"День снятия блокады Ленинграда"
методическая разработка по окружающему миру
Это занятие поможет закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
blokada_leningrada.docx | 19.08 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель: Расширить представление детей о героическом подвиге жителей блокадного Ленинграда.
Задачи:
1. Закрепить знания детей о героической обороне Ленинграда. Расширять знания детей об истории города, о героизме людей, переживших блокаду.
2Закрепить навыки речевой, музыкальной и продуктивной деятельности на патриотическом материале; активно участвовать в диалоге с воспитателем. Развивать устную речь; активизировать в словаре детей: город – герой, добровольцы, монумент, мемориал.
Ход занятия:
Воспитатель: сегодня 27 января у нас с вами особенный день. Мы знаем, что в этот день сняли блокаду Ленинграда.
Воспитатель:
Много испытаний было у этого прекрасного города: наводнения, пожары, но эта война самое страшное испытание
В 1941 году на нашу Родину напала фашистская Германия. Война ворвалась в мирную жизнь ленинградцев и жители стали работать для фронта.
Ребята, давайте посмотрим как выглядит Ленинград на карте.
(границы города, улицы, дома)
А давайте построим его из конструктора?
(на столе, дети из конструктора строят город)
Какой замечательный получился город.
Воспитатель: До войны люди жили мирно. Взрослые работали, дети ходили в школы и детские сады. По вечерам и выходным гуляли в парках, ходили в театры, музеи. Но пришла война. Днем и ночью фашисты бомбили и обстреливали город, полыхали пожары, гибли люди. Гитлер не сумел захватить город силой, тогда он решил задушить город блокадой.
Воспитатель: А как вы думаете, что обозначает слово блокада?
Ответы.
Воспитатель: Немцы окружили город, перекрыли все выходы и входы. Враг не давал вывозить из города детей, больных, в город не поступали продукты питания. Но жители проявляли стойкость, мужество, всеми силами защищали город.
Воспитатель: Ребята, а давайте мы встанем в плотное кольцо вокруг нашего города (звучит песня «вставай страна») В начале войны была написана эта песня, которая звала народ на борьбу.
Вот и тогда все встали на защиту города.
В город перестало поступать продовольствие, отключили свет, отопление, воду…
Наступила холодная зима… Наступили страшные блокадные дни…
Их было 900…это почти 2,5года.
Дома не отапливались, не было угля, люди в комнатах ставили буржуйки – маленькие печки, а в них жгли мебель, книги, чтобы как-то согреться. Но даже в самые сильные морозы люди не трогали деревья, сады и парки они сохранили для нас с вами. В домах не работал водопровод, за водой ходили на реку Нева.
Окна в домах заклеивали узкими полосами бумаги – чтобы осколки при бомбёжке не могли поранить. Вешали темные шторы, чтобы ночью не было видно даже маленького огонька свечки. Так как фашистские летчики летали и бомбили по ночам.
Кружился снег, а город наш бомбили
Была тогда жестокая война.
Защитники фашистов победили,
Чтоб мирной стала каждая зима!
Город регулярно, по несколько раз в сутки обстреливали с воздуха. И тогда люди слышали такой сигнал (звучит запись воздушной сирены).
А после отбоя воздушной сирены люди слышали звук метронома (звучит запись метронома). Он напоминал звук биения сердца, говоривший людям, что жизнь продолжается. В тяжелые блокадные дни звук метронома не затихал ни на минуту.
Воспитатель: В самый тяжелый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день. И больше ничего – только вода, за которой ходили на Неву. Город погрузился в тишину, темноту, голод и холод. Блокадная пайка хлеба составляла всего 125 граммов в день на человека. Да и в этом крошечном кусочке хлеба, кроме ржаной муки, были примеси соломы, травы-лебеды, древесных опилок. И все же блокадная пайка хлеба – та единственная ниточка, которая соединяла ленинградцев с жизнью!
Воспитатель: Как называлась дорога, по которой нам тогда доставляли продовольствие?
Ответы.
Воспитатель: Да – Дорогой жизни. По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки. Посмотрите на картинку, вот такие машины проезжали по дороге жизни.
Рвутся на Ладоге мины, с треском рушится лед.
Все же идет машина. Хлеб в Ленинград везет
Хлеба кусочек малый ребенка от смерти спас.
Дорогою жизни стала эта дорога для нас!
Воспитатель: Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Воспитатель: А как называется озеро, по которому проходила эта дорога жизни?
Ответы.
Дорога жизни узким коридором,
Протянута по Ладожскому льду.
Она спасала наш любимый город,
В том страшном и чудовищном аду.
Воспитатель: Ребята, я вам предлагаю поиграть. Представьте, что вам тоже нужно доставить продукты, а доставлять вы их будете, тоже по дороге жизни. У вас на полу две полосы (квадратики бумаги), нужно аккуратно по квадратикам передвигаться, мимо не наступаем, иначе провалился и главное нужно перевезти продукты с одного берега на другой, ничего не теряя.
Воспитатель: По дороге к Ладоге у станции Ржевка неожиданно вырастает на придорожном холме белая ромашка – «Цветок жизни». Это памятник детям блокадного Ленинграда.. На каменных лепестках цветка – заветные слова: «Пусть всегда будет солнце!»
Воспитатель: Это было тяжелое время. 900 дней и ночей был оторван город от Большой земли. Полностью от блокады Ленинград был освобождён только в январе 1944 года
Воспитатель: Предлагают минутой молчания почтить всех кто погиб ради нашего счастливого сегодняшнего времени.
Минута молчания.
Воспитатель: На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’
Много времени отделяет нас от той войны, но каждый должен помнить подвиг защитников.
На Пискаревском кладбище, у братской могилы горит Вечный огонь. Люди приносят сюда цветы и молчат, думая о тех, кому мы обязаны мирной жизнью.
Воспитатель: Ребята, а мы с вами зажжём свои маленькие огоньки, в знак того, что наши сердца тоже будут помнить подвиг ленинградцев.
(дети рисуют вечный огонь).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематическое занятие для старшего возраста ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДА
ДЕНЬ СНЯТИЯ БЛОКАДЫ ЛЕНИНГРАДАТематическое занятие для старшего возрастаВремя проведения - 27 январяЦЕЛИ И ЗАДАЧИ- обогатить знания детей о героическом прошлом нашего города – блокаде,- формиров...
"День снятия блокады Ленинграда"
Занятие по слушанию музыки . "Ленинградская симфония" Д.Шостаковича....
тематическое занятие для старшего возраста. "День снятия блокады Ленинграда."
В занятии предлагается детям информационный, исторический материал; воспоминания о жизни жителей блокадного города....
Конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"
Предлагаю вашему вниманию конспект интегрированного занятия по теме: "День снятия блокады Ленинграда"...
Презентация "День снятия Блокады Ленинграда"
Презентация и текст к мероприятию,посвящённому Дню снятия Блокады Ленинграда....
Конспект совместной деятельности педагога с детьми 5-6 лет. Познавательное развитие. « День снятия блокады Ленинграда»
Сненарий вечера памяти, посвященного Дню полного прорыва блокады Ленинграда....
Зимний город (25 января – День освобождения Воронежа, 27 января - День снятия блокады Ленинграда)
Цель: познакомить детей с историческими событиями Великой Отечественной войны по освобождению Ленинграда от фашистских захватчиков. Задачи: дать детям представление о мужестве и героизме защитников Ле...