Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию "Волшебная соль"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конькова Елена Викторовна

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию «Волшебная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитательные : воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Материалы и оборудование:

• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.

• Соль (крупного и мелкого помола).

• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).

• Картинки по теме «Где и как добывают соль»

• 2 емкости прозрачные,  2 яйца для экспериментирования.

 

Ход занятия.

Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.

- Давайте с ними поздороваемся

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

И друг другу улыбнемся

- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.

- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие

- Поудобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь. (Дети садятся на стульчики)

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Загадка:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

1. Беседа о соли:

Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:

- Для чего нужна соль (Соль необходима для жизни и здоровья человека; недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)

- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке)

- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)

- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)

- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.

- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию.

 -Надевайте фартуки и проходите за столы.

- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим

-Что вы можете сказать о её внешнем виде?

Дети: Белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок

Воспитатель: Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).

- Подуйте тихонько на соль через трубочку.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем?

Вывод: соль белая, крупная, мелкая, сыпучая, состоит из маленьких кристаллов.                                                                                                                             

Опы№2

Воспитатель: Надавим на соль сухой ложкой.

Что мы услышали?

Дети :Мы слышим  хруст.

Воспитатель: При надавливании кристаллы соли трутся друг о друга

Вывод: Соль твердая ,хрустящая.

- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»

- Имеет ли соль запах?

- Какая соль на вкус?

- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.

Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль растворилась быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла?

Дети: Нет, соль растворилась.

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Игра: «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Опыт № 4: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).

- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.

- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?

(оно тонет)

А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?

(оно всплывает)

-Ребята,какой вывод можно сделать?                                                                                        Дети:                                                                                                                                                            в солёной воде яйцо не тонет. А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.

- Что вы нового узнали о соли                                                                                                            Дети: Соль белого цвета ,состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут.

- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Дети, мне  понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. А вам было сегодня интересно? Что вам понравилось делать?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл volshebnaya_sol.docx23.69 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект НОД в старшей группе по экспериментированию «Волшебная соль»

Цель: изучить особенности соли, ее свойства, качества и применение.

Задачи:

Воспитательные : воспитывать любознательность, потребность в получении информацию о соли и соблюдения правил поведения при проведении опытов с солью, соблюдая при этом необходимые меры безопасности

Развивающие: развивать умение обобщать, устанавливать причинно – следственные зависимости, умение делать выводы.

Образовательные: способствовать накоплению у детей конкретных представлений о свойствах, формах и видах соли и научить использовать соль, как средство для творчества.

Предварительная работа:

• Беседа с детьми «Что мы знаем о соли и её свойствах?»

Просмотр презентации на тему: «Где и как добывают соль».

• Сбор образцов соли (морская, поваренная, каменная).

• Чтение художественной литературы, где речь идет о соли; пословицы, поговорки о соли, русская народная сказка «Соль».

• Наблюдение «Как мама использует соль?».

Материалы и оборудование:

• Увеличительные стекла, трубочки по количеству детей.

• Соль (крупного и мелкого помола).

• Стаканы с водой и чайные ложечки (по количеству детей).

• Картинки по теме «Где и как добывают соль»

• 2 емкости прозрачные,  2 яйца для экспериментирования.

Ход занятия.

Воспитатель: -К нам на занятие пришли гости.

- Давайте с ними поздороваемся

- Ребята у меня сегодня хорошее настроение

- Я хочу с вами им поделиться

Приветствие:

В круг широкий, вижу я

Встали все мои друзья.

Мы сейчас пойдём направо,

А теперь пойдём налево,

В центре круга соберёмся,

И на место все вернёмся

И друг другу улыбнемся

- Вот я и поделилась с вами своим хорошим настроением.

- А сейчас я предлагаю вам начать наше занятие

- Поудобнее садитесь, не вертитесь, не крутитесь. (Дети садятся на стульчики)

- Ребята, вы любите разгадывать загадки? Тогда отгадайте, что спрятано в моем чудесном мешочке.

Загадка:

Отдельно – я не так вкусна

Зато бела и солона

И в пище - каждому нужна. (соль)

1. Беседа о соли:

Воспитатель высыпает из мешочка соль в тарелочку и задает вопросы:

- Для чего нужна соль (Соль необходима для жизни и здоровья человека; недостаток соли может привести к заболеваниям сердца, нарушением пищеварения, разрушением костной и мышечной ткани; минеральное вещество – ЙОД)

- Где люди используют соль? (для приготовления пищи; для консервирования овощей; в медицине - ингаляции, промывание носа, солевые компрессы при ушибах, полоскание горла; солью посыпают дорожки; в составе косметического средства, в быту -она может помочь вам при стирке)

- Для кого ещё соль нужна в природе? (соль нужна для животных)

- Где и как добывают соль? (из морской воды, а помогают им могущие насосы; соль добывают в соляных шахтах; еще способ добычи соли — выпаривать морскую воду до тех пор, пока на её поверхности не образуются кристаллы, которые можно собрать в корзины.)

- А сейчас я предлагаю немного отдохнуть

Физкультминутка.

Я прошу в круг всех встать,

И команды выполнять.

Все дышите! Не дышите!

Всё в порядке? Отдохните!

Вместе руки поднимите!

Превосходно, опустите!

Наклонитесь, разогнитесь,

На носочки поднимитесь!

Приседайте, выпрямляйтесь,

Встаньте прямо – улыбайтесь!

