Занятие "Игровой фольклор для детей"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Целью образовательной деятельности является приобщение дошкольников к жанрам устного народного творчества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie_folklor.docx | 22.92 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект образовательной деятельности «Игровой фольклор для детей»
Старшая группа
Цель: приобщение дошкольников к жанрам устного народного творчества.
Задачи:
Образовательные:
- Формировать представление детей о жанровых особенностях произведений малых фольклорных форм; продолжать обогащать словарный запас детей;
- Показать самобытность народа, которая проявляется в фольклоре: песнях, потешках, загадках, пословицах, поговорках;
- Упражнять детей в применении произведений устного народного творчества на практике (в играх, в общении); объяснить назначение потешек, загадок.
Развивающие:
- развивать логическое мышление и творческую активность;
- прививать любовь и интерес к народному творчеству России.
Воспитательные:
- Воспитывать уважительное отношение к наследию русского народа как бесценной сокровищнице мудрого и прекрасного.
- воспитывать интерес к народному творчеству, уважение к традициям русского народа.
Предварительная работа:
знакомство с малыми формами фольклора, работа над текстами;
разучивание потешек, колыбельных песен, пестушек, загадок, народных игр.
Материалы и оборудование: картинки с изображением деревни; куклы; деревянная игрушка-погремушка; кроватка-качалка.
Ход образовательной деятельности.
Вводная часть.
Орг. момент.
- Здравствуйте, ребята и уважаемые гости!
Показ детям иллюстраций с изображением деревни.
- Дети, посмотрите, пожалуйста, на следующие иллюстрации и скажите, что на них изображено? Как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будем беседовать? (предположения детей)
- А вы были когда-нибудь в деревне? (ответы детей)
- Побывав в деревне, можно узнать много интересного про былые времена о жизни людей.
Основная часть.
- Ребята, а кто-нибудь из вас знает, как в деревне воспитывали и растили детей?
(Пока дети предполагают, раздается плач ребенка).
- А как можно успокоить малыша? (предположения детей)
- В деревне самым маленьким детям предназначались потехи, которые могли привлечь их внимание и успокоить.
- Так что же такое потеха? (погремушка, хлопушка, трещотки). Вот одна из таких игрушек сделана из бересты в виде кубика, внутри которого находятся несколько шариков и, если слегка потрясти эту игрушку, она издает звук: малыш прислушивается и успокаивается. (успокаивают малыша)
- Вот наш малыш и успокоился и захотел спать. Как можно уложить малыша? (спеть колыбельную песню)
Ой, ты, котенька-коток,
Котя – серенький хвосток,
Ты приди к нам ночевать,
Вову в люлечке качать.
Уж как я тебе, коту,
За работу заплачу:
Дам кусок пирога
И кувшин молока,
Еще каши горшок,
Сладких пряников мешок.
- По мере того, как ребенок подрастал (кукла №2), изменялись и усложнялись игрушки, колыбельные песни сменялись пестушками. А что такое пестушка? (от слова «пестовать» - носить на руках) Пестушка – небольшой стишок или песенка, понятная и интересная для ребенка. Пестушки пели малышам, которые только-только начинали ходить. Кто может спеть нашему малышу?
1. Тра-та-та, тра-та-та.
Поймал дедушка кота,
А бабушка кошку
За левую ножку.
2. Ой, люли, люли, люли
Прилетели журавли.
Как они летели –
Все на них глядели.
Журавли курлыкали,
Киски все мурлыкали
3. Глазки смотрят,
Носик дышит,
Ушки милые
Всё слышат,
Ротик улыбается,
Ручки просыпаются.
И готовы ножки
Топать по дорожке!
С добрым утром!!!
4.Уходи с дороги кот,
Наша Танечка идет.
Топ-топ, топ-топ,
Наша Танечка идет,
Ни за что не упадет.
Топ-топ, топ-топ,
Вот какая Танечка.
- Ребенок подрастал – пестушки сменялись потешками. (кукла №3)
Что такое потешки? (предположения детей)
- Это несложные игры и забавы взрослого с ребенком.
Потешки использовали тогда, когда малыша умывали, купали, причесывали или когда ребенок делал свои первые шаги, или просто лаская. В русских народных потешках используются нежные слова, красивые выражения. И говорятся они или поются ласковым голосом. Вот послушайте такие потешки.
Воспитатель подходит к девочке, гладит ее по голове и ласково приговаривает:
Ах, ты, моя девочка,
Золотая белочка,
Сладкая конфеточка,
Сиреневая веточка.
- Понравилась вам потешка?
- Какие ласковые слова вы заметили?
