Путешествие в космос
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Шкребель Людмила Александровна

Задачи: осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знание детей об окружающем. Обогащать речевой словарь (названием планет, некоторыми их особенностями). Формировать умение составлять небольшие рассказы по плану. Помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать фонематическое восприятие (место положения заданного звука р), темп речи. Развивать лексико-грамматической строй речи при словообразовании и словоизменении. Упражнять в подборе антонимов, родственных слов (звезда, звездочет, звездный, созвездие). Воспитывать усидчивость, внимание, любовь к окружающему миру. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма. Воспитывать внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_kosmos.docx507.16 КБ

Предварительный просмотр:

ТЕМА: «ПУТЕШЕСТВИЕ В КОСМОС»

Цель: расширение представлений детей о многообразии космоса; развитие речи  как средство общения в повседневной жизни и играх.

Задачи: осуществлять словарную работу, расширяя и уточняя знание детей об окружающем. Обогащать речевой словарь (названием планет, некоторыми их особенностями). Формировать умение составлять небольшие рассказы по плану. Помогать детям употреблять слова активно, правильно, в точном соответствии со смыслом. Совершенствовать фонематическое восприятие (место положения заданного звука р), темп речи. Развивать лексико-грамматической строй речи при словообразовании и словоизменении. Упражнять в подборе антонимов, родственных слов (звезда, звездочет, звездный, созвездие). Воспитывать усидчивость, внимание, любовь к окружающему миру. Формирование нравственных качеств: готовность прийти на помощь, чувство коллективизма. Воспитывать внимания к собственной речи; интереса к занятиям по развитию речи.

                                

ХОД ЗАНЯТИЯ

(В группу пришло письмо от Лунтика. Он приглашает нас в космическое путешествие)

- Вы хотите отправиться в космическое путешествие? (высказывания детей)

- Но чтобы попасть на космический корабль, надо знать пароль.

ПАРОЛЬ «Скажи наоборот»

(день – ночь, ярко – темно, солнце – луна, улететь – прилететь, трусливый – смелый, слабый – сильный, глупый – умный, злой – добрый, неряшливый – аккуратный, медлительный – быстрый, тяжелый груз – легкий груз, сложная задача – простая задача, длинная – короткая, восход – заход, свет – тьма, холод – жара, темная – светлая, всходит –заходит, взлететь – приземлиться и т. д.)

(Во время пароля раздаю карточки-кирпичики с картинками)

        Мы скафандр надеваем,

        Чтобы в космос полететь,

        Много нового узнаем,

        Нужно только захотеть!

        Наш экипаж к полету готов        .

        Внимание! Внимание!

        Отправляемся в полет!

- Посмотрите, как много звезд вокруг! Мир звезд разнообразен. В безоблачный ясный вечер небо усыпано множеством звезд. Они кажутся маленькими, почему? (потому что находятся далеко)

- На самом деле звезды – это огромные раскаленные газовые шары, похожие на солнце. А что такое созвездие, ребята? (высказывания, предположения детей) Да, есть созвездие Водолей, Большой Пес, Волк, даже Золотая Рыба. Может быть, вы тоже знаете какие-нибудь созвездия? (высказывания детей) Я сейчас подумала, что звезды, которые собрались в созвездия, как будто живут в одном большом доме. А у этих звездочек нет пока дома-созвездия. Но каждой из них так хочется жить в своем домике, давайте построим домики для этих звезд. И, может быть, вы придумаете для новых созвездий названия!

ИГРА «ПОСТРОЙ ДОМИК СО ЗВУКОМ [Р]» (деление на 3 семейки)

C:\Users\4567\Desktop\ECihVaAfWHg.jpg

C:\Users\4567\Desktop\ECihVaAfWHg.jpg

C:\Users\4567\Desktop\ECihVaAfWHg.jpg

C:\Users\4567\Desktop\Raq3JAMtAq0.jpgC:\Users\4567\Desktop\wFNyzjCDspc.jpgC:\Users\4567\Desktop\BK06L29wy9g.jpg

