Волкова Н.А. Февраль 4 неделя. Февраль-бокогрей. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
картотека по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Тема недели «Быть здоровыми хотим».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volkova_n.a._26._fevral_4_nedelya._fevral-bokogrey._poznavatelnye_progulki_s_detmi_5-7_let.docx | 716.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Волкова Нина Александровна «Энциклопедия для воспитателей».
Волкова Н.А. Познавательные прогулки с детьми 5 – 7 лет.
Совместная деятельность воспитателя с детьми.
Зима. Февраль, 4 неделя.
Тема недели «Быть здоровыми хотим».
Природоведческая тема «Февраль-бокогрей».
“Любознательность – стремление к приобретению всё новых знаний. Живой интерес ко всему тому, что может обогатить жизненный опыт, дать новые впечатления”.
Дмитрий Николаевич Ушаков
Направление «Познавательное развитие».
Образовательная область «Познание».
Формирование целостной картины мира, расширение кругозора.
Задачи.
- Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных.
- Расширять и обогащать знания детей о свойствах снега.
- Обогащать представления детей о свойствах льда.
- Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них.
- Закрепить знания детей о зимних месяцах.
- Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями.
- Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения.
- Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев.
- Обогащать природоведческий словарь детей
- Развивать познавательный интерес детей.
- Воспитывать бережное отношение детей к птицам.
Фенологический календарь природы.
Зима: первозимье, коренная зима, перелом зимы.
Перелом зимы (примерно с 15 февраля по 17 марта) — Перелом зимы намечается с резким приростом светового дня, когда солнце не только ходит выше, но и заметнее греет. На полдневной стороне крыш капель звенит, сосульки отращивает. Снег осел, поверху подёрнулся настом — твёрдой коркой. Зима на переломе.
Февраль, 4 неделя.
Тема «Февраль-бокогрей».
День недели | Дневная прогулка |
Понедельник | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Февраль – бокогрей». Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных. |
Вторник | Наблюдение за неживой природой. Исследование «Что такое оттепель?» Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. |
Среда | Наблюдение за сезонными изменениями в природе. Наблюдение «Февраль зиму завершает». Закрепить знания детей о зимних месяцах. |
Четверг | Наблюдения за птицами. Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?» (29 февраля). Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. |
Пятница | Наблюдение за неживой природой. Исследование «Свойства снега». Продолжать знакомить детей со свойствами снега. |
Примечание. Распределение по дням недели примерное. Наблюдения и исследования проводятся с учётом погодных условий или календарных праздников.
Наблюдение «Февраль – бокогрей».
(в солнечный день).
Задачи. Расширять представления детей о том, как в феврале изменяется жизнь растений и животных. Формировать умение устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Обогащать природоведческий словарь детей. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
— Дети, наступил третий и последний месяц зимы. Кто помнит, как его зовут? (ответы).
— Февраль – третий месяц зимы. Февраль называют лютым, снеженем, но есть у него ещё одно название – «бокогрей». Дети, как ы думаете, почему февраль – «бокогрей»? (предположения детей).
Месяц звали «бокогреем»: Только солнышко пригреет, И затихнет вдруг метель, Как затренькает капель. | С одного лишь греет бока, А с другим – одна морока: Мёрзнет, сущая беда! Кончится ль зима когда? Марина Халеева |
— В феврале в ясный день солнышко пригревает, бока греет. А спряталось солнышко и стало холодно, морозно. Дети, как вы считаете, почему? (ответы детей).
— Зима – холодное время года, дуют холодные ветра. Днём снег на солнышке подтаивает, ночью – замерзает и превращается в наст, плотный, крепкий, тяжёлый. Снег из друга, сохраняющего тепло, теперь превращается в смертельного врага. Дети, как вы думаете, почему? (предположения детей).
— Под тяжёлым снегом ломаются ветви деревьев. Куропатки, рябчики, тетерева зимой ночуют, зарывшись в снег с головой. Но вот беда, когда после дневной оттепели ударит ночью мороз и покроет снег ледяной коркой – настом. Птицы не могут выбраться из-под снега и могут задохнуться без воздуха. Птицы и звери днём радуются солнцу теплу, а ночью замерзают. Дети, что нового мы узнали о феврале? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – не только лютый и снежный, но и бокогрей. В феврале то тепло, то холодно.
Весёлые упражнения «Бокогрей».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Месяц звали «бокогреем»: | Руки на пояс. |
Только солнышко пригреет, | Руки вверх. |
И затихнет вдруг метель, | Руки в стороны. |
Как затренькает капель. | Руки вперёд, движения вверх-вниз, ловим капельки. |
С одного лишь греет бока, А с другим – одна морока: | Руки на пояс. |
Мёрзнет, сущая беда! | Присесть, обхватить себя руками. |
Кончится ль зима когда? | Встаём прямо. Руки вверх. |
Исследование «Что такое оттепель?»
(в тёплый зимний день).
Задачи. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Обогащать представления детей о свойствах льда. Расширять представления детей об опасных для человека ситуациях и способах поведения в них. Приобщать детей к правилам безопасного для человека поведения. Развивать познавательный интерес детей.
