"Опыты со светом"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)

Задорожняя Светлана Дмитриевна

Мастер -класс для родителей дошкольников  по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл master_klass_svet_i_ten_dlya_roditeley_vospitannikov.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

 

Тема: Мастер-класс - Опыты со светом

Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.

Задачи:

·         Дать понятие о возникновении света и тени.

·         Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.

·         Способствовать овладению приёмами  практического взаимодействия с     окружающими предметами.

Оборудование: фонарики, цветные стекла, картон, деревянные дощечки, кусочки ткани, зонт, свеча, настольная лампа.

Ход мастер – класса

Педагог:

 Уважаемые участники!

Перед вами набор для экспериментирования со светом и звуком.

В набор входит методическое пособие и оборудование  для проведения опытов.

— Послушайте историю о Солнце и Электрической лампе.

Солнце, заглянув в окно, увидело Электрическую Лампу, висящую на потолке, и, глядя свысока, надменно сказало:

 Как ты смеешь, дерзкая стеклянка, ярко светить наравне со мной, с Солнцем? Я людям даю свет, тепло, без меня погибла бы жизнь на земле!

На что Электрическая Лампа отвечала:

 С тобой трудно спорить, Солнце, ты великое светило, но светишь только днем, а вечером уходишь за горизонт, и становится темно. А людям трудно в темноте, вот они и включают меня, Электрическую лампу. А я, в отличие от тебя, Солнца, могу светить и вечером, и ночью!

 Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.

 Что является естественным источником света для нас?

Участники:

 Солнце, луна, свет звезд, полярное сияние, светлячки, молнии, костер (предполагаемый ответ).

Педагог:

 Действительно, всё это естественные источники света.

 А в темное время суток, что ещё помогает нам видеть окружающий мир?

Участники:

— Электрические лампы, люстры, фонари, свечи, фонарики (предполагаемый ответ).

Педагог:

—  То, что сделано  руками человека – это искусственные источники света.

  Обратите внимание, на столе коробка. В ней  находится искусственный источник света. Что это,  вы узнаете, отгадав загадку:

Дом – стеклянный пузырек,

А живет в нем огонек.

Днем он спит, а как проснется,

Ярким пламенем зажжется.

Участники:

— Фонарик (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Прежде, чем вы возьмете  фонарики, ответьте,  как ими пользоваться, чтобы они не принесли  вред?

Участники:

  Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться (предполагаемый ответ).

Педагог:

 Берите в руки фонарики, проверьте, как они работают.

(воспитатель открывает зонт)

Педагог:

 Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Включайте свои фонарики.

 Что нам дают фонарики?

Участники:

 Свет.

Педагог:

 Как светят фонарики в темноте?

Участники:

 Ярко (предполагаемый ответ).

Педагог:

 Если луч от  фонарика направим вверх, что произойдёт?  

Участники:

 Наверху будет светлое пятно (предполагаемый ответ).

Педагог:

 На что похож свет от фонариков?

Участники:

 Круг, планету, цветок, луну (предполагаемый ответ).

Педагог:

 А если направим свет от  фонарика вниз. Где будет светло?

Участники:

 Внизу, на полу (предполагаемый ответ).

Педагог:

— Давайте приблизим фонарики к полу, что происходит?

Участники:

 Свет уменьшается.

Педагог:

 А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?

Участники:

 Светлое пятно  становится больше.

Педагог:

 Свет рассеивается.

(воспитатель закрывает зонт)

 Что произойдёт, если мы посветим фонариками в пространство?

Участники:

 Свет будет тусклым, слабым  (предполагаемый ответ).

Педагог:

 Посмотрите, что еще лежит в коробке?

Участники:

— Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон.

Педагог:

 Поиграем с этими предметами.

 Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать через дощечку? 

Участники:

— Нет.

Педагог:

 Почему?

Участники:

 Дощечка не пропускает свет (предполагаемый ответ).

Участники проводят опыты с дощечкой, цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.

Педагог:

— Через какие предметы свет проходит?

Участники:

 Свет проходит через тряпочку, ладошки, цветные стекла.

Педагог:

 Через какие предметы свет не проходит?

Участники:

 Дощечка, картон.

Педагог:

 Рассмотрим другие искусственные источники света. 

 Что это за предметы?

Участники:

 Настольная лампа и свеча.

Педагог:

— Для чего они нужны?  

Участники:

 Освещать комнату, читать, печатать на компьютере (предполагаемый ответ).

Педагог:

 Попробуем узнать,  от какого источника  будет больше света?

 Что для этого нужно сделать?

Участники:

 Включить свет.

Педагог:

 Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?

Участники:

—  Включить в розетку.

Педагог:

 Фонарик тоже включаем в розетку? 

Участники:

—  Нет,  у него есть батарейки.

Педагог:

 Как «включить» свечу? 

Участники:

—  Её надо зажечь.

Лампа стоит на столе, фонарик в руках участника, свеча у воспитателя. Участники сравнивают яркость света.

Педагог:

 Какой источник  светит ярче?

Участники:

— Настольная лампа – самая яркая, потом – фонарик, самый слабый свет от свечи.

Педагог:

 Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране?  

Участники:

 Это тень.

(воспитатель закрывает свет  от прожектора)

Педагог:

 Есть ли  сейчас тень? 

Участники:

 Нет.

Педагог:

 Почему не стало тени?  

Участники:

 Нет света.

Педагог:

— Значит, бывает тень без света? 

Участники:

 Нет.

Педагог:

 В работе с детьми, можно использовать свойство тени для развития у них воображения.

(воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки)

Педагог:

 Покажите, тени других животных, птиц.

(участники показывают тени)

Педагог:

  Для чего мы это делаем?

Участники:

— Развиваем у детей  любознательность, формируем первичные представления о предметах окружающего мира (предполагаемый ответ).

Педагог:

 В рамках реализации ФГОС ДО, учреждение создает условия для развития интересов детей, любознательности, творческой активности; формирования представлений об объектах окружающего мира.

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки.

Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не ...

Конспект НОД "Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки"

Конспект составлен с использованием технологии исследовательской деятельности для работы с детьми 6 - 7 лет....

"Увлекательные опыты со светом в лаборатории"

Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Свет – источник жизни на Земле! Характеристика света как экологического фактора. Живая пр...

Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр теней

Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр тенейСмирнова Светлана РомановнаКонспект занятия «Опыты со светом» Цель​ расширить знания детей о...

Спасение теневого театра. Опыты со светом.

познакомить детей со свойствами света по средствам теневого театра;уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света;активизировать словарь: проникает, яркий, тусклый, тень,...

Опыты со светом для дошколят

Опыты со светом. В картотеке представлены различные опыты со светом.Их можно адаптировать под разные возрастные группы....

Опыты со светом

Проведение опытов со светом в старшей группе...