"Безопасный лес", занятие в средней группе
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)

Шабанова Елена Анатольевна

Занятие по ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ в средней группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: образовательная деятельность «Безопасный лес»

Цель: закрепление представлений о сезонных изменениях в лесу и навыков безопасного поведения в лесу.

Задачи:

Образовательные:

- уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе;

- овладевать действием замещения;

- практиковать проживание ситуации;

- продолжать формировать знания у детей об источниках опасности в лесу: насекомые, растения, огонь, старые деревья, гроза;

- расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем.

Воспитательные:

- воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;

- повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность;

- воспитывать природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её;

- воспитывать любовь к природе.

Развивающие:

- развивать внимание, мышление, память, речь.

Приемы руководства деятельностью детей в процессе образовательной деятельности:

  1. Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, сюрпризный момент.
  2. Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, физкультминутка, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
  3. Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, использование знаков, создание проблемных ситуаций.
  4. Приемы поддержания интереса у детей: присутствие героя, эффект неожиданности
  5. Приемы оценки и самооценки: поощрение,  взаимопомощь детей.                                  

Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:

  • Создание в группе двух зон: учебная (детский сад), основная, оформленная деревьями (лес). Знаки безопасности: «Не сорить в лесу!»«Не оставлять непотушенный костёр в лесу»«Не трогать диких животных»;  знаки, обозначающие признаки осени по программе «Развитие»;
  • Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, фен, «мусор» (фантики от конфет, пустые бутылочки и т.д.), дрова;
  • Кукла-мальчик;
  • Звукозаписи стрекотания сороки, волшебства и «Звуки леса».

Виды детской деятельности в занятии:

  • Игровая
  • Коммуникативная
  • Трудовая
  • Познавательно-исследовательская

Ожидаемые результаты:

- развитие у воспитанников интереса к природе и вопросам безопасности в природе;

- умение детей действовать самостоятельно;

- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослым и героями;

- воспитание нравственных качеств;

- расширение  и активизация  словарного запаса.

Критерии оценки деятельности детей на занятии

  1. Ребенок задает вопрос.
  2. Активно участвует в продуктивной деятельности.
  3. Проявляет самостоятельность.
  4. Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
  5. Сопереживает.
  6. Эмоционально реагирует.
  7. Соподчиняет мотивы.
  8. Проявляет волевое усилие.
  9. Аргументирует самооценку.

План занятия

1.Вводная часть:      

Создание проблемной ситуации.                                                    

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.    1 мин.

2. Основная часть:

- обсуждение возможных опасностей в лесу

- д/и «Что возьмем с собой в поход»

- сбор мусора на полянке, установка знаков

- оказание первой помощи

- встреча с героем

- встреча с ёжиком

- пальчиковая гимнастика

- разведение костра, обсуждение опасности игры со спичками

- повторение признаков осени

- беседа о необходимости тушить костер                                 18 мин.

3.Заключительная часть:

- сюрпризный момент

- возвращение в детский сад                                                      

- оценка деятельности детей и самооценка.

- подведение итогов занятия.                                                        1 мин.

Длительность занятия  20 мин.

Ход образовательной деятельности:

Части занятия

Содержание

Области

1.Вводная часть:      

Создание проблемной ситуации.                                                    

Создание мотива для деятельности детей.  Определение цели.    

2. Основная часть:

обсуждение возможных опасностей в лесу

- д/и «Что возьмем с собой в поход»

- сбор мусора на полянке, установка знаков

- оказание первой помощи

- встреча с героем

- встреча с ёжиком

- пальчиковая гимнастика

- разведение костра, обсуждение опасности игры со спичками

- повторение признаков осени

- беседа о необходимости тушить костер      

3.Заключительная часть:

- - сюрпризный момент

- возвращение в детский сад                                                      

- оценка деятельности детей и самооценка.

