Краткосрочный проект в младшей группе на тему: «Зимующие птицы»
проект по окружающему миру (младшая группа)

Бернс Ольга Вадимовна

Актуальность: мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Знакомя детей с птицами, мы воспитываем в них любовь и бережное отношение к природе, желание заботиться о пернатых друзьях. Знакомясь с зимующими птицами, они познают их важную роль в жизни людей, пользу которую приносят птицы, и трудности с которыми они сталкиваются в холодное время года. Как же радуются наши дети, когда узнают, что они могут помочь им пережить зиму, организовав подкормку, просто повесив за окном простую кормушку.

Данный проект играет значимую роль в пополнении  и обогащении  знаний. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Цель проекта: расширить представления детей об особенностях жизни и поведения  зимующих птицах; привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_zimuyushchie_ptitsy.docx42.27 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 7 «Радуга» ул. 50 лет СССР 13

Кулундинского района

Краткосрочный проект в младшей группе на тему: «Зимующие птицы»

Составила: воспитатель Бернс О.В.

с. Кулунда

 февраль 2024 г

Вид проекта: познавательный.

Продолжительность проекта:  краткосрочный с 12.02.2024 – 19.02.2024.

Участники проекта:  дети  младшей группы, воспитатели, родители воспитанников.

Актуальность: мало кто знает и задумывается о том, как тяжело выжить птицам зимой. Знакомя детей с птицами, мы воспитываем в них любовь и бережное отношение к природе, желание заботиться о пернатых друзьях. Знакомясь с зимующими птицами, они познают их важную роль в жизни людей, пользу которую приносят птицы, и трудности с которыми они сталкиваются в холодное время года. Как же радуются наши дети, когда узнают, что они могут помочь им пережить зиму, организовав подкормку, просто повесив за окном простую кормушку.

Данный проект играет значимую роль в пополнении  и обогащении  знаний. Совместная деятельность воспитателей, родителей и детей сближает, учит взаимопониманию, доверию, делает их настоящими партнерами.

Цель проекта: расширить представления детей об особенностях жизни и поведения  зимующих птицах; привлечь внимания детей и их родителей к проблеме подкормки птиц, желание помогать им в трудных зимних условиях.

Задачи проекта:  

Образовательные: ознакомление детей со здоровым образом жизни с зимующими птицами, кормушками для птиц и разными видами корма.

Развивающие: Развивать познавательную активность, мышление, воображение, коммуникативные навыки; расширять кругозор и обогатить словарный запас детей, развивать связную речь детей; формировать умение вести диалог с педагогом; развивать эстетическое восприятие; развивать мелкую моторику рук через изобразительную деятельность.

Воспитательные:  прививать любовь к природе и воспитывать бережное отношение к ней; вызвать у родителей желание оказания помощи зимующим птицам в городе, принять непосредственное практическое участие в изготовлении кормушек.

Работа с родителями:

Образовательная область: совместная деятельность детей и педагога; изготовление кормушек, корма для птиц.

Познавательное развитие: беседа «Зимующие птицы»; Знакомство с зимующими птицами; наблюдения на прогулке за зимующими птицами. 

1 этап проекта – подготовительный.

Определение уровня знаний о зимующих птицах.

Сбор материала необходимого для реализации проекта.

2 этап – основной.

Составление совместного плана деятельности;

Взаимодействие с родителями для решения поставленных задач.

3 этап – заключительный.

Размещение кормушек на территории ДОУ и подкормка птиц.

Перспективное планирование проекта.

12.02.2024

Беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?»

Рассмотрение иллюстраций зимующих птиц.

Подвижная игра «Тепло, холодно»

Цель: формирование представлений детей о зимующих и перелетных птицах

Задачи: дать представление о том как зимуют птицы.

13.02.2024

Разгадывание загадок про птиц.

Дидактическая игра «Какой птички не стало?»

Раскраски «Птицы».

Цель: научить раскрашивать птиц делая их похожими на оригинал.

Задачи: развитие логического мышления, памяти, речи.

14.02.2024

Беседа « Меню птиц»

Дидактическая игра «Один-много»

Изготовление съедобных кормушек и выбор места для нее.

Цель: возникновение у детей желания кормить птиц , привлечь к совместной деятельности; учить детей понимать количественную характеристику предметов, использовать в речи слова: один (одна), много

Задачи: дать знания о птицах и о том, чем они питаются, развивать познавательные способности.

