ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022 учебный год
рабочая программа (младшая группа)
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022 учебный год
Описание стенда
Презентация работы
Картотека дидактических игр по экологии для детей первой младшей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
2021-2022_ekolyata-doshkolyata_dop.docx | 46.2 КБ |
ekolyata-doshkolyata.docx | 15.86 КБ |
ekolyata-doshkolyata.pptx | 805.62 КБ |
6284f6a647a98.docx | 22.04 КБ |
Предварительный просмотр:
Рассмотрена и принята на заседании педагогического совета №1 МБДОУ «Детский сад №15» протокол № ___ от «____» _______________2021 г. |
Утверждена Заведующим МБДОУ «Детский сад №15» _________ Науменкова Е.А. Приказ №____ от «____» _______________2021 г. |
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«Эколята-дошколята»
по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет
на 2021-2022 учебный год
Составитель:
Алавина О.А., воспитатель
Содержание
I Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка……………………………………………………. 3
1.2. Цель и задачи программы………………………………………………………3
1.3. Методы, используемые в работе программы……………………………… .4
1.4. Мониторинг по экологическому воспитанию детей ……………………..4
II. Содержательный раздел.
2.1. Перспективный план работы программы «Эколята-дошколята»…………....7
III. Организационный раздел
3.1. Организация работы программы…………………………………………….13
3.2. Материал, используемый для занятий по программе……………………….13
3.2.Список литературы…………………………………………………………..14
I Целевой раздел.
1.1.Пояснительная записка
«Мир, окружающий ребенка – это, прежде всего мир природы, с безграничным богатством явлений, с неисчерпаемой красотой. Здесь, в природе, вечный источник детского разума.
В. Сухомлинский
Программа «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия экологические проблемы, возникшие ранее, не только не исчезли, а продолжают углубляться. В ХХI веке их решение приобретает характер фактора выживания человечества.
Так как проблемы экологии в последние годы выдвигаются на первый план, то необходимо углублять знания детей в этой области. Приобщение детей к экологической культуре необходимо начинать с детства, так как в этом возрасте легче всего приобщить детей к природе, научить любить и охранять природу. Дети учатся наблюдать за изменениями, происходящими в природе и делать выводы. Занимаясь по данной программе, дети обогащают свой запас знаний новыми знаниями о природных явлениях. Это воспитывает у них любознательность, бережное отношение к природе, желание знать больше. При изучении тем, предусмотренных кружком, развивается мышление образное и конкретное; зрительная и слуховая память; речь, внимание, восприятие.
В основу содержания программы легла программа С.Н. Николаевой «Юный эколог», которая предполагает формирование у детей осознанно-правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают их, и с которыми они знакомятся в дошкольном детстве.
1.2. Цель и задачи программы
Основная цель работы - формировать у детей элементы экологического сознания, способность понимать и любить окружающий мир и природу.
Программа «Эколята-дошколята» призвана решать следующие задачи:
1. Развитие у детей субъектного опыта эмоционально-чувственного обобщения с природой и социокультурным окружением, представлений и элементарных понятий об окружающем мире, взаимосвязях и взаимоотношениях в нем, как основы развития экологического сознания и экологической культуры личности.
2. Воспитание эмоционально-ценностного отношения к природному окружению.
3. Развитие опыта практической и творческой деятельности по реализации и закреплению знаний и эмоционально-чувственных впечатлений, полученных при взаимодействии с природным окружением, а также по воспроизводству и сохранению природной среды.
1.3. Методы, используемые в работе:
1. Наглядные методы:
- экскурсии, целевые прогулки;
- наблюдения;
- показа сказок (педагогом, детьми);
- рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
- проведение дидактических игр;
2. Словесные методы:
- чтение литературных произведений;
- беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
3. Игровые методы:
- проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
- загадывание загадок;
4.Практические методы
- организация продуктивной деятельности детей;
- оформление коллекции семян, плодов;
При построении системы работы обращается особое внимание на следующие основные направления.
1. Познавательно-развлекательное направление ставит целью знакомство детей с компонентами живой и неживой природы, влияние деятельности человека на эти компоненты в игровой занимательной форме.
2. Практическое направление - изучение растительного и животного мира, ландшафтов родного края, связанное с практическими делами (подкормка птиц, посадка цветников и др.).
3. Исследовательское направление осуществляется в рамках продуктивной деятельности, экскурсий, наблюдений, опытов.
1.4. Мониторинг по экологическому воспитанию детей:
Воспитанник должен:
ЗНАТЬ
Правила поведения в природе.
