Социальный проект «Защитники природы» для детей старшей группы
проект по окружающему миру (старшая группа)
Формирование у дошкольников необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды детской деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную.
Видео-презентация на страничке "видео".
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Защитники природы | 67.97 КБ |
analiticheskaya_zapiska_2.docx | 25.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Управление образования, молодежной политики и спорта
Администрации Шелеховского района
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Шелеховского района «Детский сад № 9 «Подснежник»
(МКДОУ «Детский сад № 9 «Подснежник»)
666034 Иркутская область, г. Шелехов, квартал8, дом 14, тел./факс:8 (39550) 6-10-91, 4-30-03
Социальный проект
«Защитники природы»
для детей старшей группы
Авторы:
Комарова Вера Петровна, воспитатель
Климова Елена Валерьевна, воспитатель
Шелехов, 2021
Содержание
1. | Характеристика социального проекта | |
| ||
1.2. Взаимосвязь цели и задач проекта | ||
1.3. Ожидаемые результаты и продукты проектной деятельности | ||
2. | Этапы реализации социального проекта | |
2.1. Подготовительный этап (разработка проекта) | ||
2.2. Основной этап проекта (практический) | ||
2.3. Заключительный этап проекта (продукты проектной деятельности) | ||
3. | Результативность в рамках реализуемого социального проекта | |
4. | Список используемой литературы | |
5. | Приложения | |
Приложение №1. Анкета для родителей «Экологическое воспитание в семье» | ||
Приложение № 2. Картотека опытов и экспериментов, фото | ||
Приложение № 3. Конспект квест-игры «Письмо из будущего» | ||
Приложение № 4. Сценарий развлечения «Посвящение в эколята» | ||
Приложение № 5. Консультация для родителей «Маленькие огородники» | ||
Приложение № 6. Листовки по природоохранной тематике | ||
Приложение № 7. Картотека экологических логических задач для детей старшего дошкольного возраста | ||
Приложение №8. Картотека проблемных ситуаций (ТРИЗ) экологической направленности | ||
Приложение№9. Картотека экологических игр | ||
Приложение № 10. Гистограмма мониторинга познавательного развития в области экологии детей старшего дошкольного возраста |
1. Характеристика социального проекта
«Экология стала самым громким словом на земле,
громче войны и стихии.
Оно характеризует собой одно и то же понятие вселенской беды,
никогда прежде не существовавшей перед человечеством».
В. Г. Распутин.
Тип проекта: социальный; информационно-познавательный; творческий.
Вид проекта: групповой
Продолжительность проекта: долгосрочный
Возраст: 5-6лет
Участники: воспитатели, дети старшей группы, родители воспитанников
Интеграция образовательных областей: «Физическое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие
1.1. Актуальность реализации проекта
В современной системе образования воспитание у детей экологической грамотности выступает на первый план. Проблема загрязнения окружающей среды и ухудшения экологической обстановки всё больше обращает на себя внимание современного общества. В окружающем нас социуме всё более явным становится негативное отношение к миру, к действительности, природе. Дети не знают о происходящих экологических проблемах, не стремятся заботиться об окружающей среде, не думают о последствиях, когда засоряют бульвары, парки, леса, портят чистоту улиц и других мест. Зачастую родители не уделяют внимания воспитанию у детей экологической культуры, так как сами загрязняют окружающую среду, нарушают правила поведения в природе, показывая пример детям. Важно, чтобы дети в процессе общения с природой осознавали необходимость её сохранения как среды жизни, источника здоровья. Поэтому предлагаемый проект направлен на формирование у детей экологического сознания - это понимание необходимости охраны природы, способности предвидеть последствия нерадивого отношения к ней; это чувство ответственности каждого отдельно взятого человека за сохранение как отдельных видов животных и растений, так и в целом жизни на Земле.
Для решения этой проблемы, мы решили уделить внимание не только формированию первичных представлений у детей о живой и неживой природе, но и ознакомлению детей с природоохранной деятельностью, а также с элементарными навыками правильного поведения и общения с животными, растениями. Правильное поведение в природе включает не только способность предупредить несчастный случай, но также умение и желание не навредить, а сохранить и защитить природу и её обитателей.
