Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Народы России»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Богоявленская Ирина Александровна

 Цель:

 Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Задачи:

Формировать и расширять знания детей о России, о многообразии народов, их особенностях.

Воспитывать доброжелательное отношение к народам России. Воспитывать любовь к своей родине и желание больше узнать о ней.

Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 9.konsp_._narody_rossii.docx377.87 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

средняя общеобразовательная школа «Горки-Х»

дошкольное отделение детский сад №51

(МБОУ СОШ «Горки-Х» дошкольное отделение детский сад № 51)

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по формированию целостной картины мира

на тему: «Народы России»

в старшей группе № 10 «Искорки»

                                                         

Подготовила:

Воспитатель (I квалификационная категория)  

Богоявленская Ирина Александровна

п. Горки - 10

 2023г.

Конспект

организованной образовательной деятельности

 по формированию целостной картины мира

на тему: «Народы России»

 Цель:

 Познакомить детей с многонациональным составом населения России, воспитывать уважительные, дружелюбные чувства к людям разных национальностей.

Задачи:

Формировать и расширять знания детей о России, о многообразии народов, их особенностях.

Воспитывать доброжелательное отношение к народам России. Воспитывать любовь к своей родине и желание больше узнать о ней.

Развивать познавательный интерес, стимулировать желание узнавать о жизни народов России.

Предварительная работа: Чтение народных сказок, Беседы, рассматривание глобуса.

Материалы и оборудование: карта России с указанием мест проживания народов России, изображения людей в народных костюмах.

Ход Занятия:

Воспитатель: ребята, я сегодня предлагаю отправиться в путешествие. Читает стихотворение:

Живут в России разные

Народы с давних пор:

Одним тайга по нраву,

Другим степной простор.

У каждого народа

Язык свой и наряд,

Один черкеску носит,

Другой надел халат.

Один рыбак с рожденья,

Другой оленевод,

Один кумыс готовит,

Другой готовит мёд.

Одним милее осень,

Другим милей весна

А Родина – Россия

У нас у всех одна!

Воспитатель: о чем это стихотворение?

(ответы детей)

Воспитатель: молодцы, правильно ответили. Это стихотворение о Родине, о нашей стране России. О том что страна – это не только поля, леса, реки... Страна – это народ, это люди, которые в ней живут.

Наша страна Россия – люди в ней россияне. Но в России много народов, например: русские, чуваши, мордва, башкиры, татары, чукчи, ненцы, осетины, ингуши и так далее.

Каждый народ говорит на своём языке, но знает и Русский, это государственный язык России. На нём говорят на всей территории нашей страны, на нём обучают детей в школах, студентов в институтах, на нём издаются законы России.

У каждого народа не только свой язык, но свои обычаи, традиции, национальная кухня, сказки, игры, одежда, жилища , танцы и многое другое.

Воспитатель: в нашем путешествии мы сможем узнать о разных народах побольше.

Воспитатель: ребята, давайте изобразим как будто мы – это самолет, немного полетаем и приземлимся на стулья.

(Мини физкульт-минутка – Изображаем перелёт).

Воспитатель: первый народ, к которому в гости мы прилетели – это Русские. Рассмотрим народные костюмы - сарафан, кокошник, рубаха, сапоги и т. д., русские народные блюда - пельмени, блины, щи, каша, и другие. Русские народные праздники – Рождество, Крещение, Масленица, Пасха. Русская изба.

 (Изображаем перелет)

Воспитатель: а сейчас мы познакомимся с вами с бурятами.

Буряты – народ нашей огромной страны. Живут они на Севере, в Бурятии, у озера Байкал-самого чистого и большого озера в мире. Говорят буряты на бурятском языке.

Буряты были кочевым народом. Что значит кочевники?

(Ответы детей)

Воспитатель: да, они переходили с места на место. У них были стада: овец, коней. Буряты занимались охотой и рыболовством.

Жили буряты в юртах. Юрты были войлочные. Пол был земляной в юрте, в середине – очаг. Юрта делилась на две половины: мужскую и женскую.

Давайте посмотрим на национальный костюм бурят.

Мужская одежда: это халат (зимний или летний). Шили его из ткани в основном синего цвета. Обязательно был пояс.

Женская одежда: рубаха, штаны, поверх халат. Выйдя замуж пояса девушки не носили и заплетали две косы. Украшали себя женщины серебром, кораллами, бирюзой, янтарем. На голову одевали шапку бурятскую. А на ноги- зимой унты, а в другое время года сапоги – гуталы, с заостренным носом кверху.