15.02.2024

Чтение сказки «Зимние гости»

Художественно-эстетическое развитие «Зернышки для птичек» (лепка) (Приложение 1)

Цель: знакомство детей с художественным произведением о зимующих птицах.

Задачи: развивать мелкую моторику; продолжить знакомить особенностями трудной жизни птиц в зимний период.

16.02.2024

Дидактическая игра «Угадай кто?»

Художественно-эстетическое развитие «Ягоды рябины» (рисование) (Приложение 2)

Цель: создание условий для формирования роли человека в жизни птиц зимой.

Задачи: познакомить детей видами подкормки птиц в зимний период; выявить уровень сформированности представления детей о зимующих птицах.

19.02.2024

Итоговое занятие «Зимующие птицы»

Подвижная игра «Тепло, холодно»

Дети – воробьи. по команде «тепло» - летают и чирикают, а по команде «холодно» - садится на корточки рядышком друг с другом.

Дидактическая игра «Какой птички не стало?»

На доске – четыре-пять картинок с изображением зимующих птиц. Педагог незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает: «Какой птички не стало?» Дети отвечают: «Не стало совы». И т.д.

Дидактическая игра «Один-много»

Воспитатель (достаёт из коробки игрушечных воробьев или других одинаковых птиц). Вот воробей, вот еще воробей, еще воробей. Сколько воробьев? (Много). (Достаёт сороку, дети называют ее). Сколько сорок? (Сорока одна). Воробьев сколько? (воробьев много).

Дидактическая игра «Угадай кто?»

Воспитатель задает вопросы, дети отвечают:

-Про кого можно сказать?
-Хитрая, ловкая, находчивая...(ворона)
-Желтогрудая, ловкая...(синица)
-Смелый, неунывающий...(воробей)
-Упорный, пестрый ...(дятел)
-Хищная, большеголовая, бесшумная...(сова)
-Красногрудый, бойкий...(снегирь)
Загадки
Что за стол среди берез,
Под открытым небом?
Угощает он в мороз
Птиц зерном и хлебом. (
Кормушка)

Красногрудый, чернокрылый,
Любит зёрнышки клевать,
С первым снегом на рябине
Он появится опять                   
(Снегирь)

В тёплый край не улетают,
На морозе распевают,
Эти птички-невелички
Называются …                   
(синички)

Маленький мальчишка
В сером армячишке
По дворам шныряет,
Крохи подбирает,
По ночам кочует
- Коноплю ворует.
                (Воробей)

Кар-кар-кар! Кар-кар-кар! –
Вот и весь репертуар.
Оглашает крону клёна
Своим пением …                 (
Ворона)

Непоседа пестрая, птица длиннохвостая,
Птица говорливая, самая болтливая.
Вещунья белобока, а зовут ее ...            (
Сорока)

 Сказка «Зимние гости»

