Социальный проект «Защитники природы» для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)

Комарова Вера Петровна

Формирование у дошкольников необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды детской деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную.

Видео-презентация на страничке "видео".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Защитники природы67.97 КБ
Файл analiticheskaya_zapiska_2.docx25.63 КБ

Предварительный просмотр:

 Управление образования, молодежной политики и спорта

Администрации Шелеховского района

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Шелеховского района «Детский сад № 9 «Подснежник»

(МКДОУ «Детский сад № 9 «Подснежник»)

666034 Иркутская область, г. Шелехов, квартал8, дом 14, тел./факс:8 (39550) 6-10-91, 4-30-03

        

Социальный проект

 «Защитники природы»

для детей старшей группы

Авторы:

Комарова Вера Петровна, воспитатель

Климова Елена Валерьевна, воспитатель

Шелехов, 2021


Содержание

1.

Характеристика социального проекта

  1.  Актуальность реализации проекта

1.2. Взаимосвязь цели и задач проекта

1.3. Ожидаемые результаты и продукты проектной деятельности

2.

Этапы реализации социального проекта

2.1. Подготовительный этап (разработка проекта)

2.2. Основной этап проекта (практический)

2.3. Заключительный этап проекта (продукты проектной деятельности)

3.

Результативность в рамках реализуемого социального проекта

4.

Список используемой литературы

5.

Приложения

Приложение №1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье»

Приложение № 2. Картотека опытов и экспериментов, фото

Приложение № 3. Конспект квест-игры «Письмо из будущего»

Приложение № 4. Сценарий развлечения «Посвящение в эколята»

Приложение № 5. Консультация для родителей «Маленькие огородники»

Приложение № 6. Листовки по природоохранной тематике

Приложение № 7. Картотека экологических логических задач для детей старшего дошкольного возраста

Приложение №8. Картотека проблемных ситуаций (ТРИЗ) экологической направленности

Приложение№9. Картотека экологических игр

Приложение № 10. Гистограмма мониторинга познавательного развития в области экологии детей старшего дошкольного возраста


1. Характеристика социального проекта

«Экология стала самым громким словом на земле,

громче войны и стихии.

Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды,

никогда прежде не существовавшей перед человечеством».

В. Г. Распутин.

Тип проекта: социальный; информационно-познавательный; творческий.

Вид проекта: групповой

Продолжительность проекта: долгосрочный

Возраст: 5-6лет

Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников

Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие

1.1. Актуальность реализации проекта

В современной системе образования воспитание у детей экологической грамотности выступает на первый план.  Проблема загрязнения окружающей среды и ухудшения экологической обстановки всё больше обращает на себя внимание современного общества. В окружающем нас социуме всё более явным становится негативное отношение к миру, к действительности, природе. Дети не знают о происходящих экологических проблемах, не стремятся заботиться об окружающей среде, не думают о последствиях, когда засоряют бульвары, парки, леса, портят чистоту улиц и других мест. Зачастую родители не уделяют внимания воспитанию у детей экологической культуры, так как сами загрязняют окружающую среду, нарушают правила поведения в природе, показывая пример детям. Важно, чтобы дети в процессе общения с природой осознавали необходимость её сохранения как среды жизни, источника здоровья. Поэтому предлагаемый проект направлен на формирование у детей экологического сознания - это понимание необходимости охраны природы, способности предвидеть последствия нерадивого отношения к ней; это чувство ответственности каждого отдельно взятого человека за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.

Для решения этой проблемы, мы решили уделить внимание не только формированию первичных представлений у детей о живой и неживой природе, но и ознакомлению детей с природоохранной деятельностью, а также с элементарными навыками правильного поведения и общения с животными, растениями. Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и её обитателей.

В ходе проекта работа была направлена на формирование экологического мышления, что стимулировало интерес к исследовательской деятельности, повышению познавательной активности к миру природы, развитию любознательности и детской инициативы.

Значимостью проекта стало то, что мы познакомили детей с эко-волонтёрским движением, которое позволило в проекте объединить педагогов, детей и родителей для участия в экологических акциях, субботниках, озеленении, принести пользу окружающей природе на территории детского сада.  Для детей мы создали условия, позволяющие работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где каждый смог проявить себя, почувствовать нужным, а значит стать увереннее в своих силах.