В ходе проекта работа была направлена на формирование экологического мышления, что стимулировало интерес к исследовательской деятельности, повышению познавательной активности к миру природы, развитию любознательности и детской инициативы.
Значимостью проекта стало то, что мы познакомили детей с эко-волонтёрским движением, которое позволило в проекте объединить педагогов, детей и родителей для участия в экологических акциях, субботниках, озеленении, принести пользу окружающей природе на территории детского сада. Для детей мы создали условия, позволяющие работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, где каждый смог проявить себя, почувствовать нужным, а значит стать увереннее в своих силах.
Также в ходе проекта детям представилась возможность реализации своего творческого потенциала - создавая собственные образы природы, воплощая эти образы посредством рисунка, танца, в театральной постановке, ребята формировали в себе положительное эмоциональное отношение к природе и осознанию природы, как неотъемлемой и значимой части своей жизни. Проект помог детям и родителям понять, что нельзя бездумно мусорить. Мы наглядно продемонстрировали детям, почему нужно бережно относиться к вещам, беречь их, научили рационально использовать бросовый материал -делать из предметов на выброс оригинальные подарки, различные пособия для познавательной, театральной и игровой деятельности.
Проект реализуется через активную деятельность всех участников проекта и поможет детям осознать и понять к чему ведёт нарушение экологических процессов; какие действия являются экологически нейтральными, а какие мероприятия необходимо провести для пользы природы.
1.2. Взаимосвязь цели и задач проекта
Цель проекта: Формирование у дошкольников необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды детской деятельности: познавательную, ценностно-ориентированную, творческую (художественно-эстетическую), коммуникативную
Причины, по которым необходима реализация данного проекта:
- экологическое сознание у детей сформировано недостаточно, в большей степени присутствует потребительское отношение к природе;
- дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья;
- недостаточная мотивация и активность в познавательно-исследовательской деятельности;
- недостаточный кругозор о объектах живой и неживой природы;
- отсутствие системы планирования мероприятий по просветительской и природоохранной деятельности;
- у детей недостаточный опыт в природоохранной деятельности;
- пассивный и недостаточно развитый словарный запас, речевая сторона по данной тематике.
Задачи проекта:
Для детей:
- формировать у детей элементарные представления о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);
- развивать устойчивый интерес к природе, её неживым и живым объектам и природным явлениям, потребности познания окружающего мира, вдумчивого и бережного отношения к объектам природы;
- формировать систему практических умений по изучению и улучшению состояния окружающей природы, умение видеть причину и следствие того или иного явления, делать выводы, строить логические суждения (т.е. формирование основ экологического мышления, познания основных законов, взаимосвязи и взаимозависимости в природе);
- воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение ответственно ухаживать за растениями и животными, желание наблюдать за жизнью растений и животных, выделять характерные особенности их внешнего вида, способов передвижения, питания, приспособления, интерес к природоохранной деятельности;
- формировать основы безопасного поведения в природе и здорового образа жизни;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности;
- способствовать обогащению активного и пассивного словаря и развитию связной речи;
- развивать творческие способности и коммуникативные навыки, умение взаимодействовать в команде, совместно планировать действия, договариваться, налаживать контакты со сверстниками и взрослыми.
Для родителей:
- способствовать повышению экологической культуры родителей, привлечь их к проблемам экологического воспитания детей и природоохранной деятельности;
- способствовать формированию родительской ответственности в части экологической культуры и безопасного поведения в природе;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов, мотивации на сотрудничество с педагогом по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризации просветительской и природоохранной деятельности.
Для педагога:
- создать условия, методическое обеспечение для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- разработать план мероприятий с детьми, направленный на повышение экологической культуры, природоохранной и просветительской деятельности;
- создать картотеку игр по экологическим проблемам, природоохранной деятельности.
- пополнить развивающую предметно-пространственную среду группы: центр природы и экспериментирования;
- способствовать установлению доброжелательных, партнёрских взаимоотношений педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации, родителей в процессе разработки и реализации проекта.