Растения и их характерные признаки.
Основные признаки диких и домашних животных.
Виды птиц своей местности.
ИМЕТЬ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ.
О перелётных птицах.
О зависимости изменений в живой природе от изменений в неживой природе.
Об охране природы.
О наиболее характерных признаках разных времён года и явлениях природы.
О значении природы в жизни человека, бережному отношению к окружающему миру и последствиях экологически неграмотного поведения в природе.
УМЕТЬ
Выполнять правила поведения на природе.
Обеспечивать уход за растениями уголка природы.
Обеспечивать уход за растениями цветников
Оказывать помощь окружающей природе (подкормка птиц зимой на участке, уборка мусора).
Диагностика по экологическому воспитанию.
1.Имеет представления о растительном мире, называет несколько видов растений
2.Имеет представления о животном мире, называет представителей животного мира
3.Имеет представления о формах и видах воды, ее свойствах, называет обитателей водоемов
4.Имеет представления о правилах поведения в природе
5.Имеет представления о явлениях природы, о их свойствах, значении
6.Имеет представления и навыки ухода за комнатными растениями
Оценка уровня развития:
1 балл - не называет или называет 1 признак, вид
2 балла - называет самостоятельно или с помощью взрослого 1 или 2 вида, признака, свойства
3 балла - называет самостоятельно 2-3 вида или явления, свойства
От 21 до 15 - высокий уровень
От 15 до 7 - средний уровень
От 7 до 0 - низкий уровень
Мониторинг достижений воспитанников по ознакомлению с миром природы
Таблица №1
№ | Фамилия ребенка | Времена года | Живая природа | ||||
Растительный мир | Животный мир | ||||||
балл | % | балл | % | балл | % | ||
1 | |||||||
2 | |||||||
3 |
II. Содержательный раздел.
Перспективный план работы программы «Эколята-дошколята»
Месяц | Тема | Задачи | Методические приемы | ||
Сентябрь 1неделя | «Цветы на клумбе осенью» | Закрепить знания детей о осенних садовых цветах: отличие по внешнему виду. Уточнить представления детей о садовых работах осенью. Активизировать словарь | Загадывание загадок, игра «Угадай по описанию», наблюдение. | ||
2 неделя | «Дары осени»
| Закрепить знания детей об овощах и фруктах. Уточнить знания детей об уходе за овощами. Воспитывать трудолюбие. | Чтение стихов «Здравствуй, осень!» Е.Благинина, наблюдение, беседа «Что растет на грядке?» дидактическая игра «Узнай на вкус?» | ||
3 неделя |
«Что нас лечит от простуды» | Уточнить знания детей о пользе лука и чеснока. Развить познавательную активность. | Рассматривание лекарственных растений, загадывание загадок, наблюдение. | ||
4 неделя |
«Дождик, дождик» | Развивать способности детей наблюдать сезонные явления и их изменения. Формировать умения выделять характерные признаки осеннего и летнего дождя. | пальчиковая игра «Дождик» | ||
Октябрь 1 неделя | «Доброе, хорошее солнце»
| Уточнить знания детей о солнце осенью. Формировать умения определять погоду по приметам. | Чтение стихов: «Четыре клада…» М. Махнева. Наблюдение, опыт «Ладошки», | ||
2 неделя | «Расскажи зайке о комнатных растениях»
| Уточнить представления детей о растениях в группе, о необходимых для них условиях жизни. Познакомить с новыми растениями. Научить узнавать и называть части растения (корень, стебель, лист, цветок.) | Игра «Найди растение», физкультминутка «цветы», дидактическая игра «За каким растением спрятался Зайка?»; экспериментирование: «Что нужно растениям для роста». | ||
3 неделя | «Осенние деревья»
| Формировать умения детей наблюдать явления природы, анализировать и делать выводы о некоторых взаимосвязях и закономерностях | Нетрадиционная техника рисования: кляксография- экспериментирование | ||
4 неделя | «Домашние животные»
| Формировать у детей обобщенные представления о домашних животных: как за ними надо ухаживать, какую пользу приносят, какие условия нужны для жизни. | Беседа, дид.игра»Кто что любит», настольная игра «Зверята» |
Ноябрь 1 неделя | «Овощи»
| Дать представление об овощах; учить различать овощи по виду, вкусу, форме. | Игра «Чудесный мешочек», чтение русской народной сказки «Репка», игра «Найди и назови» |
2 неделя | «Воробьишка»
| Знакомить детей с зимующими птицами: воробьи. (Уточнить с детьми, как изменения в природе повлияли на жизнь воробья). Развивать интерес к наблюдениям за птицами. | Подвижная игра «Кто в домике живет?» Природные приметы Массаж пальцев «Грачи» Птичьи заклички Речевая игра «Кто же это?» |
3 неделя | «Дует ветер» | Показать природное явление – ветер. Учить определять ветреную погоду. | Бег с ленточками. Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» |
4 неделя | «Дикие звери зимой»
.
