можешь рассказать о нем?
- Твое отношение к ним.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без особого труда распределяет представителей животного мира по видам; аргументирует свой выбор.
• Соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки.
• Без особого труда, связно и последовательно отвечает на поставленные вопросы.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• В основном соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Знает характерные признаки, но иногда допускает неточности в ответах.
• На поставленные вопросы отвечает последовательно, но иногда ответы бывают слишком краткими.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок часто допускает ошибки при распределении представителей животного мира по видам.
• Не всегда аргументирует свой выбор.
• Не всегда соотносит представителей фауны со средой обитания.
• Затрудняется назвать характерные признаки.
• На поставленные вопросы отвечать затрудняется, а если и отвечает, то в основном неверно.
• Не проявляет интереса и не выражает свое отношение к животным, птицам и насекомым.
Задание 2. Определение характерных особенностей растительного мира (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей растительного мира.
Оборудование. Комнатные растения: герань (пеларгония), традесканция, бегония, аспидистра (дружная семейка) и бальзамин султанский (огонек); лейка для полива комнатных растений; распылитель воды; палочка для рыхления; тряпочка и поддон.
Инструкция к проведению. Педагог называет пять комнатных растений, предлагает показать их.
- Какие условия необходимы для жизни, роста и развития комнатных растений?
- Как правильно ухаживать за комнатными растениями?
- Покажи, как правильно это нужно делать (на примере одного растения).
- Для чего людям нужны комнатные растения?
- Нравятся ли тебе комнатные растения и почему?
Затем педагог предлагает из представленных (даны в скобках) выбрать:
а) сначала деревья, потом кустарники (тополь, сирень, береза);
б) лиственные и хвойные деревья (ель, дуб, сосна, осина);
в) ягоды и грибы (земляника, волнушка, подберезовик, клубника);
г) цветы сада и цветы леса (астра, подснежник, ландыш, тюльпан).
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок самостоятельно называет разные виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Без труда выделяет группы предлагаемых растений.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок иногда допускает незначительные ошибки в названии видов растений: деревьев, кустарников и цветов.
• В основном правильно выделяет группы предлагаемых растений, иногда затрудняется аргументировать свой выбор.
• Без помощи взрослого называет условия, необходимые для жизни, роста и развития комнатных растений.
• Рассказывает, как правильно ухаживать за ними.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями сформированы недостаточно.
• Проявляет интерес и эмоционально выражает свое отношение к комнатным растениям.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется называть виды растений: деревья, кустарники и цветы.
• Не всегда может выделить группы предлагаемых растений, не может аргументировать свой выбор.
• Затрудняется рассказывать, как правильно ухаживать за комнатными растениями.
• Практические умения и навыки ухода за комнатными растениями не сформированы.
• В процессе практической деятельности постоянно обращается за помощью к взрослому. Не проявляет интерес и не выражает свое отношение к растениям.
Задание 3. Определение характерных особенностей неживой природы (проводиться индивидуально с каждым ребенком).
Цель. Определить уровень знания характерных особенностей неживой природы.
Оборудование. Три баночки (с песком, с камнями, с водой).
Инструкция к проведению. Педагог предлагает определить содержимое баночки. После того как ребенок назовет объекты неживой природы, предлагает ответить на следующие вопросы.
- Какие свойства песка ты знаешь?
- Где и для чего человек использует песок?
- Какие свойства камней ты знаешь?
- Где и для чего человек использует камни?
- Какие свойства воды ты знаешь?
- Где и для чего человек использует воду?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок без труда определяет содержимое баночек.
• Правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Самостоятельно рассказывает о том, для чего люди используют объекты неживой природы.
• При ответах на поставленные вопросы проявляет творчество и фантазию.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок в основном правильно определяет содержимое баночек.
• Называет основные отличительные характеристики объектов неживой природы.
• После дополнительных вопросов взрослого приводит примеры того, как люди используют объекты неживой природы.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок допускает значительные ошибки при определении содержимого баночек.
• Не всегда правильно называет отличительные характеристики объектов неживой природы.
• Затрудняется при ответе на вопрос, для чего они используются.
Задание 4. Знание времен года (проводится индивидуально или маленькими подгруппами).
Цель . Определить уровень знания времен года.
Оборудование . Альбомный лист бумаги, цветные карандаши и фломастеры.
Инструкция к проведению. Педагог. Какое время года тебе нравится больше всего и почему? Нарисуй картинку, где будет изображено это время года. Назови время года, которое наступит после твоего любимого времени года, скажи, что последует за ним и т.д.
Затем предлагает ответить на вопрос "Когда это бывает?":
- Светит яркое солнце, дети купаются в речке.
- Деревья покрыты снегом, дети катаются с горки на санках.
- С деревьев опадают листья, птицы улетают в теплые края.
- На деревьях распускаются листочки, расцветают подснежники.
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Перечисляет их в нужной последовательности.
• Знает характерные признаки каждого времени года.
• Проявляет творчество, и фантазию при ответе на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?"
• По памяти воспроизводит сезонные особенности того или иного времени года.