Также в ходе проекта   детям представилась возможность реализации своего творческого потенциала - создавая собственные образы природы, воплощая эти образы посредством рисунка, танца, в театральной постановке, ребята формировали в себе положительное эмоциональное отношение к природе и осознанию природы, как неотъемлемой и значимой части своей жизни. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя бездумно мусорить.  Мы наглядно продемонстрировали детям, почему нужно бережно относиться к вещам, беречь их, научили рационально использовать бросовый материал -делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.

Проект реализуется через активную деятельность всех участников проекта и поможет детям осознать и понять к чему ведёт нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.

1.2. Взаимосвязь цели и задач проекта

Цель проекта: Формирование у дошкольников необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды детской деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную

 

Причины, по которым необходима реализация данного проекта:

  • экологическое сознание у детей сформировано недостаточно, в большей степени присутствует потребительское отношение к природе;
  • дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья;
  • недостаточная мотивация и активность в познавательно-исследовательской деятельности;
  • недостаточный кругозор о объектах живой и неживой природы;
  • отсутствие системы планирования мероприятий по просветительской и природоохранной деятельности;
  • у детей недостаточный опыт в природоохранной деятельности;
  • пассивный и недостаточно развитый словарный запас, речевая сторона по данной тематике.

Задачи проекта:

Для детей:

  • формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);
  • развивать устойчивый интерес к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
  • формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения (т.е. формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе);
  • воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления, интерес к природоохранной деятельности;
  • формировать основы безопасного поведения в природе и здорового образа жизни;
  • стимулировать интерес к исследовательской деятельности;
  • способствовать обогащению активного и пассивного словаря и развитию связной речи;
  • развивать творческие способности и коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в команде, совместно планировать действия, договариваться, налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.

Для родителей:

  • способствовать повышению экологической культуры родителей, привлечь их к проблемам экологического воспитания детей и природоохранной деятельности;
  • способствовать формированию родительской ответственности в части экологической культуры и безопасного поведения в природе;
  • способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов, мотивации на сотрудничество с педагогом по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризации просветительской и природоохранной деятельности.

Для педагога:

  • создать условия, методическое обеспечение для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
  • разработать план мероприятий с детьми, направленный на повышение экологической культуры, природоохранной и просветительской деятельности;
  • создать картотеку игр по экологическим проблемам, природоохранной деятельности.
  • пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы: центр природы и экспериментирования;
  • способствовать установлению доброжелательных, партнёрских взаимоотношений педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации, родителей в процессе разработки и реализации проекта.

1.3. Ожидаемые результаты и продукты проектной деятельности

Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:

Для детей:

  • расширение знаний о объектах живой и неживой природы;
  • получение практического опыта в просветительской и природоохранной деятельности;
  • приобретение навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
  • формирование навыков самосохранения и разумного поведения в природе;
  • приобретение умения делать выводы, выделять последовательность действий, анализировать процессы, происходящие в природе, отражать их в речи и схематично;
  • представление о профессиях защитников природы (эколог, лесник) и деятельности государственных, общественных, а также детских природоохранных организациях, эко-волонтёрском движении;
  • повышение познавательной активности;
  • развитие творчества, фантазии;
  • пополнение словаря по экологической тематике.

Для родителей:

  • установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
  • повышение экологической культуры и понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
  • повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания культуры поведения и обучения детей осознанному и созидательному отношению к природе;
  • формирование родительской ответственности за безопасность, жизнь и здоровье детей.

Для педагога:

  • повышение уровня педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность);
  • внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников и природоохранной деятельности;
  • систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности;
  • обогащение РППС;
  • повышение профессионализма воспитателя во взаимодействии с семьями воспитанников;
  • удовлетворенность работой.

