Экологический проект "Огород на подоконнике" для детей (2-3 лет)
проект по окружающему миру

Соколова Татьяна Анатольевна

Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx31.07 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад №209»

Утверждено заведующий МДОУ

«Детский сад №209»______Е.Н. Ромашкина

Приказ №___ - ОД от_________

СОГЛАСОВАНО

Педагогическим советом

МДОУ «Детский сад №209»

Экологический проект

«Огород на подоконнике»

(Возраст детей 2-3 года)

 

Руководители проекта:

Воспитатели МДОУ «Детский сад №209»

Соколова Татьяна Анатольевна

Боркова Наталия Николаевна

 

 

 

г. Ярославль, 2022

 Экологический проект «Огород на подоконнике»
Проект реализуется с детьми 2-3 лет.
Направленность
: экологическое воспитание через познавательно-исследовательскую деятельность.
Предпосылка
: привлечь к работе проекта как можно больше детей; сделать проект сотворчеством воспитателя, детей и родителей.
Вид проекта
: познавательно – практический, среднесрочный.

Сроки реализации: апрель-май 2022 года.

Актуальность проблемы: Дети раннего возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит.
Участники проекта
: Воспитатели, воспитанники, родители.
Описание предметно – развивающего пространства
: – групповое помещение группы раннего возраста «Ручеек».  Оборудование для оформления «Огорода на подоконнике»: искусственное покрытие «трава», дом, сарай, вазы с березовыми ветками, забор из веток; картинки: солнышко, тучек, бабочки, божьи коровки, герои мультфильма «Простоквашино», посуда для посадки растений, лук - севок, горох, семена помидора, семена огурца, укроп, смена цветов «Бархатцы», почва.

Цели:

- Воспитывать у детей желание участвовать в трудовой деятельности.

- Научить с помощью воспитателя сажать растения;

- Поливать растения под руководством воспитателя;

- Дать представления о выращивании растений;

- Наблюдение за всходами растений;

- Воспитывать бережное и заботливое отношение к растениям;

- Привлечь родителей к активной жизни детского сада в рамках организации и реализации проекта;

- Формировать у детей познавательный интерес к растениям;

- Организация художественно – продуктивной творческой деятельности.

Задачи:

Обучающие:

- познакомить детей с предметным миром и правилами безопасного обращения с предметами;

- формировать представления о правилах безопасного поведения в играх с почвой и водой;

- формировать элементарные представления о правильных способах взаимодействия с растениями: рассматривать растения, не нанося им вред;

- продолжать работать по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности;

- формировать умение (побуждать) включать движения рук по предмету в процесс знакомства с ним: обводить руками части предмета, гладить их и т.д.;

- формировать умения называть свойства предметов: большой, маленький, и др.;

- формировать представления о пространственных соотношениях;

- формировать представления о простейших связях между предметами ближайшего окружения;

- формировать умение различать по внешнему виду овощи и фрукты;

- формировать умение слушать небольшие рассказы без наглядного сопровождения;

- приобщение детей к рассматриванию рисунков в книгах;

Воспитательные:

- воспитывать отрицательное отношение к грубости, жадности; развитие умения играть не ссорясь, помогать друг другу и вместе радоваться успехам, красивым игрушкам и т. п.;

- воспитывать интерес к труду взрослых. Расширение круга наблюдений детей за трудом взрослых. Привлечение их внимания на то, что и как делает взрослый, зачем он выполняет те или иные действия;

- поощрять желания помогать взрослым;

- привлекать внимание детей в помещении и на участке к тому, как взрослый ухаживает за растениями (поливает, рыхлит, полет);

- воспитывать бережное отношение к растениям, желания и умения заботиться о них.

Развивающие:

- развивать логическое мышление и зрительную память. Совершенствовать навыки диалогической речи;

- формировать начальные навыки ролевого поведения; умения связывать сюжетные действия с ролью;

- обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом;

- привлекать детей к выполнению простейших трудовых действий;

- развивать интерес к растительному миру;

- развитие понимания речи и активизация словаря на основе расширения ориентировки детей в ближайшем окружении;

- поощрение употребления усвоенных слов в самостоятельной речи.