- подведение итогов занятия.                                                        

Дети сидят на стульчиках, готовые к началу образовательной деятельности.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня собрались, чтобы поговорить о лесе. Лес - это общий дом для растений, животных, птиц. Особенно красив лес осенью. Итак…

(раздается стрекот сороки)

Воспитатель: Что такое? Что случилось? По-моему это сорока. Ничего не пойму, что она хочет сказать? Видно, случилось что-то. Но для того, чтобы понять, что случилось, придется отправиться в лес как можно быстрее! Но прежде чем отправиться, нам надо вспомнить, какие опасности нас ждут в лесу? 

Дети: можно потеряться, заблудиться.

Воспитатель: Что нужно делать, чтоб не заблудится? 

Дети: идти только по тропинке, не отходить от взрослых.

Воспитатель: Верно. А если все-таки заблудились, надо стоять на месте и кричать ау.

Воспитатель: Теперь нам необходимо взять с собой предметы, которые могут пригодиться в походе в лес.

Д/и «Что возьмём с собой в поход».

На столе разложены рюкзак, коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, фен, корзинка.  Дети выбирают нужные предметы, объясняя для чего, и складывают их в рюкзачок. Выбирая корзинку, обсуждаем, что будем собирать, и все ли грибы и ягоды будем собирать. Рюкзачок одевается на одного из мальчиков.

Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли, теперь можно отправляться в лес. Итак, встали поближе друг к другу, закрыли глаза…

Звучит аудиозапись «Звуки леса», раскладывается «мусор».

Музыка стихает.

Воспитатель: Вот мы и в лесу. А что здесь такое?  Вся поляна в мусоре! Так вот в чем дело! Вот о чем хотела сорока нам сказать! Она звала нас на помощь. Кто же это сделал? Как нам быть, ребята?

Дети предлагают варианты, в том числе  собрать мусор.

Воспитатель: А во что мы будем собирать мусор? 

Дети: В мешок для мусора.

Воспитатель: Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор.

Дети собирают мусор в мешок

Воспитатель: Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! (воспитатель незаметно себе на пальце красным фломастером имитирует порез) Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Ребята, мне можно чем-нибудь помочь?

Дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; 1-2 ребёнка «лечат» палец.

Воспитатель: Вот спасибо, ребята. Оказали мне первую помощь. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать? Почему?

Дети: Нет,  это опасно для людей, животных, вредно для природы. 

Воспитатель: Предлагаю поставить специальный знак, который бы напоминал людям, что в лесу сорить нельзя. У меня как раз есть несколько. Думаю, вот этот подойдет.

Ставим знак «Не сорить в лесу!»

Вдруг кто-то громко чихает, на полянке находим мальчика (кукла).

Вовка: А что это вы здесь делаете?

Воспитатель: Во-первых, здравствуй. А во-вторых, скажи, как тебя зовут?

Вовка: Да Вовка я.

Воспитатель: Послушай, Вовка, а это не твой ли мусор нам пришлось собирать на той полянке?

Вовка: Ну, перекусил немного…

Воспитатель: Ребята, что скажем Вовке? (дети говорят о том, что мусор оставлять в лесу нельзя) 

Вовка: Это нельзя, то нельзя…

Воспитатель: Да все можно, только правильно!  

Вовка: Ой, кто это зашуршал под кустом? Это ежик! Сейчас я его поймаю!

Воспитатель: Этого нельзя делать. Ребята, давайте объясним Вовке, почему нельзя ловить зверей в лесу, какими бы милыми они не казались?

Дети объясняют, что это дикие животные, а не домашние, могут укусить.

Воспитатель: Давайте поставим нужный знак.

Дети ставят знак «Не трогай диких животных!»

Воспитатель: Ой, что-то капнуло на меня! Кажется, дождь начинается! Ежик убежал, на него дождик не капнул. А на кого попали капельки?

Пальчиковая гимнастика:

Капнул дождик на мышонка,

Капнул дождик на бельчонка,

Капнул дождик на лисенка,

Капнул дождик на волчонка,

А на мишку не попал,
Он в своей берлоге спал.

Воспитатель: А почему мишка спал? Ответы детей.

Воспитатель: Что-то в лесу стало прохладно после дождика. Осенний дождик прохладный. Не мешало бы согреться. Что можно сделать? 