Как думаете, почему?

(Ответы детей)

Воспитатель: оказывается, чтобы «не поранить» землю, буряты очень бережно относятся к природе.

Есть такой обычай у бурят – меняться своими поясами, в знак дружбы.

Давайте посмотрим, традиционные блюда бурят. Ели они и мясные блюда и молочные. А традиционный напиток бурят это зеленый чай с молоком, с солью и салом (или маслом). Как думаете, вкусно? (Ответы детей).

Воспитатель:А я думаю вкусно. Иначе его не пили бы.

Еще одно традиционное блюдо бурят-Буузы (позы). Это похоже на наши пельмени.

У бурят много праздников, один из них называется Сагаалган – это Новый год по лунному календарю, в переводе означает Белый месяц. Обычно, этот праздник бывает в конце зимы – это время массового приплода у скота. В изобилии на столе появляется молочная белая пища. Именно ее как символ очищения гостю предлагают отведать первой. И главное – в этом Белом месяце надо стараться удержать в себе все светлое, доброе, помириться с теми, с кем поссорились.

Воспитатель: а сейчас мы поиграем в бурятскую народную игру

Бурятская народная игра «Рукавицу гнать»

Выбирают водящего и садятся вокруг него тесным кругом или напротив ведущего на лавке, но тоже так тесно, чтобы не было зазоров между сидящими. Руки все игроки держат за спиной. У одного из игроков в руках рукавица. Он начинает громко нараспев приговаривать: «Рукавицу гони!», одновременно передавая рукавицу своему соседу. Тот, в свою очередь, громко подхватывает песню и как можно быстрее передает рукавицу дальше. Водящий указывает на игрока, который должен показать свои руки. Если в них рукавица, то проигравший становится водящим, если — нет, то игра продолжается.

Правила:

1. Поет только тот, у кого рукавица.

2. Нельзя пытаться задержать у себя рукавицу, надо быстро передавать ее следующему игроку, который тут же начинает петь. Так создается эффект «какофонии», когда несколько игроков поют одновременно, с небольшой задержкой по времени.

3. Если водящий правильно указал игрока, у которого рукавица, тот не имеет права передавать ее дальше, а должен показать водящему и занять его место.

 (Изображаем перелёт)

 Чувашский народ обладает богатой и уникальной культурой, неспроста Чувашию называют краем ста тысяч песен, ста тысяч вышивок и узоров. Сохраняя народные традиции, чуваши кропотливо оберегают свой фольклор, народные ремёсла.

У Чувашского народа, как и у других тоже есть праздники. Самый любимый праздник это Саварни. Это веселый праздник проводов зимы и встречи весны, очень похожий на русскую масленицу.

Во время саварни молодежь устраивает катание на лошадях, обвешенных колокольчиками и бубенчиками, украшенными платками и полотенцами.

Детвора каталась с гор на салазках. А взрослые устраивали традиционные обрядовые пиршества с блинами. Ровно в полночь торжественно зажигали чучело «масляничной бабы». Вокруг жарко горящего костра собиралась вся деревня и играли в разные игры.

Воспитатель: давайте и мы с вами поиграем в чувашскую народную игру «Тухьян тахан» (Надеть тухью):

(Игроки встают в круг, не берясь за руки). В центре круга, как на столике лежит головной убор – тухья. Звучит чувашская национальная мелодия. Дети под музыку выполняют движения чувашского танца. С окончанием музыки ведущий говорит: «Надень тухью!» - и каждый стоящий в кругу участник старается первым взять тухью, и исполнить сольный танец. (Остальные хлопают ему).

Воспитатель: Любой праздник сопровождается демонстрацией одежды. На праздники люди надевают свои лучшие наряды и украшения. Хотите посмотреть, как выглядит чувашский национальный костюм?

Посмотрите здесь изображены девушка и юноша в чувашских национальных костюмах. Любимыми цветами являются синий, желтый, белый.

Платье у женщин было белое (Шура-келе), поверх платья одевали фартук (Саппун). Женщины-чуваши носили головные уборы: покрывала, повязка или шапочка-тухья, украшенные бисером или серебряными монетами.

Мужчины в качестве одежды носили халаты, кафтаны, рубашки (КЕПЕ) штаны (стел). На голове носили суконные шляпы (тухья) или меховые шапки. Обувью были лапти или сапоги кожаные (саран ата).