1.3. Ожидаемые результаты и продукты проектной деятельности
Ожидаемые результаты в ходе реализации проекта:
Для детей:
- расширение знаний о объектах живой и неживой природы;
- получение практического опыта в просветительской и природоохранной деятельности;
- приобретение навыков бережного, созидательного отношения к окружающему миру;
- формирование навыков самосохранения и разумного поведения в природе;
- приобретение умения делать выводы, выделять последовательность действий, анализировать процессы, происходящие в природе, отражать их в речи и схематично;
- представление о профессиях защитников природы (эколог, лесник) и деятельности государственных, общественных, а также детских природоохранных организациях, эко-волонтёрском движении;
- повышение познавательной активности;
- развитие творчества, фантазии;
- пополнение словаря по экологической тематике.
Для родителей:
- установление партнерских отношений родителей и педагогов в совместной организации жизни группы;
- повышение экологической культуры и понимание необходимости в экологическом воспитании детей;
- повышение педагогической компетентности родителей воспитанников в вопросах воспитания культуры поведения и обучения детей осознанному и созидательному отношению к природе;
- формирование родительской ответственности за безопасность, жизнь и здоровье детей.
Для педагога:
- повышение уровня педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность);
- внедрение в педагогическую практику разнообразных форм и методов работы по развитию познавательной активности дошкольников и природоохранной деятельности;
- систематизация и повышение качества работы с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности;
- обогащение РППС;
- повышение профессионализма воспитателя во взаимодействии с семьями воспитанников;
- удовлетворенность работой.
Продукты проектной деятельности:
Для детей:
- изготовление экологических плакатов «Береги лес!», «Будь здоров!», природоохранных знаков;
- коллаж «Сохраним природу Байкала!»;
- выставка рисунков «Наш Байкал»;
- создание серии картин с использованием японской техники «Ошибана» под общим названием «Славное море-священный Байкал»;
- театрализованная постановка бурятской легенды «О Байкале и дочери его Ангаре»;
- акция «Добрая зима» (кормушки для птиц);
- экскурсия в городской парк и по экологической тропе детского сада;
- родительско-детский мини проект «Чудеса Байкала»;
- эколого-просветительский флешмоб «Природы защитники!» в рамках фестиваля эколят;
- изготовление из бросового материала кукол-марионеток и использование их в театральных постановках;
- трудовой десант на огороде (посадка рассады помидоров, сбор урожая моркови), на территории участка;
- участие в акции «Дети-цветы жизни!», «Сбережём первоцветы!»;
- композиция из природного материала «Лесными тропинками»;
- экологическая лаборатория: опыты и эксперимент (приложение 2);
- экологическая квест – игра «Письмо из будущего» (приложение 3);
- развлечение «Посвящение в эколята» (приложение 4);
- видеоролик эколого-просветительской направленности «Что ты знаешь о Байкале».
Для педагогов:
- презентация для педагогов и онлайн доклад «Экоигра, как средство развития речи детей старшего дошкольного возраста»;
- презентация и проведение практического семинара для педагогов по теме «Экологическая тропа, как средство формирования экологической культуры у детей дошкольного возраста»;
- мастер класс и презентация для педагогов «Использование японской техники ошибана для художественно-эстетического развития детей дошкольного возраста»;
- улучшение развивающей предметно-пространственной среды для воспитанников;
- подборка материала по тематике в информационную папку (картотека опытов и экспериментов, экологических сказок и игр, проблемных ситуаций).
Для родителей:
- акция «Дети – цветы жизни!»;
- консультация «Маленькие огородники» - организация трудовой деятельности летом на даче (приложение 5);
- создание экологических листовок по охране природы (приложение 6).
2. Этапы реализации проекта
Основные формы реализации проекта:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями.
Перед реализацией проекта проводится диагностика представлений у детей об объектах живой и неживой природы, правилах поведения в природе, природоохранной деятельности (приложение10).
Также проводится анкетирование с родителями на тему «Экологическое воспитание в семье» (приложение 1). Семья занимает важное место в экологическом воспитании человека. Именно в семье формируются основы духовного и культурного облика, закладываются вкусы и привычки.
