"Конспект ООД "Увлекательные опыты со светом"
опыты и эксперименты по окружающему миру (подготовительная группа)

Джамалутдинова Индият Агарагимовна

- Создать у детей положительный эмоциональный настрой и направленное внимание на предстоящую деятельность: экспериментирование.

- Закрепить и расширить знания детей о смене дня и ночи.

- Учить детей проводить опыты с светом, в ходе наблюдения делать выводы о его свойствах.

Изготавливать фигурки для теневого театра.

 

Учить детей проводить опыты с светом, в ходе наблюдения делать выводы о его свойствах.

Изготавливать фигурки для теневого театра.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл uvlekatelnye_opyty_so_svetom.docx18.12 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого занятия в ДОУ с детьми подготовительного дошкольного возраста по теме:

«Увлекательные опыты со светом»

Составила: воспитатель Джамалутдинова И.А.

Образовательная область: Познавательное развитие

Тема занятия: «Увлекательные опыты со светом»

Возрастная группа: подготовительная к школе группа

Цель занятия: Формировать представления о свете и его свойствах.

Задачи занятия:

Образовательные:

- Познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не проходят дальше;  

- продемонстрировать через перемещение тени движение Земли вокруг Солнца;

- дать представления о том, как образуется тень, ее зависимость от источника света и предмета;

- познакомить детей с отражением, что отражение возникает на гладких блестящих поверхностях, и не только при свете;

- обогащать словарь детей посредством пояснения значения слов, встречающихся в ходе экспериментирования.

Развивающие: 

- Развивать мыслительные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;

- развивать исследовательскую активность, умение организовывать  эксперимент и получать результат.

Воспитательные: 

- Воспитывать самостоятельность, активность;

- побуждать к соблюдению правил поведения в лаборатории.

Планируемые результаты занятия: Дети познакомятся с тем, как можно увидеть световой луч, получат представления о перемещении света; о тени, ее зависимости от источника света и предмета; познакомятся с отражением; научатся проводить элементарные опыты.

Подготовительная работа: Организация наблюдений за солнцем, луной, звездами, за свечой. Знакомство с глобусом.  Игры с тенью. Показ теневого театра.  

Материалы и оборудование: Глобус, настольная лампа, фонарик, два квадратных листа картона, две подставки для книг, кнопки, несколько книг;  линейка, игрушка (машина), лист бумаги, прозрачный лист пластика;  небольшое зеркало, черная бумага, прозрачная емкость прямоугольной формы, вода, молоко; черный картон, ножницы, карандаши, клей, кисточки, подставки для кисточек, трафареты, экран теневого театра.

  1. Организационно- мотивационный этап

1.1. Приглашение в лабораторию.

Появление куклы «Профессор Почемучкин».

«Добрый  день. Я очень рад видеть вас в своей лаборатории. Я профессор Почемучкин. Ребята, что такое лаборатория и что в лаборатории делают?

Правильно, и сегодня мы с вами тоже будем проводить опыты и эксперименты, только со светом».

Дает установку на предстоящую экспериментальную деятельность, актуализируя правила поведения в лаборатории.

«Все сотрудники моей  лаборатории должны соблюдать ряд правил».

Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения воспитателя.

Правило №2. Внимательно слушать и выполнять инструкцию.

Правило №3. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал - убери на место.

Правило №4. Соблюдать тишину, не мешать работать другим.

А теперь, подойдите к лабораторному столу, встаньте так, чтобы всем было видно.

            Bоспитатель: проводит с детьми беседу.

Скажите, ребята, а какое у нас сейчас время суток? Правильно, утро.

В какое время суток вы уходите из детского сада?  Что вы делаете ночью? Чем занимаетесь днем? (ответы детей).