Продукты проектной деятельности:

Для детей:

  • изготовление экологических плакатов «Береги лес!», «Будь здоров!», природоохранных знаков;
  • коллаж «Сохраним природу Байкала!»;
  • выставка рисунков «Наш Байкал»;
  • создание серии картин с использованием японской техники «Ошибана» под общим названием «Славное море-священный Байкал»;
  • театрализованная постановка бурятской легенды «О Байкале и дочери его Ангаре»;
  • акция «Добрая зима» (кормушки для птиц);
  • экскурсия в городской парк и по экологической тропе детского сада;
  • родительско-детский мини проект «Чудеса Байкала»;
  • эколого-просветительский флешмоб «Природы защитники!» в рамках фестиваля эколят;
  • изготовление из бросового материала кукол-марионеток и использование их в театральных постановках;
  • трудовой десант на огороде (посадка рассады помидоров, сбор урожая моркови), на территории участка;
  • участие в акции «Дети-цветы жизни!», «Сбережём первоцветы!»;
  • композиция из природного материала «Лесными тропинками»;
  • экологическая лаборатория: опыты и эксперимент (приложение 2);
  • экологическая квест – игра «Письмо из будущего» (приложение 3);
  • развлечение «Посвящение в эколята» (приложение 4);
  • видеоролик эколого-просветительской направленности «Что ты знаешь о Байкале».

Для педагогов:

  • презентация для педагогов и онлайн доклад «Экоигра, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»;
  • презентация и проведение практического семинара для педагогов по теме «Экологическая тропа, как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»;
  • мастер класс и презентация для педагогов «Использование японской техники ошибана для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»;
  • улучшение развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников;
  • подборка материала по тематике в информационную папку (картотека опытов и экспериментов, экологических сказок и игр, проблемных ситуаций).

Для родителей:

  • акция «Дети – цветы жизни!»;
  • консультация «Маленькие огородники» - организация трудовой деятельности летом на даче (приложение 5);
  • создание экологических листовок по охране природы (приложение 6).


2. Этапы реализации проекта

Основные формы реализации проекта:

  • совместная деятельность с детьми;
  • взаимодействие с родителями.

Перед реализацией проекта проводится диагностика представлений у детей об объектах живой и неживой природы, правилах поведения в природе, природоохранной деятельности (приложение10).

Также проводится анкетирование с родителями  на тему «Экологическое воспитание в семье» (приложение 1). Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.

2.1. Подготовительный этап (разработка проекта)

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

  • Подбор методической, научно-популярной экологической литературы, наглядного материала.
  • Подбор художественной литературы об объектах живой и неживой природы.
  • Создание развивающей предметно-пространственной среды.
  • Подбор материала по тематике (экологические игры, сказки, проблемные ситуации, опыты и эксперименты, мнемотаблицы, коллажи).
  • Презентации для педагогов и мастер-класс.
  • Выявление знаний (диагностирование) детей по проблеме.  
  • Чтение познавательной и художественной литературы об объектах неживой и живой природы. Рассматривание иллюстраций н произведений изобразительного искусства. Просмотр видеофильмов о флоре и фауне Байкала, роликов и мультфильмов об охране и бережном отношении к природе.
  • Рассматривание плакатов по охране природы.
  • Решение экологических проблемных ситуаций.
  • Трудовой десант на огороде, участке детского сада.
  • Наблюдения за объектами живой и неживой природы.
  • Экскурсия в городской парк и по экологической тропе.
  • Дидактические, сюжетно-ролевые и подвижные игры.
  • Изготовление поделок из бросового и природного материала.
  • Экспериментирование и опыты.
  • Флешмоб и участие в экологических акциях.
  • Анкетирование родителей
  • Участие в выставках совместного творчества детей и родителей, природоохранных акциях, в благоустройстве территории детского сада.
  • Участие родителей в изготовлении атрибутов к сюжетно-ролевым играм.
  • Пополнение РППС.
  • Изготовление листовок природоохранного содержания.

2.2.  Основной этап (практический)

Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению представлений дошкольников о объектах живой и неживой природы, о правилах поведения в природе и бережном отношении к ней, о рациональном её использовании, о природоохранной деятельности, о безопасности и здоровье. (беседы о природе, наблюдения за объектами неживой и живой природы на прогулке, экскурсии в парк, исследовательская деятельность на экологической тропе, трудовой десант, ознакомление с познавательной и художественной литературой, опыты и эксперименты, рассматривание фотографий, иллюстраций, дидактические игры на сравнение и классификацию, подвижные игры, продуктивная деятельность и т.д.

ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:

Образовательная область

Мероприятия

Социально-коммуникативное развитие

Коммуникативная и игровая деятельность

Беседы:

  • «Кто охраняет природу?»
  • «Какие опасности подстерегают в лесу?» (Формирование безопасного поведения в природе)

Рассматривание журналов: «Здоровье и экология», «Юный натуралист» (Знакомство детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций)

«Копилка идей» для защитников природы (Разработка вместе с детьми правил защитников природы)

Образовательная деятельность:

  • «Лесник-помощник и защитник леса»,
  • «Профессия-эколог» (Сформировать представление детей о профессии лесника, эколога)

Мультфильмы:

  • «Зачем беречь природу?»,
  • «Мальчик и Земля»,
  • «Разделяй» (Воспитание бережного и рационального отношение к природе).

Игра-путешествие «Юные туристы» (Активизация представлений детей о туризме, первой медицинской помощи, правилах поведения в лесу).

Сюжетно-ролевые игры:

  • «Команда спасателей» (Обучение оказанию первой помощи животным, растениям, людям, самим себе).
  • «Туристы в лесу» (Воспитание бережного отношения к природе).

Акция «Защитим Землю от мусора» (Формирование у детей первичных представлений о зависимости здоровья человека от загрязнения окружающей среды; воспитание потребности в соблюдении чистоты в окружающей среде)

Труд на территории детского сада.

Труд на огороде (высадка рассады, уход и сбор урожая).

Дидактические игры:

  • «Полезно- вредно»;
  • «Зелёная аптека» (Формирование представлений о пользе фруктов, овощей, лекарственных травах).
  • «Сортируем мусор правильно» (Развитие умения дифференцировать, сортировать предметы по материалам, из которых они были изготовлены.

Познавательное развитие

Познавательно-исследовательская деятельность

Беседы: 

  • «Это поможет природе» (Знакомство детей с назначением "Красной книги, её отличительными особенностями; формирование представлений детей о взаимосвязях в природе).
  • «Кто в каком ярусе живёт?» (Формирование представлений о «этажах» леса, на каждом этаже свои жильцы, животные и птицы. Они выбирают условия, необходимые для выживания).

Образовательная деятельность «Откуда берётся питьевая вода» (Уточнение представлений детей о значении воды в жизни всего живого; Знакомство детей с тем, как добывают и очищают воду; воспитание потребности осознанного экономного использования воды в быту).

Наблюдение:

  • осенью на прогулке и экологической тропе «Шестиногий народец» (Расширение знаний детей о приспособлении насекомых к среде обитания: питание, способы защиты от врагов, размножении, о жизни насекомых осенью).
  • зимой на участке за птицами «Перелётные и зимующие птицы» (Обогащение представлений детей о птицах, об условиях их жизни, вызвать желание заботиться о них.)
  • весной на прогулке, на экологической тропе «Первоцветы» (Знакомство с особенностями растений весной, их экологическими связями с насекомыми).
  • летом на прогулке и экологической тропе «Погодушка- погода» (Закрепление знаний детей о погоде летом, погодных явлениях, взаимосвязи погоды с состоянием живой   природы: растений, животных, человека).

Работа с календарём природы, моделирование погоды.

Развивающие игры: 

  • «Отгадай, кто где и как маскируется?»
  • «Где чей узор? Почему у насекомых такая разная «одежда»?».

Игра-экспериментирование «Фильтрование воды».

Игра (ходилка) «Путешествие по Байкалу».

Дидактические игры:

  • «Посади птицу в нужное гнездо».
  • «Найди корм для птиц».
  • «А что будет, если…» (в природе нет ничего лишнего, всё в ней взаимосвязано)
  • «Загадки о животных» (Определение экосистемы-зоны обитания для животных)
  • «Пищевые цепи в лесу».
  • «Этажи природы» (Учить детей определять ярус представителя растительного мира, изображённого на картинке).
  • «Правильно-неправильно» (Определить правильно или неправильно был задан вопрос про камень, закрепить свойства камня).
  • «Магазин «Семена» (Знакомство детей с внешним видом семян знакомых деревьев, кустарников, травянистых растений).

Акция и конкурсы: 

  • Конкурс кормушек.
  • Акция «Добрая зима».
  • Акция «Сбережём первоцветы!»

Просмотр мультимедийного фотоальбома «Байкал: флора и фауна» (Знакомство с редкими и уникальными растениями и животными Байкала и Прибайкалья).

Видеофильм «Байкал-лето, осень».  

Целевая прогулка «Хороший и плохой ветер», «Что сделано из камней?» (Обогащение представления детей об объектах неживой природы, природных явлениях, использовании их человеком).

