Занятие по ознакомлению с окружающим «ВУЛКАНЫ»
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Программное содержание:
Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан. Дать понятие, почему происходит извержение. Дать представление об образовании гор. Способствовать развитию познавательной деятельности. Воспитывать интерес к изучению природных явлений.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vulkany1.docx | 20.11 КБ |
Предварительный просмотр:
Занятие по ознакомлению с окружающим
«ВУЛКАНЫ»
Подготовительная группа
Воспитатель: Улитина Е.В.
2023г.
Программное содержание:
Познакомить детей с таким природным явлением, как вулкан. Дать понятие, почему происходит извержение. Дать представление об образовании гор. Способствовать развитию познавательной деятельности. Воспитывать интерес к изучению природных явлений.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с горными ландшафтами, изготовление макета горы, вулкана в разрезе. Рассматривание слайдов «Последний день Помпеи», анализ картины. Чтение легенды о боге Вулкане («Почемучка», стр.36) Чтение энциклопедии «Я познаю мир» («Природные катастрофы», стр.68-71; «Чудеса природы», стр.243-250) Разучивание загадок о горах.
Материал к занятию:
Иллюстрации с изображением гор, для опыта «Извержение»: бутылка из-под газировки, глубокий таз, земля, столовая ложка питьевой соды, чашка (250 мл) уксуса, красный пищевой краситель, пена для ванной, музыка для медитации (спокойная), Земля в разрезе (макет и рисунок), рисунки вулканов, макет горы, плоская бутылка, стекло.
Индивидуальная работа:
Рассмотреть иллюстрации с горами, сравнить их, вспомнить знакомые названия: подножие горы, склон, пик, вершина, долина, утес.
Дифференцированный подход:
Изготовить макет вулкана с Алешей Р.
ХОД ЗАНЯТИЯ
Звучит песня Высоцкого «Горы»
Слова воспитателя | Предполагаемые ответы детей |
Посмотрите, ребята, что я вам подготовила сегодня. Взгляните, какая красота, как много иллюстраций! А кто может сказать, что объединяет все эти иллюстрации? | На них изображены горы. (разгадывание предлагаемых загадок) |
А как вы думаете, ребята, как появляются горы? | От землетрясений. |
Действительно, причиной всему – земная кора. Она никогда не бывает в покое: то вздрагивает, растрескивается, то опускается, то собирается складками. Вспомните опыт с бумажными полотенцами, что в нем происходило? | Бумажные полотенца морщились, потому что их сдвигали руками. |
Верно, мы представляем, что полотенца это земная кора, а руки – сила, и вот под этой силой «земная кора» приходила в движение, и на ней появлялись складки. Вспомнили, молодцы. Так вот, в результате ее движения образуются горы и долины, впадины и возвышенности. Возьмите носовые платки и прикройте ими ладонь. Договоримся, что платок – это земная кора. Теперь пошевелите под платком пальцами, а потом сожмите их. Что происходит? | (проводят опыт) Получаются складки. |
Наша «земная кора» пришла в движение: Земля будет морщиться, горбиться, прямо на глазах начнут расти горы, а между ними образуются глубокие ущелья. Такое, примерно, происходит и в природе, только, конечно, не так быстро. Уберите платочки, они, пока, больше не нужны. Иногда горы возникают в результате «работы» вулканов. Что происходит при извержении вулкана? Когда происходит извержение вулкана, из его жерла бьет фонтан вместе с магмой, которая где находится? | Под землей. Под земной корой. |
(сопровождается показом иллюстраций) Под земной корой, да, вверх устремляются камни, пепел, грязь. Потом это все падает обратно на землю, лава застывает, и постепенно в этом месте образуется небольшая гора – холм. С каждым новым извержением холм растет, становится выше, выше – вырастает гора. Есть обычные горы, а есть вулканические. Их узнаешь сразу: они похожи на огромные пирамиды со «срезанной» верхушкой. Вот так образуются горы. Как называются горы, извергающие огонь или огнедышащие горы? | Вулканами. |