Автор:  Нина Михайловна Павлова     
          Одежда у свиристелей неяркая: розовато-сероватая. Но как она нарядно отделана! На голове — хохолок. На хвосте — широкая жёлтая кайма. А крылья!.. Вверху белая полоска, под нею невиданное для птиц украшение — красные пуговицы, точь-в-точь как из пластмассы. Ещё ниже по крылу — жёлтые уголочки, «галочки».
      Удивительно хороши свиристели! Но вот беда: характер у них непривлекательный — чересчур прожорливы. А тот свиристель, о котором я хочу рассказать, был просто ненасытным. Мало того, что ел он с утра до вечера, так и во сне-то ничего не видел, кроме еды.
      Ну, зато и настрадался же этот молодой свиристель из-за своего обжорства!
      Осенью он вместе с товарищами покинул родной таёжный лес и полетел на юг, под Ленинград. По пути свиристели кормились только невкусными смолистыми ягодами можжевельника. Но когда, наконец, дорвались до шиповника с уцелевшими ярко-красными крупными плодами, тут уж попировали! Ягода за ягодой, ягода за ягодой попадала в щипчики клюва и мгновенно исчезала.
      Вдруг, в самый разгар пира, из леса донёсся тревожный крик синиц:
      — Тэррр! Близок враг! Тэррр!
      Свиристели разом поднялись в воздух и скрылись в чаще густых елей. Но главный обжора остался на месте: он так отяжелел, что не мог взлететь.
      По счастью, враг его не заметил. Но товарищей молодой свиристель потерял и остался один-одинёшенек в незнакомом краю.
      — Это бы ещё ничего, — рассуждал сам с собою свиристель.— Только бы поскорее найти те роскошные деревья-столовые, о которых толковали старики!
      И он полетел на поиски. Невесёлое путешествие! Вверху—серые расползающиеся облака, внизу — тёмная сеть голых веток. И нигде — ни ягодки!
      Летел, летел свиристель, но видит — деревья-столовые сами навстречу не выбегают. Решил спуститься да порасспросить местных жителей.
          По изборождённому трещинами стволу дуба проворно бегала вверх и вниз головою серо-голубая птица — поползень. Хвостик — коротышка, голова большая, длинная. А клюв... Если бы свиристель видел Буратино, ну хотя бы на картинке, он сразу заметил бы, что клюв поползня очень похож на нос Буратино.
      — Я хочу есть, — сказал свиристель поползню. — Где здесь дерево-столовая?
      — Рядом, — ответил поползень. Втиснул клювом в трещину коры маленький орешек. Тюкнул его клювом. Проглотил ядрышко и сказал:
      — Зит! Летим! Покажу.
      Они прилетели к рыженькой красавице липе. Она была разукрашена букетиками, в которых вместо цветов были орешки. У каждого букетика торчало рыжеватое крылышко. От этого липа и стала рыженькой.
      — Вот! — сказал поползень, подлетев к липе. — Вот тебе и дерево-столовая!
      Тут он отломил клювом один из орешков.
      — Но ведь это же не ягоды! Это дрянь! — сказал свиристель.
      — Зит! — крикнул поползень, не выпуская из клюва орешка. И полетел обратно к дубу.
      А свиристель отправился искать счастья и другом месте. Вскоре он увидел дерево, на котором краснели неведомые ягоды величиною с него самого.
      — Сумею ли я проглотить их целиком? — взволновался свиристель. Когда же он подлетел поближе, ягоды оказались пухлыми красногрудыми снегирями.
      — Юч! — ответили в один голос снегири на вопрос свиристеля о дереве-столовой. — Юч! Сейчас проводим тебя туда.
      И проводили его на ясень. Дерево было увешано густыми кистями узких крылатых семян.
      — Видишь, какая вкусная пища? — спросили снегири. Степенно расселись на ветках и молча принялись за еду: не спеша срывали крылатки и старательно их лущили.
      — Вот бестолочь! В какую столовую меня затащили! — разозлился свиристель. — Да и есть-то не умеют! Мямли!
      И, не дожидаясь ответа, свиристель полетел дальше. Ох, как он был голоден и зол! Отлетел он недалёко — только чтобы не видеть снегирей. Сел на берёзу и стал ждать; а чего, — и сам не знал.
      Вдруг на берёзу как ветром надуло стайку весёлых чечёток. Красные шапочки, хвостик вилочкой. А щебетуньи, а непоседы: с ветки на ветку перепархивают, лазают, вниз головою подвешиваются. Подлетели к свиристелю.
      — Ты откуда? Отчего грустный?
      — Отстал от своих. Голоден. Ой, как голоден!
      — От своей стайки отбился? Какой ужас! Голоден? Не беспокойся. Мы покажем, где много еды. Четчёк! Летим!
      И вся стайка взлетела. Свиристель нехотя присоединился к ней. Он не верил, что эти маленькие птички приведут его в приличную столовую.
      И не ошибся. Их столовой была ольха — круглое деревцо всё в чёрных растопыренных шишечках. Чечётки очень ловко вытаскивали из шишечек семена.
      А свиристель, не сказав ни слова, перелетел на другое дерево. Он ослабел от голода, его клонило ко сну. Но не успел он задремать, как услышал тихие нежные трели. Свиристель встрепенулся. Стал прислушиваться. Да, это пели они, его товарищи. Какое счастье!
      Свиристель взлетел и через несколько мгновений был уже среди своих. Ему обрадовались, его окружили, его о чём-то расспрашивали. Но свиристель не отвечал: ему было некогда. Ведь он находился в самой роскошной столовой, какую только можно вообразить. Это было дерево, увешанное гроздями оранжево-красных ягод — рябина.
      И свиристель глотал ягоду за ягодой до тех пор, пока зоб не отказался растянуться ещё шире. С трудом проглотив последнюю, свиристель туг же заснул.
      И тогда первый раз в жизни он увидел во сне не пишу, не ягоды, а птиц: проворного поползня, спокойных снегирей и весёлых акробатов чечёток.

Изготовление съедобных кормушек

Материал и оборудование: зернышки, формочки, желатин, вода, ниточки.  

