Конспект занятия по познавательному развитию "Кто как летает"
материал по окружающему миру (старшая группа)

Никитина Ольга Александровна

Конспект занятия по познавательному развитию окружающий мир "Кто как летает"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programmnye_obrazovatelnye_zadachi.docx28.91 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по познавательному развитию «Кто как летает»

Программные образовательные задачи:

Обучающие:

1. Дать представления о животных, которые могут летать и делать небольшие перелеты по воздуху (летучие мыши, белки-летяги, летающие рыбы, насекомые);

2. Уточнить представления о птицах, их приспособленности к полету (большие крылья, легкое тело, покрыто перьями пуховыми и маховыми), нелетающих птицах (пингвин, страус).

Развивающие: развивать у детей умение рассуждать, сравнивать, делать выводы.

Воспитательные: воспитывать у детей интерес к обитателям живой природы.

Предварительная работа: наблюдение за птицами во время прогулки, чтение стихов, рассказов о птицах, рассматривание иллюстраций с различным видами птиц, беседа с детьми, отгадывание загадок, проведение дидактических игр.

Демонстрационный материал: кроссворд, две разрезные картинки с частями тела птиц, картинки с изображениями разных птиц, три картинки с изображениями крыльев, картинки летающих, нелетающих птиц и животных, делающих небольшие перелеты по воздуху.

Раздаточный материал: бумага формата А 4 по два на каждого ребенка, перья на подносе на каждого ребенка.

Ход ОД (занятия)

#1042;водная часть.

Дети, утром я получила письмо от Знайки. А кто такой Знайка? Вы знаете? Знайка - это тот, кто на свете про все и всех знает. Знайка нам прислал задания. Выполнив их, мы станем такими же умными как Знайка, мы должны отгадать кроссворд, где скрывается ключевое слово. В этом нам помогут загадки.

2. Основная часть.

1. Игровое упражнение «Кроссворд».

Дети сидят за столами, на доске размещен кроссворд. Воспитатель загадывает загадки, дети отгадывают, правильный ответ записывается в клетки кроссворда.

Кто на жердочке сидит, сам с собою говорит?
Кто же это, угадай? Догадался? (Попугай).

Я по дереву стучу, червяка достать хочу,

Хоть и скрылся под корой, все равно ты будешь мой (Дятел).

Красногрудый, чернокрылый.

Любит зернышки клевать.

С первым снегом на рябине, появляется опять (Снегирь).

Длинноногий, длинношеий

Длинноклювый, телом серый,

Бродит по болотам грязным.

Ловит в них лягушек,

Бестолковых - попрыгушек (Цапля).

Всю ночь летает,

Мышей добывает.

А станет светло, спать ляжет в дупло (Сова).

Молодцы ребята! Загадки мы отгадали. А какое же слово здесь спрятолось? Дети, прочитайте, пожалуйста, слово, которое получилось в красной клеточке. Дети читают слово. Правильно. Здесь спряталось слово «птица».

Сегодня мы с Вами поговорим о птицах, их приспособленности к полету и о других обитателях живой природы.

А каких птиц вы знаете?

2. Игровое упражнение «Покажи и назови птицу».

На доске размещены картинки с разными изображениями птиц, дети выходят по одному показывают и называют их.

3. Игровое упражнение «Собери картинку».

А теперь, третье задание от Знайки. Знайка нам прислал игру «Собери птицу». Но для того, чтобы выполнить это задание мы очень хорошо должны знать из каких частей состоит птица? У птицы есть клюв, два крыла, две ноги, хвост. Какие части тела помогают птицам в полете? (Крылья, хвост).

А теперь делимся на две команды: команды мальчиков и команда девочек. Каждая команда собирает свою птицу. Посмотрим, какая команда быстрее, дружнее и правильно выполнит это задание. Командам даются две одинаковые разрезные картинки с частями тела птиц, каждая команда, стоя перед столами, собирает свою картинку.

Ну, давайте посмотрим, что у нас получилось. Мальчики проверяют у девочек, девочки у мальчиков. Правильно собрали картину?

Давайте еще раз, повторим: из каких частей состоит птица? У птицы есть клюв, крылья, хвост, две ноги. Молодцы дети. Правильно выполнили задание Знайки.

Дети, а вы знаете, что помогает птицам летать? Птицам помогает летать крылья, хвост. Но как они помогают? Чтобы узнать это мы с вами

давайте проведем с вами опыт. На столе перед вами лежат два листа бумаги. Скажите, какие эти листы по размеру? (Они одинаковые). Возьмите один лист и скомкайте его в шарик. А теперь осторожно опустите перед собой. Что произошло? (Он камнем упал вниз).

