КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ ТЕМА:"Великий невидимка – воздух". Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Актуальность:

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Современные исследователи (А.И. Иванова И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и другие) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.
А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл predposledniy_chernovik.docx26.99 КБ

Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 143»

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ

ТЕМА:"Великий невидимка – воздух".
Совместная познавательно-исследовательская деятельность с детьми подготовительной группы

Подготовила воспитатель

Руппель М.А.

Оренбург, 2024 г.

Актуальность:

Актуальность метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа, сравнения, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулируют развитие речи.

Развитие исследовательских способностей ребёнка - одна из важнейших задач современного образования. Знания, полученные в результате эксперимента, исследовательского поиска, значительно прочнее и надежнее. Современные исследователи (А.И. Иванова И. Э. Куликовская, О. В. Дыбина и другие) рекомендуют использовать метод экспериментирования в работе с детьми дошкольного возраста.
А метод экспериментирования, как специально организованная деятельность, способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста, способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность и мыслительную деятельность. В детском саду экспериментирование является тем методом обучения, который позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственных наблюдениях и опытах.

Важность рассматриваемой проблемы стало основанием для определения темы моего занятия "Великий невидимка – воздух".

Организационная информация

1.

Доминирующая образовательная область

Экспериментирование

2.

Вид деятельности детей

Коммуникативная

Познавательная

Двигательная

Познавательно-исследовательская

Методическая информация

1.

Тема образовательной деятельности

"Великий невидимка – воздух".

2.

Методы и приемы реализации содержания образовательной деятельности

#1055;риёмы постановки целей и мотивации деятельности детей: опыты, дидактическая игра и беседа о воздухе.

#1055;риёмы активизации деятельности детей в процессе занятия: создание проблемной ситуации.

#1055;риём поддержание интереса у детей: физминутка.дыхательная гимнастика, чередование детской деятельности, аудиозапись-звонок, материалы для опытов, для дидактической игры, презентация для беседы.

#1055;риемы оценки и самооценки: поощрение.

3.

Возрастная группа:

Группа общеразвивающей направленности для детей 6-7лет

4.

Цель:

Создать условия для расширения знаний детей о свойствах воздуха, важности его для жизни человека и необходимости сохранения его чистоты для всего живого.

6.

Задачи:

Образовательные:

  1. Продолжать углублять представления детей о воздухе, его свойствах с помощью экспериментальной деятельности;
  2. Продолжать учить самостоятельно анализировать и делать выводы в процессе экспериментирования и наблюдений;

Развивающие:

  1. Развивать интерес к познавательной деятельности и экспериментированию;
  2. Развивать мышление, внимание, наблюдательность, любознательность посредством экспериментальной деятельности.

Воспитательные:

  1. Формировать желание познавать окружающий мир;
  2. Соблюдать правила поведения в лаборатории.

7.

Планируемые результаты:

Дети проявляют интерес к совместной деятельности со взрослым, сверстниками, к экспериментам проводимых с воздухом, работать в подгруппе сверстников;
- Дети проявляют эмоциональное положительное отношение к окружающему миру и природе;
- Дети умеют фиксировать этапы действий и действовать в соответствии с алгоритмом;
- Дети демонстрируют познавательный интерес в процессе экспериментирования;
- Дети развивают мышление, воображение, любознательность, наблюдательность;
- Дети демонстрируют знания о свойствах воздуха;
- Дети представляют значимость воздуха в жизни человека;
- Дети выделяют и ставят проблему, предлагают возможные решения;
- Дети умеют делать выводы в соответствии с результатом эксперимента, обобщать и анализировать их.

8.

Организация среды для проведения образовательной деятельности

Аудиозапись-звонок на мобильном телефоне, памятка с правилами поведения в лаборатории, (одноразовые фартуки, веера, полиэтиленовые одноразовые пакеты, стаканы с водой и трубочки для коктейля) по количеству детей, пакет с запахом цитрусовых, презентация «Воздух», дидактическая игра «Что загрязняет воздух».

9.

Подготовка к образовательной деятельности в режимные моменты

Систематическое проведение образовательных занятий по всем областям, дидактические игры, картинки с изображением домашних животных для рассматривания

Конспект образовательной деятельности

I.