Сначала нужно все смешать в равных частях, и аккуратно залить водой с желатином хорошо перемешать и разложить по формочкам. Нитки нужны, чтобы завязать петельку.

Все заготовки нужно оставить на время чтобы они застыли, а на следующий день можно развесить съедобные кормушки на ветвях деревьев на участке.

 

Приложение 1

Художественно-эстетическое развитие: «Зернышки для птичек» (лепка)

Цели:  воспитывать любовь к природе; продолжить знакомить  детей с пластилином.

Задачи: 

Образовательные: дать детям знания о жизни птиц зимой.

Воспитательные: способствовать воспитанию бережного отношения к птицам, возбудить желание детей заботиться о птицах.

Развивающие: продолжать учить детей раскатывать комочки пластилина круговыми движениями между пальцами для получения шарообразной формы.

Материал: листы плотной бумаги, мягкий пластилин (желтого цвета).

Предварительная работа: Проведение беседы на тему «Зимующие птицы», «Меню птиц», рассматривание иллюстраций.

 Ход

1.      Мотивационно-ориентировочный этап.

Сколько добрых лиц вокруг, Приглашаю всех вас в круг.

Давайте за руки возьмем! Слова любви произнесем!

Дети: Любим, любим всех вокруг, Как хорошо, что рядом друг!

Воспитатель: Ребята, какое сейчас время года?

Дети: Зима.

Воспитатель: Ребята, сегодня к нам в гости прилетел необычный гость, а кто вы сей час угадаете сами, отгадав загадку.

 Маленькая птичка —

Просто невеличка.

Синенькое горлышко,

 А сама, как солнышко.

Жёлтенькое брюшко — воробья подружка.

 

Дети: синица.

Воспитатель: правильно ребята. Но почему-то ей очень грустно. Как вы думаете почему?

Дети: замёрзла, голодная.

Воспитатель: конечно, она замёрзла ведь на улице холодно и голодно, так как наступила зима. Давайте мы подуем на синичку и она согреется.

Дыхательная гимнастика «Погреемся».

Руки в стороны, вдох; на выдохе скрестить руки пред собой, произнести «УХ!» повторить 3-4 раза.

Воспитатель: спасибо ребята, мы помогли согреться синичке, а теперь нам нужно покормить. А что же едет птицы зимой?

Дети: зернышки, хлебные крошки и т.д.

Воспитатель: правильно, молодцы. Люди зимой кормят птиц. Для этого делают им кормушки. Птички прилетают к ним и кушают зёрнышки, семечки.

Воспитатель: ребята, покормим нашего гостя  и других птиц тоже, сделаем зернышки из пластилина сами.

2. Практический этап.

Воспитатель: ребята, мы с вами приготовим много зернышек их желтого пластилина. Птички увидят и прилетят к нам на угощение. Возьмем пластилин в руки и от большого куска пластилина отщипнем маленькие кусочки. Скатаем между ладонями шарики и положим в кормушку.

Но перед тем как начать выполнять работу, предлагаю немного размяться.

Физкультминутка «Перелетные птицы» 

Птички прыгают, летают (Дети прыгают)
Крошки птички собирают.(«клюют»)
Пёрышки почистили,
Клювики почистили  (изображают)
Птички летают, поют (машут руками)
Зёрнышки клюют (наклоняются)
Дальше полетели
И на место сели  (улетают», садятся)

Воспитатель: а теперь садимся на свои места. Сели красиво. Ручки перед собой. Спинки прямые. Ножки вместе. Готовы?

 Ребята, вы молодцы, очень старались. Старались ваши пальчики, они устали и хотят отдохнуть.

Пальчиковая игра. «Покормите птиц»

Покормите птиц зимой! (Изображают как сыплют крошки)

Пусть со всех концов (Разводят руки в стороны)

К нам слетятся, как домой (Взмахивают кистями рук, как крыльями)

Стайки на крыльцо. (Пальцами изображают крышу дома)

Сколько гибнет их – не счесть, (Держатся за голову и качают ей)

Видеть тяжело. А ведь в нашем сердце есть (Прижимают руки к сердцу)

И для птиц тепло. (Обнимают и гладят себя)

Приучите птиц в мороз (Изображают, как сыплют крошки)

К своему окну, Чтоб без песен не пришлось (Пальцами изображают клюв птицы)

Нам встречать весну. (Хлопают в ладоши)

Воспитатель: Молодцы, ребята! Сколько много зернышек слепили. Давайте, угостим синичку (птичка подлетает, клюет с тарелочки). Птичка, говорит спасибо, ей пора лететь домой.  Давайте скажем до свидания!

