Проект «Береги природу!»
проект по окружающему миру (старшая группа)
Тип проекта: социально-нравственный, групповой, исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст: 5- 6 лет.
Срок реализации проекта: среднесрочный – 3 месяца.
Актуальность.
Защита природы – дело всего человечества в целом
и каждого человека в отдельности.
Уничтожив природу, человечество погибнет.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt._beregi_prirodu_.docx | 31.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект «Береги природу!»
Берегите землю. Берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях повилики,
На тропинках солнечные блики.
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным покоем,
Ласточку, мелькающую в жите.
Берегите землю! Берегите!
М. Дудин
Тип проекта: социально-нравственный, групповой, исследовательский.
Участники проекта: дети старшей группы, родители, воспитатели.
Возраст: 5- 6 лет.
Срок реализации проекта: среднесрочный – 3 месяца.
Актуальность.
Защита природы – дело всего человечества в целом
и каждого человека в отдельности.
Уничтожив природу, человечество погибнет.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую актуальность, ведь именно в этот период происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры.
Поэтому очень важно развивать у детей интерес к изучению природы родного края, расширять знания детей о взаимосвязях всего живого, воспитывать чувства гордости за родную природу и бережного отношения к ней.
Именно в дошкольном детстве формируются экологические представления об объектах и явлениях природы, являющиеся основой систематических знаний о природной среде и бережном к ней отношении. Но эти представления не формируются на пустом месте. Нужны примеры перед глазами детей. И здесь, в первую очередь, ребенок ориентируется на поведение нас - взрослых. Ведь каждое наше слово, жест, не говоря уже о поступках, могут служить для ребенка примером для подражания.
Вот почему так важно помочь детям освоить новую систему ценностей взаимоотношений с природой, сохранения природного наследия. В связи с хозяйственной деятельностью человека постоянно меняются условия окружающей среды. Природа и растительный мир в частности претерпевают все большие изменения.
Неразумное, недальновидное, а иногда даже и хищническое использование природных ресурсов, а также массовый «не культурный» отдых на лоне природы – все это приводит к уничтожению природы: загрязнению воздуха, почвы, воды, вытаптыванию травянистых растений, поломке деревьев, кустарников, замусориванию растительных сообществ, и просто к уничтожению отдельных видов растений и животных.
Обоснование актуальности проекта:
Глобальное потепление, загрязнение воздуха, воды и земли, изменение климата, сокращение числа редких животных и растений, появление новых заболеваний – вот далеко не все экологические проблемы, с которыми уже сегодня столкнулась наша планета.
Человек не может жить, не используя богатства природы. И именно экология учит, как можно использовать природу, не нанося ей ущерба. Много лет люди брали у нее все, что хотели, не задумываясь о последствиях. А ведь природа и человек – это единое целое.
Природа «плачет» и просит у нас помощи… Ведь уже сейчас исчезают разных виды животных и растений, а некоторые из этих сообществ находятся просто на грани вымирания. Вместо зеленых, богатых кислородом лесов появились пустыни, высохли озера и реки.
Изменить это можно только с помощью экологического образования начиная с дошкольного возраста. Обретение экологической культуры, экологического сознания, экологического мышления – это единственный для человечества выход из сложившейся ситуации.
Цель: Формирование у ребёнка богатого внутреннего мира и системы ценностных отношений к природе, её животному и растительному миру, развитие внутренней потребности любви к природе и, как следствие, бережного отношения к ней.
Задачи:
- Привлечь воспитанников и родителей к проблемам охраны природы.
- Выявить наиболее актуальные экологические проблемы в месте проживания.
- Поддержать и развить интерес детей к исследовательской деятельности, направленной на изучение и сохранение природных экосистем.
- Развивать готовность детей участвовать в практических делах по улучшению природной среды своей малой Родины.
- Воспитывать любовь к природе родного края и необходимость ее охраны, нетерпимость к бессмысленной порче растений, уничтожению птиц, животных, насекомых.
- Активизировать участие родителей в экологическом воспитании детей.
Ожидаемый результат:
У детей сформируются:
- экологические знания, экологическая культура;
- сознание важности природоохранных мероприятий;
- навыки правильного поведения в природной среде;
- чувство милосердия и гуманного отношения к объектам природы;
- эстетическое отношение к окружающей действительности, желание отражать впечатления, полученные в процессе общения с природой в художественно-творческой деятельности.
У родителей:
- расширятся знания по экологическому воспитанию детей;
- повысится интерес к совместной деятельности по защите и охране природы;
- повысится уровень экологической культуры личности.