| Продолжать формировать знания о лесных обитателях. Развивать у детей представления о последовательности событий в жизни лесных зверей. | Чтение стих-ний, творческие задания, подв. игра «Зайцы и волк», беседа. |
Декабрь 1 неделя | «Снежинка»
| Дать представления о свойствах снега. | Чтение произведения Л. Воронкова «Снег идет» Экспериментирование со снегом. |
2 неделя | «Елочка – зеленая иголочка» | Знакомить детей с понятием, что в шишках находятся семена хвойных деревьев. Формировать умение детей различать еловую и сосновую шишку. | Наблюдение, беседа, игра «Найди по описанию», «Укрась ёлочку» |
3 неделя | «Плыли по небу тучки»
| Расширять представления детей о явлениях неживой природы: рассказать детям, какие бываю облака. Развитие наблюдательности. | Беседа«Какие бывают облака», наблюдение, использование художественного слова; экспериментирование: «Ветер дует, лодочка плывёт» |
4 неделя | «Зимняя красавица - ель»
| Приобщить к желанию наслаждаться запахом хвойного дерева. Способствовать развитию умения называть характерные особенности строения ели. | Игровой сюрпризный момент, составление рассказа-описания о ели с опорой на план, игра - имитация «Собери шишки» |
Январь 2 неделя | «Снеговичок и елочка»
| Расширять представление детей о деревьях. Показать свойства снега. | Разучивание стихотворений о природе. Лепка неваляшки и снеговика. |
3 неделя | «Жизнь птиц зимой»
| Дать детям элементарные представления о кормушках для птиц. | Беседа, игра «Накорми птицу», дид. и. «Улетают – не улетают». |
4 неделя | «Мороз – удивительный художник»
| Вызывать у детей интерес к зимним явлениям природы. Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве. Развивать воображение и творчество. | Загадывание загадок, наблюдения на прогулке, использование художественного слова, |
Февраль 1 неделя | «Выращиваем лук на окошке»
| Вызывать интерес к выращиванию огорода на окошке, желание наблюдать за изменениями в луковицах. Учить создавать ситуацию опыта. | Беседа с элементами труда. |
2 неделя | «Котенок Пушок»
| Дать детям представление о домашних животных и их детенышей. Формировать доброе отношение к животным. | Рассматривание иллюстраций с изображением домашних животных. Рассказывание потешки «Пошел котик на торжок» |
3 неделя | «Лаборатория добрых дел»
| Формировать понятие о доброте, привычку совершать добрые поступки; воспитывать интерес к экспериментальной деятельности; анализировать явления, делать выводы; развивать познавательный интерес, логическое мышление, речь детей; вызвать чувство радости у детей. | Опыты с водой, воздухом, игры с мыльными пузырями беседы о добре и зле. |
4 неделя | «Наблюдение за сезонными изменениями»
| Формировать представления об изменениях в природе; учить различать характерные приметы конца зимы (первая капель); закреплять умение воспринимать поэтическое описание зимы. | Использование худ-ного слова, Подвижные игры: «Хитрая лиса», «Кто сделает меньше прыжков?». |
Март 1неделя | «К нам весна шагает быстрыми шагами»
| Продолжать учить запоминать названия весенних месяцев; дать представления об изменениях, происходящих ранней весной в природе. Развивать навыки элементарной исследовательской деятельности, логическое мышление. | Чтение стих-ния “Март”, «Весна идёт», д.и. «Найди настроение. Покажи настроение», наблюдение. Экспериментирование «Взаимодействие воды и снега» |
2 неделя | «Наши четвероногие друзья – собака»
| Формировать у детей представления о том, что собака умное домашнее животное, предана человеку, её можно дрессировать и использовать на разных полезных службах. | Наблюдение, подвижные игры «Семья»-настольная игра, сравнение кошки и собаки |
3 неделя | «Забота о здоровье»
| Способствовать воспитанию у детей бережного отношения к своему здоровью; формировать представления о том, что в весеннее время особенно полезны витаминная пища (зеленый лук и др.) и солнце. | Игра «Порадуйся солнышку», «Что полезно для здоровья, что вредно», беседа о витаминной пище. |