• Комментирует свой рисунок.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок правильно называет времена года. Иногда затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• В основном знает характерные признаки каждого времени года, но иногда допускает незначительные ошибки.
• На вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?" отвечает односложно.
• В рисунке отражает существенные признаки того или иного времени года.
• Выражает эстетическое отношение к природе.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок не всегда правильно называет времена года. Затрудняется назвать их в нужной последовательности.
• Не знает характерных признаков разных времен года.
• Отвечая на вопрос "Какое время года тебе нравится больше и почему?", называет только время года.
• В рисунке не может отразить характерные признаки того или иного времени года.
• Не выражает эстетического отношения к природе.
Контрольное задание для определения экологически правильного отношения дошкольников к природным явлениям и объектам
Задание 5. Экологическое отношение к миру природы (проводится индивидуально с каждым ребенком).
Цель . Определить уровень экологически правильного отношения к миру природы.
Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на следующие вопросы.
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за домашними животными (если они есть)? Ели у ребенка нет домашних животных, спрашивайте: "Если бы у тебя дома была кошка или собака, как бы ты стал ухаживать за ними?"
- Как ты помогаешь взрослым ухаживать за обитателями Уголка природы в детском саду?
- Что ты вместе с взрослыми можешь делать, чтобы на участке детского сада всегда росли растения?
- Как мы можем помочь зимующим птицам?
Оценка результатов деятельности
Высокий уровень (13 - 15 баллов)
• Ребенок полными предложениями отвечает на поставленные вопросы.
• Знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Понимает взаимосвязь между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Без труда выражает свое отношение к проблеме.
Средний уровень (8 - 12 баллов)
• Ребенок отвечает на поставленные вопросы.
• В основном знает, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Иногда не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Может выразить свое отношение к проблеме.
Низкий уровень (5 - 7 баллов)
• Ребенок затрудняется отвечать на поставленные вопросы.
• Не имеет представления о том, как нужно ухаживать за домашними животными и обитателями Уголка природы.
• Не понимает взаимосвязи между деятельностью человека и жизнью животных, птиц и растений.
• Затрудняется выразить свое отношение к проблеме.
Результаты диагностики уровня экологической воспитанности дошкольников на сентябрь 2006 года представлены таблице 1.
Анкета для родителей
"Экологическое воспитание детей"
• Что такое экология? ________________________________________
_________________________________________________________________
• Есть ли у Вас комнатные растения, и какие? Если нет, то почему?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
• Есть ли в семье собака, кошка или другие животные?
____________________________________________________________________________________________________________________________________
• Посадили ли Вы дерево? ______________________________________
• Мастерили ли Вы когда-нибудь кормушки для птиц? ______________
• Читаете ли Вы ребенку книги о природе? ________________________
• Смотрит ли Ваш ребенок журналы, фотографии, телепередачи о природе? __________________________________________________________
• Любит ли Ваш ребенок бывать в лесу? __________________________
• Часто ли Вы бываете в лесу с ребенком? ________________________
• Знает ли Ваш ребенок названия деревьев, цветов, ягод и т.д.? _______
• Рассказываете ли Вы ребенку о пользе деревьев, лекарственных трав, ягод, насекомых, птиц?______________________________________________
• Знает ли Ваш ребенок стихи, загадки, поговорки, пословицы о природе? __________________________________________________________
• Проявляет ли Ваш ребенок заботливое отношение к животным, растениям?_________________________________________________________
• Как Вы думаете, получит Ваш ребенок знания о природе в детском саду?______________________________________________________________
Приложение 2.
Игры, проводимые на занятиях.
Месяц | № занятия | Название игры (упражнения) | Цель | Описание игры (упражнения) |
Сентябрь | 1 | Конкурс «Что по вкусу?» | Упражнять детей в различении вкусов. | 4 человека с завязанными глазами должны определить, что это по вкусу (пирог с капустой, зеленый горошек, сок апельсиновый, яблоко) |
Конкурс «Что это по запаху?» | Показать детям, что можно определять некоторые предметы по запаху. | 4 человека с завязанными глазами должны определить, что это по запаху (чеснок, лук, огурец, яблоко) | ||
Конкурс «Что это на ощупь?» | Учить детей описывать предметы, основываясь на получении информации о нем только на тактильно-двигательном уровне. | Детям предлагается определить на ощупь, предмет лежащий в мешочке. | ||
Октябрь | 1 | Конкурс загадок «Лучший знаток осеннего леса» | Испытать сообразительность и знания детей о растительном мире. | Чтение загадок |
Решение кроссворда | Испытать сообразительность и знания детей об осени. | |||
3 | ||||
4 | - | - | - | |
Ноябрь | 1 | - | - | - |
2 | «С какой ветки детки?» | Закрепить знание детей о плодах деревьев. | Демонстрация детям плодов разных деревьев. | |
3 |
