Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Осень"(итоговое)
Цель: Уточнить и систематизировать представления детей об осени.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
zanyatie._tema_osen.docx | 32.43 КБ |
Предварительный просмотр:
Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности
по познавательному развитию для детей 5-6 лет
«Осень»
Место проведения | МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 14 |
Автор занятия (ФИО, должность) | Самойлова Наталья Валерьевна, воспитатель |
Группа | Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет) |
Продолжительность мероприятия | 25 минут |
Тип мероприятия | Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию |
Тема | «Осень» (итоговое) |
Цель | Уточнить и систематизировать представления детей об осени. |
Задачи | Образовательные:
Развивающие:
Воспитывающие:
|
Интеграция образовательных областей | Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие. |
Форма деятельности | Игровая, познавательно-исследовательская деятельность |
Материал и оборудование | 3 стола, 7 стульев, Презентация: черной кляксы, паровозика, магнитная доска, краски с черными цветами, шаблон осеннего пейзажа, билеты –осенние листочки с геометрическими формами, макет тайги, игрушки животных нашего края, краски разного цвета, корзина с овощами и фруктами, надпись «Краски осени», сюжетные картинки: место обитания животных, чем питаются, как приспособились к зиме, планшеты со схемами, листы бумаги для нетрадиционного рисования, прищепки, кляксы желтого, красного и черного цвета, влажные салфетки. |
Этап, его продол-жительность | Задачи этапа | Деятельность педагога | Деятельность воспитанников | Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности | Ожидаемый результат |
Вводно-организационный 3 мин. Создание условий Для возникновения у детей мотивации включения в деятельность поискового характера | Формирование интереса к содержанию НОД; направление внимания детей; раскрытие образовательной задачи. Установление зрительного контакта. Приглашение к прогулке по осеннему лесу. | Слайд 1. Педагог предлагает детям нарисовать осень, указывает на экран с изображением осеннего леса. -Здравствуйте ребята, проходите. Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды. Что это за пора? -Предлагаю полюбоваться красками осеннего леса. Посмотрите какие краски преобладают больше всего. Представьте себе, что вы в лесу, вдыхаете запах прелых листьев, слышите их шорох, видите красоту осенней природы, видим разноцветный листопад. А что такое листопад? (Ответы детей. Листья падают). А как вы понимаете слово шорох листьев? (Давайте все вместе скажем ЛИСТОПАД, ШОРОХ листьев) Слайд 2. На экране появляется Черная краска. «Я Черная краска! Я очень люблю чёрный цвет, люблю, когда вокруг меня всё уныло, грустно, серо и грязно. И мне не нравится эта осень. Все такое яркое, разноцветное. Все залью черным цветом. Ни одна краска больше не оживет. Все краски осени исчезайте!» (Вся картина заливается черным цветом) | Приветствие. Рассматривают на экране осенний лес. Осознают и принимают поставленную задачу. | Приветствие. Сконцентрировать внимание детей, настроить на предстоящую деятельность Задерживать внимание детей на картинке для тщательного рассмотрения. Создание проблемной ситуации «Пропажа красок» Использование ИКТ | Психологическая готовность детей к контакту с педагогом. Акцентирование внимания детей на изображении осеннего леса. Внутренняя мотивация на желание оказать помощь. |
Актуализация Мотивационн о- побудительн ый, 2 мин | Вызвать у детей желание, интерес, побудить к предстоящей деятельности. Побуждать детей самостоятельно искать выходы из проблемных ситуаций. | Воспитатель: Ребята что случилось? У нас есть свои краски и мы сможем восстановить яркие краски осени. Открывает одну коробку красок) Ой ребята у меня краски превратились в черный цвет. А у вас? Ой какая беда, все яркие краски превратились в черный цвет (Дети открывают краски, обнаруживают, что там только черный цвет) - Что же делать ребята? Как же нам без ярких красок? Где можно взять краски? (ответы детей) -Я предлагаю отправиться на поиски красок. На чем поедим? (ответы детей) (Голос диктора: Уважаемые пассажиры. Поезд Детский сад- Осенний лес отправляется с первого пути. Стоимость билета – название признаков осени. (Билеты выдаются согласно геометрическим формам на стульчиках и на билетах-листочках). -Занимайте места согласно купленному билету. -Внимание поезд отправляется. (Дети едут на поезде под музыку на экране видео) | Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях, дают пояснение | Беседа, вопросы, уточнения, пояснения | У детей появилось желание действовать –вернуть цвета осени. |
Информацио нно- познавательн ый 4 мин Расширение имеющихся представлений, | Развитие инициативы в поиске способов сравнения и классификации объектов окружения, содействие в самостоятельном обнаружении связей и зависимостей между объектами. | (Поезд останавливается и говорит: -Ребята, а что такое осень?) (на экране остаётся картинка паровоза) -Расскажем поезду, что такое осень. Что такое ОСЕНЬ-(это время года). Посмотрите у вас картинки с изображением времен года. Выберите на картинках признаки осени и положите в середину экрана. Какие краски преобладают в осеннее время года? (ответы детей). А какое время года было перед осенью? (лето). Выберите картинки с признаками лета и положите перед осенью. Какие краски преобладают в летнее время года? (ответы детей). Какое время года идет после осени? Выберите картинки с признаками зимы и положите их после осени. Какие краски преобладают в зимнее время года? (ответы) А с признаками какого времени года остались картинки? (весна) Почему? (дети выполняют задание с описанием своих действий (Паровоз: «Я теперь знаю, что такое осень!» -Поехали дальше. (Опять остановились). Что случилось? (паровоз говорит: «А Осень это хорошо или плохо?») (на экране остаётся картинка паровоза) -Ребята давайте разберемся осень это хорошо или осень – это плохо». У меня смайлики весёлые и грустные. Докажите что осень – это хорошо (ответы детей, на каждый ответ крепит веселого смайлик). Докажите что осень – это плохо (ответы детей, на каждый ответ крепит грустный смайлик). - Вывод: осень это и хорошо и плохо! (Паровоз говорит: «Я теперь знаю, что осень это хорошо и плохо!») | Рассматривают сюжетные картинки с изображением признаков времен года, высказывают свое мнение, сравнивают, классифицируют картинки по группам (времена года) | Приемы активизации самостоятельного мышления детей: вопросы, пояснения, обсуждения, уточнения. Дидактическая игра «Осень хорошо, осень-плохо». Активизация самостоятельного мышления детей при решении проблемной ситуации. | Проявление способности самостоятельно действовать, решать поставленную задачу. Овладение умениями составлять противоречия, решать проблемную ситуацию. Интересуется причинно - следственным и связями Владеет устной речью. |
Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений), 4 мин. | Развивать самостоятельность, инициативу при выполнении заданий. Закрепить и актуализировать имеющиеся знания при составлении предложений о животных нашего края. | -Поехали дальше. (Едут дальше. Поезд останавливается и говорит: -Ребята, а как к зиме готовятся звери?) (на экране остаётся картинка паровоза) -Ой какой интересны вопрос. Давайте разберёмся. -Это макет тайги. Тайга-это таёжный лес, где преобладают хвойные деревья, такие как ели, пихты, лиственницы, сосны, кедры. Что такое хвойные деревья? (это деревья у которых вместо листьев- хвоя). В тайге живут животные. Назовите их. Давайте разберёмся, как к зиме готовятся звери? Подойдите к карточкам схемам на которых изображены животные. На карточку в соответствии со схемой подберите картинки: место животного, чем питается, и как приспосабливается к зиме. (По окончанию работы дети выкладывают карточки на доску. -Что общего у всех животных? Живут они все в лесу, и у всех осенью шерсть становится гуще и теплее. -А какое животное впадает в зимнюю спячку? (Педагог уточняет и даёт новую информацию про животных нашего края) -Эти хищники всеядны, они предпочитают пищу животную и растительную. В холодное время года добыть растительную пищу становится трудно. Отсутствие возможности нормально питаться, и приводит к тому, что они впадают в спячку. Зимний сон медведей – помогает выживать им в холодный сезон. (Паровоз говорит: «Как много интересного я узнал о животных!») | Рассматривают, участвуют в обсуждениях, отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы. | Усвоение закрепление, расширение, обобщение, систематизация определенного объема знаний про животных нашего края. | Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности. Проявление речевой активности и интереса к происходящим действиям. Любознательность и активность. |
Практическая изобразительная деятельность, 3 мин | Развивать творческие способности мышление, воображение. Развивать интерес к рисованию. | -Поехали дальше. (На экране Паровоз говорит: конечная станция «Краски осени». Спасибо ребята вам! Вы помогли мне узнать много интересного об осени!» -И тебе спасибо паровозик. (Стоит коробка с овощами и фруктами подписана «Краски осени») -А где же краски? Посмотрите корзинка стоит. На ней написано «Краски осени» - заглянем в нее. Это же овощи и фрукты, а где же краски? Что делать? -Какой цвет нам может дать свекла? Морковь? Кабачок? Лимон? Теперь у нас есть краски, и мы можем нарисовать листопад. -Ой у нас нет кисточек. Чем будем рисовать? -Я предлагаю сделать бумажные штампы из кусочков бумаги. А чтобы не запачкать руки мы их зажмем прищепкой. (Дети набирают штампами желтую краску и отпечатывают на картине) -Попробую вернуть желтую краску на картину. (Берёт кисточку и прикасается к экрану. На картине появляется желтый цвет. Так проделывают с остальными цветами. Картина окрашивается в разноцветные цвета осени) | Выбирают материалы которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу. | Практический: выполнение рисунка детьми. Созданы условия для дополнения рисунка, обогащающие его содержание. | Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение подбирать необходимые материалы для работы; делать логический вывод |
Заключительный этап. Рефлексия, 2 мин. | Подведение итогов НОД. Формирование элементарных навыков самооценки. | -Вы справились со всеми заданиями, и нашли краски осени. -Если вы узнали много нового, вам было интересно и вы справились со всеми заданиями - возьмите красную кляксу. -Если вам было интересно, но вы не справились с каким то заданием - возьмите желтую кляксу. -Если вам было не интересно, и вы не справились ни с одним заданием - возьмите черную кляксу. Подумайте! | Высказываются по поводу полученной информации, качества выполненной работы, своего эмоционального состояния. | Беседа, обсуждение. | Осознание себя как участника познавательного, творческого процесса. Сформированность элементарных навыков самооценки. Появление уверенности в себя, осознания роста своих достижений. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»
Технологическая карта по теме: « Кем я хочу быть»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»
Технологическая карта по теме: «Мама – самый верный друг»...
Технологическая карта организованной образовательной деятельности. Познавательное развитие. ФЦКМ, расширение кругозора. Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»
Технологическая карта по теме: «Профессия - военный»...
Методическая разработка организованной непосредственно образовательной деятельностипо познавательному развитию в подготовительной группе с использованием здоровьесберегающих технологий "Здоровый сон"
quot;Здоровый сон"...
Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"
На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей связную речь, творчество и фантазию....
Технологическая карта непосредственно-образовательной деятельности Познавательное развитие КГН. «Правила ухода за зубами» 2022г
Позновательное развитие КГН. !Правила ухда за зубами"....
технологическая карта непосредственной образовательной деятельности познавательное развитие "Посуда"
познавательное развитие "Посуда"...