"В мире металла"
план-конспект занятия по окружающему миру (старшая группа)
Крнспект непосредственно образовательной деятельности в старшей группе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
v_mire_metalla.docx | 21.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект НОД по ФЦКМ в старшей группе «В мире металла»
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла. Научить находить металлические предметы в ближайшем окружении. Уточнить и обобщить представления детей о свойствах и качествах металла: гладкий-шершавый, блестящий, теплый-холодный, вес, теплопроводность, магнетизм, звук. Закрепить правила обращения с горячими предметами. Развивать умение изучать свойства материалов опытным путем. Способствовать обогащению словарного запаса воспитанников новыми словами.
Материал: картинки с изображением металлических предметов (кастрюля, иголка, утюг, ложка, ножницы, гвоздь, линейка, ключ, магниты и т. д.)
Ход занятия:
1). Организационный момент
Приветствие
Встанем мы в кружочек дружно,
Поздороваться нам нужно
Говорю тебе «Привет!»
Улыбнись скорей в ответ.
Здравствуй правая рука,
Здравствуй левая рука,
Здравствуй друг, здравствуй друг,
Здравствуй весь наш дружный круг.
2). Мотивационная деятельность
Воспитатель: Ребята, сегодня сегодня мы отравимся в чудесный мир. А вот в мир чего, вы узнаете, отгадав загадки.
1. Загадки:
Если я пуста бываю,
Про себя не забываю,
Но когда несу еду,
Мимо рта я не пройду.
(Ложка)
Бьют Ермилку
По затылку,
А он не плачет,
Только ножку прячет.
Бьют парнишку по фуражке,
Чтоб пожил он в деревяшке.
(Гвоздь)
Полежит он без вниманья
Целый день в твоем кармане.
Без него домой придешь -
В дом не попадешь.
(Ключ от замка)
Идет пароход —
То взад, то вперед,
А за ним такая гладь —
Ни морщинки не видать.
(Утюг)
Всех на свете обшивает
Что сошьет - не надевает.
(Игла)
Два кольца, два конца,
Посередине гвоздик.
(Ножницы)
У него большой живот,
А совсем не бегемот.
Хобот—нос приподнял он,
Но, однако же, не слон.
И пыхтит он через нос
На плите как паровоз.
(Чайник)
Воспитатель: Ребята, вы уже наверное догадались о чем мы сегодня будем говорить?
Да, о металле и его свойствах
- Кто знает, из чего сделаны все эти предметы? (Из металла).
- Если эти предметы сделаны из металла, значит они какие? (Металлические).
- Рассмотрите внимательно все предметы, которые лежат перед вами на столике. (Дети рассматривают внимательно, исследуют предметы на ощупь).
2. Рассказ о металлах
Когда-то давным-давно люди еще ничего не знали о металлах. И многие нужные вещи делали из других материалов. Например, иголки - из костей рыб, а топоры - из камня и дерева, но эти изделия были непрочные, часто ломались. Человеку нужен был новый материал. Однажды человек увидел таинственную гору, которая извергала огонь и раскаленные камни. Теперь все знают, что такие горы называются вулканами. Когда извержение заканчивалось, камни остывали. И самые смелые и пытливые люди стали изучать свойства таких камней. Оказалось, что они очень прочные и из них под воздействием высоких температур, путём плавки, ковки можно сделать топор надежнее, того, что из камня и дерева. Этот материал человек потом назвал …. металл. Вот так наблюдательность, пытливость людей помогла открыть новый материал. Много веков предметы из металла, верно, служат человеку. Богат и интересен мир металлов. Металл – это материал, созданный человеком, он обладает разными свойствами и качествами. Посуда из металла может быть чугунной, алюминиевой; посуда из чугуна (горшки, сковородки) отличается прочностью, стойкостью к высоким температурам; посуда из алюминия серебристого цвета, она прочная, легкая, хорошо моется. Свойства металлов необычайно разнообразны.
Физкультминутка
Быстро встаньте, улыбнитесь,
Выше, выше подтянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите,
Поднимите, опустите,
Влево, вправо повернулись,
Рук коленями коснулись.
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
3. Опытно-экспериментальная деятельность
Дети кладут металлические предметы на батарею, трогают и отмечают, что через некоторое время она стала теплой. Значит, металл имеет свойство нагреваться и сохранять определённое время тепло. Металл проводит тепло и обладает теплопроводностью.