Содержание этапов проекта
Мероприятия | Задачи | Сроки реализации | Ответственные | Документ |
1 Предварительный этап | ||||
Работа с детьми | Мониторинг знаний детей: уточнить, что дети знают о проблемах охраны природы. Создание альбома для рассматривания по теме. Прослушивание музыкальных композиций, рассматривание иллюстраций на экологическую тематику, чтение художественной литературы по теме проекта и согласно тематическому планированию. | январь | Воспитатели | Конспекты |
Работа с родителями: | Консультация на тему: «Экологическое воспитание детей в семье», «Учите детей любить природу». Беседа с родителями о важности проекта для их детей. Предложили оказать посильную помощь в подготовке лэпбука, фотоальбома, и наглядного материала, поделок из природного материала. | январь | Воспитатели | Консультации |
2.Основной этап | ||||
Повседневная работа с детьми | Чтение художественной литературы по проектной тематике. Рассматривание наглядного материала на тему «Природа», презентаций, видеофильмов экологического содержания. Обсуждение красоты природы в разное время года. Наблюдение за объектами живой и неживой природы. Познавательные, ситуативные беседы. Чтение произведений П. Бажова, Е. Чарушина «Воробей», И.П. Токмаковой «Яблонька», «Ива», «Берёза», «Десять птичек стайка», «Где спит рыбка», В.В. Бианки «Первая охота», Л. Татьяничевой «Живу я в глубине России», А. Яшин «Покормите птиц зимой». Энциклопедии. «Красная книга» - детская энциклопедия. Просмотр видеозаписей с зарисовками о природе. Дидактические игры «Угадай-ка», «Чьи следы?», «Кто как кричит», паззлы-вкладыши «Животные». | |||
Фотоальбом «Природа и мы» | Обогащать лексический запас. Учить детей полно отвечать на вопросы | январь | Воспитатели | Альбом для рассматривания, |
Изготовление кормушек. «Каждой пичужке - кормушка»; «Покормите птиц зимой» | Воспитывать любовь и бережное отношение к зимующим птицам. | январь | Воспитатели, родители | кормушки |
Изготовление поделок из природного материала (скорлупа грецкого ореха, еловые и сосновые шишки). | Учить использовать для поделок природный материал. Развивать фантазию и воображение. Воспитывать творческую инициативу, желание работать с природным материалом. | январь | Воспитатели, родители | Поделки из природного материала |
Фотоальбом. «Мой домашний питомец» | Уметь рассказывать о домашнем животном, знать элементарные правила ухода за ним. | февраль | воспитатели | Фотовыставка |
Экологическая викторина «Любить природу, значит беречь» | Формировать познавательный интерес к жизни растений и животных. Развивать логическое мышление через решение проблемных ситуаций. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе, умение работать в команде. | февраль | воспитатели | конспект |
Посадка и выращивание семян «Огород на окне» | Формировать умение наблюдать, ухаживать за огородными культурами. Учить ребенка оформлять результат наблюдений. Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность. | март | Воспитатели, дети | Огород, Дневник наблюдений. |
Выставка рисунков «Берегите природу» | Развитие экологической этики и воспитание отношения к природе. Привлечение внимание детей и взрослых к существующим проблемам экологии, бережному отношению к природе. | март | Воспитатели | Выставка рисунков. |
Беседа «Правила поведения в лесу» | Формировать обобщенные представления о лесе, как о доме животных и растений, которые находятся в тесной связи между собой. Воспитывать понимание недопустимости разрушения этих взаимосвязей. Развивать знания о правилах поведения в лесу, учить осознанно их применять. | февраль | Воспитатели | Альбом для рассматривания, экологические знаки, иллюстрации экосистем. |
3.Заключительный этап | ||||
Беседа «Берегите природу». (обсудить, что понравилось, что нет, предложить в дальнейшем работать по данной проблеме) | Что понравилось в изучении охраны природы? Что хотели бы изменить? Хотели бы узнать еще что-то? Создать мотивацию у детей к дальнейшему изучению проблемы. | март | Воспитатели | План-конспект |
Результат | ||||
Изготовление лэпбука «Береги живое» и др. | Результат проекта | март | Воспитатели, родители. | лэпбук |
Презентация «Берегите природу» | Результат проекта | март | Воспитатели | презентация |
Макет «Дикие животные леса» | Результат проекта | март | Воспитатели, родители. | Макет |
Пополнение Уголка природы дидактическими играми | Результат проекта | март | воспитатели | Дид. игры |
Результаты реализации проекта:
Во время реализации проекта, получены разнообразные знания по экологии, повысилась значимость экологического и природоохранного воспитания детей, произошло повышение уровня личностного сознания, как у детей, так и у взрослых.