4 неделя | «Первые цветы в природе» | Показать первые весенние цветы. | Сравнительный рассказ о мать-и-мачехе и одуванчике, загадки, чтение стихов. |
Апрель 1 неделя | «Божья коровка»
| Расширять представление о насекомых. Продолжать учить различать насекомых. | Наблюдение за божьей коровкой. Разучивание потешки, продуктивная деятельность, пальчиковая гимнастика «Божьи коровки». |
2 неделя | «Белая березка»
| Закреплять представления о деревьях: у дерева есть ствол, ветки и листья. | Загадывание загадок, хоровод, рисование |
3 неделя | «Пернатые гости»
| Расширять представление о поведение птиц весной. Формировать желание наблюдать за птицами, прилетающими на участок детского сада. | Беседа, наблюдение за птицами на участке детского сада, рассматривание иллюстраций (разные виды гнезд, появление птенцов и т. д.). |
4 неделя |
«Жучки» | Расширить знания об охране природы. Воспитывать у детей интерес ко всему живому и бережное отношение к природе. | Загадывание загадок, «Угадай что за насекомое», лепка «зелёная гусеница» |
Май 1 неделя |
«Солнышко на травке»
| Уточнить знания детьми цветка, умение найти его по листьям, форме соцветия, формировать у детей интерес к работе с краской. Продолжать вызывать у детей интерес к живым цветам. | Чтение стихов, продуктивная деятельность-ромашка экспериментирование «Тепло – холодно». |
2 неделя | «Экологическая тропа» | Развивать умение наблюдать. | Экскурсия, рассматривание обитателей тропы, чтение стиха «Берегите природу» |
3 неделя | «Что такое облака, дождь, гроза?»
| Дать понятие об испарении воды, образовании облаков, электрических разрядах в доступной форме. Познакомить детей с правилами поведения во время грозы. | Наблюдение, рассматривание иллюстраций, чтение. |
4 неделя | «Песочные фантазии»
| Закрепить знания о свойствах песка. Развивать образное и логическое мышление, тактильную чувствительность и мелкую моторику рук, эмоциональную сферу детей. | Пальчиковая гимнастика, игры с песком, экспериментирование: «почему песок сыплется». |
III. Организационный раздел
3.1. Организация работы программы
Программа реализуется в течение учебного года (сентябрь-май включительно), один раз в неделю в игровой форме в режиме дня. План программы рассчитан на год. Количество детей, посещающих программы «Эколята-дошколята» - 27 человек. Возраст детей: от 1,5 до 3 лет.
В ходе реализации программы дети должны:
- Знать и соблюдать элементарные правила поведения в природе (способствовать безопасного взаимодействия с растениями и животными);
- Проявлять интерес, доброту к природным явлениям и объектам;
- Помогать друг другу, бережное, доброжелательное отношение к природе, проявление творчества.
В результате реализации программы у детей:
- Совершенствуется интеллект, расширяется кругозор, развивается сенсорика и наблюдательность;
- Учатся устанавливать связи зависимости обнаруживать причины и следствия;
- Развивается речь.
Материал, используемый на занятиях программы
«Эколята-дошколята»
- Демонстрационный материал «Деревья, цветы и кустарники»
- Демонстрационный материал «Домашние животные»
- Демонстрационный материал «Овощи и фрукты»
- Демонстрационный материал «Времена года»
- Альбомные листы, краски, кисточки
- Тазик, лодочка
- Песок, вода
- Художественная детская литература
- Мыльные пузыри
- Пластилин, доска, салфетки
- Ленточки
- Лук, земля, ящик
- Чудесный мешочек
3.2. Список литературы
1. Николаева С.Н. Юный эколог: Программа экологического воспитания дошкольников / С.Н. Николаева – М.: Мозаика-Синтез, 2002. 128 с.
2. Экологическое воспитание дошкольников: Пособие для специалистов дошкольного воспитания / Автор составитель Николаева С.Н. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ» - 1998. 320 с.
3. Николаева С.Н. Методика экологического воспитания в детском саду: Работа с детьми младшего дошкольного возраста: Книга для воспитателей детского сада / С.Н. Николаева. - М.: Просвещение – 1999. 207с.
4.Н.Г.Калегина «Опыт работы по экологическому воспитанию дошкольников» Книжный дом Казань-1994
5.«Окружающий мир в дидактических играх дошкольников», Москва 1992 Артемова Л. Н.