Время от времени из кратера на вершине вулкана вырывается дым, пепел, пар и раскаленная, расплавленная лава – горная порода, которая стекает по склону горы. Есть ученые, которые специально изучают вулканы. Они не страшатся грохота огненного столба, вырывающегося из вершины, а бесстрашно, во имя науки, взбираются по склону. Одеты они в специальные защитные костюмы, на ногах – ботинки на толстой подошве. Без таких защитных костюмов и обуви к вулкану просто не приблизиться – невыносимо жарко. Таких людей называют вулканологами. Как называют людей, изучающих вулканы? | Вулканологи. |
Давайте, рассмотрим макет вулкана. Алеша старался, посмотрите, что мы с ним приготовили для вас. | Это кратер вулкана. |
Добавлю, что кратер – огромная чаша с крутыми склонами, убегающими вниз, естественная дыра. Как она называется? | Жерло. |
Жерло уходит в недра планеты. Помните, мы с вами говорили, внутри Земли есть что? | Мантия, огромное ядро. (иллюстрации) |
Раскаленная горная порода это?.. | Лава. Она поднимается по жерлу вулкана и через кратер выбрасывается наружу, а затем стекает вниз по земле, где застывает и превращается в камни. |
Верно, лава, которая широкой рекой стекает по склону горы. А как вы думаете, почему ученые не могут подождать, пока пройдет опасность? Неужели, нельзя отложить на время работу? Оказывается, нельзя. Для того, чтобы лучше изучить вулкан, нужно всё видеть своими глазами с близкого расстояния. А какие вулканы вы еще знаете? | Подводные, гейзеры. |
Вулканы встречаются в природе часто, есть вулканы спрятанные под водой, и когда они просыпаются, то вместе с раскаленной лавой вверх поднимается фонтан воды. А есть грязевые вулканы, они извергают потоки горячей грязи. Встречаются вулканы-озера. Они похожи на огромную плоскую тарелку, наполненную кипящей лавой. Проделайте дома с родителями такой опыт: возьмите металлическую тарелку с водой и поставьте ее на огонь. А вот то, что вы будете наблюдать, вы обязательно расскажете. Каждый поделится своим впечатлением от увиденного. Договорились? А теперь посмотрите, я покажу вам вот этот шершавый камень. Это – пемза, наверняка у многих дома есть она в ванных комнатах. С помощью пемзы оттирают с кожи грязь. Это застывшая лава, выброшенная из недр Земли. Конечно, никому из вас не доводилось наблюдать извержение вулкана с близкого расстояния, разве что по телевизору. А мы попробуем сделать своё извержение. Итак, мы превращаемся в ученых по вулканам. Напомните, как они называются? | Вулканологи. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная» Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в старшей группе «Семья. Моя родословная»
Программное содержание: Раскрыть понятия "род", "родители", "семья", право детей на воспитание в семье.Вызвать интерес к истории своего рода и желание поделиться с этими знаниями.Воспитыват...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим с элементами экспериментирования для детей подготовительной группы тема:"Вулканы"
Интересное занятие о природном явлении вулкане. Восхищение у детей вызывет извержение, с помощью химических веществ....
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим в подготовительной группе. Тема: "Вулканы"
Предварительная работа:1.Рассматривание иллюстраций.2Просмотр презентации "Вулканы"3.Вопросы к детям.Задачи:1. Познакомить детей с причиной извержения вулканов.2. Углублять представления о ж...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром «Вулканы»
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром "Вулканы" для подготовительной к школе группы...
Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и продуктивной деятельностью «Неизвестная планета. Извержение вулкана» в подготовительной группе
занятие содержит эксперимент....
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Вулканы»
Открытое занятие по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема: «Вулканы»...
Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе «Вулканы»
Даем детям представление о таком явлении природы как вулканы, знакомим с профессией ученого – вулканолог....