Вводная часть

Дети играют, звонок по телефону

Введение в тему (создание проблемной ситуации)

Воспитатель : «интересно кто звонит?»
Дети:
Фиксики
Воспитатель: Берем трубку на громкой связи.(голос Фиксика)

Мотивация деятельности детей

Фиксик: Здравствуйте ребята.
Дети: Здравствуйте.
Фиксики: Мы хотим обратиться к вам за помощью. Нам пришло приглашение в Международную Экологическую Лабораторию, для участия в научной конференции по вопросу бережного отношения и охраны воздуха нашей планеты. Но мы мало знаем о воздухе и его свойствах. Помогите, пожалуйста, нам узнать, что такое воздух и зачем он нужен.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, вы сможете помочь фиксикам.
Дети: Да.
Воспитатель: А как помочь?
Дети: Изучить свойства воздуха, рассказать о воздухе

Целеполагание (с помощью педагога дети формулируют цель своей деятельности или принимают цель педагога)

Фиксик: Спасибо вам большое, ребята! У нас есть лаборатория, в которой мы проводим много опытов и наблюдений. И я приглашаю вас в нашу лабораторию.

II.

Основная часть:

Актуализация ранее приобретенных знаний

Воспитатель: Прежде чем приступить к работе, давайте вспомним правила работаты в лаборатории.
Дети: (перечисление правил детьми)

Надеть халат или фартук
Внимательно слушать руководителя лаборатории

Не разговаривать слишком громко, чтобы не мешать друг другу

Аккуратно пользоваться оборудованием

Поддерживать порядок на своем рабочем месте

Фиксировать результаты опыта
Воспитатель: Перед вами рабочее место (попросить напомнить для чего мы пришли в лабораторию и для кого помощь)

Дети: Помочь Фиксикам узнать все о воздухе.
Воспитатель: Давайте выберем руководителя лаборатории.
Дети: Давайте воспитатель будет руководителем, тк он старший по возрасту.
Воспитатель: Хорошо, решили.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, у вас на столах лежат предметы. Для чего они?
Дети: Для проведения опытов.
Итак, начнем.

Опыт№1
Ребята, как вы думаете, как обнаружить воздух?

Дети: – Воздух легко обнаружить, если создать его движение.
Воспитатель: Помашите веером перед своим лицом. Что вы почувствовали?
Дети: Воздух не видим, но его можно почувствовать кожей как легкий ветерок.
Воспитатель: Фиксируйте свои выводы карточкой на доске. .(прошу любого из детей)

Опыт№2
Воспитатель: А можно ли его потрогать? Поймать?
Дети: Нет
Воспитатель: Давайте попробуем вместе поймать воздух, и посмотреть какой он. Возьмите полиэтиленовый пакет. Какой он?
Дети: пустой
Воспитатель: Да. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем. Пакет изменил форму?
Дети: Воздух занял все место в пакете.
Воспитатель: Можно сказать, что мы поймали воздух? Что у нас в пакетике?
Дети: Воздух
Воспитатель: А какой он? Видим мы его? Почему мы его не видим?
Дети: бесцветный, прозрачный
Воспитатель: Каким стал мешочек, заполненный воздухом?
Дети: упругим
Воспитатель: Фиксируйте свои выводы карточкой на доске. .(прошу любого из детей)

Воспитатель: Воздухом можно надувать (заполнять) различные мягкие предметы. Заполняя предметы, воздух становится упругим, а бесформенные предметы приобретают форму. Внутри каких предметов есть воздух?
Дети: Мяч, автомобильные шины, воздушные шары

Опыт№3. Опыт с соломинкой.
Воспитатель: А как еще можно увидеть воздух? Возьмите каждый по соломке и подуйте через нее в стакан с водой. Что выходит из воды с пузырьками?
Дети: воздух.
ВЫВОД: Воздух находится везде.
Воспитатель: Фиксируйте свои выводы карточкой на доске.(прошу любого из детей)

Опыт№4. «Узнай по запаху»
Воспитатель: Как вы думаете воздух имеет запах?
Дети: Нет
Воспитатель: Закройте глаза, зажмите нос. Я пронесу мимо вас предмет, а вы попробуйте узнать его по запаху. Удалось?
Дети: нет, нос был закрыт
Воспитатель: Откройте нос. А теперь?
Дети: Запах распространяется по воздуху, поэтому мы его чувствуем, когда вдыхаем воздух.
Вывод: Воздух распространяет запахи.
Воспитатель: Фиксируйте свои выводы карточкой на доске.(прошу любого из детей)

Опыт№5. Воздух есть во всех предметах.
На столе у воспитателя стоит банка с водой и лежат небольшие предметы (камень, пуговица, губка и пр.)
Воспитатель: – Есть ли воздух в этих предметах?
Дети: Нет
Воспитатель: – Я буду опускать эти предметы в воду, а вы внимательно наблюдайте, что произойдет?
Дети: предметы тонут (падают на дно), при этом из них выходят пузырьки, которые поднимаются вверх
Воспитатель: Делайте вывод, есть ли в предметах воздух?
Дети: – Пузырьки – это воздух, он был в предмете и вышел из него, когда предмет попал в воду. Пузырьки воздуха поднимались вверх; воздух легче воды.
Воспитатель: Фиксируйте свои выводы карточкой на доске.(прошу любого из детей)

«Ветер теплый или холодный».