6.«Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве», Москва 1995 Николаева С. Н.
7.«Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста», Москва 1991 Богусловская З. М., Смирнова Е. О.
8. Интернет-источник: https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/142599-kruzhok-po-jekologii
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 15» г. Смоленска
«Только вместе, только дружно,
помогать природе нужно!»
Экологический стенд «Эколята-Дошколята» разработан творческой группой педагогов МБДОУ «Детский сад №15» для наглядного и действенного ознакомления детей дошкольного возраста с природой в рамках проекта «Эколята- Дошколята».
Цель:
Создания стенда «Эколята-Дошколята»: формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия.
Задачи:
• дать ребёнку знания об окружающей его Природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины, показать неповторимость, величие, силу и красоту природы;
• способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы;
• помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека;
• расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей;
• помочь ребёнку самоопределиться в построении взаимоотношений с природой и окружающим его миром;
• разработать и внедрить в учебно-воспитательный процесс дошкольных образовательных учреждений новых инновационных инструментариев, форм, методов, подходов и приёмов, способных сформировать у ребёнка чувство любви, разносторонне-ценностное, бережное и уважительное отношение к природе;
• способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Наш стенд помогает знакомить родителей с работой, проводимой с детьми в рамках проекта: «Эколята-Дошколята» и консультировать их по вопросам воспитания бережного отношения к окружающему миру.
Стенд «Эколята – Дошколята» расположен на первом этаже дошкольного учреждения. Состоит из двух частей. Первая часть стенда знакомит всех со сказочными героями «Эколятами - друзьями и защитниками природы» (Тихоней, Елочкой, Шалуном, Умницей), клятвой, гимном, девизом дошкольного учреждения. Вторая часть стенде имеется 5 карманов формата А4, которые позволяют размещать в едином формате яркий, интересный, информационно-познавательный материал, как для родителей, так и для детей.
В основной части информационного стенда, который представлен «карманами», содержится познавательный материал разного характера - разделен на функциональные разделы:
1. «Центральную часть» стенда занимает информация о проекте «Эколята – Дошколята».
2. «Время года»
В данном разделе знакомим детей со временами года, их признаками и особенностями; с растительным и животным миром, как он меняется в зависимости от времени года. В соответствии со временем года выбирается тема недели.
3. «Тема недели»
Данный раздел обновляется каждую неделю. Все темы подбираются в соответствии со временем года.
4. «Отчего и почему»
Раздел направлен на изучение информации ранее не известной детям.
5. «Информация для родителей»
Для родителей подбирается материал по экологии: консультации, рекомендации, буклеты. Родители имеют возможность ознакомиться с информацией, образовательного и воспитательного характера.
Стенд «Эколята-дошколята» помогает детям расти людьми, неравнодушными к проблемам экологии Земли. Он является уникальной возможностью для детей познавать, изучать и учиться оберегать природу, а для родителей способом ознакомления с результатами работы проводимой по экологическому воспитанию.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Тип проекта: природоохранный социально-образовательный Продолжительность проекта: долгосрочный с 01.09.2020 г. по 31.05.22 г. Участники проекта: В проекте участвуют педагоги ДОУ, воспитанники младших групп МБДОУ «Детский сад №15» и их родители (законные представители).
Цель проекта - формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней, воспитание у ребёнка культуры природолюбия .
Задачи проекта: • дать ребёнку знания об окружающей его природе, познакомить с разнообразием животного и растительного мира его малой родины • способствовать развитию понимания ребёнком неразделимого единства человека и природы, понимание общечеловеческой ценности природы; • помочь ребёнку осознать необходимость сохранения, охраны и спасения природы для выживания на земле самого человека; • расширить общий кругозор детей, способствовать развитию их творческих способностей; • способствовать воспитанию потребности принимать активное участие в природоохранной и экологической деятельности.
Первый этап проекта был подготовительный. На этом этапе определились с целями, задачами, спрогнозировали результаты проекта. Было подобрано программно-методическое обеспечение по данной проблеме; наглядно-демонстрационный, иллюстрированный, раздаточный материал. Разработали перспективный план работы по проекту. Изучили и проанализировали художественную литературу по реализации природоохранного социально-образовательного проекта «Эколята-Дошколята»; аудио- и видео материалы, интернет-ресурсы. Включили в проект образы сказочных героев «Эколят» - друзей и защитников природы. В работе с родителями, в рамках проекта разработали: памятки, консультации для родителей, с целью привлечения внимания к проблеме защиты природы.