| Изучить процесс образования облаков. | Материалы:3-х литровая банка, противень, горячая вода, кубики льда Содержание эксперимента: Налить в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см.). Положить на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако. | |
«На каком корабле отправимся в путешествие?» | Исследовать воздействие воды и плавучесть различных материалов. | проверить на плавучесть и прочность различные материалы (подборка поручается детям). Фиксировать результаты эксперимента. Сделать выводы по результатам. (бумага, картон, пенопласт, дерево, металл, пластик и др.). | ||
«Прятки в воде» | Изучить свойство плотности воды. | Содержание: найти способ и спрятать мелкие игрушки в прозрачном сосуде с водой. Возможные варианты: покрасить воду в цвет игрушки; покрасить воду в черный цвет; придумать другие варианты и обсудить, будут ли они соответствовать условию – «спрятать в воде»? | ||
«Можно ли спрятать предметы в соленой воде?» | Учить детей сравнивать свойства воды. | Материалы: 2 прозрачные емкости; 2 ст.ложки соли; 2 сырых яйца. Содержание эксперимента: наполнить емкости пресной и соленой водой, опустить в них яйца в стаканы с соленой и пресной водой. Зафиксировать результаты, сделать выводы на основе полученных результатов. | ||
4 | - | - | - | |
Декабрь | 1 | -подбери слова, - загадки, - нарисовать закрытыми глазами верблюда или лошадь, - изобразить движения животных, - ответь на вопросы. | Испытать знания детей о лесных животных. | Описание конкурсов в книге О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 214. |
2 | «найди себе пару», «чего не хватает». | Учить детей систематизировать животных по признакам. | Описание дидактических игр в книге О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 352. | |
3 | «Что такое снег» | Выяснить из чего состоит снег. | Материалы: снег в емкости. Ход эксперимента: снег в емкости установить на батарею и пронаблюдать за его таяньем. | |
Январь | 1 | «Зимующие - перелетные» | Уточнить знания детей о зимующих и перелетных птицах. | Материалы: Карточки с изображением зимующих и перелетных птиц. Ход занятия: Дети должны разобрать карточки на змующих и перелетных. |
«Кто на кормушку прилетел» | Уточнить знания детей о зимующих в городе птицах. | Материалы: Кормушка и карточки с изображение птиц. Ход занятия: Демонстрация карточек с птицами. Дети должны выбрать, тех птиц которые зимуют в городе. | ||
2 | «Как я приспособился?» | закрепить представления о приспособлении растений и животных к условиям северного климата | Детям показываются картинки с изображением разных животных и растений. Ребята должны назвать растение/животного, и озвучить каким образом это растение/животное приспособилось к холодным условиям. | |
Февраль | 1 | «Узнай дерево по листику и плоду | Испытать знания детей о растениях. Учить определять вид растения по листу или плоду. | Детям должны определить вид растения по изображениям листиков и плодов. |
2 | «Путешествие на самолете» | учить детей по внешнему виду животного определять место проживания. | Сценарий занятия описан в книгк О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 223 | |
3 | «Чей хвост?» | Испытать знания детей о животных. | Кубик на гранях которого нарисованы хвосты разных животных. Дети бросают, определяют вид животного и его приспособление к зиме. | |
4 | - | - | - | |
Март | 1 | - | - | - |
2 | «Загадки природы» | Обобщить представление детей о типичных экосистемах (лес, луг, водоем, пустыня). | Занятие проходит в форме путешествия по разным экосистемам «терпящим бедствие» (лес, луг, река, пустыня). В каждой экосистеме дети «наводят порядок» и помогают восстановиться природе. | |
3 | - | - | - | |
4 | «Чудесный мешочек», «Какой орган чувств нам помогает узнать об этом», «Подбери ключ», «Что художник неправильно нарисовал», «Найди исправный светофор», «Какой инструмент звучит», «Угадай на вкус» и «Узнай по запаху». | Определить роль органов чувств в восприятии окружающего мира. | Описание игр в книге О. А. Воронкевич «Добро пожаловать в экологию» стр. 225. | |
Апрель | 1 | - | - | - |
2 | ||||
3 | - | - | - |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ на тему: «Посвящение в юные экологи» (подготовительная группа)
Конспект непосредственно образовательной деятельности по экологии с элементами ОБЖ...
Занятие по экологии: « Через добрые дела можно стать юным экологом» (старшая группа)
Цель: познакомить детей с понятием « юный эколог» (ребенок любящий природу, всегда и везде заботящийся о ней). На литературных примерах учить понимать добрые и плохие поступки по отношению к природе. ...
Рабочая программа по экологии "Юный эколог"
Формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу, умеющего жить в относительной гармонии с ней....
Кружок по экологии "Юный эколог"
Экологическое состояние нашей планеты и тенденция к его ухудшению требуют отныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного к ней отношения. Экологические проблемы присущи всем матер...
Викторина по экологии "Юный Эколог"
Викторина расчитана на детей 5-6 лет и предназначена для прививания интереса к изучению природы...
Конспект НОД по области: познавательное развитие (экология) на тему: "Путешествие юных экологов по территории ДОУ"
Коспект НОД из цикла по изучению "Растительного мира родного края", по исследованию деревьев участка группы....
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога»
Копилка юного эколога 5-6 лет по познавательному развитию Тема: «Путешествие в лабораторию юного эколога» Цель: создание условий для развития активности детей в проц...