Дети: До свидания!

3. Рефлективно-оценочный этап:

Воспитатель: Ребята, а сейчас мы вспомним. Кто к нам прилетал в гости?

Чем мы помогли и угостили наших птиц?

Дети: Мы согрели и лепили зернышки для птичек.

 

Приложение 2

Художественно-эстетическое развитие «Ягоды рябины» (рисование)

Цель: использование нетрадиционных способов рисования, привитие любви к творчеству.

Задачи: 

Образовательные: дать знания о зимующих птицах снегирях, их внешним видом и особенности их поведения.

Воспитательные: воспитывать у детей заботливое отношение к зимующим птицам, живущим в городе.

Развивающие: Развивать интерес к нетрадиционному изображению на бумаге, развивать мелкую моторику рук, развивать внимание.

Материал: гуашь красного цвета, ватные палочки, салфетки, альбомные 1\2 листы, игрушка-птичка.

Предварительная работа: беседа «Что ты знаешь о зимующих птицах?», рассмотрение иллюстраций птиц, деревьев.

 

Ход

1.     Мотивационно-ориентировочный этап.

Воспитатель: Возьмите за руки того, кто  рядом с вами, ощутите тепло рук  ваших друзей, которые будут вам добрыми помощниками, посмотрите им в глаза и улыбнитесь, передайте им своё хорошее настроение.

Что за чудо-чудеса.  Раз рука и два рука!

Вот ладошка правая, вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая, руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку.

Добрые руки погладят собаку,

Умные руки умеют лепить

Чуткие руки умеют дружить!

Воспитатель: Ребята, вспомним какое у нас сейчас время года за окошком.

Дети: Зима.

Воспитатель: Правильно.

Воспитатель: Послушайте стихотворение.

«Снегири» А. Прокофьев

Выбегай поскорей
Посмотреть на снегирей!
Прилетели, прилетели,
Стайку встретили метели,

А Мороз Красный Нос
Им рябинку принёс;

Хорошо угостил,
Хорошо подсластил
Зимним вечером поздним
Ярко-алые грозди.

Воспитатель: А что зимой происходит с природой?

Дети: На деревьях нет листочков, снег.

Воспитатель: А что еще?

Дети: Становится холоднее.

Воспитатель: А чтобы нам согреться, я вам предлагаю поиграть в подвижную игру  "Птички-невелички".

Воспитатель: Вы, ребята, будете изображать птичек.

Действуют согласно тексту подвижной игры "Птички-невелички".

-1,2,3, все мы птички посмотри.

-Вот летали птички, птички-невелички

Всё летали и летали, крыльями махали

На веточку сели, рябинки поели

Клю-клю-клю. Как я рябинку люблю.

Пёрышки почистили, чтобы были чище

Вот так, вот так, чтобы были чище.

-Воспитатель: Дети, а вы, знаете, чем питаются птицы зимой?

Дети: Зернышки, крошки .

Воспитатель: А ещё птички очень любят ягодки рябины (демонстрация  изображения)

Воспитатель: Посмотрите, какие красивые ягодки висят на ветке, одна возле другой, ягодок много. Они собраны в кисть. Ими питаются зимой птицы.

Воспитатель: Какого цвета ягоды рябины?

Дети: Красного.

Воспитатель: Какой они формы?

Дети: Круг.

Воспитатель: Правильно, ребята, на веточке рябины много- много маленьких круглых красных ягод, одна возле другой.

2.                 Практический этап.

Воспитатель: Давайте нарисуем гроздья рябины и угостим этими ягодками снегирей.

Но прежде чем мы приступим к рисованию ягод, давайте немного поиграем.

Физкультминутка «По ягоды». Дети становятся в круг.

Мы шли-шли-шли, (маршируют по кругу, держа руки на поясе)

Много ягод мы нашли. ( наклоняются, правой рукой достают носок левой ноги, не сгибая колен)

Раз, два, три, четыре, пять, (опять идут по кругу)

Мы опять идем искать. (наклоняются, левой рукой касаются носка правой ноги, не сгибая колен)

Воспитатель: Молодцы, ребята. А сейчас приступим к работе. Давайте вспомним, что ягоды рябины красного цвета. Ягоды плотно прижаты друг к другу. Значит, мы будем набирать гуашь на кончик ватной палочки и прижимать его к листу бумаги, делая точки. Точки должны близко прилегать друг к другу. Затем мы подрисуем кисточкой веточку рябины.