Второй этап основной, самый плодотворный и содержательный. С детьми проводились наблюдения, беседы, презентации о жизни животных и растений: «Береги Природу», «Будь вежлив с Природой и внимателен к Природе», «Умей гулять на Природе», «Дружить с Природой», «Единство Человека и Природы», «Чудеса Природы», «Правила поведения на Природе» и т. д., отгадывание загадок, словесные и дидактические игры: «Как вести себя в лесу», «Алые цветки», «Что легче?» «Подарки от берёзы», «Зачем и почему у животных?», «Кто как кричит», «Детки с ветки», «Кто, где живет и чем питается» и мн. др.
В октябре 2020 года педагоги совместно с воспитанниками провели экологический праздник «Эколята - друзья и защитники природы»
Предварительный просмотр:
Картотека дидактических игр по экологии для детей первой младшей группы
«Собери снеговика»
ЦЕЛЬ: развитие умения выполнять действия с предметами разной величины, тренировка мелкой моторики руки.
ХОД. В игре используются шары разной величины (можно заменить плоскостными изображениями). Воспитатель предлагает ребёнку рассмотреть выложенные перед ними детали, потрогать их, прижать друг к другу. Затем показать малышу готового снеговика. Обращает внимание на то, что снеговик состоит из шаров разных размеров: внизу – большой, дальше – средний, наверху – самый маленький. Предлагает ребёнку собрать из шаров такого же снеговика.
Малыш действует самостоятельно, взрослый при необходимости помогает советом.
Аналогично можно собрать неваляшку, зайчика, птичку и т.д.
«Найди детеныша для мамы»
ХОД. Воспитатель обращает внимание детей на машину, которая привезла гостей, и рассказывает. Однажды телёнок, котёнок, щенок и жеребёнок убежали далеко от мамы и заблудились; встревоженные мамы поехали на машине искать их. Котёнок, он был самым маленьким, споткнулся и замяукал. Как он замяукал? (Хоровой и индивидуальные ответы) Услышала его кошка и позвала: «Мяу-мяу».
Воспитатель предлагает кому-либо из детей взять из кузова машины кошку (найти её среди других «мам»), вместе с этой игрушкой подойти к столу, на котором лежат картинки с изображением котёнка, жеребёнка, телёнка и щенка, и выбрать детёныша кошки.
Аналогично дети выполняют и три других задания – на выбор нужной картинки.
«Достань камешек»
Цель: закрепление свойств камней по форме, по весу, развитие внимания, координации движений.
Содержание. На дно емкости с водой воспитатель выкладывает несколько камешков. Затем предлагает ребенку достать «клад». Для этого он выбирает очень красивый камень или ракушку, разглядывает их вместе с малышом. Затем камешек опускается на дно (глубина не больше 15-20 см), и ребенок должен попытаться достать его, отыскав нужный предмет среди других камней и ракушек. Водный слой обычно затрудняет процесс доставания, поэтому воспитатель может немного помочь малышу.
«Теплый – холодный»
Цель: закрепление знаний свойств воды: прозрачная, теплая, холодная.
Содержание. Необходимы игрушки двух видов, по 2-3 штуки каждого, желательно резиновые и пластмассовые (например, небольшие мячики – желтые и красные, синие и зеленые, утята и рыбки, кораблики и т.д.). Воспитатель наполняет одну емкость теплой водой, другую - холодной. Говорит ребенку: «Утята любят купаться в холодной воде, а рыбки – в теплой. Давай их искупаем». Малыш опускает утят в емкость с прохладной водой, а рыбок – в емкость с теплой водой.
«Что как плавает»
Цель: знакомство детей со свойствами различных материалов.
Содержание. Для игры – экспериментирования нужен набор предметов из разных материалов (скорлупка грецкого ореха, деревянная палочка, камешек, металлическая ложка, лоскуток ткани и др.).
Воспитатель предлагает ребенку постепенно опускать все предметы в воду: «Какой красивый кораблик! Он готов отправиться в плавание. Опусти его в воду, пусть плывет. Как много у нас других предметов! Они тоже хотят плавать. Давай и их отправим в плавание». Во время игры воспитатель обязательно просит малыша называть предметы и помогает комментировать действия.
«Найди шарик»
Цель: закрепление знаний о свойствах песка; знакомство с качествами предметов – размером, формой.
Содержание. Воспитатель закапывает в песок небольшой шарик и просит ребенка найти его. Сначала можно закапывать шарик на глазах у малыша, потом так, чтобы он не мог видеть действия взрослого.