Возьмите второй лист и также осторожно опустите перед собой. Что вы видели? (Лист плавно опустился, лист летел).

Объясните, почему так происходит: листы одинаковые, а падают по-разному? (Скомканный лист становится меньше, он падает; а второй лист - широкий, он летит). Правильно, второй лист - широкий. Он опирается на воздух, у него большая поверхность и он может немного лететь.

Покажите ладонью руки, как камнем падал первый лист. А теперь покажите, как парил широкий лист.

Как расположены крылья птицы, когда она находится на земле? Сложены на туловище. Изобразите таких птиц.

Как расположены крылья птицы, когда она в полете? Раскрыты. Изобразите, стоя на месте, птиц в полете. В каком случае поверхность тела птиц шире? (Во время полета).

Посмотрите, у вас на подносах лежат перья. Чем они отличаются? (Размером, цветом, строением).

Да, есть перья пуховые, есть маховые. Кто знает, какие перья обогревают птицу: пуховые или маховые?

Верно, это - пуховые перья. Рассмотрите их и расскажите, какие они? (Они короткие, мягкие, пушистые, нежные, серединка тоненькая). Пуховые перья спрятаны под другими - более длинными, прочными перьями птицы - и помогают сохранять тепло, совсем как одеяло.

А где у птиц растут пуховые перья? (На голове, шее, спине, на грудке).

А для чего птицам маховые перья? (Маховые перья помогают птицам летать).

Что вы можете сказать про него? (Оно плотное, жесткое, больше по размеру, чем пуховое).

Средняя, более тонкая часть пера называется стержень. Что вы можете сказать про стержень махового пера? (Он пустой).

Как вы думаете, почему? (Чтобы птица была легче).

А где у птиц расположены маховые перья? (Такие перья располагаются на крыльях и на хвосте).

Проведите пальцем вверх и вниз по маховому перу и понаблюдайте.

Что происходит с пером при движении пальцев вниз? (Перо разделяется на отдельные волоски).

Что происходит при движении пальцев вверх? (Волоски соединяются).

Вот также, только с помощью клюва птицы разделяют и «застегивают» каждое перо. Таким образом, оперение «ловит» ветер, что помогает птицам лететь.

Возьмите перья и осторожно опустите перед собой. Понаблюдайте, как они летят?

Выходите из-за столов и попробуйте взлететь. Что, не получается? Конечно, ведь только одни птицы и умеют летать.

Взлететь мы, конечно, не сможем, но изобразить, как летают птицы, попробуем.

#1060;изкультминутка.

Руки подняли и помахали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки,

Плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут, тоже покажем -

Крылья сложим назад.

(Дети выполняют движения по тексту).

А теперь отгадайте мои загадки:

Эта птица-великан бегает среди саванн.

Ноги - палки, шея - трос, из роскошных перьев хвост.

Эта птица не летает, трудной жизнь ее бывает:

Перья к шляпам - украшенье, только бег ее спасенье (Страус).

Неуклюжий, черно-белый, на коротких ножках тело.

Ловко в воду он ныряет, рыбу клювом добывает (Пингвин).

Да кто же это такие? Они, наверное, не птицы.

Дети, к какой группе животных относятся страус и пингвин

Страусы не летают из-за того, что у них очень маленькие крылья по сравнению с телом. Но они очень быстро бегают. Страус - осторожная птица. У него хорошее зрение. Увидев опасность, страус спасается бегством. Живут страусы в Африке, Южной Америке, в Австралии.

А где же живут пингвины? В Антарктиде.

А если пингвины не умеют летать, то, что они хорошо делают? Они могут плавать.

А зачем же им крылья? ( Крылья помогают им плавать, ими они гребут, как веслами).

Но все же, кроме птиц никто больше не летает, только птицы могут парить в небе?

Еще умеют летать бабочки, стрекозы, мухи и т.д.

А это кто такие? (Это насекомые).

5. Дидактическая игра «Летает, не летает».

Дети сидят за столами, им перечисляется перечень летающих и нелетающих обитателей природы, поднимают руку вверх, в том случае, если будет назван летающий обитатель, нелетающий - руку не поднимают. (Дятел, снегирь, цапля, сова, попугай, пингвин, страус, бабочка, стрекоза, муха).

Дети, ответьте, кто еще умеет летать? Есть и звери, которые могут летать, либо могут делать небольшие перелеты. Даже среди рыб есть такие, которые могут летать.