- развитие артикуляционного и голосового аппарата, речевого дыхания, слухового внимания;

- развитие эстетического восприятия окружающих предметов;

- развитие интереса к действиям с карандашами, пластилином, акварелью;

- формирование умения различать цвета карандашей, фломастеров, правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, горизонтальные, наклонные. Подведение детей к рисованию предметов округлой формы;

- развитие интереса детей к лепке. Знакомство с пластическими материалами: пластилином;

- формирование умения аккуратно пользоваться материалами;

- формирование представления о том, что карандашами, фломастерами и красками рисуют, а из пластилина лепят;

- развитие умения отвечать на вопросы по содержанию картинок;

- развитие интереса детей к окружающему;

- вызвать у детей интерес к растениям через стихи, загадки, проектно-исследовательскую деятельность и организацию художественно- продуктивной творческой деятельности.

Активизация словаря: лук, помидор, огурец, укроп, горох, семена, земля, вода, солнце, трава, сажать, поливать, смотреть, наблюдать.

Работа над проектом с родителями:

- привлечь родителей к организации и реализации проекта;

- обсуждение темы проекта;

- рекомендации по созданию мини-огорода в домашних условиях.

Работа над проектом с детьми:

Познавательно – исследовательская деятельность (НОД):

- рассматривание растений (понятия большой - маленький; один - много);

- наблюдение за посадкой, первыми всходами;

Развитие речи (беседы, чтение художественной литературы, разучивание потешек, стишков, отгадывание загадок);

Игровая деятельность (игры, игровые ситуации);

Продуктивная деятельность:

Мероприятия

Цели

Ответственные

  1. этап подготовительный

1.1.Изучение и сбор теоретического и методического материала по использованию проектного метода

Повышение собственной профессиональной компетентности через изучение технологии проектирования

Воспитатели

1.2. Составление плана над проектом.

Реализация мероприятий по проектной деятельности

Воспитатели

1.3. Беседа с родителями на тему «Огород на подоконнике».

Сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта

Воспитатели,
родители.

1.4. Поисковая работа по подбору иллюстративного материала, художественных произведений, информационного материала о луке (энциклопедии), дидактических и театрализованных игр, бросового материала, произведения устного народного творчества.

Создать условия для реализации проекта «Огород на подоконнике».

Воспитатели,
родители.

1.5. Создание условий для организации работы: приобретение емкости, почвы, лука,  семян (помидора, огурца, укропа), гороха бросового материала для оформления

Воспитывать трудолюбие, развивать творчество детей.

Воспитатели,
родители.

1.6. Консультация для родителей «Огород на подоконнике»

Просвещать родителей по данной теме.

Воспитатели.

2 этап – основной

2.1.Рассматривание иллюстрации о растениях, беседы с детьми.

Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углубить и расширить знания о растениях.

Воспитатели.

2.2. НОД - Комплексное занятие по сказке «Репка» (большой - маленький)

Упражнения в установлении сходства и различия между предметами, имеющими одинаковое название. Формирование умения называть свойства предметов: большой, маленький и др.

Воспитатели.

2.3. НОД: занятие по художественно – эстетическому развитию «Раскрасим лучок».

Развитие эстетического восприятия окружающих предметов. Формирование умения различать цвет карандашей (зеленый и желтые цвета), правильно называть их; рисовать разные линии (длинные, короткие, вертикальные, наклонные).

Воспитатели.

2.4. НОД: Конспект занятия по сенсорному развитию (дидактическая игра) «ЧУДЕСНЫЙ МЕШОЧЕК».

Обогащение чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развитие внимания и памяти; развитие тактильных ощущений, мелкой моторики руки; учить детей правильно употреблять в речи название качеств,

предметов  (величина, цвет), отвечать на вопросы полными ответами, составлять небольшой рассказ.

Воспитатели.

2.5. Разучивание потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом, овощами, фруктами.

Познакомить с фольклорными произведениями, связанными, овощами, фруктами.

Воспитатели.

2.6. Рассматривание иллюстраций, картинок.
Рисование с детьми овощей и фруктов.

Воспитывать желание заниматься творчеством самостоятельно.

Воспитатели.