Постепенно усложняя задачу, воспитатель закапывает два предмета, например шарик и кубик, а затем просит найти кубик. Можно закапывать предметы одной формы, но разной величины.
«Во дворе»
Цель: Развивать речевой слух и способность к звукоподражанию.
Оборудование: Игрушечные петух, курица, кошка, собака, корова.
Ход: Воспитатель выразительно читает стихотворение и показывает соответствующие игрушки.
Ку-ка-ре-ку!
Кур стерегу.
Кудах-тах-тах!
Снеслась в кустах.
Мур-мур-мур,
Пугаю кур!
Ам-ам! Кто – там?
Кря-кря-кря!
Завтра дождь с утра!
Му-му-му!
Молока кому? (А. Барто)
Прочитав стихотворение, воспитатель задает ребенку вопросы: «Как корова мычит?», «Как собачка лает?», «Как уточка крякает?» и т.д.
«Узнай и назови»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов, их цвета и формы.
Оборудование: Натуральные овощи или муляжи в мешочке.
Ход: На столе лежат овощи и фрукты. Воспитатель предлагает ребенку взять, например, морковку. Малыш выполняет просьбу, называет овощ и отвечает на вопросы воспитателя о его цвете и форме.
«Гав-Гав»
Цель: Закреплять произношение звуков по подражанию.
Оборудование: Картинки с изображением щенка, коня, теленка, цыпленка, козленка.
Ход: Воспитатель сопровождает чтение стихотворения показом картинок с изображением животных и птиц.
«Гав! Гав!» – на заре,
«Гав! Гав!» – на дворе.
На дворе щенок бежал,
А в конюшне конь заржал.
Он сердился: «Ты чего
Спать мешаешь? И-го-го!»
И сказал теленок: «Му!»
Спать мешает он ему.
И сказал теленок: «Пи!
Ты, щенок, еще поспи!»
А козленок: «Ме!» да «Ме!»,
«Подремать не дали мне».
А щенок все «Гав!» да «Гав!»,
У него веселый нрав!
И веселый этот нрав
Называется «Гав – гав!» (по Т. Волгиной)
Важно добиваться, чтобы дети отчетливо произносили звукосочетания, подражая голосам животных.
«Что в корзиночке лежит?»
Цель: Закрепить название овощей и фруктов; их цвет, форму и вкусовые качества.
Оборудование: Натуральные и готовые к употреблению морковь, помидор, огурец, яблоко, апельсин, груша или другие.
Ход: Воспитатель по одному достает из корзины овощи и фрукты и описывает их, например: «Это яблоко. Оно круглое, красное. Яблоко сладкое, сочное, вкусное. Его можно есть». Ребенок, с помощью вопросов воспитателя, повторяет рассказ о яблоке, затем пробует его на вкус.
«Во саду ли, в огороде?»
Цель: Учить группировать овощи и фрукты, закрепить их названия.
Оборудование: Фланелеграф или магнитная доска с изображениями дерева и грядки, плоскостные фигурки яблока, апельсина, груши, картофеля, капусты, лук или других.
Ход: Воспитатель объясняет, что яблоки, груши и апельсины – вкусные, сладкие. Это – фрукты. Фрукты растут на дереве. Картофель, капуста, лук не сладкие, но очень полезные. Это – овощи. Овощи растут на грядке. Затем предлагает ребенку фрукты поместить на дереве, а овощи на грядке. Малыш выполняет задание, а воспитатель активизирует его речь с помощью вопросов: «Что это? (яблоко). Яблоко – это фрукт. Повтори. Где растут фрукты? (на дереве)» и т.п.
«Найди, что покажу»
Дидактическая задача. Найти предмет по сходству.
Игровое действие. Поиск предмета, показанного и спрятанного воспитателем.
Правило. Под салфетку заглядывать нельзя.
Оборудование. На двух подносах разложить одинаковые наборы овощей и фруктов. Один (для воспитателя) накрыть салфеткой.
Ход игры. Воспитатель показывает на короткое время один из предметов, спрятанных под салфеткой, и снова убирает его, затем предлагает детям: «Найдите на другом подносе такой же и вспомните, как он называется».
Дети по очереди выполняют задание, пока все фрукты и овощи, спрятанные под салфеткой, не будут названы.
«Найди, что назову»
Дидактическая задача. Найти предмет по слову-названию.
Игровое действие. Поиск «спрятавшихся» овощей и фруктов.
