"Секреты соли"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)
Открытое занятие
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 37.81 КБ |
Предварительный просмотр:
МБДОУ детский сад № 1 г.Вязьмы Смоленской области
Леонова Елена Александровна, воспитатель
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие».
Тема «Секреты соли».
Цель: создать условия для реализации детского исследования, развивать познавательно-исследовательский интерес, выполняя занимательные опыты; развивать свободное общение детей со взрослым.
Интеграция видов детской деятельности: коммуникативная, речевая, познавательная, экспериментально-исследовательская, игровая, восприятие художественной литературы, двигательная, музыкально-ритмическая.
Программные задачи:
- формировать первичные представления об объектах окружающего мира, стимулировать интерес к изучению неживой природы, расширять знания детей о свойствах соли через экспериментальную деятельность;
- продолжать знакомить детей со свойствами соли, способами её добычи и применения;
- упражнять детей в использовании разнообразных методов исследования при организации исследовательской деятельности,
- развивать навыки экспериментирования, любознательность;
- формировать умение задавать вопросы, планировать предстоящую деятельность, делать заключения.
Выводы:
- развивать умение сравнивать, анализировать, обобщать;
- развивать умение выстраивать диалог со сверстниками и воспитателем, связную, грамматически правильную речь, расширять словарный запас;
- воспитывать бережное отношение к соли и навыки правильного ее потребления;
- формировать ответственное отношение к миру природы, интерес и любовь к родному краю;
- воспитывать чувство коллективизма, взаимопомощи, доброжелательного отношения друг к другу.
Способы организации детей
стоя в кругу, стоя свободно в пространстве группы, перемещаясь свободно по «центрам», сидя полукругом, за столами, свободно на ковре.
Оборудование
Демонстрационный материал: карточки с символическими изображениями «методов исследования», детские энциклопедии с информацией про соль, ноутбук, презентация «Добыча соли», видеоролик «Добыча соли на озере Баскунчак», каравай с солью, детский микрофон, 4 мешочка для проведения дидактической игры, декоративная баночка с окрашенной солью, панно «Ваза впечатлений» для проведения рефлексии;
Раздаточный материал: карандаши, блокноты, клеёнчатые фартуки и шапочки, влажные и сухие салфетки, оборудование для проведения опытов (ёмкости с солью, подносы, стаканчики, вода, ложки, яйца, баночки с краской, ёмкости со льдом, переносной холодильник, баночки с краской, свеча), стикеры-цветочки.
Словарная работа : каменная, поваренная, кристалл, минеральное вещество,
шахта, выпаривание, соледобывающий комбайн.
Предварительная работа
- беседы о традициях и гостеприимстве русского народа, о применении обычной соли в домашних условиях;
- рассматривание иллюстраций, слайдов о разных видах соли;
- рассматривание различных видов соли, экспериментирование с солью;
- наблюдение и творческое рассказывание «Как мама использует соль», дидактические игры «Определи на ощупь», «Узнай на вкус», «Солёный - несолёный»;
- чтение художественной литературы (сказки, загадки, стихи, знакомство с пословицами и поговорками)
- изодеятельность «Соленые истории» (рисование солью, поделки из солёного теста).
Ход непосредственно организованной образовательной деятельности:
- Вводный этап 2 мин.
«Открытый вход» в деятельность, организационный момент
Воспитатель: Ребята! Посмотрите, к нам пришли гости . Давайте с ними поздороваемся. Мы возьмёмся за руки, посмотрим друг на друга и подарим свои улыбки друг другу и нашим гостям.
Придумано кем-то
Просто и мудро
При встрече здороваться!
- Доброе утро!
- Доброе утро
Солнцу и птицам!
- Доброе утро!
Приветливым лицам!
И каждый становится
Добрым, доверчивым!
Доброе утро длится до вечера!
Воспитатель: Теперь я вижу, что у всех отличное настроение, и пусть оно не покидает нас весь день.
Эмоционально-стимулирующий момент
Воспитатель: Друзья мои, мы с вами недавно говорили о традициях и обычаях нашего народа, о его гостеприимстве. Кто напомнит мне, какие традиции связаны у нас со встречей гостей?