Каждый весел и здоров.

И к заданию готов!

- Ребята, сегодня мы продолжим своё знакомство с солью и узнаем о ней еще много интересного. Я предлагаю вам на время стать исследователями, мы будем экспериментировать, делать опыты, узнавать новое.

- А сейчас я приглашаю вас в нашу лабораторию.

 -Надевайте фартуки и проходите за столы.

- Обратите внимание, на столах находится много разного оборудования, которое необходимо для экспериментов.

Прежде чем начать наши исследования, давайте вспомним правила проведения опытов.

1. Соблюдайте тишину в лаборатории!

2. Не толкайте соседа во время работы!

3. Сначала посмотри, а потом повтори!

4. Выполнил, на место положи!

5. Будь осторожен!

- Важно помнить!

При работе с солью надо соблюдать правила безопасности:

не трогать руками глаза;

если на коже есть ранки, стараться, чтобы соль не попадала в них.

Опыт № 1: «Из чего состоит соль».

Воспитатель: Перед вами тарелочки с солью. Давайте мы её рассмотрим

-Что вы можете сказать о её внешнем виде?

Дети: Белая, крупная, мелкая; с виду соль похожа на порошок

Воспитатель: Какое это вещество: жидкое, твердое или сыпучее? (Ответы детей).

- Подуйте тихонько на соль через трубочку.

- А теперь давайте соль рассмотрим в увеличительное стекло.

.Что вы видите? (соль состоит из белых кристаллов)

Воспитатель: Какой вывод делаем?

Вывод: соль белая, крупная, мелкая, сыпучая, состоит из маленьких кристаллов.                                                                                                                            

Опы№2

Воспитатель: Надавим на соль сухой ложкой.

Что мы услышали?

Дети :Мы слышим  хруст.

Воспитатель: При надавливании кристаллы соли трутся друг о друга

Вывод: Соль твердая ,хрустящая.

- Про соль говорят : «В воде родится, а воды боится».

- А так ли это, действительно ли соль боится воды, сейчас мы докажем.

Опыт № 3 «Соль растворяется в воде»

- Имеет ли соль запах?

- Какая соль на вкус?

- У вас на столах стоят стаканы с водой и два вида соли.

Давайте в стаканы под №1 насыплем крупную соль, а в стаканы под №2 –мелкую соль и размешаем.

Кто заметил, какая из образцов солей растворилась быстрее?

(В стаканчике под №2 соль растворилась быстрее, так как она мелкая)

А Соль исчезла?

Дети: Нет, соль растворилась.

- Молодцы, вы очень внимательны. Какой мы сделаем вывод?

Вывод: Соль не имеет запаха, растворяется в воде; мелкая соль растворяется быстрее, чем крупная.

- Молодцы.

- Поэтому и в пословице говорится, что СОЛЬ-воды боится.

Игра: «Соленый-несоленый»

Дети приседают, услышав продукт, который можно солить

(банан, капуста, конфета, суп, огурец, малина, помидор, клубника, груша, грибы, сок, апельсин, хлеб, сыр, мандарин, рыба, яйцо.)

Опыт № 4: «Плавающее яйцо».

Ребята, соленая вода похожа на морскую воду. А в обычной реке вода тоже солёная? (Нет, в речке вода пресная).

Воспитатель: Верно, молодцы. А вы знаете, что в солёной воде легче плавать?. Хотите это проверить? (Да).

- В стаканчиках вода, в одном-солёная, а в другом-пресная.

- Беру яйцо, кладу сначала в пресную воду. Что происходит с яйцом?

(оно тонет)

А теперь кладу в солёную воду. Теперь, что происходит с яйцом?

(оно всплывает)

-Ребята,какой вывод можно сделать?                                                                                        Дети:                                                                                                                                                            в солёной воде яйцо не тонет. А значит, в море будет легче плавать, чем в бассейне или реке.

- Что вы нового узнали о соли                                                                                                            Дети: Соль белого цвета ,состоит из кристаллов, растворяется в воде, не имеет запаха, рассыпается, в соленой воде предметы не тонут.

- Ребята, благодаря исследовательской деятельности, мы сегодня узнали, что соль действительно не только необходимый продукт, но и интересный материал для опытов и творчества. Дети, мне  понравилось, как вы сегодня с интересом работали в лаборатории, соблюдали правила. А вам было сегодня интересно? Что вам понравилось делать?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект ООД по образовательной области «Познавательное развитие» опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе Тема: «Волшебная соль»

Когда мне было  предложенно провести открытое занятие  для молодых педагогов , я выбрала эксперементирование. Всем почему то не всегда хочется показывать этот вид деятельности, но я загорело...

Конспект НОД в старшей группе на тему "Художница Соль", ОО Художественно- эстетическое развитие

Цель: Ознакомление детей с техникой нетрадиционного рисования с помощью соли.Задачи :Обучающие:- формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать по образцу;- формировать у детей ...

Конспект занятия в старшей группе. Нетрадиционное рисование клеем и солью «Белые снежинки»

Образовательная область: «Художественно-эстетическое развитие» Цель: Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования - рисование клеем и солью. Создание положительного эмоционал...

Конспект НОД по изобразительной деятельности в старшей группе (техника рисования солью)

Конспект НОД по изобразительной деятельностив старшей группе (техника рисования солью)...

Конспект НОД в старшей группе опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль»

Цель НОД -  Систематизировать представление детей о соли и её свойствах....