Исследование.
— Дети, как вы считаете, что такое оттепель? (предположения детей).
— Оттепель – это тёплая погода зимой. Дети, как вы думаете, когда зимой наступает оттепель? (предположения детей).
— Когда дуют тёплые ветра, солнце пригревает, наступает оттепель. Дети, как вы считаете, сегодня у нас оттепель или нет? (ответы детей).
— Дети, как вы думаете, что происходит со снегом во время оттепели? (ответы детей).
— Во время оттепели снег тает, становится сырым. Ночью, когда спрячется солнце, зима набирает силу. Зима мороз посылает, оттепель прогоняет. Дети, как вы считаете, что происходит с растаявшим снегом ночью? (ответы детей).
— Сырой снег превращается в лёд. К нам приходит гололедица. Дети, напомните мне, пожалуйста, какой лёд? (ответы детей).
— Лёд гладкий, скользкий и твёрдый. Дети, что люди делают для того, чтобы не падать во время гололедицы? (ответы детей).
— Безопасность при гололедице особенно важна. Чтоб опасность избежать, нужно меры предосторожности принять.
Правила безопасности при гололедице.
- При гололедице хорошая обувь нужна, чтоб рифлёная подошва была.
- По скользким ступенькам осторожно иди, никуда не спеши.
- На дорогу внимательно смотри, скользкие места обходи.
- Если лёд не обойти, скользящими шагами по льду тихонечко скользи.
- Руками себе помогай, равновесие сохраняй.
- В гололедицу не спеши, и по льду ты не беги.
- Если кто-то упал, помоги, взрослых на помощь зови.
- Если поскользнулся, приседай, руки вперёд не выставляй.
- Если больно, срочно взрослым скажи, боль в себе ты не таи.
- Правила безопасности соблюдай, в гололедицу не пострадай.
— Дети, как нам гололедицу пережить, здоровье сохранить? (ответы детей).
Вывод. Правила безопасности соблюдаем, никогда не нарушаем.
Помни правила всегда,
Чтоб не случилась вдруг беда,
Надо их не только знать,
А постоянно выполнять!
Наблюдение «Февраль зиму завершает».
Задачи. Закрепить знания детей о зимних месяцах. Напомнить детям о зимних изменениях в природе. Поддерживать интерес детей к народным названиям месяцев. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, вокруг себя, полюбуйтесь чудесным, зимний днём. Что вы видите? Что вы чувствуете? Дети делятся своими впечатлениями.
Февраль завершает зимы хороводы,
чтоб в гости скорее вернулась весна,
Струились капели весь день за окошком,
и пел воробей от души у крыльца,
Чтоб солнце светило в небесном просторе,
пролив над землёю свою акварель,
А стужа ушла по сугробам бесследно,
морозы забрав со двора поскорей.
Николай Гренков
— Дети, какое сейчас время года? (ответы детей).
— Сейчас зима. Дети, какое время года наступит после зимы? (ответы детей).
— После зимы наступит весна. Дети, вспомним названия зимних месяцев. (Ответы детей).
— Декабрь, январь, февраль – зимние месяцы. Дети, какие приметы зимы мы с вами наблюдали? (ответы детей).
— Холод, стужа да морозы, снегопады и метели – всё это приметы зимы. Дети, кто помнит, как в народе прозвали февраль? (ответы детей).
— Февраль – лютый, снежень, бокогрей, весновей. Февраль последний месяц зимы. Дети, что изменилось в природе в конце февраля? (ответы детей).
— В начале февраль был лютый, морозный, снежный. В конце февраля веет весной, солнышко пригревает, снег оседает. Дети, что мы узнали о феврале? (ответы детей).
Вывод. Дети, мы узнали, что февраль – последний месяц зимы, зиму завершает, весну зазывает.
Весёлые упражнения «Бокогрей».
— Дети, движения, пожалуйста, за мной повторяйте, слова стихотворения запоминайте.
Педагог выразительно читает стихотворение и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Месяц звали «бокогреем»: | Руки на пояс. |
Только солнышко пригреет, | Руки вверх. |
И затихнет вдруг метель, | Руки в стороны. |
Как затренькает капель. | Руки вперёд, движения вверх-вниз, ловим капельки. |
С одного лишь греет бока, А с другим – одна морока: | Руки на пояс. |
Мёрзнет, сущая беда! | Присесть, обхватить себя руками. |
Кончится ль зима когда? Марина Халеева | Встаём прямо. Руки вверх. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Наблюдение «О чём поют воробышки в последний день зимы?»
(29 февраля).
Задачи. Обобщить представления детей о жизни птиц в зимний период. Воспитывать бережное отношение детей к птицам. Развивать познавательный интерес детей, общую моторику, координацию речи с движениями.
Беседа.
— Дети, посмотрите, пожалуйста, внимательно вокруг себя, каких птиц вы видите, каких птиц вы слышите? (ответы детей).
— По лесному календарю сейчас месяц «дотерпи до весны». Дети, как вы думает, почему он так называется? (предположения детей)
О чём поют воробушки
В последний день зимы?
– Мы дожили! Мы выжили!