2.7. Отгадывание загадок про овощи и фрукты.

Развивать смекалку, память, внимание.

Воспитатели.

2.8.Рассматрение муляжей, уточнение формы, цвета.

Формировать представления детей об овощах и фруктах.

Воспитатель.

3 этап – заключительный

3.1. Подведение итогов.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

Воспитатели, дети.

4 Этап - презентационный

Фото – видео репортаж «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.

Обобщение опыта работы.

Воспитатели,
родители, дети.

Создание фотоальбома «Огород на подоконнике»

Подвести итог проделанной работы.

Воспитатели

Предполагаемый результат:

1. Дети получат знания о том, что растения живые, их поливают, сажают, выращивают.

2. Дети получат представления о труде взрослых, научатся правильно называть трудовые действия.

3. Проводимая работа позволяет воспитывать трудолюбие, бережное отношение к растениям.

4. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.

Этапы проекта:

1 Этап – подготовительный:

1. Создание условий для проекта «Огород на подоконнике»;

2. Изучение методических пособий и литературы по теме;

3. Подбор художественной литературы (пословицы, стихи, загадки, игры);

4. Обсуждение с родителями на тему: участвуем в проекте «Огород на подоконнике»;

5. Составление перспективного плана мероприятий.

2 Этап – основной:

1. НОД;

2. Беседы;

3. Рассматривание картин, иллюстраций;

4. Чтение литературы;

5. Дидактические игры;

6. Художественно – эстетическое развитие (лепка, раскрашивание).

3 Этап – заключительный.

Анализ и обобщение результатов, полученных в процессе познавательно-исследовательской деятельности детей.

4 Этап - презентационный:

- Фоторепортаж (видео) «Как мы сажаем и ухаживаем за растениями».

- Выставка детских рисунков, поделок из пластилина, связанных с тематикой проекта.

 

Приложение

Конспект дидактической игры «Чудесный мешочек» 

с детьми группы раннего возраста.

Цель: Дать обобщенное представление об овощах (огурец, морковь, помидор).

Интеграция ОО:

-познавательное развитие

- коммуникация.

Образовательные задачи:

1. Учить узнавать и называть овощи (помидор, огурец, морковь) по внешнему виду (название, цвет, форма).

2. Закреплять понятие (много, один, научить выделять «много –один».

3. Развивать активный словарь детей.

Развивающая задача:

развивать речь, мышление, память.

Воспитательная задача:

воспитывать желание рассматривать овощи.

дети сидят полукругом.

Словарная работа: морковь, помидор, огурец, красный, зеленый, вытянутый, оранжевая, круглый, острый.

Ход игры:

Вводная часть:

К детям приходит сказочный персонаж - заяц.

Заяц: «Здравствуйте, ребята. Я к вам пришел поиграть. Посмотрите, что у меня есть!» (Дети рассматривают чудесный мешочек).

Ребята, хотите посмотреть, что у меня в мешочке?

Дети: Да, хотим!

Основная часть:

Воспитатель«Садись зайчик.»

Воспитатель достает овощ-помидор.

«Это помидор. Коля, скажи что это?» (помидор).

- «Давайте хором скажем «помидор»!

«Посмотрите помидор красного цвета» (индивидуальные и хоровые проговаривания).

«Посмотрите ребята, он круглой формы» (хоровые и индивидуальные проговаривания).

Воспитатель достает огурец

«Это огурец» (индивидуальные и хоровые проговаривания).

«Огурец зеленый» (инд. проговар).

- «Посмотрите, огурец продолговатый, вытянутый (инд. проговаривание).

Воспитатель достает морковь

«Это морковь. Катя, что это?» (инд. и хоровые проговаривания).

«Морковь оранжевая»(инд. и хор. прогов.)

-«Морковь продолговатая. Один конец у моркови острый.»

-«Соня,какая морковь?»

«Давайте хором скажем. Продолговатая, один конец острый.»

«Ребята, посмотрите, сколько у нас овощей. Много.»

Хором скажем «Много».

Убирает овощи, оставляет один.

-«А теперь сколько овощей? Один.»

После рассматривания всех овощей, овощи складывают в мешочек. Зайчик вызывает всех детей по очереди. И каждый ребенок вытаскивает овощ и описывает его (с помощью наводящих вопросов).