Правила. Искать предмет можно в вазе, соответствующей по форме либо окраске названному овощу или фрукту (например, свекла, репа, редька; апельсин, помидор, яблоко и др.). Во все вазы заглядывать нельзя.
Оборудование. Овощи и фрукты разложить по краю стола, чтобы хорошо была видна их форма, величина. Овощи и фрукты брать лучше одинаковые по величине, но разной окраски (несколько яблок, груш и др.), разной величины с постоянной окраской (морковь, свекла, капуста).
Ход игры. Воспитатель предлагает одному из детей: «Найди маленькую морковку и покажи ее всем». Или: «Найди желтое яблоко, покажи его детям»; «Покатай яблоко и скажи, какое оно по форме» Ребенок находит предмет, показывает его остальным детям, пытается определить форму. Если ребенок затрудняется, педагог может назвать яркий отличительный признак этого овоща или фрукта. Например: «Покажи желтую репку (черную редьку) ». И т. п.
«Чудесный мешочек»
Дидактическая задача. Узнать предмет при помощи одного из анализаторов.
Игровое действие. Поиск на ощупь спрятанного предмета.
Правила. В мешочек заглядывать нельзя. Сначала нужно определить, что в руке, а потом показать предмет всем остальным.
Оборудование. Для первых игр подбирают овощи и фрукты, резко отличающиеся по форме, деталям, затем более похожие. Небольшой мешочек (непрозрачный).
Ход игры. Воспитатель опускает овощи и фрукты в мешочек и просит наблюдать, что он будет делать. Затем предлагает одному из ребят: «Найди на ощупь, не глядя в мешочек, что хочешь. А теперь скажи, что ты взял». Или можно попросить: «Найди то, что я скажу (назову)». По очереди задание выполняют все дети.
«Чьи детки?»
Дидактическая задача. Закреплять знания детей о животных и их детёнышей.
Игровое действие. Подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
Оборудование. Картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы.
Ход игры. Воспитатель показывает детям картинки с изображениями животных: кошки, собачки, козлёнка, коровы. Ребёнок называет животных, угадывая, какие звуки они издают. Затем взрослый предлагает детям, подобрать к картинкам «животных-взрослых» картинки, изображающие их детенышей.
«Да или нет»
Дидактическая задача. Закрепить знания о частях тела котенка и какие звуки он издает.
Оборудование. Игрушечный котенок.
Ход игры. Воспитатель просит показать, где у котёнка нос, глаза, хвост и т.д. Дети показывают. После этого воспитатель предлагает детям отвечать словами «да» или «нет» на такие вопросы: Есть у котенка нос?,
Есть у котенка уши?, Есть у котенка рога? и т.д.
«Заполни аквариумы»
Дидактическая задача. Закреплять умения различать цвета, находить предмет нужного цвета.
Материал. Три аквариума (из картона) и силуэты рыбок трех цветов.
Игровое действие. Рассадить рыбок в аквариумы.
Ход игры. Воспитатель показывает детям аквариум определенного цвета и предлагает детям подобрать рыбок в аквариум.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной «А» группе на 2021-2022 учебный год.
План мероприятий по нравственно – патриотическому воспитанию детей в подготовительной «А» группе на 2021-2022 учебный год.Составила воспитатель: Гладкина М.А.МКДОУ Д/с №8...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы «Радуга» на 2020-2022 годы...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы...
Образовательная программа дополнительного образования «Эколята-дошколята »
Раньше, когда количество населения было сравнительно небольшим, и каждый человек находился в постоянном контакте с природой, экологические законы усваивались людьми в их обыденной жизни. Во второй пол...
ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ЭКОЛЯТА-ДОШКОЛЯТА» ПО ЭКОЛОГИЧЕСКОМУ ВОСПИТАНИЮ ДЕТЕЙ 1,5-3 ЛЕТ НА 2022-2023 УЧЕБНЫЙ ГОД
Программа «Эколята-дошколята» имеет экологическую направленность, которая определена особой актуальностью экологического образования в современных условиях. С началом третьего тысячелетия ...
2021-2022, 2022-2023 уч.гг. Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников первой младшей группы
программа дополнительного образования «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию детей 1,5-3 лет на 2021-2022, 2022-2023 учебные годы...
Рабочая программа по дополнительному образованию «Эколята-дошколята» по экологическому воспитанию дошкольников средней группы в 2022-2023 учебном году
СодержаниеПояснительная запискаМетоды, используемые для реализации работы дополнительного образованияПерспективный план работы дополнительного образования на годИспользуемая литература...