Приготовим ладошки, губы сделайте широкими, произносим звук А, дуем на ладошки. Что вы чувствуете?

Вашей ладошке стало тепло.

Сделайте губы трубочкой и подуйте на ладошку. Что вы ощущаете?

Ладошке стало прохладно.

Вывод: Значит воздух бывает теплым и прохладным.

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА.

Мы вдохнули глубоко,
Дышим мы легко-легко.
(медленный вдох-выдох на 4 сек)
Подыши одной ноздрей
И к тебе придет покой.
(продолжительный вдох-выдох одной ноздрей, указательным пальцем закрыть другую ноздрю)

Воспитатель: Для чего человеку важно правильно дышать?
Дети: Чтобы не болеть

Воспитатель: показываю картинку
(слайд 2) с изображением планеты Земля.

– Наша планета Земля окружена со всех сторон толстым слоем воздуха.

Эта удивительная оболочка называется – атмосфера. Как вы думаете без воздуха наша планета Земля была бы живой?
Дети: Нет
Воспитатель: Почему?
Дети: Без воздуха ни кто прожить не сможет

Воспитатель: За чистотой воздуха на Земле следят ученые – ЭКОЛОГИ. Они изучают, как человек влияет на природу, что он может сделать, чтобы меньше загрязнялся воздух.
Чтобы все это обобщить, давайте поиграем.

Перед вами карточки, нужно выбрать, что загрязняет воздух. Каждый участник выбирает только одну карточку.(дым заводов, фабрик, пожары, выхлопные газы, пыль, дым сигарет…)

Воспитатель: Что надо делать, чтобы воздух оставался чистым?

Дети: на заводах и фабриках ставят специальные фильтры для очистки воздуха, поливать дорожки, тротуары; сажать деревья, кусты, цветы; проветривать помещения, протирать пыль
(слайд №4)

Добывание (сообщение и приятие) нового знания

Самостоятельная деятельность детей по закреплению нового знания

Проведение опытов с пакетами, стаканчиками и трубочками, веером; дидактическая игра

III.

Заключительная часть

Анализ и самоанализ деятельности детей

ИТОГ ЗАНЯТИЯ:

Воспитатель: Итак, давайте подведем итог. Чем мы сегодня занимались?
Дети: Показывали опыты по выявлению воздуха.
Дети: Воздух повсюду.Он прозрачный, бесцветный, без вкуса, без запаха.Без воздуха человек не может жить, он внутри нас. Без воздуха не могут жить животные и растения. Все живое дышит воздухом. Нам нужен чистый воздух.
(слайд5)
Воспитатель: Кому вы помогали с проведением опытов и игрой?
Дети: Фиксикам.
Воспитатель: Как вы думаете, вы справились с просьбой?
Дети: Да. Результаты мы фиксировали карточками, которые теперь отправим в смс сообщении.

IV.

Дальнейшая разработка темы

Указывается мероприятие (экскурсия, выставка и т.д.), вид деятельности (чтение, художественно-творческая и т.п.)

Создание альбома для рассматривания о свойствах воздуха; проведение опытов и экспериментов, беседа о том, что загрязняет воздух, и что делать, чтобы сохранить его чистоту.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированной совместной непосредственно образовательной деятельности с детьми подготовительной группы "Знаки сервиса."

ЦЕЛЬ: упражнение в определении  назначении     знаков            сервиса:" Техническое  обслуживание  авт...

Конспект совместной познавательно-речевой деятельности с детьми подготовительной группы с использованием компьютерной игры «В гости к дядюшке АУ»

Цель: Вовлечь детей в активную коммуникативную деятельность.Задачи:Образовательные:Актуализировать жизненный опыт каждого ребенка по теме «Грибы»Стимулировать познавательный интерес каждого ребенка в ...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности (познавательно-исследовательская, игровая деятельность) с детьми старшей группы на тему: «Его Величество Электричество».

Данный материал НОД направлен на развитие познавательных умений детей использовать разные способы проверки предположений через познавательно-исследовательскую деятельность....

Конспект познавательно-исследовательской образовательной деятельности с детьми второй группы раннего возраста в рамках ОО «Познавательное развитие» на тему: «Чудесный песок»

В период раннего детства ребенок имеет неутолимую жажду новых впечатлений, проявляет любопытство, постоянное стремление наблюдать и экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мир...