Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию "Волшебная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию «Волшебная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитательные : воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Материалы и оборудование:
• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.
• Соль (крупного и мелкого помола).
• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).
• Картинки по теме «Где и как добывают соль»
• 2 емкости прозрачные, 2 яйца для экспериментирования.
Ход занятия.
Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.
- Давайте с ними поздороваемся
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
И друг другу улыбнемся
- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.
- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие
- Поудобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь. (Дети садятся на стульчики)
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Загадка:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
1. Беседа о соли:
Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:
- Для чего нужна соль (Соль необходима для жизни и здоровья человека; недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)
- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке)
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.
- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию.
-Надевайте фартуки и проходите за столы.
- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
- Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим
-Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети: Белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок
Воспитатель: Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем?
Вывод: соль белая, крупная, мелкая, сыпучая, состоит из маленьких кристаллов.
Опы№2
Воспитатель: Надавим на соль сухой ложкой.
Что мы услышали?
Дети :Мы слышим хруст.
Воспитатель: При надавливании кристаллы соли трутся друг о друга
Вывод: Соль твердая ,хрустящая.
- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»
- Имеет ли соль запах?
- Какая соль на вкус?
- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.
Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.
Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль растворилась быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла?
Дети: Нет, соль растворилась.
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра: «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Опыт № 4: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).
- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.
- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?
(оно тонет)
А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?
(оно всплывает)
-Ребята,какой вывод можно сделать? Дети: в солёной воде яйцо не тонет. А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.
- Что вы нового узнали о соли Дети: Соль белого цвета ,состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут.
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Дети, мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. А вам было сегодня интересно? Что вам понравилось делать?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
volshebnaya_sol.docx | 23.69 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию «Волшебная соль»
Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.
Задачи:
Воспитательные : воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности
Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.
Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.
Предварительная работа:
• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»
• Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».
• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).
• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».
• Наблюдение «Как мама использует соль?».
Материалы и оборудование:
• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.
• Соль (крупного и мелкого помола).
• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).
• Картинки по теме «Где и как добывают соль»
• 2 емкости прозрачные, 2 яйца для экспериментирования.
Ход занятия.
Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.
- Давайте с ними поздороваемся
- Ребята у меня сегодня хорошее настроение
- Я хочу с вами им поделиться
Приветствие:
В круг широкий, вижу я
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево,
В центре круга соберёмся,
И на место все вернёмся
И друг другу улыбнемся
- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.
- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие
- Поудобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь. (Дети садятся на стульчики)
- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.
Загадка:
Отдельно – я не так вкусна
Зато бела и солона
И в пище - каждому нужна. (соль)
1. Беседа о соли:
Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:
- Для чего нужна соль (Соль необходима для жизни и здоровья человека; недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)
- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке)
- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)
- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)
- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть
Физкультминутка.
Я прошу в круг всех встать,
И команды выполнять.
Все дышите! Не дышите!
Всё в порядке? Отдохните!
Вместе руки поднимите!
Превосходно, опустите!
Наклонитесь, разогнитесь,
На носочки поднимитесь!
Приседайте, выпрямляйтесь,
Встаньте прямо – улыбайтесь!
Каждый весел и здоров.
И к заданию готов!
- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.
- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию.
-Надевайте фартуки и проходите за столы.
- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.
Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.
1. Соблюдайте тишину в лаборатории!
2. Не толкайте соседа во время работы!
3. Сначала посмотри, а потом повтори!
4. Выполнил, на место положи!
5. Будь осторожен!
- Важно помнить!
При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:
не трогать руками глаза;
если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.
Опыт № 1: «Из чего состоит соль».
Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим
-Что вы можете сказать о её внешнем виде?
Дети: Белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок
Воспитатель: Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).
- Подуйте тихонько на соль через трубочку.
- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.
.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)
Воспитатель: Какой вывод делаем?
Вывод: соль белая, крупная, мелкая, сыпучая, состоит из маленьких кристаллов.
Опы№2
Воспитатель: Надавим на соль сухой ложкой.
Что мы услышали?
Дети :Мы слышим хруст.
Воспитатель: При надавливании кристаллы соли трутся друг о друга
Вывод: Соль твердая ,хрустящая.
- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».
- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.
Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»
- Имеет ли соль запах?
- Какая соль на вкус?
- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.
Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.
Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?
(В стаканчике под №2 соль растворилась быстрее, так как она мелкая)
А Соль исчезла?
Дети: Нет, соль растворилась.
- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?
Вывод: Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.
- Молодцы.
- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.
Игра: «Соленый-несоленый»
Дети приседают, услышав продукт, который можно солить
(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)
Опыт № 4: «Плавающее яйцо».
Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).
Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).
- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.
- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?
(оно тонет)
А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?
(оно всплывает)
-Ребята,какой вывод можно сделать? Дети: в солёной воде яйцо не тонет. А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.
- Что вы нового узнали о соли Дети: Соль белого цвета ,состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут.
- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Дети, мне понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. А вам было сегодня интересно? Что вам понравилось делать?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".
Программное содержание:1. Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2. Развивать краеведческую любознательность; формиро...
Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»
Когда мне было предложенно провести открытое занятие для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...
Конспект НОД в старшей группе на тему "Художница Соль", ОО Художественно- эстетическое развитие
Цель: Ознакомление детей с техникой нетрадиционного рисования с помощью соли.Задачи :Обучающие:- формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать по образцу;- формировать у детей ...
Конспект занятия в старшей группе. Нетрадиционное рисование клеем и солью «Белые снежинки»
Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование клеем и солью. Создание положительного эмоционал...
Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе (техника рисования солью)
Конспект НОД по изобразительной деятельностив старшей группе (техника рисования солью)...
Конспект НОД в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»
Цель НОД - Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....
Конспект занятия в старшей группе (техника рисования солью)
quot;Бабочки"...