Возможные варианты: обязательно поздороваться, поклониться, пригласить в дом, усадить на лучшее место, угостить и др.
Ответы детей: По старинному русскому обычаю принято встречать дорогих гостей хлебом-солью.
Воспитатель: Да, действительно, приветствуя гостей, русский человек говорит «Хлеб да соль!». «Хлеба кушать!»– непременно отвечают ему.
Воспитатель: Я предлагаю поприветствовать наших гостей в лучших традициях русского народа.
Воспитатель (выносит каравай и соль):
С радостью гостей встречаем,
Хлебом - солью угощаем. ( Эти слова вместе с детьми проговаривают, подходят к гостям с поклоном, подают хлеб).
Воспитатель: Ребята, вспомните, когда мы с вами говорили о хлебосольстве русского народа, вас что-то заинтересовало?
Дети: Мы хотели узнать, для чего нужна соль, откуда она к нам приходит, почему соль так высоко ценилась и узнать все её секреты.
Воспитатель: А хотите ли вы провести самостоятельное исследование и узнать секреты соли?
- Основной этап 25 мин.
Воспитатель: Что нужно сделать, чтобы провести исследование?
Предполагаемые ответы детей: Получить как можно больше информации.
Воспитатель. Правильно. Мы с вами уже опытные исследователи, поэтому, предлагаю вам воспользоваться нашими карточками-подсказками и с их помощью составить план нашего исследования.
(Дети вместе с воспитателем подходят к магнитной доске и выставляют карточки с названием этапов исследования).
Можно предложить кому-нибудь из детей рассказать по выставленным картинкам об этапах проведения исследования.
Воспитатель: А запомнить полученную информацию нам помогут наши «блокноты исследователей» и карандаши – мы будем делать соответствующие схемы и рисунки.
I этап. Актуализация имеющихся знаний
Воспитатель. Итак, существует много способов сбора информации. Но с
чего мы начнем?
Дети. Подумать самостоятельно. (картинка 1 этапа «Подумать самостоятельно»)
Воспитатель: Нужно вспомнить, что мы знаем о соли. А поможет нам в этом игра «Микрофон исследователя».
Правила игры: Мы встанем в круг и в наш микрофон исследователя громко и четко будем перечислять известные нам факты о соли. Тот, кто готов поделиться интересной информацией, берёт микрофон исследователя и сообщает всем 1 известный ему факт о соли.
Предполагаемые ответы детей:
- Соль - вещество белого цвета.
- Соль на вкус соленая.
- Соль – это пищевой продукт, приправа к нашей пище.
- Соль – это сыпучий продукт.
- Соль не имеет запаха, она не пахнет.
- Мы рассматривали соль под лупой и увидели, что мелкие крупинки соли – это кристаллы.
- Мы знаем, что есть много видов соли. Есть морская соль - содержащаяся в морской воде. Каменная соль, добытая из горных месторождений. Поваренная соль, отбеленная и очищенная каменная соль, в виде кристаллов.
- Когда гостям говорили «Хлеб да соль» - это пожелание добра. Соль – символ дружбы.
Беречь хлеб и соль – значит дружить. Была такая примета – рассыпал соль – к ссоре.
- А еще есть народная пословица «Без соли не проживешь» - я знаю, что многие блюда без соли безвкусны.
- В еде много соли не нужно – только в меру: «Недосол на столе – пересол на спине» - очень соленую пищу есть невозможно и вредно.
Воспитатель. Обобщает ответы детей.
Да, дорогие мои, мы с вами знаем, что соль – это сыпучее кристаллическое вещество белого цвета, без запаха, на вкус солёная и передаёт этот вкус продуктам, в которые её добавляют.
Предлагаю вам всю известную нам информацию зарисовать в наших блокнотах исследователей.
Дети зарисовывают в блокнотах схемы.
Воспитатель: ребята, вы уже немало знаете о соли. А хотите проверить себя? Узнать соль в игре-загадке «Четыре волшебных мешочка». У меня в мешочках - разные вещества. Попробуйте на ощупь определить, в котором из них спряталась соль.