Дети приступают к выполнению работы.

3. Рефлективно-оценочный этап:

Воспитатель: Молодцы, ребята! Очень хорошие и красивые веточки рябины у вас получились. Снегирям очень они понравятся, и они будут всю зиму радовать вас своим ярким нарядом. Давайте, когда мы пойдем на прогулку, поможем всем птицам во дворе.

Воспитатель: Вам понравилось на занятии?

Воспитатель: Что больше всего понравилось?

Воспитатель: Скажите, а что мы рисовали?

Воспитатель: Для кого мы рисовали?

Воспитатель: Теперь мы пойдём и угостим наших птичек. Снегири мне на ушко прощебетали, что вы им помогли, и теперь им не страшен голод и холод, и у них большой запас на зиму.

 

Конспект занятия «Зимующие птицы» в младшей группе

Задачи:

1. Расширение глагольной лексики детей младшего дошкольного возраста.

2. Закрепить понятие «зимующие» птицы;

3. Дать детям представление о видах питания зимующих птиц;

4. Упражнять в установлении сходства и различия между птицами.

5. Активизировать в речи обобщающие слова: «зимующие птицы»; умение говорить «громко – тихо», вырабатывать силу голоса;

6. Расширить словарный запас детей : корм, кормушка, холодно, голодно, клюет, щебечет, посвистывает, воркует, прыгает и т. д. 7. Развивать воображение, внимание, мышление, целостное восприятие предметов.

8. Продолжать учить детей составлять описательные рассказы о птицах по схеме.

9. Учить детей отгадывать загадки о зимующих птицах.

10. Воспитывать доброту, заботливое и доброжелательное отношение к птицам.

11. Развивать умение играть вместе со сверстниками.

Оборудование: картинки с изображением зимующих птиц, карточка – схема «Строение птиц», разрезные картинки птиц к игре «Собери картинку», набор картинок к игре «Четвертый лишний», запись «Шум леса – голоса птиц», «Звуки природы – зима». Коробка с угощением для птиц: семена, семечки, сало, ягоды. Кормушка. Мяч. Снежинки.

Предварительная работа: беседа о зимующих птицах, наблюдение в природе, отгадывание загадок, рассматривание иллюстраций, составление описательных рассказов по схеме.

Чтение произведения устного народного творчества «Сорока – сорока»; А. Барто «Синица»; В. Бианки «Лесная газета».

Изготовление с детьми кормушки, подкормка птиц на участке детского сада.

Ход занятия:

Воспитатель: Наступила зима, запорошила снегом землю, заморозила реки и озера. Наступило самое трудное время в жизни птиц. Ребята, а всех ли птиц мы можем встретить на улице зимой? (Нет, некоторые птицы улетают в теплые края)

-Как мы их называем? - (Перелетные)

-Но не всем птицам страшна зима. А как называются птицы, которые остаются зимовать? – (зимующие)

В это время влетает Сорока, трещит: Была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, ничего не пойму, что к чему?

Воспитатель: Тише, тише не шуми. Ты кто такая лучше расскажи.

Сорока: Я – сорока. Всюду я летаю, все на свете знаю, Знаю каждый куст в лесу, новость на хвосте несу.

Может быть, меня за это и зовут «лесной газетой»?

Воспитатель: Так какую новость ты нам принесла?

Сорока: Так я говорю, была сегодня в лесу, одни птицы улетели, другие остались, тихо в лесу, ничего не пойму.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем сороке разобраться, какие птицы остались в лесу и почему. Садись сорока с нами. А вы, ребята, мои загадки отгадайте.

1. Чик-чирик! К зернышкам прыг! Клюй, не робей! Кто это?. (Воробей) Выставить картинку воробья. - Посмотрите и скажите, какого цвета оперение воробья? Какой он? (он маленький коричневого и серого цвета). 2. Верещунья - белобока, А зовут ее? (Сорока) - Какая сорока? Опишите ее. (Сорока крупная птица с черно-белым оперением) 3. Красногрудый, чернокрылый, любит зёрнышки клевать,с первым снегом на рябине он появится опять. (Снегирь) Опишите его. (у снегиря на голове черная шапочка, серая спинка, а грудка- красная) 4. Непоседа. Невеличка, желтая почти вся птичка. Любит сало и пшеничку. Кто узнал её? (Синичка). (Появляется картинка с изображением синички) - Как она выглядит? (на голове черная шапочка, спинка желто-зеленая, брюшко желтое, крылья и хвост – серые) 5. Окраской – сероватая, повадкой - вороватая. Каркунья хрипловатая. (Ворона). (Появляется картинка с изображением вороны) - Опишите ее (черные голова, горло, крылья и хвост, остальное оперение серое) 6. Я – толстый, серый, под ногами я хожу и по городу кругами. И напрягаю толстый зоб, очаровать подругу чтоб. (Голубь) (Появляется картинка с изображением голубя) Опишите его. (Оперение голубя серое)

