Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема: "Живая и неживая природа".
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе. Образовательная область "Познание". Тема "Живая и неживая природа".Цель: сформировать представление о "живой" и неживой" природе, об их взаимосвязи.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение «СОШ №3», дошкольное отделение (ул.Ленина, 36)

Московская область, г.о.Серпухов, г. Протвино

Занятие по ознакомлению с окружающим миром

в старшей группе.

Тема: «Живая-неживая природа».

Разработала:

воспитатель высшей квалификационной категории

Кудрявцева Анна Александровна

2024г.

Занятие по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе.

Тема: «Живая –неживая природа».

Цель: сформировать представление о живой и неживой природе, об их взаимосвязи.

Задачи:

1) Образовательные:

- расширить знания детей о живой и неживой природе, показать их взаимозависимость;

- научить детей отличать природные объекты от искусственных, созданных человеком;

- сформировать представление о неразрывной связи человека с природой, т.е. человек часть природы;

- закрепить представление об условиях для роста и развития всех живых организмов на земле;

2) Развивающие:

- развивать любознательность, память, умение делать выводы;

- развивать навыки активной речи, обогащать активный словарь;

3) Воспитательные:

- воспитывать любовь к природе и бережное отношение к ней.

Оборудование:

  • интерактивна доска,
  • картинки с объектами живой, неживой природы,
  • картинки с предметами, сделанными руками человека,
  • карточки схемы (модель живого),
  • игра «Что лишнее»,
  • аудиозапись.

Предварительная работа: экскурсия в лес, наблюдение за погодой, за сезонными изменениями в природе, беседа о насекомых, чтение В.Бианки «Лесная газета», «Синичкин календарь», эксперименты по изучению свойств воды, воздуха.

Ход: Вводная часть.

Воспитатель читает стихотворение Л.Дайнеко:

Вот на земле огромный дом

Под крышей голубой.

Живут на нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой,

Живут на нем птицы и цветы.

Веселый звон ручья,

Живешь в том доме светлом ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Вы знакомы со словом «природа». А что оно означает? (Это то, что нас окружает, но не сделано руками человека: солнце, цветы, деревья, животные, воздух, камни, реки и многое - многое другое, ведь природа очень многообразна.)

Поэтому говорят: «Природа богата, как царица».

– Ребята, сегодня, я предлагаю вам стать юными экологами. А кто такой эколог? (Ответы детей)

Это люди, которые любят природу и всегда заботятся о ней. Юные экологи должны много знать о природе. Начнём изучение природы.

Основная часть.

- Закройте глаза и внимательно послушайте. (Звучит аудиозапись звука ветра). Что вы слышите? (Ответы детей.)

– Молодцы! Правильно – это звук ветра. А можно ли ветер считать природой? (Ответы детей)

- Дети, а какая бывает природа? (Живая и неживая)

Всю природу Земли можно разделить на два огромных мира: мир неживой природы и мир живой природы.

Посмотрим, что относится к живой природе? (На экране появляются изображения: деревья, птицы, насекомые и т. д.)

- Почему вы так решили, что это все живая природа? (Они растут, дышат, питаются, размножаются).

(Педагог повторяет вместе с детьми признаки живого по моделям. Растения, животные, птицы—они живые (выставить модель-живого: ноги идущего человека); питаются (выставить модель-питание (рот человека)); дышат (выставить модель-дыхание (нос)); размножаются (выставить модель - размножения (цыпленок из яйца)); растут (выставить модель - роста (цыпленок—курица)).

- Что мы называем «неживой природой»? (Это то, что не растёт, не дышит, не питается.) Значит, какие предметы мы относим к неживой природе? (камень, солнце, вода, воздух, рек, снег. горы).

-А что нельзя назвать природой? (то, что сделано руками человека).

- Машина -это природа? Давайте проверим. Скажите, какая-нибудь модель живого подходит к машине?

Игра «Живое - неживое».

На столе лежат картинки, помогите их разделить. На один мольберт поставьте живую природу, на другой—неживую природу, а на третий - то, что создал человек.

-А к какой природе относится человек?

-Как вы думаете, может ли природа существовать без человека? (да)

- Конечно, природа была на нашей планете Земля давно, когда еще на ней не жили динозавры.

- А может ли человек жить без природы? (Нет, ему нужна вода, пища, одежда, жилище, лекарства).

- Давайте выясним и докажем, что Человек—сам часть природы. - Ребята, как вы думаете, какие условия необходимы растительному и животному миру для нормального роста и развития? (Ответы детей: еда и вода) (Педагог показывает схему необходимых условий для нормального роста и развития растений и животных)

Посмотрим, как развивается и растет человек. (выставляются картинки)

Грудной ребенок—ребенок-дошкольник—юноша—мужчина.

-Что нужно для роста и развития человеку? (предположения детей) Тепло + питание + вода + воздух + любовь близких.

Предлагаю провести небольшой эксперимент. Давайте закроем нос пальцами и попробуем не дышать. Сколько мы можем обойтись без воздуха? (После небольшой задержки дыхания, выясняем, что без воздуха мы не можем долго обходиться.)

– Всем людям и всем живым существам – птицам, животным рыбам, человеку, нужен воздух, чтобы дышать. Без воздуха, живые существа погибнут.