Таким образом, можно рассмотреть каждый овощ несколько раз.

Заключительная часть:

Воспитатель:

«Что нам зайчик сегодня принес?»

Детимешочек.

Воспитатель«Что в мешке?»

Дети: овощи.

Воспитатель«Куда мешочек с овощами унесли

Дети«На кухню поварам.»

Конспект комплексного занятия по сказке «Репка»

 в группе раннего возраста

Задачи:

Образовательные: закрепляем знания детей об овощах, особенностях внешнего вида; упражнять в узнавании реальных изображений и силуэтных; формировать умения детей различать предметы по величине (большой, средний, маленький).

Развивающие: развивать устойчивость зрительного внимания и памяти; развитие мыслительных процессов и речи; развитие мелкой моторики рук.

Воспитательные: формировать умение внимательно слушать педагога и других детей; воспитывать сосредоточение на деятельности.

Предварительная работа: чтение сказки «Репка».

Методы: игровой, словесный, наглядно-практический.

Структура занятия:

Вводная часть:

Создание игровой мотивации.

Основная часть:

1. Чтение сказки «Репка» совместно с детьми.

2. Беседа-игра по сказке, после её прочтения:

a) Д/И «Что за овощ?»

b) Д/И «Тени»

c) Д/И «От маленького к большому»

d) Д/И «Кто с начала, кто потом»

Физминутка

3. Коллективное рисование

Заключительная часть:

Подведение итогов.

Ход занятия:

Вводная часть:

Вот и солнышко взошло, с собой сказку привело (из-за облака поднимаем солнышко).

Что за сказочка такая ты попробуй, угадай:

«Её тянут бабка с внучкой,

Кошка, дед и мышка с Жучкой»

Выслушиваем ответы детей, если возникли затруднения, помогаем им с ответом: «Это сказка Репка».

Основная часть:

1. Чтение сказки «Репка» совместно с детьми.

Сказка:

Посадил дед (что) репку – выросла репка (какая) - большая, пребольшая.

Стал дед репку из земли тащить: тянет-потянет, вытянуть не может.

Позвал дед на помощь (кого) - бабку. Бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Позвала бабка (кого) - внучку. Внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула внучка (кого) - Жучку. Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула Жучка (кого) - кошку. Кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут, вытянуть не могут.

Кликнула кошка (кого) - мышку. Мышка за кошку, кошка за Жучку, Жучка за внучку, внучка за бабку, бабка за дедку, дедка за репку: тянут-потянут - вытащили репку. (по мере прочтения, на мольберт выставляются герои сказки)

2. Беседа-игра по сказке, после её прочтения.

a) Д/И «Что за овощ?»

Педагог: «Что посадил дед? Морковку, репку, капусту?» (выставляем названные овощи, выслушиваем ответы детей)

- «Много дед посадил репы или одну?» (выслушиваем ответы детей, если затрудняются с ответом, помогаем им)

- «Покажите мне репку?» (вызываем ребёнка, чтобы показал овощ)

- «А это что за овощ? А это?» (показываем на оставшиеся овощи, выслушиваем ответы детей. Если возникают трудности с правильным ответом, то помогаем детям назвать овощи)

- «Молодцы! А теперь усложняем задачу».

b) Д/И «Тени»

Педагог: «Найдите для каждой тени свой овощ» (выставляем на мольберт тени овощей, вызываем детей выполнить задание, оказываем помощь при его выполнении в случаях затруднения)

c) Д/И «От маленького к большому»

Педагог: «Репка выросла у деда какая? Большая или маленькая?» (выслушиваем ответы детей)

- «Вначале репка была маленькая, потом она росла, росла и выросла большая, пребольшая. Расставьте репки в правильном порядке от самой маленькой к самой большой». (выставляем на мольберт репки разного размера, вызываем детей выполнить задание на мольберте самостоятельно, оказываем помощь в случае затруднения, используем слова маленькая, средняя, большая)

d) Д/И «Кто с начала, кто потом»

Педагог: «Ребята, кто тянул репку? Дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка» (помогаем детям вспомнить и назвать всех героев сказки, называя, выставляем их на мольберт)

- «Расставьте сами героев сказки в правильной последовательности» (приглашаем детей выполнить задание, помогаем вопросами: «Кто пошёл первым репку тянуть? А кто потом?и т. д.»)