Дидактическая игра «Четыре волшебных мешочка»
Воспитатель достает четыре мешочка разного цвета, в которых находятся соль, синтепон, камешки, крупа. Предлагается ребятам определить на ощупь, в котором из них находится соль.
II этап.
Воспитатель. Предлагаю вам продолжить наше исследование. Следующий этап -(обращает внимание детей на картинку-изображение следующего этапа)
Дети : Спросить у взрослых.
Воспитатель. Подумайте, у кого из взрослых мы можем получить нужную нам информацию? Чьему мнению вы доверяете?
Дети. Мы можем спросить у воспитателей - наших гостей. Мы можем спросить у нашей заведующей.
Воспитатель. Тогда я предлагаю позвонить Валентине Григорьевне и задать ей интересующие нас вопросы.
- Алло, Валентина Григорьевна, вас приветствуют ребята из группы «Улыбка». Мы проводим исследование и нас заинтересовал вопрос: для чего нужна соль? Вы можете нам помочь?
Заведующий. Здравствуйте, ребята, я уже знаю, что вас заинтересовали секреты соли, и поэтому подготовилась к нашей беседе.
Рассказ заведующего о соли
Соль таит в себе много удивительных и далеко не всем известных свойств.
Без соли не может жить ни один живой организм. Соль поддерживает водно-солевой баланс в организме, помогает пищеварению, влияет на работу мышц и нервной системы. Однако важно помнить, что переизбыток поваренной соли в рационе человека также вреден для его здоровья. Поэтому в употреблении поваренной соли важно соблюдать меру. Ценность соли и в том, что этот продукт является отличным консервантом. Соль позволяет сохранить выращенные летом овощи – вы знаете, что на зиму всегда запасают квашенную капусту, солёные огурцы и помидоры. Соль употребляют не только как приправу к пище, но и как лечебное вещество. В сочетании с водой соль снимает воспаления, ею можно лечиться от легких отравлений. Раствор соли используют для полоскания горла при ангине, для промывания носа, солевые компрессы помогают при ушибах и укусах насекомых. Очень полезны ванны с морской солью. Если вдыхать соль в определенных количествах, она оказывает лечебное воздействие на организм. Для этих целей люди специально устраивают соляные пещеры и комнаты для лечения заболеваний дыхательных путей, повышения иммунитета. Соль способствует таянию снега и льда. На улице для безопасности человека дворники и специальные машины посыпают солью обледенелые дорожки. Это нужно для того, чтобы человек, идя по дорожке, не поскользнулся, не упал. Поваренная соль также используется в промышленности – она нужна для производства различных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого. Поэтому старая русская пословица «Без соли не проживешь» справедлива и в наши дни.
Воспитатель. Спасибо за интересный рассказ, Валентина Григорьевна, для нас очень важна эта информация. Дорогие мои исследователи, предлагаю вам все полученные сведения зарисовать в наших блокнотах.
Дети зарисовывают в блокнотах схемы.
III этап.
Воспитатель. Какой следующий этап нашего исследования?
Дети. Прочитать в книге.
Воспитатель: В нашем книжном уголке есть разные книги. В какой книге мы можем узнать о соли?
Дети. Словарь, энциклопедия, книга знаний.
Воспитатель. Давайте вместе выберем книгу, в которой можно прочитать о соли.
Воспитатель и дети садятся в круг, воспитатель зачитывает из энциклопедического словаря «Что такое «соль?».
Воспитатель: Любому пищевому продукту можно найти замену, даже хлебу. Но без соли обойтись нельзя. Это единственный продукт, который нечем заменить. Медики установили, что в организме человека без соли нарушается обмен веществ. Живое существо, не получая соли, гибнет. К счастью, природа достаточно запасла соли. У нас в стране каменную соль издавна добывают в Донбассе, Казахстане, на Урале. Чтобы достать соль из-под земли, копают глубокие шахты, соединяют их подземными коридорами. Пласты соли, лежащие под землёй, бывают толщиной в километр и даже в полтора. Время сделало соль очень твёрдой, поэтому её называют каменной. Соль добывают не только под землёй, но и со дна высохших озёр и из тех соляных озер, которые ещё не высохли. Машины отсасывают из озёр воду, выпаривают её, и остаётся чистая белая соль. Так добывают соль у нас на озёрах Эльтон и Баскунчак. Почти половину всей соли в России добывают на озере Баскунчак. Дети зарисовывают в блокноты.