- Ребята, почему вы собрались в этом домике? (возможный ответ детей: «У нас звук [Р] находится в начале слова: рак, роза, ракета»)

- А вы, ребята, почему вы собрались в этом домике? (возможный ответ детей: «У нас звук [Р] находится в середине слова: карета, тарелка, табуретка»)

- Почему вы, ребята,  собрались в этом домике? (возможный ответ детей: «У нас звук [Р] находится в конце слова: веер, самовар, топор»)

- А какие названия вы придумали для своих созвездий? (высказывания детей; в случае затруднений предлагаю свое название, поощряя воображение детей)

                           (за первое задание дети получают звезды)

- Лунтик так составил маршрут полета, что мы увидим все планеты Солнечной системы (показываю карту, на которой планеты закрыты).

 - Мы ведь знаем стихотворение-считалку про планеты! Кто-нибудь хочет его рассказать?

Раз – Меркурий,

Два – Венера,

Три – Земля,

Четыре – Марс,

Пять – Юпитер,

Шесть – Сатурн,

Семь  – Уран,

За ним – Нептун,

Он восьмой идет по счету.

А за ним уже, потом,

И девятая планета

Под названием Плутон.

- Напомните, пожалуйста, как называется первая планета? (Меркурий) (открываю на карте и показываю изображение планеты Меркурий)

C:\Users\4567\Desktop\0002-002-Merkurij.jpg

- Эта планета находиться ближе всех к солнцу, она самая маленькая (достаю три картинки: ракета, луна, звезды).

ИГРА «СОСТАВЬ ПРИДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗУЯ КАРТИНКУ» (дети придумывают предложения со своей картинкой).

C:\Users\4567\Desktop\img2.jpg

- Вторая планета, на которую мы прилетели, называется Венера (показываю изображение Венеры).

- Здесь очень жарко. Эта планета самая горячая.

ИГРА «ОДИН-МОГО»

(Ракета - ракет, комета - комет, планета - планет, космонавт - космонавтов, звезда - звезд, лес - лесов, луг - лугов, сосна - сосен, река - рек, поле - полей, стул - стульев, цветок - цветов, платье -платьев, шарф - шарфов, стол - столов, лист - листьев, лодка - лодок, конфета - конфет, носок - носков, помидор - помидоров, огурец -огурцов, апельсин - апельсинов).

C:\Users\4567\Desktop\19203105.jpg

- Посмотрите в иллюминаторы, мы подлетаем к самой чудесной, к самой красивой и любимой планете. Как вы думаете, как она называется? (Земля; показываю изображение Земли).

- Ребята, у планеты Земля есть свой спутник, кто знает, как он называется? (Луна) Как вы думаете, почему Луну называют спутником Земли? (спутник – тот, кто вместе с кем-либо находится в пути, в дороге; тот, кто постоянно находится рядом с кем-либо). Когда вернемся на Землю, узнайте, пожалуйста, есть ли спутники у других планет?

- Наш полет длится уже долго, давайте немного отдохнем и поиграем.

ФИЗМИНУТКА

Мы цепочкой друг за другом,

взявшись за руки,  идем.

Повернувшись внутрь круга,

Медленно кольцо замкнем.

Вот колечко, то есть круг,

Наши руки, приподнявшись,

Лучиками стали вдруг.

Мы сомкнулись, повернулись -

раз! И в солнце обернулись.

Чтоб нас лучше разглядели,

Раз - присели, два - присели.

Вдаль сейчас ракета мчится,

Прямо к звездной тишине.

И звездою обратившись,

Ярко светит в темноте.

C:\Users\4567\Desktop\img4.jpg

- Ребята, посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете под названием Марс. Планета Марс выглядит красной и видна на небе, как красноватая звезда (показываю изображение планеты Марса).

Звучит сигнал.

- Ребята, Лунтик на связи. Включите наушники скафандра на полную мощность! (Лунтик: «Ребята, как проходит ваш полет? Что вы видите в иллюминаторе?»)