Лаборатория неживой природы: 

  • опыт «Бумажные секреты» (свойства бумаги),
  • опыт «Мусор в земле» (Закрепить знания детей о свойствах материалов, производных которым становится мусор познакомить со свойствами разложения разных предметов),
  • опыт «Изготовление новой бумаги»,
  • опыт «Влияние воды на батарейку»,
  • опыт «Сравнение природного и кинетического песка»,
  • опыт «Причины загрязнения воды»,
  • опыт «Знакомство с капиллярностью бумаги и дерева»,
  • опыт «Атмосферное давление»,
  • наблюдение за циклом развития насекомого – жук зофобас

Экскурсия в городской парк.

Создание видеоролика экологической направленности «Что мы знаем о Байкале»

Художественно-эстетическое развитие

Изобразительная деятельность

Рисование «Осенний натюрморт».

Создание картин в японской технике «Ошибана».

Конструирование и лепка из бросового и природного материала:

  • «Чудеса леса»,
  • «Шишкины истории»,
  • «Узоры осенних листьев»,
  • Создание кукол-марионеток для театральной деятельности (формировать ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру, побуждать к проявлению творчества и фантазии)

Конструирование из бумаги макета бурятской юрты.

Ознакомление детей с искусством плаката:

  • Создание плакатов «Береги природу», «Будь здоров!»
  • Работа с плакатом «Вода в природе и нашем доме».
  • Коллаж «Сохраним природу Байкала!» 
  • Работа с тематическими плакатами «Лес-наше богатство».

Рассматривание картин шелеховских художников о природе родного края.

Альбом «Красная книга родного края».

Рисование на песке

Рисование «Наш Байкал».

Изготовление природоохранных знаков.

Дидактические игры:

  • «Художник по имени природа»,
  • «Цветные нюансы»

Музыкальная деятельность

  • Театрализованная постановка бурятской легенды «О Байкале и дочери его Ангаре»
  • Разучивание песен о природе.
  • Театральные игры с куклами –марионетками из бросового материала.  Рассматривание скульптур животных, лепка животных.

Речевое развитие

Коммуникативная деятельность

Рассматривание картин художников о природе (пейзаж, натюрморт, графика), работа с картинами.

Сочинение сказок о животных и растениях, о неживой природе.

Описательные рассказы о живой и неживой природе по мнемотаблицам, моделям, пиктограммам, коллажам (Добро пожаловать в экологию!)

Решение проблемных ситуаций

Восприятие художественной литературы

Рассматривание и чтение детских журналов о природе:

  • «Филя»,
  • «Свирелька»,
  • «В мире животных»,
  • «Муравейник».
  • Журнал «Сибирячок» (рассказы, стихи и сказки о природе родного края).

Чтение экологических сказок:

  • «История одной капельки»,
  • «Воздух-невидимка»,
  • «Коллекция паучка Чок-Чока»,
  • «Как медвежонок Мишик пень искал»,
  • «История, рассказанная пчёлкой Жужей»,
  • «Как Гео за растениями ухаживал»,
  • «Приключения елового семечка»,
  • «Как Мишик с барбосом познакомился» (Экологические сказки фиолетового леса. Игры Воскобовича),
  • «Жила была   река», «Чей дом лучше?»,
  • «Травинка-путешественница» (Сказки Н. Рыжовой).

Произведения о природе В. Бианки, М. Пришвина, В. Зотова, Н. Сладкова, К. Паустовского.

«Сказки о деревьях и цветах» М. Скребцовой,

«Сказки и рассказы байкальских берегов» М. Тропининой.

Физическое развитие

Двигательная деятельность

Спортивный развлекательный досуг «Сагаалган» (Знакомство с народными традициями народов, населяющих Восточную Сибирь).

Подвижные игры: 

  • «Морские и речные камни»,
  • «Муравьи и муравейник»
  • «Реки и озёра»,
  • «Медведь и пчёлы»,
  • «Какой зверушкой стать хотелось бы тебе»,
  • «Жарки»,
  • «Воробьи и голуби»,
  • «Белка на дереве»,
  • «Водяной»,
  • «Капельки».

Подвижные игры народов Прибайкалья: 

  • «Белый шаман»,
  • «Льдинки, ветер и мороз» (сибирские),
  • «Ищем палочку» (бурятская).

Пальчиковые игры об объектах живой и неживой природы.