Динамическая пауза «Гимнастика для мозга»
Воспитатель. А сейчас я приглашаю вас немного отдохнуть.
Дети вместе с воспитателем под музыку выполняют упражнения «Гимнастика для мозга»
VI этап.
Воспитатель. Следующим этапом нашего исследования что будет?
Дети. Посмотреть передачу по телевизору или найти информацию в интернете. Просмотр презентации о добыче соли.
Воспитатель:
1 слайд
Добычей соли занимаются по всему миру. Природные запасы этого растворимого минерала поистине огромны.
2 слайд
Добывают поваренную соль из соляных озёр, из морской воды, из недр земли.
3 слайд
Бассейновый способ используется для добычи самосадочной соли, образующейся в воде морей и озер. В осеннее время на берегу моря выкапывается сравнительно небольшой водоем - бассейн, который через канаву заполняют морской водой. В результате воздействия солнца и ветра, соль естественным образом выпаривалась и оставалась на дне бассейна.
4 слайд
На конец лета бассейн имеет объемный слой соли, который потом выволакивают (сгребают) с помощью солеуборочных комбайнов.
5 слайд
Добытую соль укладывают в специально предназначенные бугры, высота которых достигает 10-15 метров.
6 слайд
Шахтным способом добывают соль, находящуюся в недрах нашей Земли. Сама шахта напоминает длинный туннель, стены которого выполнены из природной соли. В соляных шахтах туннели и коридоры сверкают, как будто они сделаны изо льда.
7 слайд
Шахтеры выпиливают блоки, которые потом разбивают на куски, грузят в вагонетки и на специальных поездах вывозят наверх. Там происходит помол соли и её фасовка в упаковки, после чего готовый продукт поступает в магазины.
8 слайд
На многих соляных шахтах используются мощные электрические экскаваторы, врубовые машины, самоходные буровые установки, горно-проходческие комбайны (самая надежная горная техника) и электровозы.
9 слайд
В некоторых местах соль добывают через специальные соляные скважины. Обычно скважины бурят для того, чтобы добывать воду. В соляные скважины, наоборот, наливают горячую воду. Вода растекается под землей и растворяет соль. Под землей образуется рассол. Потом рассол выкачивается и подогревается в огромных резервуарах. Там вода испаряется, а соль оседает на дно.
10 слайд
В России много соляных озёр. Самые большие озёра — Эльтон и Баскунчак расположены к северу от Каспийского моря.
11 слайд
Озеро Баскунчак — одно из величайших в мире соляных озёр. Длина его достигает 20 км, а ширина около 10 км.
12 слайд
На дне озера лежат огромные запасы соли. Вода в нём очень солёная. Посмотрите видеофрагмент познавательной передачи об этом озере.
Дети зарисовывают в блокноты.
V этап.
Воспитатель. Что будем следующим этапом нашего исследования? (показывает на карточки).
Дети. Сейчас мы будем проводить эксперимент.
Воспитатель: Да, сейчас самое время экспериментальным путем проверить уже известные нам свойства соли и сделать новые открытия. А превратиться в ученых-экспериментаторов нам поможет музыкальная минутка.
Музыкальная пауза
Воспитатель. Приглашает детей в лабораторию.
«Внимание! Аудитория! Вас приветствует лаборатория! Здесь мы дружим с дисциплиной, чтобы лучше думать было. Поздравляю вас с прибытием, делайте свои открытия!»
Воспитатель: Но сначала давайте вспомним правила безопасного поведения в
лаборатории. Дети проговаривают правила нахождения в лаборатории.
Правила безопасности для детей:
1. Каждый работает за своим рабочим местом, не толкаясь и не мешая другому участнику.
2. Нельзя ничего брать без разрешения воспитателя.
3. Каждую вещь клади на место.
4. Не разбрызгивай воду, все делай аккуратно.
5. Делать все нужно дружно!
Воспитатель. А для чистоты эксперимента не забудьте одеть специальную одежду. Дети одевают фартуки. Проходят в «лабораторию».