2.1. Подготовительный этап (разработка проекта)
Методическая работа | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
|
|
|
2.2. Основной этап (практический)
Представляет собой внедрение в воспитательно - образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению представлений дошкольников о объектах живой и неживой природы, о правилах поведения в природе и бережном отношении к ней, о рациональном её использовании, о природоохранной деятельности, о безопасности и здоровье. (беседы о природе, наблюдения за объектами неживой и живой природы на прогулке, экскурсии в парк, исследовательская деятельность на экологической тропе, трудовой десант, ознакомление с познавательной и художественной литературой, опыты и эксперименты, рассматривание фотографий, иллюстраций, дидактические игры на сравнение и классификацию, подвижные игры, продуктивная деятельность и т.д.
ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ:
Образовательная область | Мероприятия |
Социально-коммуникативное развитие | Коммуникативная и игровая деятельность Беседы:
Рассматривание журналов: «Здоровье и экология», «Юный натуралист» (Знакомство детей с деятельностью государственных и общественных, а также детских природоохранных организаций) «Копилка идей» для защитников природы (Разработка вместе с детьми правил защитников природы) Образовательная деятельность:
Мультфильмы:
Игра-путешествие «Юные туристы» (Активизация представлений детей о туризме, первой медицинской помощи, правилах поведения в лесу). Сюжетно-ролевые игры:
Акция «Защитим Землю от мусора» (Формирование у детей первичных представлений о зависимости здоровья человека от загрязнения окружающей среды; воспитание потребности в соблюдении чистоты в окружающей среде) Труд на территории детского сада. Труд на огороде (высадка рассады, уход и сбор урожая). Дидактические игры:
|
Познавательное развитие | Познавательно-исследовательская деятельность Беседы:
Образовательная деятельность «Откуда берётся питьевая вода» (Уточнение представлений детей о значении воды в жизни всего живого; Знакомство детей с тем, как добывают и очищают воду; воспитание потребности осознанного экономного использования воды в быту). Наблюдение:
Работа с календарём природы, моделирование погоды. Развивающие игры:
Игра-экспериментирование «Фильтрование воды». Игра (ходилка) «Путешествие по Байкалу». Дидактические игры:
Акция и конкурсы:
Просмотр мультимедийного фотоальбома «Байкал: флора и фауна» (Знакомство с редкими и уникальными растениями и животными Байкала и Прибайкалья). Видеофильм «Байкал-лето, осень». Целевая прогулка «Хороший и плохой ветер», «Что сделано из камней?» (Обогащение представления детей об объектах неживой природы, природных явлениях, использовании их человеком). Лаборатория неживой природы:
Экскурсия в городской парк. Создание видеоролика экологической направленности «Что мы знаем о Байкале» |
Художественно-эстетическое развитие | Изобразительная деятельность Рисование «Осенний натюрморт». Создание картин в японской технике «Ошибана». Конструирование и лепка из бросового и природного материала:
Конструирование из бумаги макета бурятской юрты. Ознакомление детей с искусством плаката:
Рассматривание картин шелеховских художников о природе родного края. Альбом «Красная книга родного края». Рисование на песке Рисование «Наш Байкал». Изготовление природоохранных знаков. Дидактические игры:
Музыкальная деятельность
|
Речевое развитие | Коммуникативная деятельность Рассматривание картин художников о природе (пейзаж, натюрморт, графика), работа с картинами. Сочинение сказок о животных и растениях, о неживой природе. Описательные рассказы о живой и неживой природе по мнемотаблицам, моделям, пиктограммам, коллажам (Добро пожаловать в экологию!) Решение проблемных ситуаций Восприятие художественной литературы Рассматривание и чтение детских журналов о природе:
Чтение экологических сказок:
Произведения о природе В. Бианки, М. Пришвина, В. Зотова, Н. Сладкова, К. Паустовского. «Сказки о деревьях и цветах» М. Скребцовой, «Сказки и рассказы байкальских берегов» М. Тропининой. |
Физическое развитие | Двигательная деятельность Спортивный развлекательный досуг «Сагаалган» (Знакомство с народными традициями народов, населяющих Восточную Сибирь). Подвижные игры:
Подвижные игры народов Прибайкалья:
Пальчиковые игры об объектах живой и неживой природы. |
2.3. Заключительный этап.
Методическая работа | Взаимодействие с детьми | Взаимодействие с родителями |
|
|
|
3. Результативность
В результате реализации проекта «Защитники природы» были достигнуты планируемые результаты.
