Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Ёлочки, сосёночки"
план-конспект занятия по окружающему миру

Cтолярова Hаталья Александровна

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Ёлочки, сосёночки"

Цель: познакомить детей с особенностями хвойных деревьев: ели и сосны.

Задачи:

  • познакомить с изменением формы шишки под воздействием воды;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений;
  • совершенствовать связную диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • воспитывать любознательность, интерес детей к объектам живой и неживой природы.

Предварительная работа - чтение художественной литературы:

  1. С. Михалков "Ёлочка"
  2. К. Ушинский "Спор деревьев"
  3. А. Твардовский "Лес осенью"
  4. В. Лескова "Лечебница под сосной"
  5. И. Соколов-Микитов "У старой сосны"
  6. Г. Скребицкий "Маленький лесовод"

Материалы: картинки с изображением хвойных деревьев: сосны, ели; натуральные шишки хвойных деревьев: сосны и ели, семена крылатки, хвоинки и веточки хвойных деревьев; лупы; салфетка из ткани; баночка с водой.

Ход НОД

- Ребята, сегодня у нас будет необыкновенно интересное путешествие в осенний лес.
- А вы можете объяснить, что означает слово лес?

Лес – это место, где растет много разных деревьев: березы, ели, дубы и другие. В лесу живут дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды

- Лес – это дом для трав, грибов, кустарников и деревьев, зверей, птиц, насекомых и человека.
- Ребята, к нам пришло загадочное письмо.

"Здравствуйте, ребята. Вам пишет зеленая, пушистая красавица. К нам приходят много детей. Долго любуются мной и говорят, что я сосна. Другие называют меня елью. Теперь я не знаю, кто я? Помогите мне и скажите кто я?" Подпись: Зеленая красавица.

- Посмотрите на экран. Можно ли по кроне дерева определить что это за зеленая красавица? (У ели ветки опущены вниз, закрывая ствол. У сосны ветви подняты вверх и начинаются выше, чем с середины ствола, полностью открывая его)

- Посмотрите, ребята с какого дерева эти веточки? (ответы детей)
- Давайте с вами рассмотрим и подтвердим ваши ответы. Что вы видите на веточках?
- Правильно, хвоинки, а вся листва дерева называется хвоей. А деревья с хвоей называют хвойными.

- Посмотрите на хвоинки ели и сосны, как они растут?
- Правильно, у ели хвоинки на веточке сидят по одной, у сосны – по две или парами.
- Давайте сравним хвоинки по цвету, длине, твердости.

- Приложите друг к другу хвоинки ели и сосны. Что мы с вами узнали: у ели хвоинки - короткие, у сосны – длинные. У сосны хвоинки зелёного цвета, а ели темно-зеленые.
- А теперь покатайте и попробуйте скрутить хвоинки. Что можно сказать? У ели хвоинки твердые и колючие, при прокатывании между пальцами, можно ощутить твердые грани.

- У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.
- В народе говорят: "Ёлка колет, сосна гладит".

Физминутка

В хвойный лес сейчас пошли
Шишки там в лесу нашли
Наклонялись, собирали
Ни одной не растеряли.

- Ребята, что вы собирали?
- (Имя ребенка) с какого дерева у тебя шишка? А у тебя?
- Сейчас мы узнаем правильно ли вы назвали.

Практическая часть "Сравнение формы шишки у ели и сосны"

Вывод:

  • у елки шишка - удлиненная, овальная, мягкая , светло-коричневая, чешуйки расположены плотно;
  • у сосны - округлая, жесткая, темно-коричневая, чешуйки расположены неплотно.

- Давайте поиграем с шишками.

Самомассаж шишками

Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём. (берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать. (Поворачиваемся друг за другом, катим вверх, потом вниз)
Шишка, шишечка держись
По спине друга катись. (прокатываем по спине товарища вверх-вниз)

А потом ко мне вернись. (поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём. (берут в правую руку)
В руку левую возьмём (в левую руку)
И опять в руках потрём. (катают шишку между ладоней)

"Шишки сосновые, шишки еловые.
Дайте всем ребятам: силу и здоровье,
Ловкость, красоту, ум и доброту." (все вместе говорят)

- Ребята, а вы знали, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха.
- Когда на улице сухо, шишка "распускается", чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи.

- Накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветер переносит только сухие семена улице сухо, шишка "распускается", чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи.

