Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности по познавательному развитию для детей 5-6 лет «Осень»
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)

Самойлова Наталья Валерьевна

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию для детей 5-6 лет "Осень"(итоговое)

Цель: Уточнить и систематизировать  представления детей об осени.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zanyatie._tema_osen.docx32.43 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта непосредственно образовательной деятельности

по познавательному развитию для детей 5-6 лет

«Осень»

Место проведения

МБОУ г. Иркутска средняя общеобразовательная школа с углубленным изучением отдельных предметов № 14

Автор занятия  (ФИО, должность)

Самойлова Наталья Валерьевна, воспитатель

Группа

Дети старшего дошкольного возраста (5-6 лет)  

Продолжительность мероприятия

25 минут

Тип мероприятия

Непосредственно-образовательная деятельность по познавательному развитию

Тема

«Осень» (итоговое)

Цель

Уточнить и систематизировать представления детей об осени.

Задачи

Образовательные:

  • расширить представления детей о характерных признаках осени;
  • формировать знания об особенностях осенних месяцев;
  • учить детей размышлять;
  • сравнивать;
  • учить системному анализу;
  • учить детей выделять в предметах и объектах окружающего мира положительные и отрицательные стороны;
  • активизировать лексический материал по теме: «Осень»; 

Развивающие: 

  • развивать умение вести сезонные наблюдения, замечать красоту осенней природы;
  • умение рассуждать, наблюдательность, внимание и навыки общения друг с другом.

Воспитывающие:

  • Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми, умение заниматься в коллективе.

Интеграция образовательных областей

Познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие.

Форма деятельности

 Игровая, познавательно-исследовательская деятельность

Материал и оборудование

3 стола, 7 стульев, Презентация: черной кляксы, паровозика, магнитная доска, краски с черными цветами, шаблон осеннего пейзажа, билеты –осенние листочки с геометрическими формами, макет тайги, игрушки животных нашего края,  краски разного цвета, корзина с овощами и фруктами, надпись «Краски осени», сюжетные картинки: место обитания животных, чем питаются, как приспособились к зиме, планшеты со схемами, листы бумаги для нетрадиционного рисования, прищепки, кляксы желтого, красного и черного цвета, влажные салфетки.  

Этап, его продол-жительность

Задачи этапа

Деятельность педагога

Деятельность воспитанников

Методы, формы, приемы, возможные виды деятельности

Ожидаемый

результат

Вводно-организационный

3 мин.

Создание условий

Для возникновения у детей мотивации

включения в

деятельность

поискового

характера

Формирование интереса к содержанию НОД;

направление внимания детей;

раскрытие образовательной задачи.

Установление

зрительного контакта.

Приглашение к

прогулке по осеннему лесу.

Слайд 1. Педагог предлагает детям нарисовать осень,

указывает на экран с изображением осеннего леса.

-Здравствуйте ребята, проходите. Есть пора в году, когда земля надевает самые дорогие наряды.

Что это за пора?

-Предлагаю полюбоваться красками осеннего леса. Посмотрите какие краски преобладают больше всего. Представьте себе, что вы в лесу, вдыхаете запах прелых листьев, слышите их шорох, видите красоту осенней природы, видим разноцветный листопад. А что такое листопад? (Ответы детей. Листья падают). А как вы понимаете слово шорох листьев? (Давайте все вместе скажем ЛИСТОПАД, ШОРОХ листьев)

Слайд 2.

На экране появляется Черная краска. «Я Черная краска! Я очень люблю чёрный цвет, люблю, когда вокруг меня всё уныло, грустно, серо и грязно. И мне не нравится эта осень. Все такое яркое, разноцветное. Все залью черным цветом. Ни одна краска больше не оживет. Все краски осени исчезайте!»

(Вся картина заливается черным цветом)

Приветствие.

Рассматривают на экране осенний лес.

Осознают и принимают поставленную задачу.

Приветствие.

Сконцентрировать внимание детей,

настроить на

предстоящую

деятельность

Задерживать внимание детей на картинке для тщательного рассмотрения.

Создание проблемной ситуации «Пропажа красок»

Использование ИКТ

Психологическая готовность детей к контакту с педагогом.