В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявили любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки.
У детей повысилась мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира.
В опытно-экспериментальной деятельности воспитанники приобрели умение делать выводы, анализировать процессы, происходящие в природе, выделять последовательность действий, отражать их в речи и схематически отражать результаты опыта в алгоритмах, составлять рассказы по схемам, повысилась их познавательная активность. Расширили знания о объектах живой и неживой природы.
Участники проекта приобрели практический опыт в просветительской и природоохранной деятельности, участвуя в экологических акциях, создании плакатов, изготовлении природоохранных знаков, трудовых десантах на участке, огороде и экологической тропе на территории детского сада. У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. В ходе проекта дети познакомились с профессиями эколога и лесника, узнали о их значимости и роли в защите природы. А также получили представление о том, что одно из правил поведения в природе-это её охрана и сформулировали вывод: именно для того, чтобы люди не причиняли вреда природе, и необходимы правила поведения.
У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.
Дети научились замечать красоту и любоваться объектами природы, передавать свои чувства и отношение к природе в продуктивной деятельности (плакаты, коллажи, поделки из природного материала и др.). Познакомились с искусством плаката, что вызвало желание у детей к созданию собственного плаката природоохранного содержания.
Заинтересованность родителей проблемой обучения детей природоохранной деятельности, правилам безопасного поведения в природе и здорового образа жизни позволила им стать полноправными участниками проекта. Родители понимали, что только их экологическая культура, правильное и разумное поведение по отношению к природе, родительская ответственность за безопасность и здоровье детей будет способствовать формированию у детей экологического сознания. Реализация данного проекта способствовала тесному сплочению между его участниками, у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности, удалось повысить уровень выстраивания партнёрских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников. Работа в проекте позволила систематизировать и повысить качество работы с детьми по формированию элементарных экологических знаний и культуры поведения в природе через различные виды детской деятельности.
Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.
Заключительным мероприятием проекта стала квест-игра экологической тематики «Письмо из будущего», целью которой было закрепление полученных ранее знаний правил поведения в природе и развлечение «Посвящение в эколята».
Данный проект может быть использован в работе любым педагогом, который может адаптировать его содержание к условиям своей образовательной организации.
4. Список используемой литературы
1. Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. - М.: ТЦ Сфера, 2014.
2. Воронкевич О. А. Добро пожаловать в экологию! Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста– СПб.: Детство – Пресс,2018.
3. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Дидактический материал для работы с детьми 5-6 лет. Старшая группа. Коллажи, мнемотаблицы, модели, пиктограммы. – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс»,2020.
4. Гуткович И.Я, Сидорчук Т. А. Учимся системно думать вместе с детьми/Отв. Ред. И.Н. Крохина. _-М.: АРКТИ,2019. (Технология ТРИЗ).
5. Комплексная образовательная программа дошкольного образования "Детство"/Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др.-СПб. ООО "Издательство "Детство - пресс", 2016.
6. Лаврова Л.Н, Чеботарёва И.В. Экология и краеведение в проектной деятельности с дошкольниками: методическое пособие/ -М.: ООО «Русское слово- учебник»,2019.
7. Лыкова И. А. Дидактические игры и занятия. Интеграция художественной и познавательной деятельности дошкольников. – М.: Издательский дом «Карапуз» - Творческий центр «Сфера»,2010.
8. Лыкова И.А., Рыжова Н.А. Интеграция эстетического и экологического образования в детском саду. Учебно-методическое пособие. – М.: Цветной мир,2012.
9. Михайлова-Свирская Л. В. Метод проектов в образовательной работе детского сада: пособие для педагогов ДОО- М.: Просвещение, 2018.
10. Михайлова З.А., Бабаева Т.И., Кларина Л.М., Серова З.А. Развитие познавательно-исследовательских умений у старших дошкольников. – СПб.: Детство-Пресс,2012.
11. Мишарина Л.А, Горбунова В.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с растительным и животным миром Прибайкалья: учебное пособие. – Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та,2007.
12. Мультимедийный фотоальбом «Байкал: флора и фауна»,2005. Компания «Восьмое небо» г. Иркутск.
13. На прогулку, детский сад! Оборудование прогулочных площадок и организация совместной деятельности с детьми на прогулке/Сост. Н.В. Нищева – СПб.: «Издательство «Детство-Пресс,2013.
