Проект "Удивительный песок"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Волкова Марина Николаевна

Проект «Удивительный песок»

Тип проекта: исследовательский, социальный.

Срок проекта: среднесрочный (3 недели)

Участники проекта: дети  младшей группы, родители, воспитатель.

Актуальность проекта

Проектная деятельность – это дидактическое средство активизации познавательного и творческого развития ребенка и одновременно формирование личностных качеств ребенка.

Игры с песком дают детям  возможность справиться с эмоциональным напряжением. Они вовлекают ребёнка в интереснейший процесс познания окружающей среды.

Объектом изучения в проекте стал сухой и влажный песокПесок в сухом виде текучий, рассыпается, не держит форму. В тоже время мокрый песок сохраняет заданную. Проблемой в проекте является вопрос - как из сухого песка сделать влажный. Основное место в планировании отведено совместной деятельности детей с воспитателем, в силу маленького возраста детей. Воспитателю отводится ведущая роль – он умело направляет детей, создает атмосферу интриги, сюрпризности моментов и поиска решения задач.

Цель: Установление психологического комфорта, снятие эмоционального напряжения. Знакомство детей со свойствами сухого и мокрого песка, создание условий для реализации потребности детей в действиях с природным материалом, экспериментированию с песком.

Задачи

1. Снятие эмоционального напряжения через развитие тактильно-кинестетической чувствительности общей и мелкой моторики рук;

2. Формирование у ребенка представления об окружающем мире;

3. Развитие восприятия, мышления, памяти, внимания, речи, творческого мышления, воображения и фантазии, навыков самоконтроля. Обогащение чувственного опыта ребёнка.

4. Знакомить детей со свойствами песка (сухой – влажный, сыпется – лепится).

5. Воспитывать аккуратность в обращении с песком, умение играть со сверстниками рядом. Знакомить с правилами игры в песочнице.

Взаимосвязь образовательных областей:

• Познавательное развитие (опытническая, исследовательская деятельность; труд в природе; наблюдения; дидактические игры, беседы)

• Речевое развитие (чтение художественной литературы, загадки, потешки, рассматривание иллюстраций, фольклор)

• Социально коммуникативное развитие (трудовое воспитание, труд в природе, ОБЖ)

• Художественно-эстетическое развитие (рисование, лепка, аппликации, театрализация, пение, хороводные игры)

• Физическое развитие (спортивные, подвижные игры, физминутки, пальчиковая гимнастика)

Предполагаемый результат

Достижение положительного эмоционального благополучия. Достижение положительных эмоций (радость, удивление, снижение негативных проявлений (страх, агрессия, тревожность) и уменьшение проявления отрицательных эмоций (злость, гнев, обида); но самое важное – получение ребёнком первого опыта рефлексии, он учится понимать себя и других.

Формирование умения осознанно выполнять действия с сухим и влажным песком. Проявление у детей самоконтроля во время игр и действий с песком. Воспитание интереса к результату и чувства удовлетворения от деятельности.

Ресурсное обеспечение

Центр воды и песка, мини - песочницы, лопатки и формочки для песка, детские лейки, пластиковые бутылочки, морские камушки, ракушки, крупные семена (бобы, горох, косточки от фруктов и скорлупки от орехов, наборы мелких игрушек.

Вопросы на которые будем искать ответы

• Что мы знаем о песке?

• Из чего состоит песок?

• Можно ли из сухого (мокрого) песка лепить?

• Можно ли сухим (мокрым) песком рисовать?

• Может ли песок двигаться?

• Где и как люди могут использовать песок?

• Как можно играть с сухим и мокрым песком?

Основные этапы и направления реализации цели проекта:

1. Подготовительный этап (определение цели, задач проекта, сбор информации)

2. Основной этап.

- Работа с детьми;

- Работа с родителями;

3. Заключительный (презентация проекта, развлечение детей)

Работа с родителями

Привлечь к сбору бросового и природного материала, мелких игрушек для игр с песком, заготовке песка, емкостей и ящичков для песка.

