"Опыты со светом"
опыты и эксперименты (подготовительная группа)
Мастер -класс для родителей дошкольников по познавательно-исследовательской деятельности дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
master_klass_svet_i_ten_dlya_roditeley_vospitannikov.docx | 17.7 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Мастер-класс - Опыты со светом
Цель: трансляция опыта о развитии умений ребенка взаимодействовать с исследуемыми объектами в «лабораторных» условиях как средствами познания окружающего мира.
Задачи:
· Дать понятие о возникновении света и тени.
· Развивать стремление к поисково-познавательной деятельности.
· Способствовать овладению приёмами практического взаимодействия с окружающими предметами.
Оборудование: фонарики, цветные стекла, картон, деревянные дощечки, кусочки ткани, зонт, свеча, настольная лампа.
Ход мастер – класса
Педагог:
— Уважаемые участники!
Перед вами набор для экспериментирования со светом и звуком.
В набор входит методическое пособие и оборудование для проведения опытов.
— Послушайте историю о Солнце и Электрической лампе.
Солнце, заглянув в окно, увидело Электрическую Лампу, висящую на потолке, и, глядя свысока, надменно сказало:
— Как ты смеешь, дерзкая стеклянка, ярко светить наравне со мной, с Солнцем? Я людям даю свет, тепло, без меня погибла бы жизнь на земле!
На что Электрическая Лампа отвечала:
— С тобой трудно спорить, Солнце, ты великое светило, но светишь только днем, а вечером уходишь за горизонт, и становится темно. А людям трудно в темноте, вот они и включают меня, Электрическую лампу. А я, в отличие от тебя, Солнца, могу светить и вечером, и ночью!
— Свет — это форма энергии, которая помогает нам видеть окружающие вещи. Он повсюду вокруг нас и большую часть времени остается с нами. Это потому, что свет не имеет цвета, для нас он невидимый.
— Что является естественным источником света для нас?
Участники:
— Солнце, луна, свет звезд, полярное сияние, светлячки, молнии, костер (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Действительно, всё это естественные источники света.
— А в темное время суток, что ещё помогает нам видеть окружающий мир?
Участники:
— Электрические лампы, люстры, фонари, свечи, фонарики (предполагаемый ответ).
Педагог:
— То, что сделано руками человека – это искусственные источники света.
— Обратите внимание, на столе коробка. В ней находится искусственный источник света. Что это, вы узнаете, отгадав загадку:
Дом – стеклянный пузырек,
А живет в нем огонек.
Днем он спит, а как проснется,
Ярким пламенем зажжется.
Участники:
— Фонарик (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Прежде, чем вы возьмете фонарики, ответьте, как ими пользоваться, чтобы они не принесли вред?
Участники:
— Включать по необходимости, батарейки не вынимать, не ронять, т. к. могут разбиться (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Берите в руки фонарики, проверьте, как они работают.
(воспитатель открывает зонт)
Педагог:
— Ой! Наступила темнота, но нам не страшно. Включайте свои фонарики.
— Что нам дают фонарики?
Участники:
— Свет.
Педагог:
— Как светят фонарики в темноте?
Участники:
— Ярко (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Если луч от фонарика направим вверх, что произойдёт?
Участники:
— Наверху будет светлое пятно (предполагаемый ответ).
Педагог:
— На что похож свет от фонариков?
Участники:
— Круг, планету, цветок, луну (предполагаемый ответ).
Педагог:
— А если направим свет от фонарика вниз. Где будет светло?
Участники:
— Внизу, на полу (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Давайте приблизим фонарики к полу, что происходит?
Участники:
— Свет уменьшается.
Педагог:
— А если фонарики удалить от пола, что произойдёт?
Участники:
— Светлое пятно становится больше.
Педагог:
— Свет рассеивается.
(воспитатель закрывает зонт)
— Что произойдёт, если мы посветим фонариками в пространство?