2.3. Заключительный этап.

Методическая работа

Взаимодействие с детьми

Взаимодействие с родителями

  • Создание копилки: картотеки опытов и экспериментов, экологических игр и сказок.
  • Обогащение РППС.
  • Участие в педагогическом совете по результатам работы над проектом.
  • Создание картотеки экологических логических задач для детей старшего дошкольного возраста (Приложение 7)
  • Картотека проблемных ситуаций (ТРИЗ) экологической направленности (приложение 8
  • Картотека экологических игр (Приложение 9)
  • Диагностика познавательного развития детей в области экологии по результатам проекта (приложение 10)

  • Макет «Земля –наш общий дом»
  • Композиция из природного материала «Лесными тропинками».
  • Эколого-просветительский флешмоб «Природы защитники».
  • Выставка творческих работ с использованием японской техники ошибана «Славное море-священный   Байкал!»
  • Участие в акции «Дети- цветы жизни!»
  • Совместное создание с детьми эколого-просветительского ролика «Что мы знаем о Байкале»
  • Экологический квест «Письмо из будущего»
  • Создание экологических листовок по охране природы.
  • Участие в акции «Дети- цветы жизни!»
  • Родительско-детский мини-проект «Чудеса Байкала».
  • Консультация «Маленькие огородники (приложение5)


3. Результативность

В результате реализации проекта «Защитники природы» были достигнуты планируемые результаты.

 В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявили любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.  Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки.

У детей повысилась мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира.

В опытно-экспериментальной деятельности воспитанники приобрели умение делать выводы, анализировать процессы, происходящие в природе, выделять последовательность действий, отражать их в речи и схематически отражать результаты опыта в алгоритмах, составлять рассказы по схемам, повысилась их познавательная активность.  Расширили знания о объектах живой и неживой природы.

 Участники проекта приобрели практический опыт в просветительской и природоохранной деятельности, участвуя в экологических акциях, создании плакатов, изготовлении природоохранных знаков, трудовых десантах на участке, огороде и экологической тропе на территории детского сада.  У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. В ходе проекта дети познакомились с профессиями эколога и лесника, узнали о их значимости и роли в защите природы. А также получили представление о том, что одно из правил поведения в природе-это её охрана и сформулировали вывод: именно для того, чтобы люди не причиняли вреда природе, и необходимы правила поведения.

  У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и   здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.

Дети научились замечать красоту и любоваться объектами природы, передавать свои чувства и отношение к природе в продуктивной деятельности (плакаты, коллажи, поделки из природного материала и др.). Познакомились с искусством плаката, что вызвало желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания.

Заинтересованность родителей проблемой обучения детей природоохранной деятельности, правилам безопасного поведения в природе и здорового образа жизни позволила им стать полноправными участниками проекта. Родители понимали, что только их экологическая культура, правильное и разумное поведение по отношению к природе, родительская ответственность за безопасность и здоровье детей будет способствовать формированию у детей экологического сознания. Реализация данного проекта способствовала тесному сплочению между его участниками, у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности, удалось повысить уровень выстраивания партнёрских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников. Работа в проекте позволила систематизировать и повысить качество работы с детьми по формированию элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе через различные виды детской деятельности.

Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.

Заключительным мероприятием проекта стала квест-игра экологической тематики «Письмо из будущего», целью которой было закрепление полученных ранее знаний правил поведения в природе и развлечение «Посвящение в эколята».

Данный проект может быть использован в работе любым педагогом, который может адаптировать его содержание к условиям своей образовательной организации.


4. Список используемой литературы

1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2014.

2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста– СПб.: Детство – Пресс,2018.

3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет. Старшая группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс»,2020.

4. Гуткович И.Я, Сидорчук Т. А. Учимся системно думать вместе с детьми/Отв. Ред.  И.Н. Крохина. _-М.: АРКТИ,2019. (Технология ТРИЗ).

5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство"/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб. ООО "Издательство "Детство - пресс", 2016.

6. Лаврова Л.Н, Чеботарёва И.В. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками: методическое пособие/ -М.: ООО «Русское слово- учебник»,2019.

7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера»,2010.

8. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Цветной мир,2012.

9. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО- М.: Просвещение, 2018.

10. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс,2012.

11. Мишарина Л.А, Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та,2007.