Как вы думаете, почему день сменяется ночью, а когда проходит день, то наступает утро, а затем опять день? (ответы детей). А какие источники света, кроме солнца, вы знаете? (Луна, звезды, лампа, фонарь, свеча, костер и т.д.). Хорошо, а теперь давайте представим, что настольная лампа - это солнце, а глобус - это наша планета Земля. Сейчас мы с вами посмотрим, как происходит смена дня и ночи.

Основной этап.

Этап экспериментальной деятельности.

Опыт 1: «Смена дня и ночи»

Опыт проводит профессор Почемучкин.

   1.Включить настольную лампу и направить луч света на глобус (свет в помещении выключить).

    2. Поворачивать глобус разными сторонами в луче света.

Дополнение профессора: Лучи солнца распространяются по прямой линии: они не могут огибать предмет и освещать обратную сторону. Поэтому Солнце по очереди освещает только ту сторону Земли, которая сейчас обращена к его лучам. В это время другая сторона Земли находится в тени.

3.А сейчас, ребята, вы попробуете доказать почему луч света не может осветить все стороны предмета. Узнаете, что такое тень и почему она меняет форму.

Мы познакомимся с тайнами света, чтобы понять, как он распространяется, какие препятствия могут остановить его и какие препятствия он способен преодолевать.

Предлагаю разделиться на две подгруппы. Одна подгруппа будет лаборантами и будет проводить опыты, а другая – практикантами, они будут изготавливать фигурки для теневого театра.

Физминутка: Зрительная гимнастика

Опыт 2. «Непрозрачные, прозрачные и полупрозрачные предметы».

Поместите все предметы по очереди напротив экрана. Посветите на каждый предмет фонариком.

Результат. За книгой и за картоном образуется тень. В то время как за листом пластика нет никакой тени. Расплывчатое изображение появляется позади листа бумаги.

Опыт 3. «Изгиб света».

B:«Как вы думаете, ребята, откуда появились солнечные зайчики? Правильно, ребята, когда световые лучи соприкасаются с гладкой отражающей поверхностью (как зеркало), они отражаются.

- А вы видели когда-нибудь свое отражение в воде? А как отражаются облака в воде или деревья? (да). Да, ребята, вода тоже имеет свойство отражения. Исходя из этого, мы проведем следующий опыт.

Наполните емкость водой, добавьте несколько капель молока (в этом случае световой луч будет ярче). Закройте фонарик черной бумагой, проделав в центре нее отверстие кнопкой. (Выключить свет) Светите фонариком на емкость с водой под углом.

Результат. Когда луч света проходит через емкость, он отражается под углом от поверхности воды. Получается так, что луч света выходит из емкости с противоположной стороны.

Подведение итогов.

B: Ребята, расскажите своим товарищам, о чем вы сегодня узнали в процессе проведения опытов. Большое спасибо всем лаборантам за такие интересные опыты. А сейчас посмотрим, что нам приготовили практиканты. (Фигурки сказочных героев для теневого театра).

Вот видите, ребята, как много мы сегодня узнали. И теперь вы самостоятельно можете разыгрывать различные ситуации, показывать сказки с помощью тени.

Большое спасибо всем  за работу в лаборатории. До скорой встречи.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки.

Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не ...

Конспект НОД "Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки"

Конспект составлен с использованием технологии исследовательской деятельности для работы с детьми 6 - 7 лет....

"Увлекательные опыты со светом в лаборатории"

Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Свет – источник жизни на Земле! Характеристика света как экологического фактора. Живая пр...

"Опыты со светом"

Мастер -класс для родителей дошкольников  по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников....

Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр теней

Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр тенейСмирнова Светлана РомановнаКонспект занятия «Опыты со светом» Цель​ расширить знания детей о...

Спасение теневого театра. Опыты со светом.

познакомить детей со свойствами света по средствам теневого театра;уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света;активизировать словарь: проникает, яркий, тусклый, тень,...

Опыты со светом для дошколят

Опыты со светом. В картотеке представлены различные опыты со светом.Их можно адаптировать под разные возрастные группы....