Конспект по ознакомлению с окружающим и опытно-экспериментальной деятельности "Путешествие капельки для детей старшего дошкольного возраста
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Добрякова Елена Викторовна

Во время занятия дети узнают, что без воды не может обходиться ни одно живое существо, что воды мало и ее надо беречь и охранять. Узнают, что вода бывает в трех состояниях : жидком, твердом и в виде пара, познакомившись с тремя сестрами : Капелькой, Снежинкой и Паринкой. Проведут опыты с водой.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ по ознакомлению с окружающим

 и опытно-экспериментальной деятельности

«Путешествие капельки»

для детей 5-6 лет

Цели :

1. Учить детей различать состояния воды и находить её в окружающей природе, познакомить с её свойствами, показать значимость воды в жизни растений, животных и человека, формировать целостность картины мира.

2. Развивать любознательность, мышление, речь детей

3. Воспитывать бережное отношение к природе.

Предварительная работа:

1. Проведение мини-беседы «Если б не было воды»

2. Рассматривание глобуса, карты мира

3. Заучивание стихотворений о реке, море, отгадывание загадок о воде

Оборудование: Глобус, фартуки по количеству детей, термос с горячей водой, стекло или зеркальце, лотки с посудой по количеству детей, полоски цветной бумаги (голубая, синяя, белая, серая, зелёная, жёлтая, кусочки льда, картинки животных, птиц, насекомых, деревьев, кустарников, цветов.

Ход образовательной деятельности.

-Воспитатель :- Ребята, я сегодня хочу рассказать вам что-то интересное, хотите узнать о чём пойдёт речь, отгадайте загадку:

Если на нос сели кляксы,

Кто тогда нам первый друг,

Снимет грязь с лица и рук?

Без чего, не может мама,

Ни готовить, ни стирать?

Без чего мы, скажем прямо,

Человеку умирать?

Чтобы лился дождик с неба,

Чтоб росли колосья хлеба,

Чтобы плыли корабли,

Чтоб варились кисели,

Чтобы не было беды-

Жить нельзя нам без… (воды)

- Итак, ребята, сегодня мы с вами узнаем о воде много нового и интересного. - Как вы думаете, много ли воды на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, давайте посмотрим на глобус.

- А что такое глобус?

Дети:- Глобус – это уменьшенная модель Земли.

Воспитатель :- Каким цветом на глобусе обозначается вода?

Дети:- Синим.

Воспитатель :- Покажите на глобусе воду. (показывает ребёнок)

Воспитатель :- А как вы думаете чего на Земле больше суши или воды?

Дети:- Воды.

Воспитатель :- Правильно суша занимает лишь одну четвёртую часть планеты Земля, а вся остальная часть – это вода.

-А знаете ли вы, кому нужна вода? (ответы детей)

Динамическая пауза: «Мама тучка»

Воспитатель :- Давайте представим, что я – мама Тучка, а вы – мои детки – капельки. Отправились капельки в путешествие, а тут налетела чёрная туча (звучит аудиозапись со звуками дождя). Полетели капельки на землю. Попрыгали, попрыгали (дети прыгают). Скучно им стало поодиночке прыгать. Собрались они вместе и потекли маленькими веселыми ручейками (дети составляют ручейки, взявшись за руки). Встретились ручейки и стали большой рекой (ручейки соединяются в одну цепочку). Плывут капельки к большой реке, путешествуют. Текла, текла речка и попала в большой океан (перестраиваются в большой хоровод и двигаются по кругу). Плавали, плавали капельки в океане, а потом вспомнили, что мама Тучка наказывала им домой вернуться. А тут солнышко пригрело. Стали капельки легкими, потянулись вверх. Испарились они под лучами солнышка, и вернулись к маме Тучке (разбегаются и рассаживаются на стульчиках).

Воспитатель :- Ребята, сегодня, когда я шла на работу, то встретила почтальона и он вручил мне письмо. Давайте его прочитаем.

Воспитатель читает письмо : «Здравствуйте, ребята! Пишут вам три сестрички капельки. Помогите нам. Мы жили дружно и никогда не ссорились. Однажды солнышко грело так сильно, что одна из нас превратилась в пар. А потом нагрянул страшный мороз. Вторая в эту минуту расчесывала косу да так и застыла, превратившись в красивую снежинку. А третья успела спрятаться. И осталась капелькой. Снежинка очень заважничала, стала собой любоваться и не захотела признавать в Капельке и “Паринке” родных сестер”.

– Ребята, помогите! Докажите, что мы, Снежинка, Капелька и “Паринка” – родные сестры.

- Ребята, поможем сёстрам? (ответы детей)

- Для того, чтобы помочь сёстрам доказать, что «Снежинка», «Паринка» и Капелька – сёстры, мы должны исследовать свойства воды. А для этого нам нужно пройти в научно-исследовательскую лабораторию и провести опыты. Но для начала нам нужно вспомнить правила поведения в научно-исследовательской лаборатории.