12. Мультимедийный фотоальбом «Байкал: флора и фауна»,2005. Компания «Восьмое небо» г. Иркутск.

13. На прогулку, детский сад! Оборудование прогулочных площадок и организация совместной деятельности с детьми на прогулке/Сост. Н.В. Нищева – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс,2013.

14. Образовательная область "Познавательное развитие"/З.А.Михайлова., М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А. Г. Гогоберидзе. -СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс",2016.   

15. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс,2015.

16. Познавательно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс,2021.

17. Путешествие вокруг Байкала. Познавательная игра для всех. /Л.Кошкарёва. - г. Иркутск, 2015.

18. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка-Пресс,2002.

19. Соколова. Л.А. Экологическая тропа детского сада. -СПб.: «Издательство «Детство-Пресс»,2021.

20. Учебно-методический комплект «Я живу в Прибайкалье» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (авторская педагогическая разработка радикального типа). - Авторский коллектив Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад общеразвивающего вида№15 «Радуга». г. Шелехов, 2012.



Предварительный просмотр:

Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение

Шелеховского района «Детский сад № 9 «Подснежник»

(МКДОУ «Детский сад № 9 «Подснежник»)

666034 Иркутская область, г. Шелехов, квартал8, дом 14, тел./факс:8 (39550) 6-10-91, 4-30-03

Аналитическая записка 

по итогам реализации социально-познавательного проекта

«Защитники природы»

для детей старшего дошкольного возраста.

(педагоги: Комарова Вера Петровна, Климова Елена Валерьевна)

Номинация №2 «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках

 проектной деятельности»

Шелехов, 2021

Содержание аналитической записки

        

  1. Актуальность                                                                                3
  2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами                        3
  3. Оптимальность подбора дидактических материалов                                4
  4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения                                5        
  5. Результативность                                                                        5

Отзыв на проект (в приложениях)

Фото материалы по реализации проекта по ссылке https://disk.yandex.ru/d/vaisOnin-mAG1Q 

Видео материалы по реализации проекта https://disk.yandex.ru/d/jbqLCGwP2wqY5g  


1. Актуальность

В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В современной системе образования воспитание у детей экологической грамотности выступает на первый план. Следовательно, причинами реализации этого проекта стал анализ данных, которые мы выявили в результате анкетирования родителей и мониторинга познавательного развития детей наших групп в области «экология». А именно:

  • Экологическое сознание у детей сформировано недостаточно, в большей степени присутствует потребительское отношение к природе.
  • Дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья.
  • Недостаточный кругозор об объектах живой и неживой природы.
  • Отсутствие системы планирования мероприятий по просветительской и природоохранной деятельности.

Работа над нашим проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды деятельности дошкольников, проходила в повседневной жизни. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и   здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.

Реализуемый социальный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, нормативно-правовым актам и государственным ориентирам в области образования и социального заказа.

2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами

Основная цель проекта заключалась в формировании у дошкольников необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды детской деятельности.

Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои задачи.

Для детей в ходе реализации данного проекта были сформулированы следующие основные задачи:

- формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);

- формирование основ безопасного поведения в природе и здорового образа жизни;

- стимулировать интерес к исследовательской деятельности;

По результатам проведенного мониторинга познавательной активности детей в области экологии можно отметить, что воспитанники приобрели умение делать выводы, анализировать процессы, происходящие в природе, выделять последовательность действий, отражать их в речи и схематически отражать результаты опыта в алгоритмах, составлять рассказы по схемам, повысилась их познавательная активность.  Расширились знания об объектах живой и неживой природы.

Основными задачами при взаимодействии с родителями в ходе проекта были следующие:

- способствовать повышению экологической культуры родителей, привлечь их к проблемам экологического воспитания детей и природоохранной деятельности;

- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов, мотивации на сотрудничество с педагогом по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризации просветительской и природоохранной деятельности.

Заинтересованность родителей проблемой обучения детей природоохранной деятельности, правилам безопасного поведения в природе и здорового образа жизни позволила им стать полноправными участниками проекта. Реализация данного проекта способствовала тесному сплочению между его участниками, у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности, удалось повысить уровень выстраивания партнёрских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников.