14. Образовательная область "Познавательное развитие"/З.А.Михайлова., М.Н. Полякова, Т.А. Ивченко, Т.А. Березина, Н.О. Никонова; ред. А. Г. Гогоберидзе. -СПб.: ООО "Издательство "Детство-пресс",2016.
15. Организация опытно-экспериментальной работы в ДОУ. Тематическое и перспективное планирование работы в разных возрастных группах. Выпуск 1 / Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс,2015.
16. Познавательно-исследовательская и опытно-экспериментальная деятельность в детском саду/ Сост. Н. В. Нищева. – СПб.: Детство – Пресс,2021.
17. Путешествие вокруг Байкала. Познавательная игра для всех. /Л.Кошкарёва. - г. Иркутск, 2015.
18. Рыжова Н.А. Не просто сказки. Экологические рассказы, сказки и праздники. – М.: Линка-Пресс,2002.
19. Соколова. Л.А. Экологическая тропа детского сада. -СПб.: «Издательство «Детство-Пресс»,2021.
20. Учебно-методический комплект «Я живу в Прибайкалье» для детей среднего и старшего дошкольного возраста (авторская педагогическая разработка радикального типа). - Авторский коллектив Муниципального казённого дошкольного образовательного учреждения Шелеховского района «Детский сад общеразвивающего вида№15 «Радуга». г. Шелехов, 2012.
Предварительный просмотр:
Муниципальное казённое дошкольное образовательное учреждение
Шелеховского района «Детский сад № 9 «Подснежник»
(МКДОУ «Детский сад № 9 «Подснежник»)
666034 Иркутская область, г. Шелехов, квартал8, дом 14, тел./факс:8 (39550) 6-10-91, 4-30-03
Аналитическая записка
по итогам реализации социально-познавательного проекта
«Защитники природы»
для детей старшего дошкольного возраста.
(педагоги: Комарова Вера Петровна, Климова Елена Валерьевна)
Номинация №2 «Лучшая методическая разработка, реализуемая в рамках
проектной деятельности»
Шелехов, 2021
Содержание аналитической записки
- Актуальность 3
- Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами 3
- Оптимальность подбора дидактических материалов 4
- Оптимальность подбора ресурсного обеспечения 5
- Результативность 5
Отзыв на проект (в приложениях)
Фото материалы по реализации проекта по ссылке https://disk.yandex.ru/d/vaisOnin-mAG1Q
Видео материалы по реализации проекта https://disk.yandex.ru/d/jbqLCGwP2wqY5g
1. Актуальность
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир. В современной системе образования воспитание у детей экологической грамотности выступает на первый план. Следовательно, причинами реализации этого проекта стал анализ данных, которые мы выявили в результате анкетирования родителей и мониторинга познавательного развития детей наших групп в области «экология». А именно:
- Экологическое сознание у детей сформировано недостаточно, в большей степени присутствует потребительское отношение к природе.
- Дети плохо представляют значимость и взаимосвязь природы и здоровья.
- Недостаточный кругозор об объектах живой и неживой природы.
- Отсутствие системы планирования мероприятий по просветительской и природоохранной деятельности.
Работа над нашим проектом носила комплексный характер, пронизывала все виды деятельности дошкольников, проходила в повседневной жизни. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.
Реализуемый социальный проект соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта, основной образовательной программе нашего дошкольного учреждения, нормативно-правовым актам и государственным ориентирам в области образования и социального заказа.
2. Взаимосвязь цели и задач с планируемыми результатами
Основная цель проекта заключалась в формировании у дошкольников необходимости бережного и созидательного отношения к природе через различные виды детской деятельности.
Работа по проекту велась по трем основным направлениями: взаимодействие с детьми, взаимодействие с родителями и взаимодействие с педагогами нашего дошкольного учреждения. По каждому из направлений были поставлены свои задачи.
