Открытое занятие в старшей группе.
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Павлюкова Татьяна Юрьевна

Познавательно - речевое занятия в

старшей группе на тему:

«Зимушка - Зима"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word_2.docx94.34 КБ

Предварительный просмотр:

Познавательно - речевое занятия в

старшей группе на тему:

«Зимушка - Зима
2022 г.

Основная образовательная область: «Познавательно-речевое развитие».
Интеграция: «Художественно-эстетическое развитие» (Рисование, музыка, «Социально-коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Цель: Закрепить знания детей о зиме, зимних явлениях. Развивать связную речь у детей.
Образовательные задачи:

  1. Расширять и активизировать словарь по теме «Зима».
  2. Обобщить и систематизировать представления детей о характерных признаках зимы.
  3. Продолжать обучать детей правильно пользоваться речью, отвечать полным предложением на вопросы.
  4. Учить рисовать нетрадиционным способом «рисование солью».

Развивающие задачи:

  1. Закреплять умение правильно строить предложения, развивать фонематический слух.
  2. Развивать внимание, память, логическое мышление, мелкую моторику.
  3. Учить отвечать на вопросы, рассуждать, решать проблемные ситуации, выслушивать своих товарищей.
  4. Совершенствовать грамматический строй речи, развивать фразовую речь, подбирать антонимы.
  5. Уточнить и активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения.
  6. Закреплять правильное произношение.
  7. Развивать зрительное и слуховое внимание, мышление, связную речь, тактильные ощущения, творческое воображение; артикуляционной, тонкой и общей моторики. 
  8. Совершенствовать умение работать кисточкой.

Воспитательные задачи:

  1. Воспитывать познавательный интерес к явлениям природы.
  2. Воспитывать интерес к занятиям по развитию речи и занятиям изодеятельности.
  3. Воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь .
  4. Воспитывать у детей стремление к достижению результата; воспитывать самостоятельность и аккуратность в работе.

Оздоровительные: следить за осанкой детей во время работы.
Методические приёмы: сюрпризный, игровой, словесный, наглядный, повторение, обобщение, художественное слово, физминутка, показ мультфильма, показ и объяснение воспитателя; наблюдение за работой детей; поощрение.
Словарная работа: снежинки, снежная, красивая, снежки, ледяной, холодный, искрящийся.
Индивидуальная работа: Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы, оказание помощи при рисовании снежинок нетрадиционным способом рисования.

Предварительная работа: Рассматривание иллюстраций о зиме, зимних явлений, зимних развлечениях. Чтение произведений о зиме; знакомство с пословицами, стихотворениями о зиме; разгадывание загадок о зимних явлениях. Беседы о животных, составление описательных рассказов, заучивание стихотворений о зиме, знакомство с народными приметами и пословицами.

Оборудование, наглядный материал: ИКТ – технологии: показ Microsoft Office PowerPoint, снежки,  снежинки с заданиями, аудиозапись муз. произведения Чайковского «Вальс снежных хлопьев», видеозапись  открытие волшебных ворот, картон чёрного или синего цвета, соль, клей ПВА, кисти для клея, клеенки и салфетки.

Планируемые результаты:

  • приобретение детьми опыта продуктивного взаимодействия друг с другом, умение слушать товарища;
  • повышение познавательной активности;
  • усвоение необходимых знаний по теме «Зима»;
  • формирование устойчивого интереса к наблюдениям за явлениями в природе.

Ход занятия

I. Вводная часть.

Дети входят в группу под музыку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите к нам пришли гости. Давайте мы с вами поздороваемся, и подарим гостям хорошее настроение (дети с ладошки сдувают хорошее настроение гостям)

Воспитатель: Ребята под ходите все ко мне, сейчас мы поиграем.

Мы ладошку к ладошке сложили,

И друг другу дружить предложили

Будем вместе весело играть,

Чтобы дружно умными стать.

Воспитатель: - Ребята, отгадайте мою загадку:

              Во дворе замёрзли лужи,

              Целый день позёмка кружит,

              Стали белыми дома.

              Это к нам пришла. (Зима)

1 слайд (картина зима)

Воспитатель: - Да, верно, зима.

- Какое сейчас время года? А какая – зима? Как вы узнали, что наступила зима? Есть у зимы три сыночка, три зимних месяца. Как они называются? (Декабрь, январь, февраль). А сейчас какой месяц? (декабрь).

Воспитатель: - А хотели бы вы побывать в гостях у зимы в волшебной мастерской?

Воспитатель. Тогда давайте будем собираться в дорогу и для этого нам с вами необходимо надеть теплые вещи. А что мы с вами будем надевать?