- Молодцы, ребята, вы отгадали загадки о птицах. Давайте еще раз их назовем (воробей, сорока, снегирь, голубь, ворона, синица).

- Как можно назвать, одним словом этих птиц? Почему? (зимующие, потому что они не улетают в теплые края, а остаются зимовать у нас).

- Ребята, давайте рассмотрим этих птиц. Внимательно посмотрите на картинки и скажите, что есть у всех птиц? (есть туловище, голова, крылья, лапки, на голове – глаза и клюв, все части тела покрыты перьями.)

Вызвать «сороку», она называет части птицы, а дети отвечают на вопросы воспитателя.

- Что птица делает клювом? – клюет. – Что делает крыльями? – машет, летает. – Для чего нужны лапки? – ходит, прыгает, держится, гребет… Для закрепления, дети повторяют ответ хором.

Игра «Какой птички не стало?»

На доске — четыре — пять картинок с изображением зимующих птиц. Воспитатель незаметно для детей убирает одну картинку и спрашивает:

- Какой птички не стало?

Воспитатель: Теперь, сорока, пошли в лес, посмотрим, что там случилось, почему тихо. Дети идут в лес. Звучит запись «Звуки природы – зима». Холодно зимой в лесу надо нам погреться.

Физ. минутка «Погреемся».

Мы погреемся немножко, мы похлопаем в ладошки:

Хлоп – хлоп – хлоп.

Ножки тоже мы погреем, мы потопаем скорее:

Топ – топ – топ.

Мы согреем щеки, шею.

(медленно поглаживаем шею ладонями обеих рук сверху вниз в области горла; растирание щёк, постукивание кончиками пальцев).

Рукавички мы наденем, не боимся мы метели,

Да, да, да.

Воспитатель: вот и в лесу мы оказались, холодно, тихо. Зима заморозила птиц. Заколдовала, нам нужно помочь им, вы согласны, ребята? Пойдемте их искать.

Смотрите, ребята, сугроб. Сколько на нем снежинок? Надо на них подуть, чтобы они разлетелись и посмотреть, что под снегом.

Упражнение «Подуй на снежинки». Дети дуют, снежинки разлетаются, а под ними файл с картинками. Вырабатываем длительный и плавный выдох.

Воспитатель: Ребята, это зима заморозила птиц, превратила их в ледяные частички, если вы соедините их, то освободите птиц.

Игра «Собери птицу из частей». Дети собирают картинки зимующих птиц из частей целое. Правильно собрали, молодцы. Птиц мы освободили, стало весело в лесу. Ребята, расскажите, каких птиц вы собрали? Дети рассказывают стихи.

1. Воробьев веселых стайка крошки хлебные клюёт И щебечет без утайки, дружно водит хоровод.

2. Как лиса среди зверей, эта птица всех хитрей. Прячется в зеленых кронах, а зовут её ворона.

3. На сугроб ложится голубая тень, Тенькают синицы: «Синий, синий день!»

4. Стынут лапы на морозе у сосны и ели. Что за чудо? – на березе яблоки поспели. - это снегири.

5. Она летает, она стрекочет - Рассказать сорока новость хочет.

Ребята, скажите, какие это птицы? (зимующие).

Включить запись: «Шум леса – голоса птиц» Ребята слушают. Сели на полянке.

Воспитатель: А вы знаете, как зимующие птицы подают голоса?

Игра «Кто как голос подает?»

Воробей – что делает? – чирикает, как? – чик – чирик!

Ворона - каркает - кар – кар!

Сорока - стрекочет - ча – ча- ча!

Синица - щебечет - синь- синь- синь!

Снегирь - посвистывает- рюм-рюм-рюм!

Голубь - воркует - груу- груу- груу!

Молодцы, ребята, помогите мне определить лишнюю птицу.

Игра «Четвертый лишний».

Необходимо выделить лишнее слово и объяснить свой выбор.

Снегирь – воробей – петух – ворона.

