"Безопасный лес", занятие в средней группе
учебно-методический материал по окружающему миру (средняя группа)
Занятие по ознакомлению с окружающим миром и ОБЖ в средней группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Занятие в средней группе "Безопасный лес" | 36.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: образовательная деятельность «Безопасный лес»
Цель: закрепление представлений о сезонных изменениях в лесу и навыков безопасного поведения в лесу.
Задачи:
Образовательные:
- уточнять представления детей о сезонных изменениях в природе;
- овладевать действием замещения;
- практиковать проживание ситуации;
- продолжать формировать знания у детей об источниках опасности в лесу: насекомые, растения, огонь, старые деревья, гроза;
- расширять представления о причинах и последствиях неосторожного обращения с огнем.
Воспитательные:
- воспитывать чувство бережного отношения к своему здоровью;
- повышать личную ответственность за свои поступки, формировать дисциплинированность;
- воспитывать природоохранное поведение, развивать представление о том, какие действия вредят природе, портят её;
- воспитывать любовь к природе.
Развивающие:
- развивать внимание, мышление, память, речь.
Приемы руководства деятельностью детей в процессе образовательной деятельности:
- Приемы постановки целей и мотивации деятельности детей: комментирование, сюрпризный момент.
- Приемы активизации деятельности детей в процессе занятия: беседа, создание развивающей среды, физкультминутка, создание проблемной ситуации, анализ и выводы.
- Приемы организации практической деятельности детей: комментирование, использование знаков, создание проблемных ситуаций.
- Приемы поддержания интереса у детей: присутствие героя, эффект неожиданности
- Приемы оценки и самооценки: поощрение, взаимопомощь детей.
Создание среды для организации и проведения образовательной деятельности:
- Создание в группе двух зон: учебная (детский сад), основная, оформленная деревьями (лес). Знаки безопасности: «Не сорить в лесу!», «Не оставлять непотушенный костёр в лесу», «Не трогать диких животных»; знаки, обозначающие признаки осени по программе «Развитие»;
- Предметы: рюкзак, предметы для д/и «Что возьмём с собой в поход»: коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, фен, «мусор» (фантики от конфет, пустые бутылочки и т.д.), дрова;
- Кукла-мальчик;
- Звукозаписи стрекотания сороки, волшебства и «Звуки леса».
Виды детской деятельности в занятии:
- Игровая
- Коммуникативная
- Трудовая
- Познавательно-исследовательская
Ожидаемые результаты:
- развитие у воспитанников интереса к природе и вопросам безопасности в природе;
- умение детей действовать самостоятельно;
- проявление эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении с взрослым и героями;
- воспитание нравственных качеств;
- расширение и активизация словарного запаса.
Критерии оценки деятельности детей на занятии
- Ребенок задает вопрос.
- Активно участвует в продуктивной деятельности.
- Проявляет самостоятельность.
- Обращается за помощью к взрослому и детям и оказывает ее своим сверстникам.
- Сопереживает.
- Эмоционально реагирует.
- Соподчиняет мотивы.
- Проявляет волевое усилие.
- Аргументирует самооценку.
План занятия
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. 1 мин. 2. Основная часть: - обсуждение возможных опасностей в лесу - д/и «Что возьмем с собой в поход» - сбор мусора на полянке, установка знаков - оказание первой помощи - встреча с героем - встреча с ёжиком - пальчиковая гимнастика - разведение костра, обсуждение опасности игры со спичками - повторение признаков осени - беседа о необходимости тушить костер 18 мин. 3.Заключительная часть: - сюрпризный момент - возвращение в детский сад - оценка деятельности детей и самооценка. - подведение итогов занятия. 1 мин. Длительность занятия 20 мин. |
Ход образовательной деятельности:
Части занятия | Содержание | Области |