Физкультминутка «В огороде репка»:

- «А сейчас покажем, какая она репка»

В огород мы пойдём (Идём с детьми по кругу)

Овощей наберём (Имитируем сбор овощей)

В огороде нашем нет нашей репки краше! (Поглаживаем лицо руками)

Круглый бок, (Повороты в стороны)

Жёлтый бок (Наклоны в стороны)

Сидит на грядке колобок (Приседаем)

Врос он в землю крепко, потянем его детки (Наклоны вперёд)

Тянем-потянем вот и вытащили репку! (Поднимаем вверх руки)

А она сочна, кругла, большая. (Разводим руки в стороны)

Одним словом удалась, словно солнышко зажглась (Закрываем глаза, жмуримся, поднимаем руки вверх)

3. Коллективное рисование.

Педагог: «Вот какая репка! Посмотрите у нас тут целая грядка репы (подводим детей к нарисованной грядке с репками).

- «Только эти репки никак не вытянуть. У них нет хвостиков. Но это не беда. Нарисуем хвостики. Для этого понадобятся наши помощники – фломастеры. Как вы думаете, какой фломастер мы возьмём? Мы возьмём зелёный фломастер и нарисуем хвостик. Вот так» (показываем детям, как нарисовать хвостик у репки, далее дети продолжают рисовать хвостики самостоятельно или с помощью педагога)

- «Вот какие репки у нас получились. На грядках сидят, на деда с бабой глядят, да в рот хотят. Вот дед с бабкой их и вытащат. А если сами не смогут, то подмогу позовут» (рассматриваем рисунки детей).

Заключительная часть:

Педагог: «Вот и солнышко заходит, с собой и сказочку уводит. Мы сегодня молодцы, постарались от души. Сказку рассказали, в игры поиграли» (прячем солнышко за облако).

Загадки

***
Красна девица 
Сидит в темнице, 
А коса на улице. 
(Морковь)

***
Сто одежек - 
Все без застежек. 
(Капуста) 

Сидит дед во сто шуб одет, 
Кто его раздевает, 
Тот слезы проливает. 
(Лук) 

***
Маленький, горький, 
Луку браток. 
(Чеснок) 

***
В огороде – желтый мяч, 
Только не бежит он вскачь, 
Он как полная луна, 
Вкусные в нем семена. 
(Тыква) ***


Круглый бок, желтый бок, 
Сидит в грядке колобок. 
Врос в землю крепко. 
Что же это? 
(Репка) 

Повернулось к солнцу 
Золотое донце. 
(Подсолнух) 

В огороде вырастаю. 
А когда я созреваю, 
Варят из меня томат, 
В щи кладут и так едят. 
(Помидор) 

***
Летом – в огороде, 
Свежие, зеленые, 
А зимою – в бочке, 
Крепкие, соленые. 
(Огурцы) 

***
Голова на ножке, 
В голове горошки. 
(Горох) 

***

Над ним не кружит пчелка

Она с ним не дружна

Пахучая метелка

Солениям нужна

(укроп)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы.

Тема: «Формирование экологической грамотности и культуры детей посредством экологической тропы » Презентация...

Проект "Экологическая тропа" как средство экологического образования и воспитания детей в ДОУ

В современных условиях экологическое воспитание осуществляется в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (ФГОС ДО), то есть в правильной организац...

Экологическая акция - метод ознакомления детей с природой и воспитания экологической культуры.

Выступление на семинаре «Технология экологического воспитания дошкольников»...

Долгосрочный проект "Экологический патруль" в дошкольной образовательной организации, который ставит своей целью повышение экологической культуры взрослых и детей.

laquo;Экологический патруль» - долгосрочный проект в дошкольной образовательной организации, который ставит своей целью повышение экологической культуры взрослых и детей, знакомство участников ...

«Экологический турнир». Досуг для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию.

laquo;Экологический турнир». Досуг для детей старшего дошкольного возраста по экологическому воспитанию....