Самым популярным чувашским блюдом является -Шартан – это блюдо, которое готовится из мяса, круп. Оно является по праву главным достоянием культуры чувашского народа.

Еще чуваши очень любят пироги, традиционный чувашский пирог ХУПЛУ готовят с мясом и крупой или картошкой.

А сейчас мы с вами отправимся к следующему народу.

(Изображают перелет)

Восаитатель: На Крайнем Севере живут отважные, трудолюбивые люди – чукчи.

Главное домашнее животное у чукчей-олень. Оленей запрягают в упряжку, и они помогают людям перевозить тяжелые грузы. Олень дает чукчам все необходимое для жизни: теплый мех, мясо, жир.

Из шкуры оленей, чукчи шили себе одежду. Ведь прежде всего она должна быть тёплой и удобной.)  Как вы считаете, почему?

Дети: (На Севере очень холодно.)

Воспитатель: Давайте рассмотрим их одежду.

Национальная чукотская одежда – это удобное и теплое одеяние.

Мужчины носят двойную меховую рубаху, двойные меховые штаны, также меховые чулки и сапоги. Мужская шапка чем-то напоминает женский капор.

            Женская одежда также состоит из двух слоев, только штаны и верхняя часть сшиты между собой. А летом чукчи одеваются в более легкие одежды – балахоны из оленей замши и других ярких тканей. На этих нарядах зачастую встречается красивая обрядовая вышивка.

Маленьких деток, новорожденных одевают в мешок, сшитый из оленей шкуры, в котором есть прорези для рук и ног.

Национальная одежда чукчей украшена мехом и вышивкой.

Строганина – популярное блюдо северных народов России. Чаще всего его готовят из рыбы, но на Чукотке его можно попробовать также из оленины.

Мантак – традиционное местное блюдо, приготовленное из китовой кожи и сала.

Живут чукчи в чуме. Давайте посмотрим, какие бывают чумы, как их строят и что находиться внутри чума.

Ставят чум быстро, по строго установленным правилам. Сначала определяют центр чума - там будет печь, под неё клали железный лист. Слева и справа раскладывали широкие длинные доски вместо пола. Главный элемент чума-шест. Его делают из ровной ели или сосны подбирают долго и тщательно.

На одинаковом расстоянии от центра чума в землю втыкают три основных шеста. Верхние концы связаны вместе. Затем по кругу устанавливают другие шесты по порядку. Чем больше шестов у чума, тем он вместительнее. Верхней части чума находится дымовое отверстие. Когда каркас готов, на него натягивали покрышки- шкуры, войлок, брезент. Чтобы в чум не проникал ветер, к основанию подгребали снег, ставили нарты.

Воспитатель: вот и закончилось наше путешествие и пришла пора нам возвращаться назад. (Изображаем перелет).

Воспитатель: ребята, вам понравилось наше путешествие? Что запомнилось больше всего? Что вас удивило? Где бы вы хотели побывать, у кого погостить?

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья".

ЗАНЯТИЕ ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЦЕЛОСТНОЙ КАРТИНЫ МИРА В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья.Цели: - дать детям  представление о том, какое большое значение имеют воздух, вода...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе На тему «Правила дорожного движения»

Расширить представления детей о правилах дорожного движения.Рассказать о поведении детей, пешеходов и водителей на улице и дороге, о работе регулировщика. Уточнить и закрепить знания детей о наз...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему: «Путешествие на Черное море» (с элементами технологии ИКТ).

Программное содержание. 1. Способствовать расширению кругозора детей о Чёрном море, ознакомление с животным миром Черного моря. 2.  Обогащать словарный запас детей новыми терминами, спо...

конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему "Животные жарких стран" (с презентацией)

Конспект занятия в старшей группе на тему "Животные жарких стран" с указанием задач, целей, словаря, картинок для самостоятельной практической деятельности детей. Для поддержания интере...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе на тему «Собираем урожай»

Закрепление с детьми понятие - урожай. Активизация речи по теме. Дидактические игры на закрепление данной темы....

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе «Предметы быта»

- обогащать представления об устройстве жилища русского человека;- способствовать установлению связей между уровнем развития культуры и благосостоянием человека;- воспитывать познавательный интерес к ...

Конспект занятия по ФЦКМ в старшей группе "Как животные помогают людям"

Домашние животные и птицы, их польза для людей...