Есть такие животные - летучие мыши. Эти зверьки способны к настоящему длительному полету. В этом им помогают летальные перепонки, которые образуют крылья между передними и задними конечностями. Во время полета летучие мыши ловят жуков, бабочек и других насекомых.

Есть еще белки-летяги. Белки перелетают с ветки на ветку и тем самым спасаются от преследования своих врагов. Парить между густыми кронами деревьев белке дают возможность большие перепонки, которые находятся между задними и передними лапами. Благодаря своим перепонкам (жестким кожным складкам) животное в буквальном смысле зависает в воздухе, умело перемещаясь с ветки на ветку или с одного дерева на другое.

А есть и рыбы, которые тоже умеют летать. Это летучие рыбы. Например, южноамериканская рыба-топорик. Она быстро плавает под водой с помощью хвостового плавника. Вдруг, в какой-то момент она выскакивает из воды, раскидывает плавники и парит в воздухе. У этой рыбы длинные боковые плавники.

Так кто же может летать? Напомните мне еще раз. (Птицы, насекомые; звери - летучие мыши, белки-летяги; летучие рыбы).

6. Дидактическая игра «Соотнеси обитателей живой природы».

На доске размещены три картинки с крыльями (летающие, нелетающие и животные, летающие, но не птицы и не насекомые), дети сидят за столам, воспитатель загадывает загадки, тот кто знает правильный ответ поднимает руку и отвечает, потом ребенок выходит к доске выбирает картинку с изображением правильного ответа, определяет к какой из трех картинок его разместить (летающие, нелетающие и животные, летающие, но не птицы и не насекомые).

Угадай, какой же птице
Ночью темною не спится?
Не укроет мышь трава,
Ведь за ней летит ...(Сова).

Не самолет, а летает,
Не певец, а поет,
Не человек, а разговаривает (Попугай).

Она летает, но не птица.
Света яркого боится.
Спит всегда вниз головой.
Это что за зверь такой? (Летучая мышь).

Не птица, а с крыльями, не пчела, а летает.

Яркая, нарядная, над цветами - порхает. (Бабочка).

Жужжит, жужжит, все в воздухе висит,
Глазки-капельки воды, и ее узнаешь ты. (Стрекоза).

Я по комнате летаю, неприятная для слуха.

Извини, но я такая, надоедливая… (Муха).

Не гнездиться, не летает,
В Антарктиде обитает,
Средь заснеженных равнин
Мореплаватель ...(Пингвин).

Эта птица - великан
Что живёт среди саванн,
По равнине может мчаться
Быстро так, что не угнаться (Страус).

Отличный с ветки на ветку летун,
Планировать - способен этот грызун (Белка-летяга).

Не птицы, а летаем, куда хотим, туда плывём,
Река наш дом, мы в ней живём (Летучая рыба).

3. Заключительная часть.

Ребята вы сегодня были молодцы! Мы узнали много нового, вспомнили о летающих и нелетающих птицах, как и почему они летают, а так же познакомились с животными, которые тоже могут летать и делать небольшие перелеты по воздуху.

И так о каких же птицах мы говорили?

Что нового узнали?

Что понравилось вам?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по познавательно-исследовательской деятельности "Не птицы, а летают"

Непосредственно- образовательная деятельность в форме занятия-викторины с элементами игры и эксперементальной деятельности...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе. Ознакомление с окружающим «На чём люди летают»

Интеграция образовательных областей: Познавательное, речевое, социально - коммуникативное, художественно- эстетическое, физическое развитие.Задачи:Образовательные:1 Развитие навыков познавательной дея...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной группе «Дни воинской славы. Битва за Москву» (посвященного 77-летию Победы в битве под Москвой.)

Познакомить детей со страницами истории нашей страны, с героизмом советских людей в годы Великой Отечественной войны, особенно в битве за Москву 1941 г., со значением этой битвы в решающей победе в Ве...

Конспект занятия по познавательному развитию №32 в первой младшей группе Тема: «Лето»

Конспект занятия по познавательному развитию в первой младшей группе «Лето»...

Конспект занятия по познавательному развитию в подготовительной к школе группе Тема: «Воспоминание о лете»

Тема: «Воспоминание о лете» Доминирующая образовательная область: познавательное развитие.Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое ра...

Конспект занятия по познавательному развитию в группе раннего возраста «Лето, лето красное»

Познакомить детей с признаками лета.Расширять знания детей о сезонных изменениях в природе.Воспитывать умение видеть красоту  природы летом....