Затем подходит к мальчику, поглаживает его и приговаривает:
Ой, ты, мой сыночек,
Пшеничный колосочек,
Лазоревый цветочек,
Сиреневый кусточек.
- А в этой потешке какие ласковые слова вы заметили?
- Как ласково называют вас ваши мамы?
- Ребята, а вы знаете потешки?
Дети рассказывают потешки в паре.
1. Водичка, водичка,
Умой Ванино личико,
Чтобы глазоньки блестели,
Чтобы щечки краснели,
Чтоб смеялся роток,
Чтоб кусался зубок.
2. Придет киска не спеша
И погладит малыша
Мяу-мяу – скажет киска
Наша детка хороша.
- В избе вместе с детьми жили домашние животные, они очень любили с ними играть.
- Вот и мы с вами сейчас, поиграем в игру: «Васька кот».
Дети стоят в кругу, а Васька в центре круга. Дети идут по кругу, взявшись за руки, в правую сторону и говорят слова, а кот идет в левую сторону, имитируя описываемые движения, на сигнал: «всех поймает Васька - кот» дети разбегаются в рассыпную, а кот их ловит.
Ходит Васька серенький,
Хвост у Васьки беленький,
Ходит, умывается
Лапкой вытирается,
А пойдет наоборот,
Всех поймает Васька-кот.
- Чтобы дети росли умными, взрослые придумывали загадки. Как вы думаете, что такое загадка? (предположения детей)
Загадка – это такой короткий рассказ, когда сам предмет не называется, а описывается, говорится, какой он.
- А вы знаете какие-нибудь загадки? (ответы детей) Можете загадать их нашим гостям?
1. Висит сито, не руками свито. (Паутина)
2.По деревне дождик осенний гулял,
Зеркальце дождик свое потерял.
Зеркальце то на асфальте лежит,
Ветер подует - оно задрожит. (Лужа)
3.не огонь, а жжется (крапива)
4.Три братца
Пошли купаться.
Два купаются,
Третий на берегу валяется.
Искупались, вышли,
На третьем повисли. (Ведра, коромысло)
5.Не пахарь, не столяр,
Не кузнец, не плотник,
А первый на селе работник. (Лошадь)
6.Вся мохнатенька,
Четыре лапки,
Сама усатенька (Кошка)
7.Над нами -
Вверх ногами,
Ходят – не страшатся,
Никого не боятся. (Мухи)
8. Кругла, а не месяц,
Желта, а не масло,
С хвостиком, а не мышь. (Репа)
9. Хохотун Егорка взялся за уборку,
В пляс по комнате пошел,
Оглянулся - чистый пол. (Веник)
10. Рассыпалось к ночи золотое зерно,
Глянули утром – нет ничего (звезды на небе)
11.Золотое коромысло над рекой повисло. (Радуга)
Заключительная часть.
- Дети любили в деревне повеселиться, попеть частушки, разгадать загадки, поводить хороводы, поиграть в различные игры. В одну из таких игр мы с вами сейчас поиграем.
«Мышка»
Мышка, мышка, серая кубышка,
Продай теремок, продай невысок!
Раз, два, три — купи!
Играющие сидят на стульях, которые поставлены по кругу. «Мышка» бегает вокруг играющих. После слов «Раз, два, три — купи!», играющие пересаживаются на соседний стульчик. «Мышка» должна успеть занять себе место. Кому не хватило стула, тот — «мышка».
- Вот так весело росли и воспитывались в давние времена дети. И мы с вами незаметно подросли, приобрели новые знания, которые сможем применить в жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий развлечения с использованием русского фольклора для детей старшего дошкольного возраста по теме: «Весела была беседа»
Данный материал поможет музыкальному руководителю организовать и провести вечер развлечение в старшей группе детского сада...
Буклет на тему: "Фольклор для детей"
Буклет для родителей на тему: "Фольклор для детей"...
Влияние фольклора на детей
Рекомендация для родителей....
Влияние фольклора на детей
Рекомендация для родителей....
Театрализованная игра с элементами музыкального фольклора для детей младшего возраста "Путешествие в сказку"
Всем известно, что дети младшего возраста подвижны, непоседливы, их усидчивость оставляет желать лучшего. Поэтому данный материал наряду с театральным действием содержит подвижные игры и музыкал...
Конспект занятия по театрализованной деятельности на основе фольклора для детей старшей группы «Театр и дети»
Театральная деятельность помогает ребёнку раскрыть его творческий потенциал посредством мимики, жестов, движений, эмоций. В конспекте используются русские народные потешки....
Консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст детей 2-3 года.
консультация для родителей "Приобщение детей к истокам русского фольклора". Возраст 2-3 года....