Правила:

- Не пробовать вещества на вкус.

- Вещества нюхать на расстоянии.

- Находиться в лаборатории в специальной одежде.

Опыт №1 «Вода не имеет формы»

Сравни форму воды в своем стакане с водой у соседа, воспитателя (воспитатель показывает, что, если перелить воду в посуду другой формы, вода принимает форму этой посуды).

–Воспитатель :- Что можно сказать о форме воды?

Опыт № 2: «Вода жидкая, может течь»

Дать детям 2 стакана: 1 – с водой, 2 – пустой. И предложить им перелить воду из одного стакана в другой. Задать вопрос: «Льется вода? Почему?». Вывод: вода жидкая, льется.

Опыт № 3: «Вода прозрачная»

Какого цвета вода? На столе у вас лежат полоски бумаги, с их помощью мы определим цвет воды. Приложите и сравните цвет воды и цвет каждой полоски. Можно ли сказать, что вода совпадает с одним из их цветов? (Нет). Опыт№4 «У воды нет запаха» - Ребята, а теперь давайте понюхаем воду и скажем, чем она пахнет (ответы детей) Вывод: У воды нет запаха.

Опыт № 5: “Лед – твёрдая вода”

Показать детям снег, лёд и проследить, как они начнут таять.

Вывод: лед, снег – тоже вода.

Опыт № 6: “Пар – это тоже вода”

Взять термос с кипятком. Открыть его и показать детям пар. Над ним поставить зеркало или стекло. Показать, что пар – это тоже вода.

- А теперь, ребята, внимательно подумайте и скажите, можем ли мы сказать, что Снежинка, Капелька и “Паринка” родные сестры? (Да) Почему? (всё это вода)

- А теперь пришла пора отдохнуть нам детвора.

Физкультминутка «Дождик»

(дети выполняют танцевальные движения под музыку)

Воспитатель :- Отдохнули, ребята? Понравилась вам песенка? (ответы детей)

Воспитатель :- Ребята, чтобы Капелька, «Паринка» и «Снежинка» больше никогда не ссорились, ещё раз докажем им, что они сёстры.

Проводится игра “Где спряталась вода”

Воспитатель :– Посмотрите на картинки и отыщите, где спряталась вода в природе.

Воспитатель :- А кому нужна вода на Земле? Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите, пожалуйста, сюда (на доске висит картинка с изображением моря)

Игра «Кому нужна вода?

Воспитатель :- От моря в разные стороны отходят ручейки, давайте к каждому ручейку прикрепим тот предмет, животное или насекомое, которому нужна вода для жизни (дети подбирают к ручейкам картинки и объясняют почему они так выбрали)

Воспитатель :- Без воды не может обходиться не одно живое существо.

- Ребята, вспомните, много ли пресной воды, то есть которую мы пьем, на планете Земля?

- Все верно, ее очень мало ведь и именно мы с вами как хозяева природы можем ее беречь и охранять. Это наша главная цель.

Воды – ведь так мало! Давайте будем беречь ее!

- А как мы можем беречь и охранять с вами воду?

(дети придумывают правила)

Воспитатель :- Ребята, вы сегодня очень хорошо работали на занятии, помогли сёстрам: «Снежинке», «Паринке» и Капельке помириться, а за это они вам дарят вот такие замечательные медальоны со своим изображением. Выберите себе медальон, который вам больше нравится.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опытно-экспериментальная работа «Развитие познавательной активности детей старшего дошкольного возраста через экспериментальную деятельность»

Опытно-экспериментальная работа«Развитие познавательной активности  детейстаршего дошкольного возрастачерез экспериментальную деятельность»...

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Рецензия на сборник конспектов НОД опытно-экпериментальной деятельности "Юные исследователи" для детей старшего дошкольного возраста...

КОНСПЕКТ ОПЫТНО-ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ "ЛЮБИМИЦА-КАРТОШКА" для детей старшего дошкольного возраста

Расширять знания детей о картофеле, его свойствах. Познакомить детей с историей появления картофеля на Руси....

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста

Сборник конспектов НОД опытно-экспериментальной деятельности «Юные исследователи» для детей старшего дошкольного возраста...

Конспект занятия по опытно-экспериментальной деятельности «Волшебная соль» для детей старшего дошкольного возраста.

Создание условий для детского экспериментирования позволяет педагогу естественно создать атмосферу творческого единодушия, рождающую радость создания нового, где каждый ребёнок может найти себе дело п...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «День спонтанного проявления доброты» для детей старшего дошкольного возраста.

Данный материал поможет провести с пользой, интересно и забавно целый день в саду, а главное необычно....