Проект способствовал формированию эмоционально-положительного отношения к окружающему миру, умение видеть его красоту и неповторимость, развитию эстетических чувств у дошкольников, их родителей, педагогов. Дети имеют первоначальные знания и понимание того, что в природе все взаимосвязано, нарушение одной из связей ведёт за собой другие изменения, происходит «цепная реакция», у них (вместе с родителями) сформировано понятие экологической безопасности и первоначальных сведений о рациональном использовании природных ресурсов.
У ребят появились навыки экологически грамотного и безопасного поведения в повседневной жизни. Родители и педагоги убедились в том, насколько актуальна тема экологического образования детей, как части нравственно-патриотического воспитания подрастающего поколения по отношению к Родине, её природным богатствам.
В итоге проведенной работы в рамках данного проекта было отмечено:
- Повышение уровня экологической культуры у детей и их родителей.
- Развитие у детей познавательного интереса к объектам природы ближайшего окружения.
- Развитие исследовательской, практической деятельности в ходе проведения проекта.
Список литературы:
- Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. - Москва: ТЦ Сфера, 2011. - 128 с.
- Егоренков Л.И. Экологическое воспитание дошкольников и младших школьников: Пособие для родителей, педагогов и воспитателей детских дошкольных учреждений, учителей начальных классов. - Москва: АРКТИ, 2001. - 128с.
- Анцыперова Т.А. Экологические проекты как средство формирования познавательного интереса дошкольников к природе / Анцыперова Т.А.// Детский сад от А. до Я. - 2009. - № 1. - С. 152-158.
- Бобылева Л. К природе - с добротой: экологическая беседа со старшими дошкольниками / Бобылева Л., Бобылева О.// Дошкольное воспитание. - 2010. - № 4. - С. 38-43.
- Веревкин И. Активные формы и методы воспитания экологической культуры дошкольников / Веревкин И., Чиженко Н.// Детский сад от А. до Я. - 2008. - № 6. - С. 101-103.
- Воронкевич О.А. «Добро пожаловать в экологию» - современная технология экологического образования дошкольников / Воронкевич О.А.// Дошкольная педагогика. - 2006. - №3. - С. 23-27.
- Едакова И.Б. К вопросу об оценке качества дошкольного образования в условиях введения ФГОС //Начальная школа плюс До и После. 2013. -№12. С. 17-22.
- Зеленкова О.С. Совместная работа детского сада и семьи по экологическому воспитанию детей / Зеленкова О.С.// Дошкольная педагогика. - 2010. - № 1. - С. 57.
- Николаева С.Н. Экологическое воспитание дошкольников / Николаева С.Н. // Педагогика. - 2007. - №5. - С. 22-27.
- Новый закон «Об образовании в Российской Федерации»: текст с изм. и доп. На 2013 г. - М.: Эксмо, 2013. - 208 с.
- От рождения до школы Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования/ под ред. Н.Е.Вераксы, Т.С.Комаровой, М.А.Васильевой. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2011.-336 с.
- Познавательно-исследовательские занятия с детьми 5-7 лет на экологической тропе/ авт.-сост. С.В.Машкова [и др.]. - Волгоград: Учитель, 2012. - 174 с.
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования [Электронный ресурс] // http://medvejonok52.ucoz.ru/FGOS/fgos_do.pdf39.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Детско – родительский экологический проект « Береги природу!»
Формирование экологической культуры детей, расширять представления о природе родного края, о взаимосвязях в ней и о способах ее сохранения. Прививать навыки культурного пове...
Экологический проект «Берегите природу»
Формирование элементарных экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края и воспитание гуманного отношения к объектам приро...
Экологический проект «Берегите природу»
Формирование элементарных экологических представлений детей младшего дошкольного возраста через ознакомление с природой родного края и воспитание гуманного отношения к объектам приро...
Экологический проект «Берегите природу!»
Как известно, сущность экологического образования и воспитания заключается в понимании того, что природа есть основа всего живого на Земле. Природа – это источник здоровья, эстетического наслажд...
Проект "Берегите природу"
Проект "Берегите природу"...
Проект «Берегите природу» (моделирование природных процессов)
Проект «Берегите природу» (моделирование природных процессов)Подготовительная группаТип проекта: проектно – исследовательский.Характер проекта: информационно- практико-ориентированный,исследовательски...
Консультация для родителей "Посильный вклад в охрану природы" - в рамках проекта "Берегите природу"
Консультация для родителей Посильный вклад в охрану природыУчёные прогнозируют глобальную экологическую катастрофу. Сидя в своих уютных квартирах, люди даже и не подозревают, что где-то там, дале...