Для детей в ходе реализации данного проекта были сформулированы следующие основные задачи:
- формирование у детей элементарных представлений о взаимосвязях и взаимодействиях живых организмов со средой обитания, бережного отношения к природным объектам (от уровня созерцания до деятельностного, созидательного);
- формирование основ безопасного поведения в природе и здорового образа жизни;
- стимулировать интерес к исследовательской деятельности;
По результатам проведенного мониторинга познавательной активности детей в области экологии можно отметить, что воспитанники приобрели умение делать выводы, анализировать процессы, происходящие в природе, выделять последовательность действий, отражать их в речи и схематически отражать результаты опыта в алгоритмах, составлять рассказы по схемам, повысилась их познавательная активность. Расширились знания об объектах живой и неживой природы.
Основными задачами при взаимодействии с родителями в ходе проекта были следующие:
- способствовать повышению экологической культуры родителей, привлечь их к проблемам экологического воспитания детей и природоохранной деятельности;
- способствовать установлению партнерских отношений родителей и педагогов, мотивации на сотрудничество с педагогом по данной проблеме, развитие творческого потенциала семьи, популяризации просветительской и природоохранной деятельности.
Заинтересованность родителей проблемой обучения детей природоохранной деятельности, правилам безопасного поведения в природе и здорового образа жизни позволила им стать полноправными участниками проекта. Реализация данного проекта способствовала тесному сплочению между его участниками, у родителей и детей появилась заинтересованность в совместной деятельности, удалось повысить уровень выстраивания партнёрских отношений в вопросах работы с семьями воспитанников.
Основными задачами для педагогов стали:
- создание условий, методическое обеспечение для самостоятельной и совместной с взрослыми деятельности детей в рамках реализуемого проекта;
- разработка плана мероприятий с детьми, направленного на повышение экологической культуры, природоохранной и просветительской деятельности;
- создание картотеки игр по экологическим проблемам, природоохранной деятельности;
- пополнение развивающей предметно-пространственной среды группы: центр природы и экспериментирования;
- установление доброжелательных, партнёрских взаимоотношений педагогов, специалистов дошкольной образовательной организации, родителей в процессе разработки и реализации проекта.
В ходе реализации проекта был значительно повышен уровень педагогической компетенции в освоении образовательных технологий (проектная деятельность). Внедрены в педагогическую практику разнообразные формы и методы работы по развитию познавательной активности дошкольников и природоохранной деятельности. Работа с детьми по развитию познавательно-исследовательских способностей через различные виды детской деятельности стала носить более систематизированный и структурированный характер. РППС в группах стала более насыщенной.
3. Оптимальность подбора дидактических материалов
Для достижения поставленной цели и наиболее эффективных результатов в ходе реализации проекта использовались следующие дидактические средства обучения и воспитания:
Словесный метод был использован через приёмы: беседа, анализ и решение экологических проблемных ситуаций, чтение и обсуждение экологических сказок и рассказов, энциклопедий, журналов о природе и экологии «Свирелька», «Юный натуралист», «Муравейник», «В мире животных», «Филя».
Наглядный метод мы использовали в следующих моментах: при выборе и рассматривании картин о природе, презентаций; просмотре познавательных природоохранных видеороликов, при проведении целевых прогулок, экскурсий по экологической тропе на территории детского сада и в городском парке.
В обобщающих беседах использовались отдельные приёмы мнемотехники- мнемотаблицы и коллажи.
Практический метод был использован в продуктивной деятельности, при создании плакатов, листовок экологического содержания, поделок из природного и бросового материала; в познавательно-исследовательской деятельности: в экспериментировании; в социально-коммуникативной: трудовой десант на участке, на огороде, экологической тропе.
Для стимулирования познавательной активности детей и приучения их к самостоятельному поиску решения проблемы, использовался метод игрового обучения, который заключался в проигрывании с детьми игровых проблемных ситуаций.
Что касается психолого-педагогических условий, то в ходе реализации нашего проекта были использованы формы и методы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей, а также интересов и возможностей каждого ребёнка. У детей всегда была возможность выбрать материалы, виды активности и участников совместной деятельности и общения (для сюжетно-ролевых игр, продуктивной деятельности, подвижных игр и т.д.).