Рабочий план реализации проекта

Мероприятия по реализации проекта

1. Беседа с детьми, знакомство с правилами игры песком.

2. Проблемная ситуация «Поможем Мишутке. Песок попал в лицо»«Песок упал на пол»«Мишутка облился водичкой».

3. Наблюдение за свойствами песка (сухой и влажный)

4. Лепка из песка «Песочные куличики»»

5. П/и «Солнышко и дождик»«Лягушки»«Пройди по дорожке».

6. Игры с песком: копание песка совком, «Зоопарк»«Приготовим обед».

7. Экспериментальная деятельность «Песочная горка»«Пересыпание сухого песка из бутылочки»«Свойства мокрого песка»«Рисунки из песка»«Отпечатки на песке»«Из чего состоит песок»«Сравнение мокрого и сухого песка по весу».

8. Художественно – творческая деятельность:

Лепка «Солнышко», творческая мастерская на песке «Солнышко», аппликация «Солнышко».

Д/и «Тайничок»«Мышка».

9. Чтение литературных произведений: В. Ланцетти «Рисунок на песке», М. Ершова «Песочница»

10. Слушание песни «Я на солнышке лежу» муз. Шаинского, сл. М. Пляцковского, Музыкально – ритмичное движение «Танец маленьких утят».

11. Физкультминутка «Я на солнышке лежу»

Итоговое мероприятие

- Игра – развлечение с песком«Озорные ручейки»

- Создание презентации «Игры с песком»

-Мастер – класс с родителями«Рисование песком».

Перспектива развития проекта: планирование проектной деятельности с детьми и родителями в последующих возрастных группах по теме песочная терапия, использование других сыпучих материалов.

Наши ближайшие планы:

Рисование песком на оргстекле;

Игры с цветным песком;

Развивающие игры с солью, горохом, манной крупой;

Кинетический песок.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

• Варыгина В. В., Горбач Т. В. Исследовательская деятельность в ДОУ: опыты, эксперименты, игры, вечера «сейчас узнаем».- Курск, 2010.

• Горькова Л. Г., Кочергина А. В., Обухова Л. А. Сценарий занятий по экологическому воспитанию дошкольников. - М.: ВАКО 2005.

• Павлова Л. Н. Познание окружающего мира детьми третьего года жизни. Методическое пособие. – М.: ТЦ Сфера, 2013. – 144 с.

О. М. Масленникова, А. А. Филлипенко, Экологические проекты в детском саду. - Волгоград, Издательство «Учитель», 2011.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proek_udivitelnyy_pesok.docx1.45 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы для родителей - "Сыпь песок"

  Не секрет, что имя Марии Монтессори давно на слуху у молодых мам и продвинутых педагогов. Вот уже почти век имя М. Монтессори (1870 - 1952) - психиатра и психолога, детского врача ...

Перспективный план кружка "Чудесный песок"

В работе с песком у детей развивается творчество и фантазия, умение доводить начатое дело до конца, видеть результат своего труда и  получать от этого удовольствие и чувство удовлетворения, что с...

Методическая разработка: мастер-класс – кинетический песок или «Живой песок»

Познакомить со способом изготовления  и внедрить использование кинетического песка в свою практику....

Н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок н. А. САКОВИЧ Технология игры в песок Игры на мосту.

 Концептуальные источники песочной терапии• История и современные тенденции песочной терапии • Психотерапевтические достоинства песочной терапии • Роль психолога в...

Презентация "Природный материал - песок, глина, песок"

Закреплять представления детей о свойствах песка, глины и камня.Формировать умение исследовать свойства природных материалов.Уточнять знание о том, что песок, глина, камень – неживая природа....

Экспериментальная деятельность «Песок. Сухой и влажный песок. Их свойства»

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"25229583","attributes":{"alt":"","class":"media-image"}}]]...

Мастер-класс "Кинетический песок - удивительный песок"

Мастер-класс для педагогов и родителей...