– Убираем следующую карточку «вода». Давайте подумаем, что станет с живыми существами без воды? (Ответы детей)

– Всему живому – нужна вода: птицам, животным, растениям, насекомым и человеку. Где в природе мы можем встретить воду? (Ответы детей) Правильно, в реке, в море, в озере. Там живут рыбы, для которых водя является не пищей, а домом. А откуда берут воду деревья, цветы, трава? (Ответы детей)

– Дождь питает растения, деревья, траву, овощи. А откуда берет воду человек? (Ответы детей). Правильно, из водопроводного крана. Из всего сказанного, мы можем утверждать, что без воды все живые объекты погибнут. (Убираю следующую карточку – солнце.)

– Давайте подумаем, что будет с живыми существами без солнца. Что дает нам солнце? (Ответы детей) Правильно, свет и тепло. Что станет с растениями без света и тепла? Что станет с животными? Что станет с человеком? (Ответы детей)

– Правильно, без света и тепла, живое не будет расти и развиваться, оно будет замерзать и постепенно погибать. Как видим, всем живым организмам для роста и развития нужно одно и тоже: тепло, питание, вода, воздух, забота.

- Значит, человек—сам часть природы, без природы он обречен на гибель, потому что не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств он погибнет.

Физминутка. Игра «Дерево, куст, трава».

Правила: при назывании дерева дети вытягивают руки вверх, встают на цыпочки, чтобы показать, какие деревья высокие, кустарник – руки разводятся в стороны (кусты широкие), травы – присаживаются на корточки (травы низкие).

- Дети, что важнее «живая» природа или «неживая» природа? (Ответы детей)

Узнать, кто из вас прав, нам поможет история, рассказанная Лесовичком.

Какая замечательная полянка: светит солнышко, зеленеет травка, щебечут птички, цветут цветы. Но, Лесовичок рассказал мне, что оказывается все обитатели полянки: звери, птицы, озеро, солнце, тучки, трава, поспорили. И каждый говорит, что он важнее всех, самый важный. Надо им помочь, а то они поссорятся. Давайте с ними поиграем в «Прятки».

Сначала обиделся дятел (закрываю его кружочком) и улетел в другой лес, что, может быть? (Будет много насекомых, они будут портить деревья, деревья будут болеть, меньше будет кислорода.)

- Дети, чтобы этого не произошло, может, оставим его на нашей полянке? Нужен нам дятел? (да, нужен).

Озеро обидится и высохнет, а тучки обиделись и не прилетают (закрываю кружочками). Что может случиться? (Дождя не будет, не будет воды, уйдут звери, улетят птицы, погибнут рыбы, засохнет почва, червячки уползут, цветочки и трава завянут.) Чтобы этого не произошло, оставим его на нашей полянке? Нужны нам озеро и тучки? (да, нужны).

Ветер обиделся и улетел из этого леса. Что произойдет? (Никто не будет разносить семена по земле, не вырастут новые деревья, мало будет цветов, тучки никто не гонит, не будет дождя, все засохнет.) Нужен нам ветер, отпустим его? (нужен, не отпустим).

Ну вот, мы всех обитателей полянки помирили, и в природе снова наступил мир, и все дружат.

- Что же, дети, важнее «живая» природа или «неживая» природа? Правильно, обе природы важны, потому что все в природе взаимосвязано, и живая природа не может существовать сама по себе без неживой природы.

-А как вы думаете, природа может быть без человека? (Ответы детей: может).

-А человек без природы? (нет) Почему? Докажите. (Человек без природы погибнет, без воздуха, без пищи и воды)

Заключительная часть.

- О чём мы с вами говорили?

-Что такое «живая природа»?

- Что такое «неживая природа»?

- Что важнее: «живая» природа или «неживая» природа?

Игра «Четвертый лишний!»

-Что изображено на карточке? (Облака, еж, коза, лиса)

-Кто лишний? Облака, потому что они относятся к неживой природе

- Что изображено на этой карточке? (песок, бабочка, лед, камни)

- Перечислите, что изображено? (гроза, радуга, жираф, вода)

-Что лишнее? И т.д.

Список использованной литературы.

  1. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми сред. и ст.групп дет.сада: Кн.для воспитателей дет.сада/С.Н.Николаева.- 3 –е изд.- М.:Просвещение, с.
  2. И.Белавина, Н.Найденская Планета – наш дом. Мир вокруг нас. Методика проведения занятий по основам экологии для дошкольников и младших школьников. Издательство «ЛАЙДА», Москва,1995.

Использованные материалы и Интернет-ресурсы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

В ходе занятия ознакомить детей с элементами стихии: Земля, Вода, Воздух,Огонь, с помощью обобщения, уточнения знаний детей о воздухе,воде, земле, огне.Способствовать расширению и углублению представл...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе Тема: «Четыре стихии природы».

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группеТема: «Четыре стихии природы».Подготовила Абдурагимова З.И.Цели и задачи:образовательные: ознакомить детей с элемен...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе«Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе, для детей с задержкой психического развития, с использованием современной образовательной технологии: технология проблемного обучения. «Песочные часы».

Внедрение в педагогический процесс игр и заданий с песком создает благоприятные условия для всестороннего развития детей в соответствии с их возрастными и индивидуальными особенностями....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»

Закрепить знания детей: об основных явлениях природы, по которым можно определить погоду....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе «Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе«Взаимосвязь погоды и основных явлений природы»...

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в старшей группе "Дары природы"

ЦЕЛЬ: Обобщить знания детей об овощных культурах.Задачи: 1. Закрепить знания детей об овощах: растут на грядках в огороде или на даче;2. Закрепить знания детей о комплексе условий, необходимых дл...