конспект занятия по краеведению "Наш город"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Предварительный просмотр:
Н.А. Дюмина (Иркутск)
Конспект занятия по краеведению для детей старшей группы на тему
«Наш город»
Аннотация. Данный конспект позволяет: расширить представление детей о городе Иркутске, закрепить знания детей об историческом прошлом и настоящем родного города; прививать уважение к людям других национальностей. Материал можно использовать как алгоритм знакомства с родным городом.
Цель. Актуализировать знания детей о прошлом, настоящем и будущем родного города. Дать возможность детям при помощи взрослого узнать о местоположении г. Иркутска. Формировать любовь к родному городу.
Задачи.
Обогащать кругозор детей знаниями по истории возникновения города (что было вначале, как изменился город, его достопримечательности).
Воспитывать эмоционально-ценностное отношение к городу, любовь к нему, желание лучше узнать его, внести свой вклад в будущем.
Способствовать развитию мышления в процессе сравнения города в прошлом и настоящем.
Продолжать развивать связную речь детей.
Научить детей делать коллаж на тему «Наш город».
Формировать навыки и умения работать с бумагой, красками, цветными карандашами, клеем-карандашом.
Развивать усидчивость, глазомер, мелкую моторику рук.
Методическое обеспечение: мультимедиа со слайдами старого и нового города, герб Иркутска, карта России.
Предварительная работа: беседы о городе Иркутске и Восточной Сибири, о достопримечательностях города, Закрепление знаний о символике. Составление альбомов с иллюстрациями и видами города, его достопримечательностями, любимыми местами отдыха иркутян. Чтение и заучивание стихотворений о городе (В. Саянов «Старый Иркутск», М. Сергеев «Иркутску», Л. Тарасова-Никитина «Иркутск», В. Киселёв «Иркутск», М, Сергеев «Три века»). Дидактические игры: «Назови достопримечательности Иркутска», «Заколдованный город». Художественное творчество на темы: «Мой любимый город»,
«Город будущего».
Ход мероприятия.
-Добрый день. Сегодня мы с вами поговорим о нашем городе. Я предлагаю вам выбрать, что мы будем делать: послушаем рассказ о нашем городе или отправимся в увлекательную прогулку по городу. Для этого нам понадобиться внимание, хорошая память и отличное настроение.
Стук в дверь, входит человек Рассеянный – с улицы Бассейной.
- Здравствуйте, ребята! Я сел в отцепленный вагон, отправился в Москву, а прибыл совсем в другой, незнакомый мне город. Я заблудился и оказался в вашем детском саду. Скажите пожалуйста, в какой город я прибыл?
- Не волнуйтесь, сейчас вы всё узнаете. Мы с ребятами отправляемся на прогулку по городу и предлагаем Вам присоединиться к нам.
ЧР: -А на чём мы отправимся на прогулку? (на автобусе). Воспитатель: -Тогда усаживайтесь поудобнее, мы отправляемся.
- Как называется наш город? (ответы детей)
Послушайте стихотворение Марка Сергеева
Плывут и плывут
Прибайкальские шири,
Саянские горы
Синеют вдали.
Нас встретит столица
Таежной Сибири,
Любимый Иркутск –
Середина земли.
ЧР: А почему Иркутск называют серединой земли?
Воспитатель: - Посмотрите на карту нашей страны.
Наша Родина - Россия, протянулась на несколько тысяч километров с востока на запад. И город Иркутск расположился в середине нашей большой страны.
Город был построен на берегу реки Иркута, и поэтому получил свое название – Иркутск.
На карте Сибири Иркутск появился в середине 17 столетия. Среди нехоженой и дремучей тайги построили острог. (слайд) Казакам - первопроходцам полюбился этот суровый край за красоту и чистоту рек и озер, за лютые морозы и знойное лето, за богатую тайгу, в которой водилось много зверей и птиц. (слайд)
А на гербе Иркутской области (слайд) изображён самый большой, самый красивый и сильный зверь – бабр, который несет людям соболя.
ЧР: - А что это за зверь такой, бабр? И почему его выбрали для Иркутского герба?
Бабр - потомок уссурийского тигра, был выбран для герба неслучайно. Это символ несметных богатств Сибири, а мех соболя ценился на вес золота.