4. Оптимальность подбора ресурсного обеспечения
Были подобраны в полном объеме все необходимые материально-технические ресурсы:
- информационные: материалы интернет ресурсов, презентации, видеоролики, энциклопедии, журналы экологического содержания;
- методические: методическая и теоретическая, научно-популярная литература о природе и природоохранной деятельности;
- материально-технические: центр природы и экспериментирования, иллюстрации, фотографии, плакаты, репродукции картин, разнообразный природный материал для продуктивной деятельности (камни, ракушки, шишки, плоды растений, листья и т.д.), дидактические пособия, картотека опытов и экспериментов, схемы, модели и алгоритмы, атрибуты для сюжетно-ролевых игр, коллекции, музыкальный центр, ноутбук, проектор, оборудование для опытов и экспериментов;
- финансовые: спонсорские (родительские) средства, часть дидактических игр, демонстрационного материала были сделаны из бросового материала своими руками.
5. Результативность
В результате реализации проекта «Защитники природы» были достигнуты планируемые результаты.
В ходе проекта каждый ребёнок получил возможность реализовать свои идеи и удовлетворение от действий в течение всего времени работы над проектом. Дети проявляли любознательность, инициативу, самостоятельность в разных видах деятельности, активно взаимодействовали со сверстниками и взрослыми в совместной деятельности. Развивались их коммуникативные способности: умение работать в коллективе, сотрудничать, планировать свою работу, оценивать свои действия и поступки. Также в ходе проекта детям представилась возможность реализации своего творческого потенциала - создавать собственные образы природы, воплощая эти образы посредством рисунка, танца, в театральной постановке.
У детей повысилась мотивационная направленность на самостоятельный поиск и получение новых знаний путём активного взаимодействия с миром в познавательно-исследовательской деятельности, в познании ими свойств и связей окружающего мира. Участники проекта приобрели практический опыт в просветительской и природоохранной деятельности, участвуя в экологических акциях, создании плакатов, изготовлении природоохранных знаков, трудовых десантах на участке, огороде и экологической тропе на территории детского сада. У детей сформировались знания о разнообразных видах деятельности дошкольников по защите природы. В ходе проекта дети познакомились с профессиями эколога и лесника, узнали о их значимости и роли в защите природы. А также получили представление о том, что одно из правил поведения в природе- это её охрана и сформулировали вывод: именно для того, чтобы люди не причиняли вреда природе, и необходимы правила поведения. У детей сформировались первоначальные навыки безопасного поведения в природе и здорового образа жизни, экологически грамотное отношение к бытовым отходам и мусору.
Заинтересованность родителей проблемой обучения детей природоохранной деятельности, правилам безопасного поведения в природе и здорового образа жизни позволила им стать полноправными участниками проекта. Сотрудничество с семьями воспитанников в проекте по экологическому направлению, совместно организованные мероприятия не только помогли обеспечить единство и непрерывность педагогического процесса, но и внесли необходимую детям особую положительную эмоциональную окраску.
Для нас, как для педагогов реализация данного проекта способствовала повышению профессиональной компетенции в освоении современных образовательных технологий. Поэтому, мы считаем, что данный проект может быть использован в работе любым педагогом, который может адаптировать его содержание к условиям своей образовательной организации.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы
Экологический КВН «Мы-друзья природы» для детей старшей группы...
Экологическая викторина « Знатоки природы» (Для детей старшей группы.)
Экологическая викторина проводится с участием двух команд,которые решают поставленные перед ними задачи. В конце викторины команды получают призы....
Конспект экологического КВН на тему «Знатоки родной природы» для детей старшей группы
Формировать познавательный интерес дошкольников к миру природы....
Конспект непрерывной непосредственно образовательной деятельности по экологии Тема: «Мы друзья природы» возраст детей: старшая группа
Закрепить у детей знания о правилах поведения в природе. Учить бережному и доброму отношению к природе. Доставить радость от участия в празднике....
Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы.
Конспект экскурсии в природу для детей старшей группы.Тема: Экологическая тропа.Цель: В игровой форме продолжить наблюдение з...
Развлечение по экологии «Мы друзья природы», для детей старшей группы
Мы любим лес в любое время года,Мы слышим речек медленную речь…Все это называется природа,Давайте же всегда её беречь!...
Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы на тему: «Путешествие в природу»
Конспект занятия по направлению «Познавательное развитие» (ознакомление с миром природой) для детей старшей группы.Тема: «Путешествие в природу»Цель: расширение представлений д...