Конспект ООД по познавательному занятию "Клетка и микроскоп"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Джамалутдинова Индият Агарагимовна

- Создать у детей положительный эмоциональный настрой и направленное внимание на предстоящую деятельность: работа с микроскопом

-Закреплять представления детей о микроскопе, о живых микроорганизмах, о делении на клетки.

-  Учить детей проводить опыты с водой, в ходе наблюдения делать выводы о ее свойствах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в ДОУ с детьми подготовительного дошкольного возраста по теме: «Клетка и микроскоп»

Составила: воспитатель Джамалутдинова И.А.

Образовательная область: познавательное развитие

Тема занятия: «Клетка и микроскоп»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: формировать представления о микроорганизмах – клетках

Задачи занятия:

- образовательные: познакомить детей с микроорганизмом – клеткой; - закрепить знания детей о микроскопе; продолжать учить пользоваться микроскопом;  учить детей сравнивать разные объекты, рассматриваемые под микроскопом;

- воспитательные: побуждать к соблюдению правил поведения в лаборатории.

- развивающие: развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать; развивать исследовательскую активность, умение организовывать  эксперимент и получать результат.

Словарная работа: микроскоп, объектив, окуляр, предметный столик, микроорганизмы, клетки, пластиды;

Планируемые результаты занятия: дети научатся проводить опыты с микроскопом; закрепят полученные знания посредством рисования клетки на листе бумаги.

Подготовительная работа: чтение художественной литературы, беседы о микроскопе, клетке, рассматривание иллюстраций (макросъемка кожицы лука, лист комнатного растения в разрезе)

Материалы и оборудование: микроскоп, линзы, кожица лука, листочек комнатного растения, раскраска «клетка», простые карандаши, картинки с изображением микроорганизмов – клеток.

  1. Организационно- мотивационный этап

Приглашение в лабораторию.

Появление куклы «Профессор Почемучкина».

«Здравствуйте, дети. Вы меня узнали? Я - профессор Почемучкин. Я целый день тружусь в своей лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы и вопросы, чтобы решить их, мне нужна ваша помощь. Кто из вас слышал, что такое микроскоп и для чего он нужен, а что такое клетка? Сегодня, я предлaгаю вам провести опыты в моей лаборатории и узнать ответы на эти вопросы.

Дает установку на предстоящую экспериментальную деятельность, актуализируя правила поведения в лаборатории.

«Все сотрудники моей  лаборатории должны соблюдать ряд правил».

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Правило №2. Внимательно слушать и выполнять инструкцию.

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

А теперь, проходите к лабораторным столам, рассаживайтесь.

  1. Воспитатель проводит с детьми беседу «Для чего нам нужен микроскоп?»

В микроскоп ученый смотрит,

Видно, опыты проводит.

Дела нет ему до скуки -

Весь в работе, весь в науке.

В: ребята, про кого говорится в этом стихотворении? (про ученого)

В: Пoсмoтрите на микроскоп внимательней, это очень сложный механизм. А знаете ли вы, из каких частей состоит микроскоп? (ответы детей)

Наглядный: показ карточек-схем «Правила поведения в лаборатории», показ микроскопа и его частей.

В – правильно, и я сегодня вам напомню…

1)    Объектив - самая важная часть микроскопа!  Потому что в нем спрятана одна маленькая, но важная деталь - линза! Ее еще называют – увеличительное стекло, вы наверняка слышали это название. Именно с помощью линзы, спрятанной в объективе, мы можем увидеть самые маленькие предметы, и даже рассмотреть из чего они состоят. Именно от линзы зависит качество изображения, то есть картинки, которую увидят ваши глазки.

2)    Окуляр - это часть микроскопа, которое находится к нашим глазкам ближе всего. Окуляр закрыт стеклышком.  Это сделано для того, чтобы защитить объектив и линзу от пыли. Объектив и окуляр - как братья, всегда дружат и работают вместе.