- Ребята, давайте расскажем Лунтику о нашем путешествии. Сначала расскажите о том, как мы помогли звездочкам найти дома. Потом расскажите, мимо каких планет мы уже пролетели. В заключении – о том, что вы видите в иллюминаторе (можно предложить детям «космический бинокль» (воображаемый). Чтобы Лунтик хорошо слышал наши рассказы, говорить надо в микрофон.

 

C:\Users\4567\Desktop\maxresdefault.jpg

- Спасибо, ребята, за рассказы, но время связи с Землей закончилось. А мы приближаемся к планете Юпитер (показываю изображение планеты Юпитер). Чем эта планета удивительна? (впечатляет своими узорами и красками гигант Юпитер. Но освоить, заселить эту планету нам вряд ли удастся, ведь он не имеет твёрдой поверхности, состоит преимущественно из газов).

ИГРА «РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА» (с мячом):

- Космос – космический – космонавт – космодром

- Звезда – звездный – звездочет – звездолет – созвездие

- Земля – подземный – земляника – землянин.

C:\Users\4567\Desktop\img6.jpg

- А вот мы уже приблизились к планете Сатурн (показываю изображение  Сатурна). Обратите внимание – эту планету окружают кольца. Эти кольца состоят из пыли, кусков льда и камней.

ЗАДАНИЕ у этой планеты

- Первый космонавт? (Юрий Гагарин)

C:\Users\4567\Desktop\img7.jpg

- Следующая планета Уран (показываю изображение Урана)

Это седьмая планета по удаленности от солнца. Как вы думаете, на этой планете тепло или нет? (предположения, высказывания детей; на ней очень холодно и сухо, потому что планета находится очень далеко от Солнца). А вы знаете, что у Урана тоже есть кольца. Девять колец Урана совсем не похожи на светлые и широкие снежные кольца Сатурна: они в тысячу раз более узкие, черные и каменистые, причем настолько темные, что их только совсем недавно удалось разглядеть в телескоп.

      ЗАГАДКИ

  1. Только лучше звезд видна,

                          В небе полная....  (луна)

  1. Самая горячая и большая звезда во вселенной?  (Солнце)
  2. Человек, который летает в космос? (космонавт)
  3. Как называется летательный аппарат, в котором летят в космос? (Космический корабль)
  4. Как называется и животное, и созвездие?  (Медведица)

- Ребята, нам осталось долететь еще до двух планет солнечной системы – это Нептун и … (Плутон). Эти планеты, так же как Уран, находятся далеко от солнца, и поэтому на них очень холодно (показываю изображения Нептуна и Плутона)

C:\Users\4567\Desktop\img9.jpgC:\Users\4567\Desktop\img8.jpg

- Чтобы нам не было холодно, я предлагаю взять  звездочки, которые мы сегодня заработали и зажечь на нашем небе (показываю ватман с нарисованным небом или на карту) новые звездочки, и тогда я думаю всем станет тепло, светло и уютно во всей вселенной (дети наклеивают заработанные звезды на небо; затем предлагаю вернуться на Землю. Чтобы сделать это быстро, надо назвать планеты до Земли от самой далекой от Солнца: Плутон, Нептун, Уран, Сатурн, Юпитер, Марс, Земля).

- Вот мы и на Земле. Интересное было путешествие! На память о нем хочу подарить вам эти раскраски.

Планеты.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по математике с использованием развивающих игр на тему: "Путешествие в космос"

увлекательное занятие на котором дети закрепляют счет до десяти,умение ориентироваться на плоскости используя палочки Кюизенера. ...

игра занятие "Путешествие в космос"

Занятие предназначено для детей подготовительной группы. Воспитывать любознательность и интерес к космической теме, закрепить название планет и созвездий....

Путешествие в космос Тема : Путешествие в космос

Путешествие в космосТема : Путешествие в космосПедагог: Здравствуйте ребята, посмотрите, что у меня в руках? (Книга о космосе) А, вы любите путешествовать? (ответы) Куда можно отправиться? (ответ) А н...

Конспект ООД «Путешествие в космос», посвященное 60-летию первому полету в космос

Цель: формирование представлений детей о космосе, планетах.Задачи:- расширять кругозор детей;- развивать познавательный интерес и любознательность детей;- познакомить детей с первым советским кос...