"Песок и глина - это интересно"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Экспериментальная деятельность в сташей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
конспект занятия по экспериментированию в старшей группе | 24.04 КБ |
Схемы к опытам к занятию | 102.91 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №8 «Тополёк» комбинированного вида
Конспект занятия по экспериментированию в старшей группе
на тему «Песок и глина – это интересно»
Подготовила: воспитатель
Миронова Юлия Вячеславовна
Чебаркуль
2020
Цели: Развитие познавательной активности детей в процессе экспериментирования с песком и глиной.
Задачи:
- Уточнять знания детей о свойствах песка и глины через опытно-экспериментальную деятельность;
- Развивать логическое мышление, умение анализировать и делать выводы;
- Обогащать словарь: «карьер», «сыпучий», «полезные ископаемые»;
- Воспитывать любознательность;
- Воспитывать аккуратность и самостоятельность во время проведения опытов; умение внимательно слушать воспитателя и своих сверстников.
Материалы: песок, глина, лупы, трубочки, прозрачные стаканчики, ёмкости с крышками, одноразовые ложки, одноразовые тарелки, вода, изделия из глины, иллюстрация «Пустыня».
Ход занятия
В: Ребята, к нам сегодня пришли гости. Давайте поздороваемся.
Внимание! Внимание!
Дорогие зрители,
Чудеса сейчас придут,
Интересно будет тут!
Я на вас погляжу,
Кое-что вам расскажу!
Вы на ус всё намотайте,
Говорить мне помогайте!
В: Дети, а вы любите проводить опыты, эксперименты? /ответы детей/
В: А что такое опыты, эксперименты? /дети отвечают./ Давайте я вам немного расскажу.
РАССКАЗ: Опыты – это когда например, смешали мы воду с краской и смотрим, как она меняет цвет, когда прислонили магнит к железу, и наблюдаем, как магнит притянул железо и так далее. Значит, можно сказать, что опыты – это наблюдение. Помещение, в котором проводят опыты, называется лабораторией. Благодаря опытам, люди изобретают что-то новое и улучшают уже существующие изобретения.
В: Дети, а как называется профессия людей, которые проводят опыты, мы узнаем, разгадав загадку:
Весь наукой увлеченный
Ставит опыты… (учёный).
В: Ребята, а хотите мы с вами сегодня тоже проведём опыты?
(На столе лежат предметы из глины /чашка, кувшин, дымковская игрушка/)
В: Дети, назовите предметы, которые лежат на столе? /перечисляют/
Как вы думаете, что объединяет эти предметы?
(если затрудняются, выставляю бокал)
Из какого материала сделаны эти предметы? Из чего сделан этот бокал? А из чего сделаны остальные предметы?
В: Значит, что объединяет эти предметы? /они сделаны из глины/
В: Ребята, а как вы думаете, можно ли все эти предметы изготовить из песка? /ответы детей/
В: Хорошо, а так ли это, мы узнаем после проведения опытов.
В: Ребята, а что вы знаете о песке и глине? /ответы детей/
Новый материал
В: Дети, глина и песок – это полезные ископаемые /их называют так потому, что приходится много земли ископать, чтобы добыть то, что для нас на земле полезно./ Они очень нужны и полезны для человека.
В: А где и как их добывают, вы знаете?
РАССКАЗ ВОСПИТАТЕЛЯ /сопровождается показом иллюстраций/: Песок добывают двумя способами: его активно добывают со дна рек и других водоёмов (его намывают, с помощью специальной техники, которая называется земснаряд). Также песок добывают из карьеров, при помощи какой техники? /экскаватора/
Добывать глину не сложно, ведь она расположена неглубоко слоями, между которыми находятся песок. Ее добывают так же в карьерах и на берегах озер и рек. Для её добычи используется тоже … /экскаватор/
В: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на иллюстрацию. Что на ней изображено? Что вы знаете о пустыне? /рассказы детей/
В: В пустыне не бывает зимы, там очень жарко. Мало воды, почти нет растительности. Когда у нас поднимается ветер, начинается пурга или метель. А в пустыне ветер поднимает очень много песка, и начинается песчаная буря. Хотите посмотреть, как это происходит?
(подходим к столу, дети встают вокруг стола)
Опыт № 1 (делает воспитатель)
Приготовлены ёмкости с песком и с глиной, закрытые крышками, и в них вставлены трубочки. Через трубочку с силой вдуваем воздух в ёмкость. Внутри создаётся ветер. Что происходит с песчинками? Почему? А с кусочками глины? Почему? / песчинки маленькие, легкие, не прилипают друг к другу, поэтому легко сдуваются, а кусочки глины тяжелые, поэтому сдуваются труднее/ - вывешиваю картинки на закрепление
В: Ребята, предлагаю немного отдохнуть.
Физминутка
Мы немного отдохнём, (наклон вперед, машем руками внизу)
Встанем, глубоко вздохнём.
