ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
рабочая программа по окружающему миру (младшая группа)
Программа «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2022-2023_ekolyata-doshkolyata_dop.docx | 46.28 КБ |
Предварительный просмотр:
ПРИНЯТА Педагогическим советом МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» Протокол № 1 от «30» августа 2022г | УТВЕРЖДАЮ Заведующий МБДОУ «Детский сад №28 «Надежда» ____________В.А.Кузнецова Приказ № 100-од от 30.08.2022г |
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №28 «Надежда» города Смоленска
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА»
ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ
НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Составитель:
Карпенко М.С.,
воспитатель 1 младшей группы «Цветочки»
Смоленск, 2022-2023 учебный год
Содержание
I Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………. 3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………3
1.3. Методы, используемые в работе программы……………………………… .4
1.4. Мониторинг по экологическому воспитанию детей ……………………..4
II. Содержательный раздел.
2.1. Перспективный план работы программы «Эколята-дошколята»…………....7
III. Организационный раздел
3.1. Организация работы программы…………………………………………….13
3.2. Материал, используемый для занятий по программе……………………….13
3.2.Список литературы…………………………………………………………..14
I Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Программа «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель работы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Программа «Эколята-дошколята» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
1.3. Методы, используемые в работе:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
4.Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление коллекции семян, плодов;
При построении системы работы обращается особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
1.4. Мониторинг по экологическому воспитанию детей:
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира
3.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
4.Имеет представления о правилах поведения в природе
5.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
6.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями
Оценка уровня развития:
1 балл - не называет или называет 1 признак, вид
2 балла - называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла - называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15 - высокий уровень
От 15 до 7 - средний уровень
От 7 до 0 - низкий уровень
Мониторинг достижений воспитанников по ознакомлению с миром природы
Таблица №1
№ | Фамилия ребенка | Времена года | Живая природа | ||||
Растительный мир | Животный мир | ||||||
балл | % | балл | % | балл | % | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
II. Содержательный раздел.
Перспективный план работы программы «Эколята-дошколята»
Месяц | Тема | Задачи | Методические приемы | ||
Сентябрь 1неделя | «Цветы на клумбе осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. | ||
2 неделя | «Дары осени»
| Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» дидактическая игра «Узнай на вкус?» | ||
3 неделя |
«Что нас лечит от простуды» | Уточнить знания детей о пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. | ||
4 неделя |
«Дождик, дождик» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | пальчиковая игра «Дождик» | ||
Октябрь 1 неделя | «Доброе, хорошее солнце»
| Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Махнева. Наблюдение, опыт «Ладошки», | ||
2 неделя | «Расскажи зайке о комнатных растениях»
| Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок.) | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Зайка?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». | ||
3 неделя | «Осенние деревья»
| Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях | Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование | ||
4 неделя | «Домашние животные»
| Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра»Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
Ноябрь 1 неделя | «Овощи»
| Дать представление об овощах; учить различать овощи по виду, вкусу, форме. | Игра «Чудесный мешочек», чтение русской народной сказки «Репка», игра «Найди и назови» |
2 неделя | «Воробьишка»
| Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички Речевая игра «Кто же это?» |
3 неделя | «Дует ветер» | Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. | Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» |
4 неделя | «Дикие звери зимой»
.
| Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. |
Декабрь 1 неделя | «Снежинка»
| Дать представления о свойствах снега. | Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет» Экспериментирование со снегом. |
2 неделя | «Елочка – зеленая иголочка» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
3 неделя | «Плыли по небу тучки»
| Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа«Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
4 неделя | «Зимняя красавица - ель»
| Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки» |
Январь 2 неделя | «Снеговичок и елочка»
| Расширять представление детей о деревьях. Показать свойства снега. | Разучивание стихотворений о природе. Лепка неваляшки и снеговика. |
3 неделя | «Жизнь птиц зимой»
| Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
4 неделя | «Мороз – удивительный художник»
| Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
Февраль 1 неделя | «Выращиваем лук на окошке»
| Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | Беседа с элементами труда. |
2 неделя | «Котенок Пушок»
| Дать детям представление о домашних животных и их детенышей. Формировать доброе отношение к животным. | Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных. Рассказывание потешки «Пошел котик на торжок» |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел»
| Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4 неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями»
| Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». |
Март 1неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами»
| Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. Экспериментирование «Взаимодействие воды и снега» |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака»
| Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, подвижные игры «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки |
3 неделя | «Забота о здоровье»
| Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Показать первые весенние цветы. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. |
Апрель 1 неделя | «Божья коровка»
| Расширять представление о насекомых. Продолжать учить различать насекомых. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
2 неделя | «Белая березка»
| Закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья. | Загадывание загадок, хоровод, рисование |
3 неделя | «Пернатые гости»
| Расширять представление о поведение птиц весной. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада. | Беседа, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). |
4 неделя |
«Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
Май 1 неделя |
«Солнышко на травке»
| Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
2 неделя | «Экологическая тропа» | Развивать умение наблюдать. | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу» |
3 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?»
| Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
4 неделя | «Песочные фантазии»
| Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, эмоциональную сферу детей. | Пальчиковая гимнастика, игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется». |
III. Организационный раздел
3.1. Организация работы программы
Программа реализуется в течение учебного года (сентябрь-май включительно), один раз в неделю в игровой форме в режиме дня. План программы рассчитан на год. Количество детей, посещающих программы «Эколята-дошколята» - 26 человек 1 младшей группы. Возраст детей: от 1,5 до 3 лет.
В ходе реализации программы дети должны:
- Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способствовать безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
- Помогать друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В результате реализации программы у детей:
- Совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность;
- Учатся устанавливать связи зависимости обнаруживать причины и следствия;
- Развивается речь.
Материал, используемый на занятиях программы
«Эколята-дошколята»
- Демонстрационный материал «Деревья, цветы и кустарники»
- Демонстрационный материал «Домашние животные»
- Демонстрационный материал «Овощи и фрукты»
- Демонстрационный материал «Времена года»
- Альбомные листы, краски, кисточки
- Тазик, лодочка
- Песок, вода
- Художественная детская литература
- Мыльные пузыри
- Пластилин, доска, салфетки
- Ленточки
- Лук, земля, ящик
- Чудесный мешочек
3.2. Список литературы
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 128 с.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. 320 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. 207с.
4.Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
5.«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
6.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
7.«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
8. Интернет-источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/142599-kruzhok-po-jekologii
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа Дополнительного образования «Художественно – конструктивное развитие и воспитание детей через освоение нетрадиционной техники работы с бумагой»
Программа дополнительного образования по художественному – конструктивному развитию и воспитанию детей «Загадочные шарики» разработана в соответствии с особенностями и возможностями ...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...
Образовательная программа дополнительного образования «Эколята-дошколята »
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022 учебный год
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022 учебный годОписание стендаПрезентация работыКартотека дид...
2021-2022, 2022-2023 уч.гг. Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы
программа дополнительного образования «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы в 2022-2023 учебном году
СодержаниеПояснительная запискаМетоды, используемые для реализации работы дополнительного образованияПерспективный план работы дополнительного образования на годИспользуемая литература...