Дети: Можно развести костёр.

Воспитатель: Что для этого нужно? 

Дети: Дрова, спички.

Воспитатель: Где же нам взять дрова?

Вовка: Да я сейчас быстро веток наломаю, вон деревьев то сколько вокруг.

Воспитатель: Стой, Вовка. Ребята, можно ломать ветки деревьев?

Дети: Нет. 

Воспитатель: Соберем дрова. Вон их сколько на земле лежит. Дрова мы сложим в кучу. 

Поленья складываются в кучку.

Воспитатель:  Дрова есть, а чем будем костёр разжигать? 

Дети: Спичками, у нас в рюкзачке есть.

Вовка: (пытается выхватить спички) Давайте сюда спички скорее, я быстро разожгу костер!

Воспитатель: Подожди, Вовка. Давай у ребят спросим … Ребята, детям можно брать спички в руки? 

Дети: Нет, только взрослым.

Воспитатель: Значит, костёр буду разжигать я. (бумажное пламя)

Он красив и ярко-красен.

Но он жгуч, горяч, опасен!

Воспитатель: Можно к костру подходить близко? Почему? Встанем все подальше от костра. Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра. Мы греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. В осеннем лесу долго не погуляешь. Уже темнеет. А почему?

Дети: День становится короче ночи.

Воспитатель: Верно.  Это один из признаков осени. Каким знаком мы договорились обозначать этот признак?

Воспитатель раскладывает знаки по программе «Развитие», дети выбирают нужный.

Воспитатель: О каких еще признаках осени мы говорили? Давайте посмотрим на знаки и вспомним их.

Дети называют признаки осени и указывают на соответствующие знаки.

Вовка: Ну, хватит уже. Идемте скорее.

Воспитатель: Какой же ты торопыга, Вовка! Ребята, мы ничего не забыли сделать? 

Дети: Потушить костёр.

Воспитатель: Чем можно потушить костёр? 

Дети: Песком, водой.

Воспитатель: У нас есть что-нибудь в рюкзаке? 

Дети: Бутылка с водой.

Воспитатель «тушит» костёр, огонь горящего костра исчезает

Воспитатель: Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим? 

Дети: Может сгореть лес, животные.

Воспитатель: Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы поставим?

Дети выбирают знак «Не оставляйте непотушенный костёр!», воспитатель ставит знак.

Воспитатель: Ребята, мы всё сделали правильно? 

Дети: Да.                                                              

Воспитатель: А также мы усвоили очень важные правила. Ребята, если вы будете не только знать, но и соблюдать правила безопасности в лесу, то с вами ничего не случится.

Будь природе другом и не забывай о своей безопасности!

А теперь возвращаемся в детский сад.                          

Раздается стрекот сороки.

Воспитатель: Опять сорока! Надеюсь, на этот раз ничего плохого не случилось. Сорока оставила нам корзинку. Да в ней дары леса – шишки для наших поделок. Заберем их с собой. Закрываем глаза, встаем поближе друг к другу.

Звучит волшебная музыка. Мы оказываемся в детском саду.

Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие

Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие,


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа

Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяс­нять де...

«Азбука безопасности». Конспект занятия в средней группе

Тема: «Азбука безопасности»Предварительная работа: экскурсии по улицам города, с целью знакомства и закрепления правил дорожного движения с последующими зарисовками, чтение книг на да...

конспект занятия в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности: "Островок безопасности".

Семья — это мама, папа, их дети, бабушки и дедушки. Это «островок безопасности», где люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге....

Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнидеятельности для детей средней группы «Сказка» Тема: «Страна Безопасности»

Цель: Закреплять знания о правилах безопасности в любых ситуациях.Задачи:Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте; знания о светофоре, о назначении сигналов светофора; знани...

Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"

Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"...

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ

Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...

Конспект занятия в средней группе «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна»

Конспект занятия в средней группе «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна»Цель: создать условия для закрепления  знаний и навыков безопасного поведения детей дома.Задачи:...