Значение русских народных игр для детей старшего дошкольного возраста
статья по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)

Лукьянчикова Светлана Васильевна

В статье рассматривается классификация русских народных игр и их значение для развития ребенка дошкольного возраста.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл narodnye_igry.docx21.13 КБ

Предварительный просмотр:

Значение русских народных игр

для детей старшего дошкольного возраста

Как сказал знаменитый советский педагог-гуманист Василий Александрович Сухомлинский: «Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности»

        Русские народные подвижные игры имеют многотысячелетнюю историю: они сохранились до наших дней со времен глубокой старины, передавались из поколения в поколение, вбирая в себя лучшие национальные традиции.

        Дети раннего возраста воспитывались в семьях на прибаутках, потешках, играх-забавах, связанных с первоначальными движениями самого малыша. В жизни более старших детей бытовали народные игры с разнообразным двигательным содержанием, включающие заманчивые для ребят зачины, певалки, считалки.

       Собирались мальчишки и девчонки вечером на деревенской улице или за околицей, водили хороводы, пели песни, без устали бегали, играя в горелки, салочки, состязались в ловкости, играя в лапту. Зимой развлечения носили иной характер: устраивались катания с гор, игры в снежки; на лошадях катались по деревням с песнями и плясками.

Народная игра – игра, реализующаяся на принципах добровольности, спонтанности при особых условиях договоренности, популярная и широко распространенная в данный исторический момент развития общества и отражающего его особенности.

Данная тема крайне актуальна в современном мире, поскольку только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

  В последнее время в жизни нашего общества материальные ценности стали преобладать над духовными интересами, поэтому у детей искажены представления о доброте, милосердии, великодушии, справедливости, гражданственности и патриотизме. Ребенок будет развиваться гармонично, когда будет учитываться согласование развития духовно – нравственной и интеллектуальной системы. Невозможно воспитать здорового и гармонично развитого ребёнка без опоры на традиционную этику.

Целью народных игр является создание условий для приобщения детей к культуре народов России.

Структура народных игр очень проста.

В них есть: единая цель (задача), игровые действия, игровые правила, содержание. Народные игры интересны детям своим игровым зачином (считалки, жеребьевки, певалки, фанты, занимательные диалоги). Все эти элементы «Игровой прелюдии» (Г.С. Виноградов) дают возможность быстро организоваться играющим, установить справедливость в выборе водящего.

В народных играх всегда присутствуют жанры фольклора. Такие, как:

1.Заклички

Заклички – небольшие песенки, предназначенные для распевания группой детей. Многие из них сопровождаются игровыми действиями, имитирующими процесс труда.

2. Игровые припевки

Игровыми припевками начинают игру, задают условие игры, связывают части игрового действия, нередко игровые песенки сочиняют сами дети.

3. Небылицы-перевертыши

Небылицы-перевертыши — это особый вид песен-стишков, вызывающих смех нарочитым смешением всех реальных связей и отношений. Это откровенные игры - несуразицы.

 4. Детские считалки – необходимая часть игр. Ведь почти всегда нужно выбрать водящего. И сделать это нужно честно, без обмана, справедливо.          

Чтобы полноценно организовать театральную деятельность детей и обогатить их  игровую сферу, необходимо иметь соответствующую предметно-пространственную среду. В этом поможет уголок «Для ряженья».  Он позволит создать психологически комфортную обстановку в группе.

Народные игры имеют свою классификацию.

Пальчиковые игры.

Движения пальцев ребенка соединяются с короткими ритмическими стихами. Обычно в такие игры играли взрослые с маленькими детьми.

Сезонно-обрядовые.

Игры проводятся в определенное время года. Соответствуют русским народным праздникам.

Игры -забавы. 

В этих играх необходимо проявить смекалку и находчивость, быстроту и хорошую координацию.

Игры-ловишки.

         Игры, в которых воспитываются такие психофизические качества как, ловкость, быстрота, координация движений, равновесие, умение ориентироваться в пространстве. Примеры игр Вы видите на слайде.

Хороводные игры.

Это целый ряд детских игр, который основан на соединении песни с движением. В подобных играх действие осуществляется в ритме, словах и текстах, здесь ребенок драматизирует то, о чем поется в песне. Песня тесно связана с народной игрой.

Игры, отражающие отношение человека к природе.

Русский народ всегда трепетно относился к природе, берег ее, прославлял. Такие игры воспитывают доброе отношение к окружающему миру.

Драматические игры.

В основе этих игр лежало действие, развивающееся в диалоге персонажей. Игра сопровождалась пением песенок, пантомимой.

Бытовые игры.

Игры, отражающие повседневные занятия наших предков - «Быт русского народа»

Состязательные игры.

Игры, отражающие стремление детей стать сильнее, победить всех. Как тут не вспомнить о легендарных русских богатырях, которые не уступали ранее в популярности современным киногероям. Состязание может быть простым, например, в беге, прыжках, в ловкости, и усложненным, то есть с применением какого-либо инвентаря: веревок, мячей, шаров, палок, камешков.

Народные игры актуальны и интересны и в настоящее время, несмотря на то, что существует достаточно большое количество соблазнов в наш технологический век.

Использование русских народных игр в воспитании дошкольников помогает духовному совершенствованию личности ребенка, расширению его историко-культурного кругозора и повышению уровня национального самосознания.   Благодаря знакомству с русскими народными играми в детском саду, мы сохраняем свои традиции, передаем будущему поколению, тем самым обеспечиваем духовное и физическое здоровье наших детей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методы и приемы художественного чтения и рассказывания русских народных сказок детям старшего дошкольного возраста

Дети дошкольного возраста – слушатели, а не читатели, русские народные сказки доносит до них педагог, поэтому владение им навыками выразительного чтения приобретает особое значение.Перед воспитателем ...

Народный праздник «Троицкое гуляние: праздник русской березки» для детей старшего дошкольного возраста (5-6 лет) совместно с родителями

Цель праздника: познакомить детей праздником «Троица», символом этого праздника берёзой; дать представление об обычаях, обрядах и народных наблюдениях, связанных с этим праздником....

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

НАРОДНАЯ КУЛЬТУРА И ТРАДИЦИИ  РУССКОГО НАРОДА ДЛЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА...

Перспективный план работы по приобщению к истокам русской народной культуры детей старшего дошкольного возраста.

Перспективный план работы на учебный год детей старшего дошкольного возраста....

«Нравственно-патриотическое воспитание через ознакомление с русской народной культурой детей старшего дошкольного возраста»

Материал о нравственно-патриотическом воспитании старших дошкольниками, который раскрывает цели. задачи, этапы реализации, результаты мониторинга...

Сценарий праздника по приобщению к русской народной культуре детей старшего дошкольного возраста. Масленица.

Цель: формирование интереса к русской традиции празднования Масленицы через ознакомление с бытом русского народа.Задачи:- уточнить представление детей об обычаях, связанных с празднованием Масленицы;-...

Детско-взрослый образовательный проект по расширению представлений детей о быте, культуре и традициях русского народа: «Знакомство детей старшего дошкольного возраста с народными календарно-обрядовыми праздниками»

Одной из задач ФГОС ДО, является объединение обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей и принятых в обществе правил и норм по...