Руки в стороны, вперед.
Влево, вправо поворот.
Дружно хлопаем руками: раз, два, три
Дружно топаем ногами: раз, два, три
Тихо сядем мы за стол, (проходим за столы)
И продолжим разговор.
В: Перед вами лежат карточки-схемы, посмотрите на первую картинку. Что нужно сделать?
Самостоятельная деятельность
Опыт № 2
Возьмите стаканчик с песком и ложку, и аккуратно насыпьте его в тарелочку. Легко сыпется песок? Что можно сказать про песок? Какой он? /сыпучий/
А теперь возьмите стаканчик с глиной и ложку, и попробуйте насыпать её на тарелку. Легко сыпется? Что легче насыпать песок или глину?
В: Сделаем вывод: Песок какой? Что напоминает песок, когда сыпется? /струю воды/
Значит, песок сыпучий, и его движение напоминает струю воды.
В: А глина сыпучая? Как глина сыпется? /комочками/
(вывешиваю картинки на закрепление)
Опыт № 3
В: Смотрим на схему, что нужно делать дальше? /взять лупу и рассмотреть через нее песок и глину/
В: Расскажите, что вы видите? /ответы детей/ Как выглядят частички песка? /мелкие, отдельно друг от друга/ А как выглядят частички глины? /они находятся близко друг к другу, склеены между собой/
Давайте сделаем вывод: /песок сыпучий, рыхлый, а глина пластичная (как пластилин), частички склеены между собой/
(вывешиваю картинки на закрепление)
Опыт № 4
В: Ну, а теперь посмотрим, как пропускают воду песок и глина. Посмотрите внимательно на схему, и скажите, что Вы сейчас будете делать?
В: Итак, аккуратно нальем немного воды в стаканчик с песком. Каким стал песок? /влажным, мокрым./ А куда исчезла вода? Она забралась в песок и «уютно устроилась» между песчинками.
Теперь нальём немного воды в стаканчик с глиной. Как водичка впитывается быстро или медленно? Медленно, медленнее, чем в песок. Часть воды остаётся сверху, на глине.
Вывод: /вода легко впитывается в песок и медленнее в глину, потому что частички глины находятся близко друг к другу/
В: Наши опыты закончились. Итак, давайте теперь ответим на наш вопрос: «Можно ли изготовить все эти предметы из песка?» /нет, так как песок рыхлый, сыпучий, его частички не склеены между собой/
Рефлексия
В: Итак, ребята, отодвиньте всё на край стола и послушайте меня внимательно.
В: Что вы можете сказать о песке? Какой он? /лёгкий, сыпучий, рыхлый, хорошо пропускает воду/
Что вы может сказать о глине? Какая она? /тяжёлая, сыпется комочками, как пластилин – пластичная, плохо пропускает воду/
Вам понравилось наше занятие?
В: Ребята, вы так хорошо позанимались, и я приготовила для вас сюрприз -
я покажу вам один удивительный эксперимент. Давайте подойдём к столу.
Заключительный опыт (как сюрпризный момент)
В 4 стакана насыпать разное количество ложек сахара (в первый 4 ч.л., во второй – 3 ч.л., в третий – 2 ч.л., в четвёртый – 1 ч.л. Затем добавить в каждый стакан по 3 ст.л. тёплой воды. Размешать сахар. Окрасить воду: 1 стакан – синий, 2 стакан – зелёный, 3 стакан – красный, 4 стакан – жёлтый. При помощи шприца, по стенке стакана, вливаем воду из второго стакана в первый, затем из третьего в первый, затем из четвёртого в первый.
Вода в стакане разноцветными слоями. Так происходит потому, что сахар имеет вес, и растворяясь в воде утяжеляет её.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина.
Календарно-тематическое планирование в средней группе Тема: Природные материалы: песок и глина....
Презентация проекта "Песок и глина"
Поисково- исследовательская деятельность детей с песком и глиной....
Занятие в старшей группе "Песок и глина"
Интересное, занимательное занятие для страшей группы...
Проект "Песок и Глина"
Экологический проект«ПЕСОК И ГЛИНА»Тип проекта: познавательно-исследовательский. Участники проекта : педагоги, дети, родители. Длительность: кратковременный, 1 недел...
Презентация "Для чего человеку нужны песок и глина"Экологическая викторина
Экологическая викторина с участием родителей в летний период....
Песок и глина.
Познакомить детей с особенностями песка и глины, сравнить, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни....
Проектная деятельность Конспект НОД по познавательному развитию в первой младшей группе. Опытно-экспериментальная деятельность. Тема. «Песок и глина. Свойства песка и глины»
Тема: ПЕСОК И ГЛИНА. СВОЙСТВА ПЕСКА И ГЛИНЫЦель: познакомить со свойствами песка и глины.Материал: песок, глина, вода.Оборудование: стакан, ёмкость, палочка....