Акцентирование внимания детей на изображении осеннего леса.

Внутренняя мотивация на желание оказать помощь.

Актуализация

Мотивационн

о-

побудительн

ый,

2 мин

Вызвать у детей

желание, интерес,

побудить к

предстоящей

деятельности.

Побуждать детей

самостоятельно

искать выходы из

проблемных

ситуаций.

Воспитатель:  Ребята что случилось?

У нас есть свои краски и мы сможем восстановить яркие краски осени. Открывает одну коробку красок) Ой ребята у меня краски превратились в черный цвет. А у вас? Ой какая беда, все яркие краски превратились в черный цвет (Дети открывают краски, обнаруживают, что там только черный цвет)

- Что же делать ребята? Как же нам без ярких красок? Где можно взять краски? (ответы детей)

-Я предлагаю отправиться на поиски красок. На чем поедим?  (ответы детей)

(Голос диктора: Уважаемые пассажиры. Поезд  Детский сад- Осенний лес отправляется с первого пути. Стоимость билета – название признаков осени.

(Билеты выдаются согласно геометрическим формам на стульчиках и на билетах-листочках).

-Занимайте места согласно купленному билету.

-Внимание поезд отправляется. (Дети едут на поезде под музыку на экране видео)

Участвуют в диалоге, высказывают свое мнение, основываясь на имеющихся представлениях,   дают пояснение

Беседа,

вопросы, уточнения, пояснения

У детей появилось

желание действовать

–вернуть цвета осени.

Информацио

нно-

познавательн

ый

4 мин

Расширение имеющихся представлений,

Развитие инициативы в поиске способов сравнения и классификации объектов окружения, содействие в самостоятельном обнаружении связей и зависимостей между объектами.

(Поезд останавливается и говорит: -Ребята, а что такое осень?) (на экране остаётся картинка паровоза)

-Расскажем поезду, что такое осень. Что такое ОСЕНЬ-(это время года). Посмотрите у вас картинки с изображением времен года. Выберите на картинках признаки осени и положите в середину экрана. Какие краски преобладают в осеннее время года? (ответы детей). А какое время года было перед осенью? (лето). Выберите картинки с признаками лета и положите перед осенью. Какие краски преобладают в летнее время года? (ответы детей). Какое время года идет после осени? Выберите картинки с признаками зимы и положите их после осени. Какие краски преобладают в зимнее время года? (ответы) А с признаками какого времени года остались картинки? (весна) Почему? (дети выполняют задание с описанием своих действий

(Паровоз: «Я теперь знаю, что такое осень!»

-Поехали дальше. (Опять остановились). Что случилось?

(паровоз говорит: «А Осень это хорошо или плохо?»)

(на экране остаётся картинка паровоза)

-Ребята давайте разберемся осень это хорошо или осень – это плохо». У меня смайлики весёлые и грустные. Докажите что осень – это хорошо (ответы детей, на каждый ответ крепит веселого смайлик). Докажите что осень – это плохо (ответы детей, на каждый ответ крепит грустный смайлик).

- Вывод: осень это и хорошо и плохо! 

(Паровоз говорит: «Я теперь знаю, что осень это хорошо и плохо!»)

Рассматривают сюжетные картинки с изображением признаков времен года, высказывают свое мнение, сравнивают, классифицируют картинки по группам (времена года)

Приемы активизации самостоятельного мышления детей: вопросы, пояснения, обсуждения, уточнения.

Дидактическая игра «Осень хорошо, осень-плохо».

Активизация самостоятельного мышления детей  при решении проблемной ситуации.

Проявление способности самостоятельно действовать, решать поставленную задачу.

Овладение умениями составлять противоречия, решать проблемную ситуацию.

Интересуется

причинно

-

следственным

и связями

Владеет

устной речью.

Восприятие и усвоение нового (либо расширение имеющихся представлений),

4 мин.

Развивать

самостоятельность, инициативу

при выполнении

заданий.

Закрепить и

актуализировать

имеющиеся

знания при составлении предложений о животных нашего края.

-Поехали дальше. 

(Едут дальше. Поезд останавливается и говорит: -Ребята, а как к зиме готовятся звери?)

 (на экране остаётся картинка паровоза)

-Ой какой интересны вопрос. Давайте разберёмся.

