"Песок и глина - это интересно"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Миронова Юлия Вячеславовна

Экспериментальная деятельность в сташей группе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №8 «Тополёк» комбинированного вида






Конспект занятия по экспериментированию  в старшей группе

на тему «Песок и глина – это интересно»






Подготовила: воспитатель

Миронова Юлия Вячеславовна






Чебаркуль

2020

Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с песком и глиной.

Задачи:

  • Уточнять знания детей о свойствах песка и глины через опытно-экспериментальную деятельность;
  • Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
  • Обогащать словарь: «карьер», «сыпучий», «полезные ископаемые»;
  • Воспитывать любознательность;
  • Воспитывать аккуратность и самостоятельность во время проведения опытов; умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников.

Материалы: песок, глина, лупы, трубочки, прозрачные стаканчики, ёмкости с крышками, одноразовые ложки, одноразовые тарелки, вода, изделия из глины, иллюстрация «Пустыня».

Ход занятия

В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.

Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут,
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Кое-что вам расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Говорить мне помогайте!

В: Дети, а вы любите проводить опыты, эксперименты? /ответы детей/

В: А что такое опыты, эксперименты? /дети отвечают./ Давайте я вам немного расскажу.

РАССКАЗ: Опыты – это когда например, смешали мы воду с краской и смотрим, как она меняет цвет, когда прислонили магнит к железу, и наблюдаем, как магнит притянул железо и так далее. Значит, можно сказать, что опыты – это наблюдение. Помещение, в котором проводят опыты, называется лабораторией. Благодаря опытам, люди изобретают что-то новое и улучшают уже существующие изобретения.

В: Дети, а как называется профессия людей, которые проводят опыты, мы узнаем, разгадав загадку:

Весь наукой увлеченный

Ставит опыты… (учёный).

В: Ребята, а хотите мы с вами сегодня тоже проведём опыты?

(На столе лежат предметы из глины /чашка, кувшин, дымковская игрушка/)

В: Дети, назовите предметы, которые лежат на столе? /перечисляют/

Как вы думаете, что объединяет эти предметы?

(если затрудняются, выставляю бокал)

Из какого материала сделаны эти предметы? Из чего сделан этот бокал? А из чего сделаны остальные предметы?

В: Значит, что объединяет эти предметы? /они сделаны из глины/

В: Ребята, а как вы думаете, можно ли все эти предметы изготовить из песка? /ответы детей/

В: Хорошо, а так ли это, мы узнаем после проведения опытов.

В: Ребята, а что вы знаете о песке и глине? /ответы детей/

Новый материал

В: Дети, глина и песок – это полезные ископаемые /их называют так потому, что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно./ Они очень нужны и полезны для человека.

В: А где и как их добывают, вы знаете?

РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ /сопровождается показом иллюстраций/: Песок добывают двумя способами: его активно добывают со дна рек и других водоёмов (его намывают, с помощью специальной техники, которая называется земснаряд). Также песок добывают из карьеров, при помощи какой техники? /экскаватора/ 

Добывать глину не сложно, ведь она расположена неглубоко слоями, между которыми находятся песок. Ее добывают так же в карьерах и на берегах озер и рек. Для её добычи используется тоже … /экскаватор/

В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? /рассказы детей/

В: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает очень много песка, и начинается песчаная буря. Хотите посмотреть, как это происходит?

(подходим к столу, дети встают вокруг стола)

Опыт № 1 (делает воспитатель)

Приготовлены ёмкости с песком и с глиной, закрытые крышками, и в них вставлены трубочки. Через трубочку с силой вдуваем воздух в ёмкость. Внутри создаётся ветер. Что происходит с песчинками? Почему? А с кусочками глины? Почему? / песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются, а кусочки глины тяжелые, поэтому сдуваются труднее/ - вывешиваю картинки на закрепление

В: Ребята, предлагаю немного отдохнуть.

Физминутка

Мы немного отдохнём, (наклон вперед, машем руками внизу)

Встанем, глубоко вздохнём.

Руки в стороны, вперед.

Влево, вправо поворот.

Дружно хлопаем руками: раз, два, три

Дружно топаем ногами: раз, два, три

Тихо сядем мы за стол, (проходим за столы)

И продолжим разговор.

В: Перед вами лежат карточки-схемы, посмотрите на первую картинку. Что нужно сделать?