Воспитатель: Ребята, вы помните, Валентина Григорьевна нам рассказывала, что солью в гололед посыпают тротуары и дорожки. Для чего это делают? А мы можем проверить способность соли растворять лед? Как мы можем это сделать? Что ж, давайте проверим. Возьмем две ёмкости со льдом, одну из них «посолим» и обе поставим в холодильник (переносной). Через некоторое время (20 минут) мы посмотрим, что произойдёт.
Опыт «Растворение соли»
Про соль говорят: «В воде родиться, а воды боится». Так ли это, действительно ли соль боится воды? Как мы можем это проверить? У нас на столах есть все необходимое для проведения этого эксперимента, пожалуйста, экспериментируйте!
Педагог задает детям вопросы:
- Что стало с солью?
- Что стало с водой?
- Какая вода теперь на вкус?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: соль растворяется в воде и передает свой соленый вкус воде.
- Свойство соли – растворение в жидкостях и передача вкуса используется поварами в приготовлении пищи.
Дети зарисовывают в блокноты.
Опыт «Плавающее яйцо»
Воспитатель. Есть у соли такой секрет – соленая вода выталкивает предметы. Хотите проверить?
- У нас в одном стакане пресная вода, а в другом солёная, а теперь опустите в оба стакана по одному яйцу и посмотрите, что происходит?
Выслушивает ответы детей. Делают совместный вывод.
Вывод: Соль делает жидкость плотнее. Солёная вода помогает держаться предметам на поверхности. Поэтому, в морской воде плавать легче, чем в пресной воде.
Дети зарисовывают в блокноты.
Опыт «Получение соли из солёной воды»
Воспитатель. А как вы думаете, можно ли из соленой воды получить соль? А как это сделать? (Варианты детей).
Хотите, вместе попробуем добыть из соленой воды соль? Я беру ложку с небольшим количеством соленой воды и подношу ее к горящей свече. Как вы думаете, что произойдет с водой? Правильно, ребята, вода выпарится, а соль останется в ложке. (Проводит воспитатель).
Вывод: в ложке после испарения воды осталась соль. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус.
Соль растворяется в воде, при испарении воды – остаётся.
Дети зарисовывают в блокноты.
Опыт «Кристаллы соли окрашиваются и передают цвет друг другу».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, может ли соль быть цветной?
- Чем можно окрасить соль? (цветными мелками, гуашью, пищевыми красителями)
- Ребята, перед вами блюдца с солью и жидкая гуашь. Давайте капнем краску на соль с одного края блюдца и понаблюдаем, что с ней станет.
Дети наблюдают, как кристаллы соли окрашивают друг друга, делают выводы, делятся впечатлениями, делают пометки в блокнотах.
Воспитатель: А теперь, давайте вернёмся к нашим ёмкостям со льдом.
Воспитатель достаёт ёмкости, дети рассматривают и делают вывод – лёд, который посыпали солью, растаял быстрее.
Вывод: соль растворяет лёд.
Дети зарисовывают в блокноты.
Итог занятия 3 мин.
Воспитатель: вот и подходит к концу наш сегодняшний исследовательский час. Я предлагаю вам поделиться полученными знаниями и сделанными открытиями. Давайте вместе сделаем «круг открытий» (дети и воспитатель встают в круг) и с помощью нашего «микрофона исследователя» расскажем о своих открытиях. Кто хочет рассказать о соли?
Дети рассказывают по схеме.
Соль - белое кристаллическое вещество с солёным вкусом. Это единственный продукт, который нечем заменить. Соль необходима для жизни человека, но большое количество соли может нанести вред здоровью. Соль - помощница в хозяйстве, с её помощью заготавливают продукты на зиму. Есть у соли лечебные свойства – она помогает при заболеваниях горла и носа, при отравлениях, при ушибах и укусах насекомых. Соль растворяет лёд, поэтому её используют в борьбе с гололедицей. Она нужна для производства различных предметов — мыла, стекла, тканей, бумаги и еще многого другого.