-Это макет тайги. Тайга-это таёжный лес, где преобладают хвойные деревья, такие как ели, пихты, лиственницы, сосны, кедры. Что такое хвойные деревья? (это деревья у которых вместо листьев- хвоя). В тайге живут животные. Назовите их. Давайте разберёмся, как к зиме готовятся звери?

Подойдите к карточкам схемам на которых изображены животные. На  карточку в соответствии со схемой подберите картинки: место животного, чем питается, и как приспосабливается к зиме.

(По окончанию работы дети выкладывают карточки на доску.

-Что общего у всех животных? Живут они все в лесу, и у всех осенью шерсть становится гуще и теплее. 

-А какое животное впадает в зимнюю спячку?

(Педагог уточняет и даёт новую информацию про животных нашего края) 

-Эти хищники всеядны, они предпочитают пищу животную и растительную. В холодное время года добыть растительную пищу становится трудно. Отсутствие возможности нормально питаться, и приводит к тому, что они впадают в спячку. Зимний сон медведей – помогает  выживать им в холодный сезон.

 (Паровоз говорит: «Как много интересного я узнал о животных!»)

Рассматривают, участвуют в обсуждениях, отвечают и задают вопросы. Составляют связные высказывания, делают выводы.

Усвоение закрепление, расширение, обобщение, систематизация определенного объема знаний про животных нашего края.

Овладение универсальными предпосылками учебной деятельности.

Проявление речевой активности и интереса к происходящим действиям.

Любознательность и активность.

Практическая изобразительная деятельность, 3 мин

Развивать творческие способности мышление, воображение. Развивать интерес к рисованию.

-Поехали дальше. 

(На экране Паровоз говорит: конечная станция «Краски осени». Спасибо ребята вам! Вы помогли мне узнать много интересного об осени!»

 -И тебе спасибо паровозик.

(Стоит коробка с овощами и фруктами подписана «Краски осени»)

-А где же краски? Посмотрите корзинка стоит. На ней написано «Краски осени» - заглянем в нее. Это же овощи и фрукты, а где же краски? Что делать?

-Какой цвет нам может дать свекла? Морковь? Кабачок? Лимон? Теперь у нас есть краски, и мы можем нарисовать листопад.

-Ой у нас нет кисточек. Чем будем рисовать?

-Я предлагаю сделать бумажные штампы из кусочков бумаги. А чтобы не запачкать руки мы их зажмем прищепкой. (Дети набирают штампами желтую краску и отпечатывают на картине)

-Попробую вернуть желтую краску на картину. (Берёт кисточку и прикасается к экрану. На картине появляется желтый цвет. Так проделывают с остальными цветами. Картина окрашивается в разноцветные цвета осени)

Выбирают материалы которые можно применить для изобразительной деятельности. Если возникла трудность, дети обращаются за помощью к воспитателю и друг другу.

Практический: выполнение рисунка детьми.

Созданы условия для   дополнения рисунка, обогащающие его содержание.

Проявляет творческую активность в процессе изобразительной деятельности; умение подбирать необходимые материалы для работы; делать логический вывод

Заключительный этап.

Рефлексия,

2 мин.

Подведение итогов НОД.

Формирование элементарных навыков самооценки.

-Вы справились со всеми заданиями, и нашли краски осени.

 -Если вы узнали много нового, вам было интересно и вы справились со всеми заданиями - возьмите красную кляксу.

-Если вам было интересно, но вы не справились с каким то заданием - возьмите желтую кляксу.

-Если вам было не интересно, и вы не справились ни с одним заданием - возьмите черную кляксу.

 Подумайте!

Высказываются по

поводу полученной

информации, качества

выполненной работы,

своего эмоционального

состояния.

Беседа, обсуждение.

Осознание себя как

участника

познавательного,

творческого процесса.

Сформированность

элементарных

навыков самооценки.

Появление

уверенности в себя,

осознания роста своих достижений.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта непосредственной образовательной деятельности по развитию речи в старшей группе "Пришла осень привела погод восемь"

На занятии дети учатся составлять рассказ припомощи картинок об осени (метод мнемотехника). Это способ развивает у детей  связную речь, творчество и фантазию....