Самостоятельная деятельность

Опыт № 2

Возьмите стаканчик с песком и ложку, и аккуратно насыпьте его в тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? /сыпучий/

А теперь возьмите стаканчик с глиной и ложку, и попробуйте насыпать её на тарелку. Легко сыпется? Что легче насыпать песок или глину?

В: Сделаем вывод: Песок какой? Что напоминает песок, когда сыпется? /струю воды/

Значит, песок сыпучий, и его движение напоминает струю воды.

В: А глина сыпучая? Как глина сыпется? /комочками/

(вывешиваю картинки на закрепление)

Опыт № 3

В: Смотрим на схему, что нужно делать дальше? /взять лупу и рассмотреть через нее песок и глину/

В: Расскажите, что вы видите? /ответы детей/ Как выглядят частички песка? /мелкие, отдельно друг от друга/ А как выглядят частички глины? /они находятся близко друг к другу, склеены между собой/

Давайте сделаем вывод: /песок сыпучий, рыхлый,  а глина пластичная (как пластилин), частички склеены между собой/

(вывешиваю картинки на закрепление)

Опыт № 4

В: Ну, а теперь посмотрим, как пропускают воду песок и глина. Посмотрите внимательно на схему, и скажите, что Вы сейчас будете делать?

В: Итак, аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Каким стал песок? /влажным, мокрым./ А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно устроилась» между песчинками.

Теперь нальём немного воды в стаканчик с глиной. Как водичка впитывается быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине.

Вывод: /вода легко впитывается в песок и медленнее в глину, потому что частички глины находятся близко друг к другу/

В: Наши опыты закончились. Итак, давайте теперь ответим на наш вопрос: «Можно ли изготовить все эти предметы из песка?» /нет, так как песок рыхлый, сыпучий, его частички не склеены между собой/

Рефлексия

В: Итак, ребята, отодвиньте всё на край стола и послушайте меня внимательно.

В: Что вы можете сказать о песке? Какой он? /лёгкий, сыпучий, рыхлый, хорошо пропускает воду/

    Что вы может сказать о глине? Какая она? /тяжёлая, сыпется комочками, как пластилин – пластичная, плохо пропускает воду/

    Вам понравилось наше занятие?

В: Ребята, вы так хорошо позанимались, и я приготовила для вас сюрприз -

я покажу вам один удивительный эксперимент. Давайте подойдём к столу.

Заключительный опыт (как сюрпризный момент)

В 4 стакана насыпать разное количество ложек сахара (в первый 4 ч.л., во второй – 3 ч.л., в третий – 2 ч.л., в четвёртый – 1 ч.л. Затем добавить в каждый стакан по 3 ст.л. тёплой воды. Размешать сахар. Окрасить воду: 1 стакан – синий, 2 стакан – зелёный, 3 стакан – красный, 4 стакан – жёлтый. При помощи шприца, по стенке стакана, вливаем воду из второго стакана в первый, затем из третьего в первый, затем из четвёртого в первый.

Вода в стакане разноцветными слоями. Так происходит потому, что сахар имеет вес, и растворяясь в воде утяжеляет её.



Предварительный просмотр:

depositphotos_110961500-stock-photo-portion-of-dried-yeast.jpg

4-2-8-3.gif

hello_html_m6eac5265.jpg

depositphotos_110961500-stock-photo-portion-of-dried-yeast.jpg

4-2-8-3.gif

hello_html_m6eac5265.jpg

depositphotos_110961500-stock-photo-portion-of-dried-yeast.jpg

4-2-8-3.gif

hello_html_m6eac5265.jpg

depositphotos_110961500-stock-photo-portion-of-dried-yeast.jpg

4-2-8-3.gif

hello_html_m6eac5265.jpg

depositphotos_110961500-stock-photo-portion-of-dried-yeast.jpg

4-2-8-3.gif

hello_html_m6eac5265.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина.

Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина....

Презентация проекта "Песок и глина"

Поисково- исследовательская деятельность детей с песком и глиной....

Занятие в старшей группе "Песок и глина"

Интересное, занимательное  занятие для страшей группы...

Проект "Песок и Глина"

Экологический проект«ПЕСОК И ГЛИНА»Тип проекта:  познавательно-исследовательский.  Участники проекта :  педагоги, дети, родители.   Длительность: кратковременный, 1 недел...

Презентация "Для чего человеку нужны песок и глина"Экологическая викторина

Экологическая викторина с участием родителей в летний период....

Песок и глина.

Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни....

Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»

Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....