– Мы живы, живы мы!
В. Берестов
— Дети, почему воробышки поют в последний день зимы «Мы дожили! Мы выжили! Мы живы, живы мы!»? (ответы детей).
— Много птиц погибает зимой. Счастливы те птицы, что дожили до весны. Дети, почему птицы зимой часто погибают? (ответы детей).
— Птицы зимой погибают от холода и голода. Дети, как вы думаете, почему птицам трудно найти корм зимой? (ответы детей).
— Исчезают насекомые, снег засыпал растения, которыми питаются птицы. Дети, как мы помогали птицам пережить зиму? (ответы детей).
— Зимой мы подкармливали птиц. Дети, как вы считаете, какие изменения произошли в природе? (ответы детей).
— Дети, сегодня последний день зимы, завтра по календарю наступит весна. Солнце пригревает сильнее, день становится длиннее, воробьи радуются, весело чирикают. Вспомним, как жили птицы зимой.
Весёлые упражнения «Зимующие птицы».
— Дети, со мной, пожалуйста, поиграйте, движения за мной повторяйте.
Педагог читает текст и показывает движения, дети выполняют движения вместе с педагогом.
Воробьи и голуби В гости прилетели, | Бег по кругу, взмахи руками (крыльями). |
Грустные, нахохлившись, На берёзу сели. | Присесть, встать |
Лапки поднимали, Пёрышками согревали. | Встать на одну ногу, постоять |
Зёрнышки искали, Ничего не увидали. | Наклон, выпрямиться, пожать плечами. |
Мы кормушки смастерили, Птичек в гости пригласили. | Ударяют кулачок о кулачок. |
Зимующим птицам рады всегда, Ждёт их вкусная еда. | Имитация, рассыпают корм. |
По желанию детей упражнения повторяются.
Исследование «Свойства снега».
(в солнечный день).
Задачи. Продолжать знакомить детей со свойствами снега. Формировать умение детей устанавливать причинно-следственные связи между природными явлениями. Воспитывать чуткость детей к художественному слову. Развивать познавательный интерес детей.
Материал для деятельности. Лупы, чёрная бумага, две банки с водой, камешек.
Исследование.
Чудная картина,
Как ты мне родна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет небес высоких,
И блестящий снег,
И саней далёких
Одинокий бег
Афанасий Фет
— Дети, почему снег блестящий? (предположения детей).
— Предлагаю провести исследования и отгадать тайны снега. Вы согласны? (ответы детей).
— Дети, положим немного снега на чёрную бумагу и рассмотрим в лупу. Дети выполняют задание.
— Что вы видите? (ответы детей).
— Снег – это кристаллики льда. На солнце они светятся, сверкают, поэтому снег блестящий. Дети, как вы думаете, снег лёгкий или тяжёлый? Если положить снег в воду, он утонет или нет? (предположения детей).
— Возьмём банки с водой. Положим в одну банку небольшой комочек снега, а в другую камушек. Дети, что вы видите? (ответы детей).
— Камешек – тяжёлый, он утонул, снег – лёгкий, он не тонет. Дети, снимите варежку и возьмите снег в ладошку? Дети выполняют задание.
— Что произошло со снегом? (ответы детей).
— Снег превратился в воду. Почему снег растаял у нас на ладошке? (ответы детей).
— Внутри нас горячая кровь. Снег растаял от тепла. Дети, вспомним, какой был снег в морозные дни? (ответы детей).
— Снег в морозные дни сухой, пушистый, лёгкий, рассыпчатый. Дети, когда солнце пригревает, снег какой? (ответы детей).
— Снег – липкий, влажный, сырой. Дети, какого цвета снег? (ответы детей).
— Там, где никто не ходит, снег белый. На тротуарах и дорогах, снег тёмный, грязный. Дети, как вы считаете, какой снег быстрее растает белый, или тёмный? (предположения детей).
— Белый, чистый снег тает медленно, так как лучи солнца отталкиваются от блестящей поверхности. Тёмный снег притягивает лучи солнца. Тёмный, грязный снег растает быстрее. Дети, какие тайны снега мы открыли?
Вывод. Дети, мы узнали, что снег – это кристаллики льда. Снег белый, блестящий, лёгкий, не тонет в воде, от тепла снег превращается в воду. Грязный снег тает быстрее.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Волкова Н.А. Сентябрь, 2 неделя. Начало осени. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Мой дом». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Сентябрь, 3 неделя. Золотая осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Краски осени». Картотека познавательных прогулок с детьми 5-7 лет в сентябре....
Волкова Н.А. Октябрь, 1 неделя. Животный мир. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Животный мир»....
Волкова Н.А. Октябрь, 3 неделя. Поздняя осень. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Народная культура и традиции»....
Волкова Н.А. Ноябрь, 4 неделя. Вестники Зимы. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Картотека познавательных прогулок...
Волкова Н.А. Ноябрь,5 неделя. Лесные гости. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Природоведческая тема «Лесные гости»....
Волкова Н.А. Декабрь, 1 неделя. Зимушка–зима. Познавательные прогулки с детьми 5-7 лет.
Тема недели «Зимушка–зима»....