Через город ехали торговцы из разных городов и Китая и везли свои товары в Японию и Америку. (слайд)
- Ребята, как вы думаете, из чего раньше строили дома, здания? (слайды)
Вокруг была тайга, росло много деревьев, и поэтому все постройки были сделаны из дерева: культурные центры, торговые места, места отдыха горожан. Мастера украшали дома деревянными кружевами. (слайд) Дороги и тротуары тоже были деревянными. Тогда машин не было, и горожане ездили на лошадях. (слайд)
Несколько раз город сгорал дотла, а потом его вновь отстраивали сибиряки.
Но дома, больницы, библиотеки, храмы, строили теперь из камня и кирпича. Сейчас эти здания считаются памятниками архитектуры и оберегаются законом.
В городе есть дома, которые простояли 300 лет! (слайды)
Сейчас – это современный и очень красивый город. (слайды)
Игра «Раньше и сейчас».
ЧР: - Ребята, а в вашем городе есть фабрики и заводы? (Ответы детей. Фабрики и заводы: металлургический завод, авиазавод, швейные и обувные фабрики, очень много учебных заведений, музеев, театров, памятников). (слайды)
Воспитатель: - Иркутск – город многонациональный и гостеприимный. В нём живут народы разных национальностей – русские, буряты, татары. Ребята, каких ещё национальностей люди живут в нашем Иркутске? (слайд)
Иркутяне не только хорошо работают, но и культурно отдыхают. К нам приезжает много туристов. Иркутяне и гости города любят отдыхать в парках, на бульварах, на Байкале, на берегах Ангары, на Иркутском море (водохранилище). (слайды)
Взрослые и дети купаются в чистых реках и озёрах.
Физкультминутка.
К речке чистой мы спустились
Наклонились и умылись.
Раз, два, три, четыре.
Вот как славно освежились.
А теперь мы все гурьбой
Отправляемся домой.
К нам часто приезжают иностранцы и много туристов из других городов. Они восхищаются нашим городом, красотой нашего сибирского края и увозят с собой на память сувениры.
- Как вы думаете, что больше всего здесь нравится гостям? Какие сувениры иностранцы увозят с собой? (открытки с видами города, озера Байкал, значки, матрёшек, фигурки нерп, талисманы, фотографии)
- Ребята, расскажите Рассеянному с улицы Бассейной о знаменитых и интересных местах нашего города? (рассказы детей)
Ребёнок читает стихотворение.
- В этом городе мы родились.
Нам в нём жить,
И историю нашу хранить.
Наши улицы, парки, дома
Полюбили мы навсегда!
Гость благодарит детей за интересные рассказы и обещает ребятам, что впредь он будет очень внимательным.
Нам пора возвращаться в детский сад.
Мы по городу поедем («крутят» руль)
Всё, что видим, назовём (смотрим в стороны)
Светофоры и машины,
Почту, садик, магазины
Улицы, дома, мосты (загибают пальчики)
И деревья, и кусты (поднимают руки вверх и опускают вниз).
Идут люди шумною толпой
И все это город мой (рисуют сердечко двумя руками перед собой).
Давайте изготовим и подарим на память гостю коллаж о нашем городе.
Дети делают коллаж о городе и дарят его человеку Рассеянному. Гость благодарит детей и уходит.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
конспект занятия "Мой любимый город"
Занятие для детей подготовительной к школе группе. Цель занятия Познакомить с историеей родного города...
конспект занятия по рисованию "Город Снеговиков" в подготовительной к школе группе
Занятие по рисованию в подготовительной к школе группе "Город Снеговиков". Это коллективная работа, занятие проходит на "ура". Необходима предварительная работа, подготовка к занятию минимальная....
Конспект занятия "Знатоки родного города"
Итоговое занятие к проекту "Моя родина - Колпино"...
Конспект занятия "Поездка по городу"
Конспект занятия по сюжетно ролевым играм для средней группы...
Конспект занятия аппликация "Герб города Набережные Челны"
Конспект занятия аппликация "Герб города Набережные Челны" по плану проекта "Мой любимый город"...
Конспект занятия" Путешествие по городам Татарстана"
Предлагаю вашему вниманию конспект занятия, в котором дети узнают о других городах Татарстана, что в каком городе производят, столицу Татарстана, гербы и флаги каждого города, и главный герб и флаг Та...
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города.
Конспект занятия История возникновения города Смоленска. Символика родного города....