Участники:
— Свет будет тусклым, слабым (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Посмотрите, что еще лежит в коробке?
Участники:
— Тряпочки, цветные стёкла, дощечки, картон.
Педагог:
— Поиграем с этими предметами.
— Как вы думаете, если мы закроем фонарики дощечкой, свет будет проникать через дощечку?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— Почему?
Участники:
— Дощечка не пропускает свет (предполагаемый ответ).
Участники проводят опыты с дощечкой, цветными стёклами, картоном, тряпочками, ладошками.
Педагог:
— Через какие предметы свет проходит?
Участники:
— Свет проходит через тряпочку, ладошки, цветные стекла.
Педагог:
— Через какие предметы свет не проходит?
Участники:
— Дощечка, картон.
Педагог:
— Рассмотрим другие искусственные источники света.
— Что это за предметы?
Участники:
— Настольная лампа и свеча.
Педагог:
— Для чего они нужны?
Участники:
— Освещать комнату, читать, печатать на компьютере (предполагаемый ответ).
Педагог:
— Попробуем узнать, от какого источника будет больше света?
— Что для этого нужно сделать?
Участники:
— Включить свет.
Педагог:
— Чтобы лампа давала свет, что нужно сделать?
Участники:
— Включить в розетку.
Педагог:
— Фонарик тоже включаем в розетку?
Участники:
— Нет, у него есть батарейки.
Педагог:
— Как «включить» свечу?
Участники:
— Её надо зажечь.
Лампа стоит на столе, фонарик в руках участника, свеча у воспитателя. Участники сравнивают яркость света.
Педагог:
— Какой источник светит ярче?
Участники:
— Настольная лампа – самая яркая, потом – фонарик, самый слабый свет от свечи.
Педагог:
— Закройте глаза. Откройте. Что изображено на экране?
Участники:
— Это тень.
(воспитатель закрывает свет от прожектора)
Педагог:
— Есть ли сейчас тень?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— Почему не стало тени?
Участники:
— Нет света.
Педагог:
— Значит, бывает тень без света?
Участники:
— Нет.
Педагог:
— В работе с детьми, можно использовать свойство тени для развития у них воображения.
(воспитатель показывает тени птиц, зайчика, собачки)
Педагог:
— Покажите, тени других животных, птиц.
(участники показывают тени)
Педагог:
— Для чего мы это делаем?
Участники:
— Развиваем у детей любознательность, формируем первичные представления о предметах окружающего мира (предполагаемый ответ).
Педагог:
— В рамках реализации ФГОС ДО, учреждение создает условия для развития интересов детей, любознательности, творческой активности; формирования представлений об объектах окружающего мира.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки.
Программное содержание:познакомить детей с тем, как можно увидеть световой луч; понять, что свет двигается по прямой линии и когда что-либо преграждает его путь, лучи света останавливаются и не ...
Конспект НОД "Увлекательные опыты со светом в лаборатории профессора Всезнайки"
Конспект составлен с использованием технологии исследовательской деятельности для работы с детьми 6 - 7 лет....
"Увлекательные опыты со светом в лаборатории"
Одним из основных факторов, обеспечивающих существование всего живого на земле, является солнечный свет. Свет – источник жизни на Земле! Характеристика света как экологического фактора. Живая пр...
Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр теней
Конспект занятия «Опыты со светом» и невероятное путешествие в театр тенейСмирнова Светлана РомановнаКонспект занятия «Опыты со светом» Цель расширить знания детей о...
Спасение теневого театра. Опыты со светом.
познакомить детей со свойствами света по средствам теневого театра;уточнить знания детей об искусственных и естественных источниках света;активизировать словарь: проникает, яркий, тусклый, тень,...
Опыты со светом для дошколят
Опыты со светом. В картотеке представлены различные опыты со светом.Их можно адаптировать под разные возрастные группы....
Опыты со светом
Проведение опытов со светом в старшей группе...