1.Вводная часть: Создание проблемной ситуации. Создание мотива для деятельности детей. Определение цели. 2. Основная часть: обсуждение возможных опасностей в лесу - д/и «Что возьмем с собой в поход» - сбор мусора на полянке, установка знаков - оказание первой помощи - встреча с героем - встреча с ёжиком - пальчиковая гимнастика - разведение костра, обсуждение опасности игры со спичками - повторение признаков осени - беседа о необходимости тушить костер 3.Заключительная часть: - - сюрпризный момент - возвращение в детский сад - оценка деятельности детей и самооценка. - подведение итогов занятия. | Дети сидят на стульчиках, готовые к началу образовательной деятельности. Воспитатель: Ребята, мы сегодня собрались, чтобы поговорить о лесе. Лес - это общий дом для растений, животных, птиц. Особенно красив лес осенью. Итак… (раздается стрекот сороки) Воспитатель: Что такое? Что случилось? По-моему это сорока. Ничего не пойму, что она хочет сказать? Видно, случилось что-то. Но для того, чтобы понять, что случилось, придется отправиться в лес как можно быстрее! Но прежде чем отправиться, нам надо вспомнить, какие опасности нас ждут в лесу? Дети: можно потеряться, заблудиться. Воспитатель: Что нужно делать, чтоб не заблудится? Дети: идти только по тропинке, не отходить от взрослых. Воспитатель: Верно. А если все-таки заблудились, надо стоять на месте и кричать ау. Воспитатель: Теперь нам необходимо взять с собой предметы, которые могут пригодиться в походе в лес. Д/и «Что возьмём с собой в поход». На столе разложены рюкзак, коробок спичек, мешок для мусора, аптечка, зелёнка, лейкопластырь, бутылка с водой, кубики, фен, корзинка. Дети выбирают нужные предметы, объясняя для чего, и складывают их в рюкзачок. Выбирая корзинку, обсуждаем, что будем собирать, и все ли грибы и ягоды будем собирать. Рюкзачок одевается на одного из мальчиков. Воспитатель: Кажется, всё взяли, ничего не забыли, теперь можно отправляться в лес. Итак, встали поближе друг к другу, закрыли глаза… Звучит аудиозапись «Звуки леса», раскладывается «мусор». Музыка стихает. Воспитатель: Вот мы и в лесу. А что здесь такое? Вся поляна в мусоре! Так вот в чем дело! Вот о чем хотела сорока нам сказать! Она звала нас на помощь. Кто же это сделал? Как нам быть, ребята? Дети предлагают варианты, в том числе собрать мусор. Воспитатель: А во что мы будем собирать мусор? Дети: В мешок для мусора. Воспитатель: Правильно, мы в рюкзак положили такой мешок. Давайте, соберём мусор. Дети собирают мусор в мешок Воспитатель: Мы собрали весь мусор, как стало чисто и красиво! (воспитатель незаметно себе на пальце красным фломастером имитирует порез) Ой, а я, кажется, поранила себе палец. Ребята, мне можно чем-нибудь помочь? Дети отвечают, что в рюкзаке есть аптечка – зелёнка, пластырь; 1-2 ребёнка «лечат» палец. Воспитатель: Вот спасибо, ребята. Оказали мне первую помощь. Вот, что значит, оставлять мусор в лесу! Как вы думаете, можно так поступать? Почему? Дети: Нет, это опасно для людей, животных, вредно для природы. Воспитатель: Предлагаю поставить специальный знак, который бы напоминал людям, что в лесу сорить нельзя. У меня как раз есть несколько. Думаю, вот этот подойдет. Ставим знак «Не сорить в лесу!» Вдруг кто-то громко чихает, на полянке находим мальчика (кукла). Вовка: А что это вы здесь делаете? Воспитатель: Во-первых, здравствуй. А во-вторых, скажи, как тебя зовут? Вовка: Да Вовка я. Воспитатель: Послушай, Вовка, а это не твой ли мусор нам пришлось собирать на той полянке? Вовка: Ну, перекусил немного… Воспитатель: Ребята, что скажем Вовке? (дети говорят о том, что мусор оставлять в лесу нельзя) Вовка: Это нельзя, то нельзя… Воспитатель: Да все можно, только правильно! Вовка: Ой, кто это зашуршал под кустом? Это ежик! Сейчас я его поймаю! Воспитатель: Этого нельзя делать. Ребята, давайте объясним Вовке, почему нельзя ловить зверей в лесу, какими бы милыми они не казались? Дети объясняют, что это дикие животные, а не домашние, могут укусить. Воспитатель: Давайте поставим нужный знак. Дети ставят знак «Не трогай диких животных!» Воспитатель: Ой, что-то капнуло на меня! Кажется, дождь начинается! Ежик убежал, на него дождик не капнул. А на кого попали капельки? Пальчиковая гимнастика: Капнул дождик на мышонка, Капнул дождик на бельчонка, Капнул дождик на лисенка, Капнул дождик на волчонка, А на мишку не попал, Воспитатель: А почему мишка спал? Ответы детей. Воспитатель: Что-то в лесу стало прохладно после дождика. Осенний дождик прохладный. Не мешало бы согреться. Что можно сделать? Дети: Можно развести костёр. Воспитатель: Что для этого нужно? Дети: Дрова, спички. Воспитатель: Где же нам взять дрова? Вовка: Да я сейчас быстро веток наломаю, вон деревьев то сколько вокруг. Воспитатель: Стой, Вовка. Ребята, можно ломать ветки деревьев? Дети: Нет. Воспитатель: Соберем дрова. Вон их сколько на земле лежит. Дрова мы сложим в кучу. Поленья складываются в