Основными задачами для педагогов стали:

- создание условий, методическое обеспечение для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;

 - разработка плана мероприятий с детьми, направленного на повышение экологической культуры, природоохранной и просветительской деятельности;

 - создание картотеки игр по экологическим проблемам, природоохранной деятельности;

 - пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: центр природы и экспериментирования;

 - установление доброжелательных, партнёрских взаимоотношений педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации, родителей в процессе разработки и реализации проекта.

В ходе реализации проекта был значительно повышен уровень педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность). Внедрены в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы по развитию познавательной активности дошкольников и природоохранной деятельности. Работа с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности стала носить более систематизированный и структурированный характер. РППС в группах стала более насыщенной.

3. Оптимальность подбора дидактических материалов

Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие дидактические средства обучения и воспитания:

Словесный метод был использован через приёмы: беседа, анализ и решение экологических проблемных ситуаций, чтение и обсуждение экологических сказок и рассказов, энциклопедий, журналов о природе и экологии «Свирелька», «Юный натуралист», «Муравейник», «В мире животных», «Филя».

Наглядный метод мы использовали в следующих моментах: при выборе и рассматривании картин о природе, презентаций; просмотре познавательных природоохранных видеороликов, при проведении целевых прогулок, экскурсий по экологической тропе на территории детского сада и в городском парке.

В обобщающих беседах использовались отдельные приёмы мнемотехники- мнемотаблицы и коллажи.

Практический метод был использован в продуктивной деятельности, при создании плакатов, листовок экологического содержания, поделок из природного и бросового материала; в познавательно-исследовательской деятельности: в экспериментировании; в социально-коммуникативной: трудовой десант на участке, на огороде, экологической тропе.

Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, использовался метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.

Что касается психолого-педагогических условий, то в ходе реализации нашего проекта были использованы формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. У детей всегда была возможность выбрать материалы, виды активности и участников совместной деятельности и общения (для сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности, подвижных игр и т.д.).

4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения

Были подобраны в полном объеме все необходимые материально-технические ресурсы: 

- информационные: материалы интернет ресурсов, презентации, видеоролики, энциклопедии, журналы экологического содержания;

- методические: методическая и теоретическая, научно-популярная литература о природе и природоохранной деятельности;

- материально-технические: центр природы и экспериментирования, иллюстрации, фотографии, плакаты, репродукции картин, разнообразный природный материал для продуктивной деятельности (камни, ракушки, шишки, плоды растений, листья и т.д.), дидактические пособия, картотека опытов и экспериментов, схемы, модели и алгоритмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, коллекции, музыкальный центр, ноутбук, проектор, оборудование для опытов и экспериментов;

- финансовые: спонсорские (родительские) средства, часть дидактических игр, демонстрационного материала были сделаны из бросового материала своими руками.

5. Результативность

В результате реализации проекта «Защитники природы» были достигнуты планируемые результаты.

В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявляли любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности.  Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки. Также в ходе проекта   детям представилась возможность реализации своего творческого потенциала - создавать собственные образы природы, воплощая эти образы посредством рисунка, танца, в театральной постановке.

У детей повысилась мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира. Участники проекта приобрели практический опыт в просветительской и природоохранной деятельности, участвуя в экологических акциях, создании плакатов, изготовлении природоохранных знаков, трудовых десантах на участке, огороде и экологической тропе на территории детского сада.  У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. В ходе проекта дети познакомились с профессиями эколога и лесника, узнали о их значимости и роли в защите природы. А также получили представление о том, что одно из правил поведения в природе- это её охрана и сформулировали вывод: именно для того, чтобы люди не причиняли вреда природе, и необходимы правила поведения. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и   здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.

Заинтересованность родителей проблемой обучения детей природоохранной деятельности, правилам безопасного поведения в природе и здорового образа жизни позволила им стать полноправными участниками проекта. Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.

Для нас, как для педагогов реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технологий. Поэтому, мы считаем, что данный проект может быть использован в работе любым педагогом, который может адаптировать его содержание к условиям своей образовательной организации.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы

Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы...

Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)

Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....

Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы

Формировать познавательный интерес дошкольников к миру природы....

Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа

Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....

Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы.

                Конспект экскурсии в природу  для детей старшей группы.Тема: Экологическая тропа.Цель:  В игровой форме продолжить наблюдение з...

Развлечение по экологии «Мы друзья природы», для детей старшей группы

Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Все это называется природа,Давайте же всегда её беречь!...

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»

Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...