- Мы с вами сейчас проверим наш опыт, который провели вчера. Расскажи, что мы делали с сосновой шишкой? (Оставили шишку в воде: шишка сначала плавала на поверхности, потому, что лёгкая)
- Посмотрим, что же произошло?

- Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид и опустилась на дно)
- Почему?

- У вас на столе лежат семена-крылатки. вы хотели бы вырастить дерево из семян? Попробуем?
- Рассмотрите их через лупу. Какие они мелкие, правда? Обращаться нужно с ними очень осторожно, чтоб не потерять.
- Вы хотели бы вырастить дерево из семян? Попробуем?

- Для того, чтобы любое семечко взошло нам нужно... что?
- Я приготовила стаканчики с землёй, сделала углубление - вам осталось только положить семечко в углубление и засыпать землёй. Что надо сделать дальше?
- Правильно полить водой, поставить на свет и ...будем ждать когда появятся зелёные листочки.

- Ребята, где мы с вами были?
- Давайте вспомним, что мы узнали о хвойных деревьях?
- Почему эти деревья стоят зеленые?

Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "Ёлочки, сосёночки"

Цель: познакомить детей с особенностями хвойных деревьев: ели и сосны.

Задачи:

  • познакомить с изменением формы шишки под воздействием воды;
  • содействовать воспитанию интереса к изучению природных явлений;
  • совершенствовать связную диалогическую речь, умение отвечать на вопросы полным предложением;
  • воспитывать любознательность, интерес детей к объектам живой и неживой природы.

Предварительная работа - чтение художественной литературы:

  1. С. Михалков "Ёлочка"
  2. К. Ушинский "Спор деревьев"
  3. А. Твардовский "Лес осенью"
  4. В. Лескова "Лечебница под сосной"
  5. И. Соколов-Микитов "У старой сосны"
  6. Г. Скребицкий "Маленький лесовод"

Материалы: картинки с изображением хвойных деревьев: сосны, ели; натуральные шишки хвойных деревьев: сосны и ели, семена крылатки, хвоинки и веточки хвойных деревьев; лупы; салфетка из ткани; баночка с водой.

Ход НОД

- Ребята, сегодня у нас будет необыкновенно интересное путешествие в осенний лес.
- А вы можете объяснить, что означает слово лес?

Лес – это место, где растет много разных деревьев: березы, ели, дубы и другие. В лесу живут дикие животные, птицы, растут грибы и ягоды

- Лес – это дом для трав, грибов, кустарников и деревьев, зверей, птиц, насекомых и человека.
- Ребята, к нам пришло загадочное письмо.

"Здравствуйте, ребята. Вам пишет зеленая, пушистая красавица. К нам приходят много детей. Долго любуются мной и говорят, что я сосна. Другие называют меня елью. Теперь я не знаю, кто я? Помогите мне и скажите кто я?" Подпись: Зеленая красавица.

- Посмотрите на экран. Можно ли по кроне дерева определить что это за зеленая красавица? (У ели ветки опущены вниз, закрывая ствол. У сосны ветви подняты вверх и начинаются выше, чем с середины ствола, полностью открывая его)

- Посмотрите, ребята с какого дерева эти веточки? (ответы детей)
- Давайте с вами рассмотрим и подтвердим ваши ответы. Что вы видите на веточках?
- Правильно, хвоинки, а вся листва дерева называется хвоей. А деревья с хвоей называют хвойными.

- Посмотрите на хвоинки ели и сосны, как они растут?
- Правильно, у ели хвоинки на веточке сидят по одной, у сосны – по две или парами.
- Давайте сравним хвоинки по цвету, длине, твердости.

- Приложите друг к другу хвоинки ели и сосны. Что мы с вами узнали: у ели хвоинки - короткие, у сосны – длинные. У сосны хвоинки зелёного цвета, а ели темно-зеленые.
- А теперь покатайте и попробуйте скрутить хвоинки. Что можно сказать? У ели хвоинки твердые и колючие, при прокатывании между пальцами, можно ощутить твердые грани.

- У сосны хвоинки мягкие, они легко скручиваются.
- В народе говорят: "Ёлка колет, сосна гладит".

Физминутка

В хвойный лес сейчас пошли
Шишки там в лесу нашли
Наклонялись, собирали
Ни одной не растеряли.