Определение веса: предлагаю детям взять в одну руку металлическую ложку, а в другую - деревянную. Затем ложки кладут в таз с водой: металлические сразу тонут, они тяжёлые.
Звук металла: предлагаю детям выбрать предметы из металла (из дерева, пластмасса) и слегка постучать ими. Металлические предметы звучат громче.
Ржавчина: предлагаю рассмотреть ещё раз внимательно все металлические предметы. Обращаю внимание детей сначала на гладкие и блестящие предметы, а затем на шершавые – ржавые. Что происходит с металлическими предметами, которые постоянно взаимодействуют с влагой?
Если металл некоторое время полежит в воде или будет находиться во влажной среде – он заржавеет.
Проводим магнитом над мелкими предметами. Что произошло? Дети рассматривают магнит, делают выводы. С помощью магнита дети находят металлические предметы в группе (скрепки, проволочки, ключи, гайки, болтики и др.) Дети делают выводы, металлические предметы притягиваются магнитом, обладают магнетизмом.
(Дети дают ответы, которые дополняю, обобщаю: металл гладкий, блестящий, серебристый, острый, прочный, твердый, холодный, тяжёлый и т. д.).
Гимнастика для глаз
А сейчас, а сейчас
Всем гимнастика для глаз.
Глаза крепко закрываем,
Дружно вместе открываем.
Снова крепко закрываем
И опять их открываем.
Смело можем показать,
Как умеем мы моргать.
Головою не верти,
Влево посмотри,
Вправо погляди.
Глазки влево, глазки вправо -
Упражнение на славу.
Глазки вверх, глазки вниз,
Поработай, не ленись!
И по кругу посмотрите.
Прямо, ровно посидите.
Посидите ровно, прямо,
Закройте глазки вы руками.
4. Игра «Отгадай, чей звук»
Отвернувшись дети слушают звук и угадывают, какой предмет звенит: металл, дерево, стаканчики из хрусталя, колокольчик, камни, ракушки.
5. Игра «Чудесный мешочек»
Мешочек с предметами из разных материалов: металла, дерева, пластмассы. Воспитатель просит закрыть глаза и на ощупь определить, предмет, из какого материала вы достали. (Дети могут постучать предметом).
6. Игра «Кто больше»
Назвать как можно больше предметов из металла, которые находятся в нашей группе. Это ножки столиков, отопительные радиаторы, батареи, чайник, половники, ложки, вёдра, кастрюли, дверные ручки, навесы и т. д.
7. Игра «Правда – неправда»
Называю свойства и качества металла в правильном и неправильном значении. Если, правда, то дети хлопают в ладоши 1 раз, а если неправда, т. е. неправильно, то дети сидят тихо.
- Не нагревается на солнце.
- В воде не тонет.
- На огне нагревается!
- Тонет в воде!
- Намагничивает деревянные предметы.
- Под воздействием влаги ржавеют.
- Металлы обладают магнетизмом. (Кроме алюминия).
- Блестящие!
- Металлы звонкие!
Итог.
- Какими свойствами и качествами может обладать металл? (металл твердый, прочный и т. д.).
- Что произойдет с предметами из металла, если их опустить в воду? (они утонут). Нагреть на огне (нагреются, обладают теплопроводностью). С помощью чего металл притягивает другие металлические предметы? (магнит). Все металлы обладают магнетизмом. Что происходит с металлами под воздействием влаги? (ржавеют).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Творческий проект "В мире металла"
Цель проекта: помочь раскрыть перед детьми удивительный, многообразный мир, мир продуктов творческой деятельности человека....
В мире металла и дерева
В мире металла и дерева...
Конспект ООД по познавательному развитию "В мире металла"
Цель: Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении; уточнить и обобщить представления детей ...
"В мире металла"
Методическая разработка по ознакомлению с предметным окружением "В мире металла" для детей старшего дошкольного возраста....
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением «В мире металла» (старшая группа)Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить н...
Конспект НОД по ознакомлению с предметным окружением в старшей группе «В мире металла»
Программное содержание. Познакомить детей со свойствами и качествами металла; научить находить металлические предметы в ближайшем окружении.Задачи....
Познавательное развитие (предметное окружение) «В мире металла»
Задачи:Образовательные:Расширять знания детей о металле, ее качествах и свойствах посредством опытно-экспериментальной деятельности.Обогащать речь детей глаголами и прилагательными, характеризующими с...