Соль – это природный минерал, его нам дарит природа. Источниками соли является солёная вода морей и океанов, соляные озера и недра земли – каменную соль добывают в подземных соляных шахтах.Она хорошо растворяется в воде. Соль делает жидкость плотнее. Поэтому в море человеку легче держаться на воде, чем в озере. При испарении солёной воды появляются кристаллы белого цвета и солёные на вкус. Кристаллы соли могут окрашиваться и передавать свой цвет друг другу. С помощью соли можно делать чудесные поделки.
Рефлексия
Воспитатель: а завершить сегодняшнее исследование я вам предлагаю созданием радужной вазы впечатлений. Вы все сегодня все старались, сделали много открытий, у вас у всех хорошее настроение. Давайте поделимся частичкой своего настроения. У меня есть стикеры, изображающие кристаллики разных цветов – зеленого, желтого и красного. Предлагаю вам наполнить нашу вазу своими впечатлениями -
Зеленый - если все получалось, со всеми заданиями справился,
Желтый - если было трудно, но справился,
Красный - если было очень трудно и тебе нужна помощь.
Дети выбирают цвет своего настроения и прикрепляют в вазу, комментируя свой выбор.
Было интересно…
Сегодня я узнал …
У меня получилось…
Мне запомнилось…
Теперь я умею…
Меня удивило…
У меня не получилось…
Воспитатель. Вы довольны результатами своего исследования? Хотели бы продолжить разговор о соли?
«Открытый выход» из деятельности
Воспитатель: Ребята, а ведь соль – не только Волшебница, она ещё и Художница. При помощи соли можно создавать интересные и красивые творческие работы. Напомните мне, какие поделки мы с вами делали с использованием соли?
Ответы детей: Мы делали поделки из солёного теста, аппликацию из соли, рисовали солью.
Воспитатель: свойство кристаллов соли окрашиваться и передавать свой цвет друг другу можно использовать при создании вот такого интересного (симпатичного) арт-объекта – воспитатель демонстрирует детям декорированную цветной солью бутылочку. Вам нравится такая поделка? Вы хотели бы самостоятельно сделать такую радужную баночку? Тогда нашу экспериментальную лабораторию чуть позже мы превратим в творческую мастерскую.
Воспитатель. А сейчас настало время попрощаться с нашими гостями. Но мы, как гостеприимные хозяева, с пустыми руками гостей не отпустим.
Дорогие воспитатели, на память о нашей встрече примите в подарок эти небольшие сувениры.
Дети: Приходите в гости к нам, очень рады мы гостям!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2017/02/07/picture-890581-1486494306.jpg)
"Секреты поваренной соли"
Данный материл позволит воспитателям расширить кругозор дошкольников знаниями о поваренной соли, с которой мы сталкиваемся в повседневной жизни постоянно, расскажет о наблюдениях и экспериментах, кото...
![](/sites/default/files/pictures/2015/01/17/picture-295970-1421515792.jpg)
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Секреты соли»
Проэктно-исследовательская деятельность с детьми в подготовительной группе. Создавать условия для реализации детского исследования, развивать познавательно-исследовательский интерес, выполняя занимате...
![](/sites/default/files/pictures/2021/04/29/picture-1094194-1619695355.jpg)
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли»
Занятие по опытно-экспериментальной деятельности в подготовительной группе «Секреты соли»...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-412641-1602069026.jpg)
Конспект НОД по познавательному развитию с элементами экспериментирования в подготовительной группе Тема: Секреты соли.
Конспект НОД в подготовительной группе "Секреты соли" направлен на изучение детьми особенностей соли, ее свойств и качеств....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/07/picture-412641-1602069026.jpg)
Презентация проекта "Секреты соли".
Презентация проекта для детей подготовительной группы "Секреты соли"....
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/25/picture-1282223-1603655883.jpg)
Конспект образовательной деятельности во второй младшей группе на тему: «Секреты морской соли"
Конспект ОД, познавательное развитие, систематизировать представления детей о соли и ее свойствах....
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/22/picture-784774-1461339989.jpg)
Конспект НОД по образовательной области «Познавательное развитие» Тема «Секреты соли»
Цель: создать условия для реализации детского исследования, развивать познавательно-исследовательский интерес, выполняя занимательные опыты; развивать свободное общение детей со взрослым....