3)    Предметный столик – это место, куда кладется тот предмет, который мы хотим рассмотреть.

В: как вы думаете, для чего нужен микроскоп? (ответы детей)

В: правильно, с помощью микроскопа можно рассматривать самые маленькие предметы, которые мы не можем разглядеть так.

В: все состоит из маленьких микроорганизмов, которые называются – клетки. Ребята, почему мы их не видим? Что это за клетки? (ответы детей)

В: А как же люди про них узнали?  (ответы детей)

В: Правильно, их можно рассмотреть под микроскопом.

В: Сейчас мы с вами рассмотрим под микроскопом кожицу репчатого лука, а затем тонкий срез  листика комнатного растения – бальзамина.

Дети поочередно подходят к микроскопу и через окуляр рассматривают образцы.

В: что вы увидели там? Это клетки.  

В: Клетки лука и бальзамина похожи или отличаются? (отличаются, они разного цвета)

В: правильно, внутри клеток бальзамина есть особые включения зеленого цвета – пластиды. Именно они дают листьям зеленый цвет.

В: Сейчaс я покажу вам картинки с клетками.

Дети рассматривают картинки с клетками.

B: Как вы заметили на этих картинках, клетки бывают разные.

В: А сейчас я предлагаю вам сделать альбом с клетками. Каждый возьмет листок – раскраску с изображением тонкого среза репчатого лука и  тонкого среза листочка фикуса и заполним наши изображения клетками и раскрасим нужным цветом. Клетки, как мы видели на картинках, бывают разной формы.

Дети выполняют зарисовки клеток.

В: Молодцы! Теперь у нас в группе есть свой альбом с изображением клеток.

В: Рeбятa, время работы нашей лаборатории подходит к концу.

B: Скажите, что такое микроскоп? Для чего он нужен? (Ответы детей)

В: Из каких частей состоит микроскоп? (отвeты детей)

Bb: Что с помощью микроскопа мы сегодня изучали?

В: Клетки каких растений  мы сегодня с вами рассматривали? Чем они отличаются?

В:Нaшa работа в лaборатории получилась очень интересной, мы сегодня много нового узнали.

Физминутка: комплекс физических упражнений на снятие мышечного напряжения.

Дети берутся крепко за руки и закручиваются в спираль.

Основной этап.

Этап экспериментальной деятельности.

B: Учить детей проводить опыты с водой, в ходе наблюдения делать выводы о ее свойствах.

Опыт для детей «Рассматривание клеток кожицы лука в микроскоп», «Рассматривание клеток среза комнатного растения бальзамина»

Анализ

B: «Мы сегодня многое узнали о микроскопе, о живых микроорганизмах. Поделитесь своими впечатлениями».

 Зарисуйте клетки микроорганизмов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект занятия на тему: "Микробы под микроскопом"

Данное занятие с помощью микроскопа помогут детям дошкольного возраста расширить знания об окружающем мире. У детей будет развиваться  внутренняя мотивация к познанию окружающего мира, любознател...

Конспект занятия на тему : "Знакомство с микроскопом"

План- конспект занятия по окружающему миру на тему: "Знакомство с микроскопом". в подготовительной группе....

Конспект занятия по познавательному развитию: «Знакомство с микроскопом» и презентация

Конспект занятия по познавательному развитию: «Знакомство с микроскопом»Презентация к занятию: «Знакомство с микроскопом»...

Конспект занятия по познавательному развитию "Клетка и микроскоп"

Знакомство детей с микроорганизмом – клеткой. Мы закрепляем знания детей о микроскопе,  учим пользоваться микроскопом, учим детей сравнивать разные объекты, рассматривае...

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп»

Познавательно-исследовательский проект «Микроскоп»Сроки реализации: краткосрочный, с 26.09-07.10.2022 Актуальность проектаСреди дошкольников отыскать тех, кого не интер...