Голубь – ворона – синица – ласточка….

Воспитатель: Ну, что, сорока, помогли мы тебе разобраться, какие птицы остались в лесу. Какие птицы зимой остались в лесу? (зимующие). Помогли мы птичкам, разморозили их, собрали, вспомнили, как они голос подают, а теперь пришла пора поиграть немного, и ты сорока с нами поиграй.

Физ. минутка «Вороны»

Вот под елочкой зеленой скачут весело вороны (дети летают, машут руками- крыльями).

Кар- кар- кар, кар- кар- кар! (громко)

Только к ночи умолкают и все вместе засыпают (дети садятся, затихают)

Кар- кар- кар! (тихо) Играют 2-3 раза. Становятся в круг.

- Ребята, легко ли птицам зимой в лесу? Почему? Им холодно и голодно. (Птицам тяжело найти себе корм под снегом. Они прилетают ближе к людям за помощью, взрослые делают кормушки и насыпают в них корм.) - Ребята, давайте вспомним, чем питаются птицы?

Посмотрите, у меня в коробочке различные угощения для птиц: пшено, овес, семечки, хлебные крошки, сало, ягоды, яблоко. Дети рассматривают угощения и называют: Чем можно угостить птиц?

Игра: «Птичья столовая»

Воробей – хлебные крошки.

Снегирь – ягоды рябины и калины, семена шишек.

Синичка – любит сало.

Ворона. Сорока и голубь – всеядные. Все птицы клюют зернышки, семечки, крошки.

Зимой птицам трудно добывать корм. Как птицам зимой? Голодно. Вот мы будем подкармливать птиц, наше угощение положим им в кормушку. И поиграем в игру «Угадай ка».

Воспитатель бросает мяч и называет корм, а дети должны сказать, какая птичка это любит клевать. Сало – синичка, ягоды – снегирь, огрызок яблока – ворона, зерна – голуби, хлебные крошки и пшено – воробей, семечки – сорока.

Сорока: спасибо, ребята, теперь я в лесу всем расскажу, почему не все птицы улетают и что они едят. Скажу, чтобы к вам на кормушку прилетали, что вы заботитесь о птичках и подкармливаете их.

Воспитатель: До свидания, сорока! Нам, ребята, тоже пора возвращаться в детский сад. Один, два, три, повернись. В детский сад возвратись!

Итог: О каких птицах мы говорили? Как сказать, одним словом? Приготовили для них угощение. Я надеюсь, что вы всегда будете помнить, как трудно птицам зимой и будете им помогать.

Список использованной литературы:

1.     «Птицы. Какие они?» Т. А. Шорыгина.

2.     Т. Н. Доронова, С. Г. Якобсон «Обучение детей 2-4 лет рисованию, лепке, аппликации в игре».

3.     «Зимние гости» Н. М. Павлова     

4.     А.В.Никитина «Нетрадиционные техники рисования в ДОУ. Пособие для воспитателей и родителей». – СПб.: КАРО, 2007г.

5.     Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду- М.: Сфера, 2011

6.     Комарова Т. Изобразительная деятельность детей в детском саду. - М.: МаРТ, 2009

7.     От рождения до школы. Инновационная программа дошкольного образования. / Под ред. Н. Е.  Вераксы, Т. С. Ко маровой, Э. М. Дорофеевой.

8.      Интернет источники.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Краткосрочный проект в старшей группе по теме "Зима".

Краткосрочный проект по теме "Зима" в старшей группе.Эффективность использования в виде модели....

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Зима»

Краткосрочный проект в старшей группе на тему: «Зима»...

Проект в подготовительной группе на тему: «Зимующие птицы» Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочный (1 неделя. С 19.12.2022 – 23.12.2022) Авторы проекта: воспитатель Анисимова

Проект в подготовительной группе на тему:«Зимующие птицы»Вид проекта: познавательно-исследовательский, информационно-творческий. Продолжительность проекта: краткосрочны...

Краткосрочный проект в средней группе на тему: "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать"

Краткосрочный проектв средней группе на тему:"Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать" Актуальность:Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкор...

Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему "Зимующие птицы".

Краткосрочный проект во второй младшей группе на тему "Зимующие птицы"....

Краткосрочный проект в средней группе по теме "Зимующие птицы"

Краткосрочный проект в средней группе Тема Зимующие птицы...

Краткосрочный проект в первой младшей группе на тему "Зимующие птицы"

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в дошкольном возрасте происходит становление человеческой личности, формировани...