Ответы детей.

Тактильная игра-массаж“ Собираемся на прогулку”.

С помощью имитации надеваем:

 штаны, брюки, носки - дети делают легкое поглаживание ног,

надеваем кофты - поглаживание рук, живота,

надеваем валенки - поглаживание ног от пальцев до колена,

надеваем шапки - поглаживание головы, легкий массаж, имитация завязок,

застегиваем пуговицы на пуховиках - точечные движения от шеи до живота,

завязываем шарфы - имитация завязывания.

        

Воспитатель. Что, готовы? Тогда отправляемся! Повертелись- покружились у зимы в гостях очутились.

(Дети под музыкальное сопровождение кружатся вместе с Зимой.)

II. Основная часть

Воспитатель:- Вот мы и очутились в гостях. Посмотрите вокруг, как красиво! Очень много снега намело, сугробы кругом. Посмотрите , сколько много снега под этой ёлочкой(стоит  чашка со снегом, накрытая салфеткой.)

Воспитатель: Давайте возьмем снег в руки.

Ребята какой снег?

Ответы детей: Белый, холодный, пушистый, лёгкий.

Воспитатель: Ребята, теперь мы знаем какой у нас снег.А нам же нужно попасть в мастерскую. Чтобы добраться до мастерской, нам необходимо перешагивать через огромные сугробы и выполнять все задания, которые нам приготовили. Будьте осторожны и внимательны по дороге. Ну что, в путь!

Воспитатель: Вот вам первое задание. (Достаёт снежинку с заданием).
                                 Дидактическая игра «Доскажите словечко».

       На деревья, на лужок – тихо падает … (снежок).

       Вот веселье для ребят – всё сильнее… (снегопад).

       Все бегут вперегонки, все хотят играть в … (снежки).

       Словно в белый пуховик нарядился… (снеговик).

       На снегу-то, посмотри – с красной грудкой… (снегири).

       Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил… (снег).

Воспитатель: - Какие же вы молодцы. Отправляемся дальше. Будьте осторожны и внимательны, сугробы очень большие поднимайте выше ноги.

- Ребята, давайте поиграем в снежки.

2 слайд (картина дети играют в снежки)

Воспитатель: Следующее задание Дидактическая игра «Назови ласково»

Воспитатель: - Я буду кидать вам снежок, называя слово, а вы мне будете его возвращать, называя это слово ласково.           

          Зима – зимушка,  

горка – горочка, санки - саночки ,снег – снежок, лёд – ледок, снеговик – снеговичок,  ветер – ветерок ,льдина – льдинка, шапка-шапочка ,мороз – морозец.


 Воспитатель: - Ребята! Снежки холодные, и руки у вас, наверное, замёрзли. Давайте мы с вами погреем ручки.

                                             Упражнение «Снеговик»

Мы катаем снежный ком, (пальцами обеих рук проводить от середины лба до подбородка и обратно, не слишком надавливая).

Стал наш ком снеговиком:                                              

Шляпа, (приложить ко лбу ладони ребром и растирать его движениями от середины к краям).

Глазки,     (массировать веки лёгким поглаживанием пальцев рук).

Нос, (растирать крылья носа указательными пальцами рук).

Метла, (раздвинуть указательный и средний пальцы и растирать ушную зону).

Его улыбка так светла!  (улыбнуться, потирая ладошки друг о друга).

Воспитатель: - Молодцы, ребята! Ну что согрелись тогда у меня для вас следующее задание (достаёт следующую снежинку).

- Отправляемся дальше. Перешагиваем сугробы. Ой, кто же это (снеговик). Но почему-то очень грустный. Как вы думаете почему? (у него нет друзей, он совсем один). Вы сможете ему помочь? (да, мы с ним подружимся, развеселим его). А кажется я знаю, как его развеселить. Я предлагаю разучить стихотворение М. Бойкова про «Снеговика», я думаю снеговику это очень понравится. А учить мы будем необычным способом по схеме.

Раскраснелась детвора –
 Накатала три шара!
 Друг на друга их сложили
  И ведро нагромоздили.

Нос – морковка, уголь – глазки,
   Снеговик из детской сказки!

Руки-ветки, рот–конфета,
 Пусть стоит теперь до лета!

C:\Users\dns\Documents\Desktop\Портфолио_2018\t1550337605aa.jpg


 
Воспитатель: - Кто хочет рассказать стихотворение нашему снеговику? (2-3 ребёнка рассказывают стишок). Ой, смотрите, а снеговик стал веселее, ему очень понравилось, как вы рассказываете стихи.