- Ребята, что вы собирали?
- (Имя ребенка) с какого дерева у тебя шишка? А у тебя?
- Сейчас мы узнаем правильно ли вы назвали.

Практическая часть "Сравнение формы шишки у ели и сосны"

Вывод:

  • у елки шишка - удлиненная, овальная, мягкая , светло-коричневая, чешуйки расположены плотно;
  • у сосны - округлая, жесткая, темно-коричневая, чешуйки расположены неплотно.

- Давайте поиграем с шишками.

Самомассаж шишками

Шишку в руки мы возьмём и ладошки потрём. (берут шишку между ладоней и катают)
А потом будем играть по спине её катать. 
(Поворачиваемся друг за другом, катим вверх, потом вниз)
Шишка, шишечка держись
По спине друга катись. 
(прокатываем по спине товарища вверх-вниз)

А потом ко мне вернись. (поворачиваемся с шишкой в двух руках)
В руку правую возьмём. 
(берут в правую руку)
В руку левую возьмём 
(в левую руку)
И опять в руках потрём. 
(катают шишку между ладоней)

"Шишки сосновые, шишки еловые.
Дайте всем ребятам: силу и здоровье,
Ловкость, красоту, ум и доброту." 
(все вместе говорят)

- Ребята, а вы знали, что шишки имеют свойство закрываться и открываться в зависимости от влажности воздуха.
- Когда на улице сухо, шишка "распускается", чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи.

- Накануне дождя или снега, когда влажность воздуха повышается, шишка обычно закрывается, чтобы сохранить семена до лучших времен, поскольку ветер переносит только сухие семена улице сухо, шишка "распускается", чтобы ветер подхватил ее семена и рассеял как можно дальше от материнской особи.

- Мы с вами сейчас проверим наш опыт, который провели вчера. Расскажи, что мы делали с сосновой шишкой? (Оставили шишку в воде: шишка сначала плавала на поверхности, потому, что лёгкая)
- Посмотрим, что же произошло?

- Почему? (Пропиталась водой, пластинки сомкнулись, приняли прежний вид и опустилась на дно)
- Почему?

- У вас на столе лежат семена-крылатки. вы хотели бы вырастить дерево из семян? Попробуем?
- Рассмотрите их через лупу. Какие они мелкие, правда? Обращаться нужно с ними очень осторожно, чтоб не потерять.
- Вы хотели бы вырастить дерево из семян? Попробуем?

- Для того, чтобы любое семечко взошло нам нужно... что?
- Я приготовила стаканчики с землёй, сделала углубление - вам осталось только положить семечко в углубление и засыпать землёй. Что надо сделать дальше?
- Правильно полить водой, поставить на свет и ...будем ждать когда появятся зелёные листочки.

- Ребята, где мы с вами были?
- Давайте вспомним, что мы узнали о хвойных деревьях?
- Почему эти деревья стоят зеленые?

Даже ёлки мы вначале
От сосны не отличали:
Раз растут иголочки,
Значит, это ёлочки.

А когда на ветку ели
Мы поближе поглядели,
Оказалось, что она
Не такая как сосна.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Соль на столе".

Программное содержание:1.     Дать первоначальные представления о соли, как о полезном ископаемом.2.     Развивать краеведческую любознательность; формиро...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе "В мире чувств"

Продолжаем знакомить детей с нашими органами чувств...

конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на тему: "Мастерами славится земля".

Знакомство детей с видами народно-прикладного искусства (Хохлома, Дымка, Гжель, Городец) на занятиях через наглядность, песни, пляски, игры, загадки. Изготовление дымковских игрушек....

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе

Конспект занятия по познавательному развитию.«Откуда к нам хлеб пришел?»(старшая группа) Программное содержаниеПознакомить детей с профессией агронома, хлебороба, тракториста, комбайнера, п...

Конспект НОД по познавательному развитию в старшей группе «Волшебный цветок» с учетом ФГОС ( старшая группа)

ЦЕЛЬ: Развитие у детей интереса к самостоятельному решению познавательных и творческих задач.ЗАДАЧИ:СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ• создать положительный настрой, желание взаимодействовать друг с ...

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературы Тема: «Железная дорога по рассказу Б. Житкова "Что я видел"»

Конспект занятия по познавательному развитию в старшей группе на основе чтения произведений познавательной литературыТема: «Железная дорога по рассказа Б. Житкова "Что я видел"»Ц...