кучку. Воспитатель: Дрова есть, а чем будем костёр разжигать? Дети: Спичками, у нас в рюкзачке есть. Вовка: (пытается выхватить спички) Давайте сюда спички скорее, я быстро разожгу костер! Воспитатель: Подожди, Вовка. Давай у ребят спросим … Ребята, детям можно брать спички в руки? Дети: Нет, только взрослым. Воспитатель: Значит, костёр буду разжигать я. (бумажное пламя) Он красив и ярко-красен. Но он жгуч, горяч, опасен! Воспитатель: Можно к костру подходить близко? Почему? Встанем все подальше от костра. Давайте, протянем ладошки, чтобы погреть руки. Хорошо в лесу посидеть у тёплого костра. Мы греемся у костра, разговариваем, а нам пора возвращаться в детский сад. В осеннем лесу долго не погуляешь. Уже темнеет. А почему? Дети: День становится короче ночи. Воспитатель: Верно. Это один из признаков осени. Каким знаком мы договорились обозначать этот признак? Воспитатель раскладывает знаки по программе «Развитие», дети выбирают нужный. Воспитатель: О каких еще признаках осени мы говорили? Давайте посмотрим на знаки и вспомним их. Дети называют признаки осени и указывают на соответствующие знаки. Вовка: Ну, хватит уже. Идемте скорее. Воспитатель: Какой же ты торопыга, Вовка! Ребята, мы ничего не забыли сделать? Дети: Потушить костёр. Воспитатель: Чем можно потушить костёр? Дети: Песком, водой. Воспитатель: У нас есть что-нибудь в рюкзаке? Дети: Бутылка с водой. Воспитатель «тушит» костёр, огонь горящего костра исчезает Воспитатель: Костёр потушили. Почему нельзя оставлять костёр горящим? Дети: Может сгореть лес, животные. Воспитатель: Чтобы никто не забывал о вреде огня, какой знак мы поставим? Дети выбирают знак «Не оставляйте непотушенный костёр!», воспитатель ставит знак. Воспитатель: Ребята, мы всё сделали правильно? Дети: Да. Воспитатель: А также мы усвоили очень важные правила. Ребята, если вы будете не только знать, но и соблюдать правила безопасности в лесу, то с вами ничего не случится. Будь природе другом и не забывай о своей безопасности! А теперь возвращаемся в детский сад. Раздается стрекот сороки. Воспитатель: Опять сорока! Надеюсь, на этот раз ничего плохого не случилось. Сорока оставила нам корзинку. Да в ней дары леса – шишки для наших поделок. Заберем их с собой. Закрываем глаза, встаем поближе друг к другу. Звучит волшебная музыка. Мы оказываемся в детском саду. | Социально-коммуникативное развитие, речевое развитие Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическое развитие, речевое развитие, |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа Родительское собрание «Безопасность детей на улицах Средняя группа
Дорогие друзья! Сегодня наша встреча посвящена очень важной проблеме — воспитанию у наших детей навыков безопасного поведения на улицах города. Может возникнуть вопрос: зачем объяснять де...
«Азбука безопасности». Конспект занятия в средней группе
Тема: «Азбука безопасности»Предварительная работа: экскурсии по улицам города, с целью знакомства и закрепления правил дорожного движения с последующими зарисовками, чтение книг на да...
конспект занятия в средней группе по основам безопасности жизнедеятельности: "Островок безопасности".
Семья — это мама, папа, их дети, бабушки и дедушки. Это «островок безопасности», где люди, которые живут вместе и очень друг друга любят, заботятся друг о друге....
Конспект открытого занятия по основам безопасности жизнидеятельности для детей средней группы «Сказка» Тема: «Страна Безопасности»
Цель: Закреплять знания о правилах безопасности в любых ситуациях.Задачи:Закреплять знания детей о правилах поведения в транспорте; знания о светофоре, о назначении сигналов светофора; знани...
Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"
Конспект проведения занятия в средней группе "Правила безопасности дорожного движения. Безопасность на железной дороге и в метро"...
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем, правила безопасности повторяем» для детей средней группы. + Самоанализ
Конспект интегрированного итогового занятия по формированию культуры безопасности как одного из направлений социально- коммуникативного развития дошкольников на тему: «Сказку сочиняем,...
Конспект занятия в средней группе «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна»
Конспект занятия в средней группе «Безопасность нам нужна, безопасность нам важна»Цель: создать условия для закрепления знаний и навыков безопасного поведения детей дома.Задачи:...