 Воспитатель: - Ой, ребята, посмотрите, вот мы и дошли с вами до зимней мастерской, но чтобы в неё войти нужно сказать волшебные слова о снеге, но непросто сказать, а ещё выполнить движения. Ну что готовы?

Воспитатель:

как на горке снег, снег,           (встаем на носочки, руки вверх)
И под горкой снег, снег.          (приседаем)
И на елке снег, снег,               (встаем, руки в стороны)
И под елкой снег, снег.           (обхватываем себя руками)
А под снегом спит медведь,     (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя)
Тише, тише, не шуметь            (пальчик к губам, шепотом)

Воспитатель: - Молодцы, ребята!

- Вы всё верно сделали и дверь в мастерскую открыта для вас.

Проходите и присаживайтесь за столы. Посмотрите, что у вас на столах лежит? (листочки).

- Обратите внимание на листочки. Они совсем пустые. Нужно украсить их снежинками. (Перед детьми стоит соль, клей).

- Только вот чем? У нас с вами нет кисточек (предположения детей).

- Правильно. С помощью клея и соли.

(Показ выполнения работы педагогом).

Но прежде, чем, приступить к работе, давайте разомнём свои пальчики.

Пальчиковая гимнастика «Снежок»

     Раз, два, три, четыре,                   (Загибают пальчики, начиная с большого.)

     Мы с тобой снежок слепили.      («Лепят», меняя положение ладоней.)

     Круглый, крепкий, очень гладкий.   (Показывают круг, сжимают ладони, гладят одной ладонью другую.)

     И совсем-совсем не сладкий.       (Грозят пальчиком.)

     Раз — подбросим.                         (Подбрасывают воображаемый снежок.)

     Два — поймаем.                            (Ловят воображаемый снежок.)

     Три — уроним                               (Роняют воображаемый снежок.)

     И... сломаем.                                  (Топают.)

Самостоятельная деятельность детей.  (Дети приступают к работе. Воспитатель смотрит за выполнением, за осанкой)(Во время работы звучит музыка).

III. Заключительная часть

Воспитатель: - Молодцы! Вы, хорошо справились с работой. А теперь нам пора возвращаться в детский сад. Для этого нужно сказать “волшебные” слова. Дети встают, говорят волшебные слова: «Снежинка кружится раз, снежинка кружится два, снежинка кружится три, ребятам в детский сад попасть помоги».

Воспитатель: Вот мы и вернулись в детский сад.

- Какое у вас настроение после путешествия?

- О каком времени года мы сегодня говорили?

- Что было для вас самым сложным  и что не получалось на пути к мастерской Зимы?

Воспитатель: Вот у меня есть красивые снежинки, они все разные: большие и маленькие. Я предлагаю вам взять каждому по снежинке. Если вы хорошо занимались, у вас все получилось - то возьмите большую снежинку, а если вы считаете, что получилось не так как хотели (не всё хорошо, или что-то не получилось) – то возьмите снежинку поменьше. Молодцы!

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия(открытое занятие в старшей группе)

Закрепить умение рисовать методом «тычка» и «выдувания»;Закрепить с детьми способ получения розового цвета;Закрепить знания детей о деревьях;Помочь детям познать окружающую действительность, раз...

К О Н С П Е К Т занятия по развитию речи на тему: «Пословица, не зря молвится» (открытое занятие в старшей группе в рамках «Круглого стола» с учителями, логопедами по теме «Формирование связной речи в детском саду и школе – взаимосвязь и преемственнос

Программное содержание:Учить  детей рассказывать о смысле знакомой   пословицы, придумывать рассказ из личного опыта (по плану воспитателя) подходящих к данным пословицам; развива...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи».

Тема: «В поисках сюрприза»Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение ...

Конспект открытого занятия в старшей группе: «Интегрированное занятие по математике и развитию речи». Тема: «В поисках сюрприза»

Программное содержание:Формировать у детей элементарные математические представления, совершенствовать навыки количественного и порядкового счета в пределах 10. Умение называть соседей цифр, находить ...

Конспект открытого занятия в старшей группе по познавательному развитию «Необычное путешествие к самому себе» в старшей группе

laquo;Необычное путешествие к самому себе»  Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации.Задачи:Образовательные задачи: формировать представления о здоровье, з...

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога «Путешествие в мир эмоций» Старшая группа

Конспект открытого занятия в старшей группе педагога-психолога  «Путешествие в мир эмоций»Цель:- Развивать эмоциональный интеллектЗадачи:-Учить определять эмоции по основным...